Истребитель танков Т-13

редактировать

Тип истребителя танков
Истребитель танков Т-13
Истребитель танков Т-13 Б2 бельгийских вооруженных сил.jpg Т-13 Б2 переходит ручей вброд во время поля учения
ТипИстребитель танков
Место происхожденияВеликобритания / Бельгия
История обслуживания
На вооружении1936-1945?
Б / у АвторБельгия. Франция. Нацистская Германия
ВойныВторая мировая война
История производства
КонструкторВиккерс, Miesse, Familleheureux
Разработан1934
ПроизводительVickers и Familleheureux
Произведен1935-1940
№ построен303-311
ВариантыB1, B2, B3
Технические характеристики
Масса4,5 тонны (B1, B2). 5,08 тонны ( B3)
Длина3,65 м (12 футов 0 дюймов)
ШиринаB1 / 2: 1,76 м (5 футов 9 дюймов). B3: 1,87 м ( 6 футов 2 дюйма)
ВысотаB1 / 2: 1,69 м (5 футов 7 дюймов). B3: 1,84 м (6 футов 0 дюймов)
Экипаж3/4: командир / стрелок, водитель, заряжающий

Броня B1 / 2: 6–12 мм (0,24–0,47 дюйма). B 3: 7–13 мм (0,28–0,51 дюйма)
Основное. вооружение47-мм противотанковое ружье образца 1931 года
Дополнительное. вооружениеFN Автоматическая винтовка Браунинг M1918
Двигатель5/6-цилиндровый бензиновый двигатель Meadows
Мощность / масса11,33 л.с. на тонну. 17,32 л.с. на тонну
Трансмиссия4 скорости
ПодвескаПодвески Хорстманна
Рабочий. диапазонB1 / 2: 240 км (150 миль). B3: 400 км
Максимальная скоростьB1 / 2: 40 км / ч. B3: 41 км / ч

T-13 был истребителем танков, который использовался бельгийскими вооруженными силами перед мировой войной. II и во время битвы за Бельгию. Он был разработан Виккерсом и произведен компаниями Vickers, Miesse и Familleheureux и оснащен вооружением. Более ранние Т-13 были созданы на базе импортных гусеничных машин Vickers , которые были оснащены вооружением и броней в Бельгии компанией Miesse; более поздние версии, начиная с версии B3, были полностью лицензированы в Бельгии на заводе Familleheureux. Общие производственные цифры неясны и были занижены по политическим причинам как до, так и после Второй мировой войны, но, как правило, оцениваются в 300 машин, хотя не все были доступны или полностью экипированы 10 мая 1940 года, в начале битвы за Бельгию. Нацистская Германия использовала автомобили после оккупации Бельгии, но в какой степени остается неясным.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Артиллерийский тягач Vickers Carden Loyd 1934 года
  • 3 Дизайн Т-13 B1 / B2
    • 3.1 Производство
  • 4 Дизайн T-13 B3
    • 4.1 Производство
  • 5 История развертывания и эксплуатации
  • 6 Использование Германии
  • 7 Выжившие
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
История

В целом - пристальное наблюдение за политическими и политическими событиями Германии. военные разработки - необходимость в бронированных гусеничных машинах или танках была широко признана бельгийским военным истеблишментом. Однако политическая точка зрения на этот вопрос была несколько более сложной: бельгийское правительство отчаянно пыталось, помня о полном разрушении маленькой страны в Первой мировой войне, сохранить нейтралитет Бельгии с 1936 года и, следовательно, избежать предстоящего европейского конфликта. Политики из политических партий правого крыла хотели, чтобы Бельгия воздержалась от покупки наступательного оружия, такого как танки и бомбардировщики, чтобы не спровоцировать Германию на начало новой войны; политики из партий левого крыла отвергли тяжелое оружие на идеологической основе.

С этой точки зрения истребитель танков Т-13 можно охарактеризовать как результат доктрины нейтралитета Бельгии: машина должна была быть легкой и, следовательно, легкобронированной, и была построена без полностью закрытого боевого отделения. во многом схож с немецкими конструкциями Panzerjäger, в результате чего получилась машина класса истребителей танков, а не настоящий танк. Кроме того, как и в случае с легкими танками Т-15, психологические слова танк или бронетанковое / механизированное подразделение никогда не должны использоваться в официальных обозначениях подразделений, при этом предпочтение отдается словам «бронированный / гусеничный автомобиль» и «историческая кавалерия»..

Артиллерийский тягач Vickers Carden Loyd 1934 года

Поскольку в 1930-х годах бельгийские вооруженные силы осознали необходимость дальнейшей механизации армии, было рассмотрено несколько иностранных платформ. В 1934 году бельгийская армия подписала контракт на поставку 21 или 23 артиллерийских тягачей Vickers Carden Loyd 1934 года с британской фирмой Vickers. Они предназначались как артиллерийские тягачи для горных войск Chasseurs Ardennais, для буксировки недавно приобретенного горного орудия Bofors 75 mm Model 1934. Впечатленные характеристиками машины как на холмистой, так и на равнине, бельгийские вооруженные силы решили немного развить концепцию и экспериментально оснастили трактор двигателем F.R.C. построил 47-мм противотанковую пушку, во многом аналогично предыдущей, но в конечном итоге неудачной SA F.R.C. 47мм эксперимент. О базовой модели артиллерийского тягача Vickers 1934 года известно немного, за исключением того факта, что бельгийская армия, по-видимому, была единственным пользователем этого типа. В своей базовой конфигурации артиллерийский тягач Vickers 1934 был небронирован и в целом мог быть описан как открытый гусеничный легкий грузовик. Он был оснащен 5-цилиндровым бензиновым двигателем Meadows мощностью 51 л.с. с внутренним объемом 3300 куб. См и имел вес пустого 2 тонны. За исключением 75-миллиметровых Chasseurs Ardennais, оснащенных Bofors, никакие другие бельгийские вооруженные подразделения не были оснащены этим типом, бельгийские вооруженные силы вместо этого предпочли более компактный и гораздо менее дорогой в качестве своего основного гусеничного транспортера. Однако, учитывая его успешное использование с горными войсками Chasseurs Ardennais, бельгийские вооруженные силы решили заказать еще 32 машины, которые стали основой для Т-13 B1.

T-13 B1 / B2 design

Довольные работой артиллерийского грузовика Vickers 1934 года, бельгийская армия начала оснащать только что заказанные 32 машины построенными FRC Herstal 47 1931-мм противотанковая пушка. Поскольку это было довольно тяжелое оборудование, а также из-за общей компоновки артиллерийского тягача Vickers с центром тяжести, находящимся далеко от машины, было принято решение просто установить орудие и его башню задом наперед. Автомобиль, чтобы оставить достаточно места для экипажа и боеприпасов.

Общий вид машины имитировал конструкцию машины Vickers, на которой она базировалась. Подвеска была изготовлена ​​из подвески Horstmann, опирающейся на тележки с двумя колесными парами с резиновыми покрытиями на каждую тележку. Эта конструкция, используемая исключительно на легких транспортных средствах, также использовалась на Light Tank Mk VI Королевской армии и была изобретена Сидни Хорстманном. Помимо относительно простоты сборки, компактности и легкости, он обладал преимуществом большого хода и легкости замены при повреждении в полевых условиях. Ведущая звездочка находилась спереди, но не было ни холостых, ни возвратных роликов. Мощность двигателя была представлена ​​5-цилиндровым бензиновым двигателем Meadows мощностью 51 л.с. в сочетании с четырехступенчатой ​​преселекторной коробкой передач. Рулевое управление представляло собой комбинацию отключения привода на одну гусеницу и торможения для увеличения поворота. Поворот башни производился человеком с экипажем из трех человек. Т-13 не были оснащены радиостанцией.

Броневая защита была ограниченной, но все же лучше, чем у легкого танка Т-15 с низкой броней. Лобовая броня как на лобовой переборке, так и на башне была из закаленной стали толщиной 12 мм. Боковая броня базовой машины и башни была ограничена толщиной стали толщиной 6 мм, чтобы минимизировать вес, стоимость и политическое влияние машины. Это означало, что экипаж Т-13 был полностью защищен только от непрямых взрывов и повреждений осколками, адекватно защищен от огня из стрелкового оружия спереди, но не с боков, и, что наиболее важно, вообще не был защищен от большинства легких противотанковых снарядов., например, .50 BMG, противотанковое ружье Boys .55 Boys или немецкое 13,2-мм TuF. Кроме того, необходимо было сложить боковые броневые щиты, чтобы обеспечить полный поворот башни на 360 °, подвергая экипаж дальнейшему обстрелу вражеских винтовок. Если оставить (слегка) бронированные бортовые щиты вверх, то угол поворота башни ограничивался 120 ° во фронтальном направлении.

Вооружение было довольно тяжелым для этой легкой машины, из-за чего истребитель танков Т-13 сильно укусил. Основное вооружение - 47-мм противотанковая пушка образца 1931 года, стреляющая бронебойными снарядами массой 1,52 кг и способная пробивать 47 мм броневой обшивки с расстояния 300 м, что для того времени было впечатляющим показателем. Максимальная дальность стрельбы орудия составляла 2000 м, и, поскольку были доступны как бронебойные, так и осколочно-фугасные снаряды, орудие также имело полезные противопехотные возможности. Вспомогательное вооружение состояло из одной установленной на башне легкой винтовки FN M1918 Browning Automatic Rifle, по сути, бельгийского лицензионного пулемета Browning BAR под особый калибр 7,65x53 мм «Belgian Mauser» вместо американского. 30. Пулемет мог стрелять 500–650 выстрелов в минуту.

Производство

После того, как опытный образец Т-13 Б1 прошел все испытания бельгийской армии, в 1935 году производство истребителя танков было разрешено. Чтобы продолжить: компания Miesse около Бюзингена (недалеко от Брюсселя) поставила 32 Т-13 B1, все на базе импортированных британскими артиллерийскими тягачами Vickers 1934 года. Модель T-13 B2 была дальнейшим развитием модели B1, но мало отличается от модели B1: самое главное, была переработана башня, чтобы придать машине несколько заниженный лобовой силуэт. Все 21 (23 по некоторым источникам) T-13 B2 были, по-видимому, переделаны из ранее заказанных артиллерийских тягачей Vickers для горных войск Chasseurs Ardennais, гусеничный транспорт 75-мм горной пушки M34 Bofors теперь передан меньшим, но более экономичным Vickers / Коммунальный трактор Familleureux. Сборка Т-13 В2 закончилась к 1937 году.

Конструкция Т-13 В3
Два немецких солдата смотрят на трофейный Т13 В3

Хотя бельгийские вооруженные силы в целом были очень довольны возможностями существующих У Т-13 Б1 и Б2 были очевидные проблемы с обеими моделями истребителя танков. Поскольку исходный артиллерийский тягач Vickers не был разработан для использования в качестве истребителя танков, он столкнулся с общей проблемой конструкции машины, называемой `` снижение веса '', которая, по сути, представляет собой постепенное увеличение веса каждый раз, когда к машине добавляется новая функция или возможность. дизайн. Это привело к тому, что первая модель Т-13 была недостаточно мощной, несколько нестабильной в качестве артиллерийской платформы и склонной к механическим сбоям из-за перегрузки и износа. Полная масса составляла 4,5 тонны для бензинового двигателя мощностью 51 л.с. Однако гораздо важнее была уязвимость экипажа из трех человек. И последнее, но не менее важное: импорт полностью собранных машин был технически интересным сокращением, но слишком дорогим решением для размещения истребителя танков в достаточном количестве, особенно с учетом довольно плохих показателей бельгийской экономики из-за мировой великой депрессии и что привело к падению внешнего спроса на промышленную продукцию. Дизайн требовал переосмысления.

Легкий танк Vickers-Carden-Loyd Mk. II B

Итак, в 1936 году новый автомобиль был импортирован от традиционного поставщика, компании Vickers - бельгийский опыт заказов у ​​конкурирующих иностранных компаний, таких как Renault, был очень разочаровывающим (см. AMC 35 ). Это был Vickers-Carden-Loyd Light Dragon Mk. IIB (см. Также Легкие танки Соединенного Королевства ) в экспортном исполнении, оснащенный 6-цилиндровым бензиновым двигателем Meadows мощностью 88 л.с. и коробкой передач типа "аварийный". Общая конструкция машины была практически идентична уже стоящему на вооружении бельгийских вооруженных силах легкому танку Т-15, также разработанному и производимому компанией Vickers. Подвеска была изготовлена ​​из подвески Horstmann, опирающейся на тележки с двумя колесными парами с резиновыми покрытиями на каждую тележку. Ведущая звездочка находилась спереди, направляющие колеса - сзади, с тремя возвратными роликами. Рулевое управление снова представляло собой комбинацию отключения привода на одну гусеницу и торможения для увеличения поворота.

Большая гусеница, наличие возвратных катков и более крупный и мощный двигатель убедили бельгийские вооруженные силы в том, что эта платформа будет превосходить в роли истребителя танков. Кроме того, поскольку завод Familleheureux, компания по производству транспортных средств и тракторов, уже производила лицензионные тракторы Vickers, было принято решение купить лицензию на производство у этой компании вместо того, чтобы напрямую приобретать все автомобили из Великобритании. Это позволило бы увеличить производственный цикл и сделать его более экономичным по сравнению с версией Т-13 В1 / В2.

Окончательный T-13 B3 конструктивно сильно отличался от более ранних версий B1 и B2, с суффиксом B3, очевидно, выбранным, чтобы преуменьшить тот факт, что производился новый истребитель танков, а не вариант старого системы. Это было опять же, как объяснялось ранее, как по внутренним экономическим, так и по политическим причинам, а также для того, чтобы не спровоцировать Германию на новую войну. Шасси Т-13 Б3 было больше, кроме переработанной башни, оно имело коробочный вид. Пушка больше не была направлена ​​назад, как в первых двух версиях. Броня была лишь немного модернизирована до 13 мм стали на лобовых поверхностях и 7 мм стали на бортах, что по-прежнему было недостаточно, чтобы справиться с чем-либо, кроме огня из стрелкового оружия, а также повреждений от взрыва и осколков. Однако шасси было достаточно большим, чтобы разместить экипаж из четырех человек без необходимости в боковых броневых панелях, что также позволяло орудию поворачиваться на 360 ° без снижения (все еще очень низкого) уровня броневой защиты экипажа в процессе кладка ружья. Кормовая часть оставалась открытой, поскольку машина по-прежнему должна была быть лёгкой САУ.

Самым важным и очевидным отличием был более крупный и мощный двигатель, который позволил значительно снизить износ и сделать платформу для наведения орудий более устойчивой и, прежде всего, улучшить маневренность в полевых условиях. Максимальная скорость Т-13 Б3 по эксплуатационным причинам оставалась примерно такой же, как у версий Б1-В2: 41 км в час против 40 км в час. Вооружение, кроме компоновочного и прицельного комплексов, осталось нетронутым, хотя можно было нести больше боеприпасов. Увеличена дальность полета: с 240 км для версий B1-B2 до 400 км для версии B3. Общий вес стал 5,08 тонны.

Производство

Учитывая потребность компании Familleheureux в налаживании производства после приобретения лицензии Vickers в 1936 году, поставки первых серийных T 13 B3 начались только в 1938 году. После второго мира В сентябре 1939 года началась война, производство было увеличено, чтобы укомплектовать новым истребителем танков как можно больше армейских частей. С момента приобретения первых Т-13 Б3, бельгийская армия, наконец, осталась довольна получившимся истребителем танков и продолжила заказывать. Производство B3 закончилось в начале битвы за Бельгию, после того как на заводе Familleheureux было выпущено от 250 до 255 единиц. Вместе с более ранними «серийными» B1 и B2 это теоретически произвело от 303 до 311 машин Т-13. Однако несколько десятков этих Т-13 все еще находились на заводе в процессе оснащения, когда разразилась война. Еще около двух десятков машин находились на пути к отправке в новые части, но, поскольку больше не было времени на обучение водителя, наводчика или ремонтной бригады, они в конечном итоге использовались в качестве резервных машин для частей, уже оснащенных Т-13, или в качестве запасных часть туш. В общей сложности, похоже, что на боевые части было поставлено всего около 220 Т-13 Б1 / В2 / В3. Тем не менее, это сделало Т-13 самой многочисленной гусеничной бронированной машиной на вооружении бельгийских вооруженных сил.

Расстановка и история эксплуатации
Полевые учения с Т-13 Б3

Всего было задействовано 16-18 рот Т-13 по 12 машин в каждой, вместе с несколькими отдельными машинами и отделениями. Эти роты Т-13 были в основном добавлены к некоторым из существующих пехотных дивизий: 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 7-я, 8-я, 9-я, 10-я, 11-я и 18-я пехотные дивизии на 10 мая 1940 г. имели одну роту Т-13. Только 1-я горная дивизия «Арденнские егеры» и две кавалерийские дивизии имели по 2 или 3 роты. Вместе с 42 выставленными на вооружение легкими танками Т-15 обе бельгийские кавалерийские дивизии имели около 50 гусеничных бронированных машин каждая, пехота в основном перевозилась на мотоциклах, а тяжелое вооружение - на грузовиках и несколько легкобронированных, но колесных машин. В оперативном плане бельгийские вооруженные силы, за исключением кавалерийских подразделений, следовали довольно неэффективной Первой мировой доктрине «пенни-пачки», которая также использовалась в то время во французской армии. Вместо того, чтобы использовать бронетранспортеры независимо, чтобы получить максимальную выгоду от их скорости и мобильности, части были разбавлены и использованы для «усиления» пехотных частей: это привело к адаптации довольно негибкого и линейного способа защиты, значительно снизив их скорость. мобильность и в целом их эффективность. Проблема заключалась также в психологической проблеме командования, поскольку командиры пехоты не стремились рисковать несколькими бронированными частями, которые у них были под рукой.

На войне Т-13 все еще был склонен к сбоям и поломкам, особенно пожилые люди. и маломощные версии B1 и B2, хотя спешно поставленные подразделения с T-13 B3, которые в некоторых случаях тренировались на своем новом оборудовании всего несколько дней, также имели проблемы. Например, 8-я рота 2-го полка Grenswielrijders / Cyclistes-Frontière уже имела сломанный Т-13 в самый первый день битвы за Бельгию, и осталось только четыре из 12. после 8 дней боевых действий: хотя некоторые из них были выбиты в бою, по крайней мере половина из них была потеряна из-за механических поломок или бомбардировок люфтваффе. Т-13 с открытым верхом были очень уязвимыми целями для воздушных атак, а подавляющее превосходство в воздухе люфтваффе во время войны в Западной Европе привело к большим потерям. Машина была почти так же уязвима для артиллерийского и даже легкого минометного огня.

Отсутствие радио было еще одной очень важной проблемой, которая часто приводила к обездвижению юнитов, ожидающих, пока один-единственный мотоциклист выступит в качестве связного. Очень часто бронетанковые части находились всего в нескольких километрах от боевых действий, но не знали об этом факте или не позволяли действовать без приказа. Тем не менее, это было верно для большинства западных бронетанковых подразделений во время сражения за Западную Европу: действительно, только немецкие танковые группы были адекватно экипированы и достаточно хорошо понимали, насколько важна беспроводная связь в мобильной битве. Но самое главное - Т-13, очень похожие на британские Light Tank Mk VI и французские Renault R35 и Renault FT, оказались без брони. Поэтому, несмотря на крупное орудие, им не хватало возможности действовать как настоящее мобильное оружие против брони. Очень часто, когда Т-13, Т-15 и даже более тяжелые Renault AMC 35 бельгийской армии пытались контратаковать, немецкий 37-мм ПАК и аналогично оснащенные бронетанковые части наносили тяжелые потери. Однако из-за упомянутых ранее политических ограничений на тяжелое вооружение ни Т-13, ни Т-15 не были предназначены для этой миссии.

С другой стороны, 47-мм пушка оказалась очень ценной и была эффективной как против легких, так и против тяжелых бронированных частей противника. 10 мая 1940 года, после того как она, не встретив большого сопротивления, пересекла небольшую страну Люксембург ночью, не встретив особого сопротивления, разведывательная группа немецкой первой танковой дивизии была сбита одним Т-13 из 4-й роты первой горной дивизии «егеря». Арденне в приграничном городе Мартеланж, в процессе подбито несколько бронемашин. В другом случае, днем ​​12 мая 1940 года 3-й кавалерийский полк «Лансерс / Лансерс» выбил немецкую разведывательную группу, которая продвигалась на дороге между городами Зутлейв и Дрислинтер, и сумел полностью уничтожить ее., добивая оставшуюся пехоту пулеметным огнем. Однажды один 47-миллиметровый удар пробил корпус Panzer IV по обеим сторонам машины, после чего продолжил свою траекторию.

Кроме того, с четырьмя членами экипажа, прикрепленными к каждому T-13 B3 (B1 и Варианты B2 имели экипаж из трех человек), рабочая нагрузка была хорошо разделена, и при надлежащей подготовке большинство подразделений, оснащенных Т-13, смогли эффективно использовать свои истребители танков. Столкнувшись с легкими целями, Т-13 показали хорошие результаты: 20 мая 1940 года Т-13 участвовали в успешной контратаке в Кватрехте близ Гента, в результате которой удалось отбросить 192-й и 234-й пехотные полки Вермахта до британских войск к югу от Ауденаарда. получил приказ об эвакуации в Дюнкерк 22 мая 1940 года и через день прервал контакт с бельгийским фронтом.

Немецкое использование
Конфискованный Waffen-SS T-13 B3 где-то в Бельгии или на севере Франции

После битвы за Бельгию, завершившейся немецкой оккупацией 28 мая 1940 года, вермахт принял на себя все пригодные для использования машины Т-13, которые не были саботированы их экипажами. Они были спешно помечены балкенскими крестами, чтобы отличать их от вражеских частей. Видимо, некоторые из них участвовали в войне с оставшейся французской армией, хотя неясно, сколько Т-13 использовалось таким образом. Немецкое обозначение этой машины было «Panzerjaeger VA 802 (b)». Однако большая часть этих машин, скорее всего, никогда не покидала Бельгию, за исключением того, что они использовались для металлолома позже во время войны. В основном они были назначены для обучения водителей и стрельбы, легкой поддержки, безопасности аэродромов, борьбы с повстанцами и, возможно, в составе береговой обороны Atlantikwall. Однако, помимо некоторых фотографических свидетельств, очень мало известно о немецком использовании Т-13.

Выжившие

Единственный известный уцелевший Т-13 B2 существует в Брюссельском Королевском музее Армия и военная история.

См. Также
Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-09 05:04:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте