Решетчатые мачты, или клеточные мачты, или корзины-мачты, это тип наблюдательной мачты, распространенной на ВМС США крупных военных кораблях в начале 20 века. Они представляют собой разновидность гиперболоидной конструкции, облегченная конструкция которой была изобретена русским инженером Владимиром Шуховым. Наиболее часто они использовались на американских дредноут линкорах и броненосных крейсерах эпохи Первой мировой войны.
В эпоху парусов для поддержки парусов требовались мачты, и на них были размещены дозорные; С появлением военных кораблей с двигателями мачты были сохранены и использовались для наблюдения и обнаружения падения выстрела. Целью решетчатой конструкции было сделать стойки менее уязвимыми для снарядов с кораблей противника и лучше поглощать удары, вызванные стрельбой из тяжелых орудий, изолировать установленное хрупкое оборудование управления огнем (дальномеры и т. Д.) на мачтах. Однако было обнаружено, что мачты легко повреждаются ненастными погодными условиями, которые испытывали на море военно-морские корабли во время тайфунов и ураганов: мачта USS Michigan была изогнута прямо на палубу во время такого шторма в 1918 году. По мере того, как калибр и дальность стрельбы корабельных орудий увеличивались, требовались более тяжелые дальномеры, а мощные орудия и двигатели создавали удары и вибрации; В конечном итоге решетчатые мачты были заменены на более жесткие треножные мачты, которые предпочитали Королевский флот.
Линкоры класса типа Южная Каролина 1910 г. были первым классом американских линкоров с решетчатыми мачтами, которые должны были стать стандартным оборудованием всех американских линкоров и многих крейсерских классов. Более старые корабли, в том числе первый современный американский линкор Indiana, в течение этого периода были модернизированы с помощью решетчатых мачт.
В 1912 году Департамент ВМС США проводил артиллерийские испытания на решетчатой или корзиночной мачте, специально установленной на «Сан-Маркос» (ранее USS Texas ), чтобы увидеть, насколько конструкция способна выдерживать длительную стрельбу. Мачта была изготовлена на заводе военно-морской верфи Норфолка и отправлена для установки.
The New York Times, с другой стороны, опубликовала неблагоприятное уведомление. К 1917 году остались только самые нижние нервюры у основания мачты.
Обрушившаяся фок-мачта на USS MichiganВ январе 1918 года решетчатая фок-мачта линкора USS Michigan рухнула. сильный шторм; сильное волнение на море создавало чрезмерную нагрузку на мачту, а вес оборудования управления огнем приводил к поломке мачты в самом узком месте. Инцидент спровоцировал расследование Бюро строительства и ремонта, которое обнаружило, что обрушение частично произошло из-за того, что мачта была удлинена, и в месте разрыва мачты была вставлена новая секция. Кроме того, осколки недавнего взрыва в одной из 12-дюймовых (305-мм) орудий корабля повредили мачту, и повреждения не были должным образом устранены. Тем не менее, расследование также установило, что мачта линкора Коннектикут также имела признаки коробления. В течение 1920-х и 1930-х годов ВМФ неоднократно обнаруживал доказательства структурных проблем в мачтах, в значительной степени из-за коррозионного воздействия трубопровода газов.
одновременно с инцидентом в Мичигане. Офицеры ВМС США также впервые получали опыт работы с британскими треножными мачтами во время службы с Великим флотом во время Первой мировой войны. В отличие от решетчатых мачт, более тяжелые треноги не страдали от вибрации при движении паром на высокой скорости, и они были менее подвержены ударам от выстрелов, из-за которых решетчатые мачты хлестали от сотрясения.
Все американские линкоры вверх до линкоров типа Colorado (1921–1923) были оснащены решетчатыми мачтами, хотя в 1920-1930-х годах решетчатые мачты старых линкоров были заменены на более современные треножные мачты, что сопровождалось добавлением более крупных, гораздо более тяжелые топы управления огнем. Более новые классы Теннесси и Колорадо сохранили свои оригинальные решетчатые мачты более тяжелой конструкции, чем на более ранних кораблях, в начале Второй мировой войны.
Только четыре линкора были укомплектованы решетчатыми мачтами для других флотов. Два линкора типа Андрей Первозванный из Императорского флота России имели решетчатые мачты, пока их не заменили обычными мачтами в начале Первой мировой войны. Два линкора типа Rivadavia постройки в США ВМС Аргентины, Rivadavia и Moreno имели решетчатые мачты. Это были единственные линкоры типа дредноут, построенные на экспорт в США. Два других линкора, до-дредноуты США Миссисипи и Айдахо были проданы Греции в 1914 году; они сохранили свои решетчатые мачты до тех пор, пока не были затоплены немцами в 1941 году.
Некоторые военно-морские силы считали решетчатые мачты для своих кораблей. Следуя их опыту с «Андреем Первозванным», четыре русских линкора типа «Гангут», изначально спроектированные с решетчатыми мачтами, были сконструированы с полюсными. Императорский флот Германии спроектировал свой первый линейный крейсер, SMS Von der Tann с решетчатыми мачтами, но вместо этого он был укомплектован полюсными мачтами.
Решетчатая мачта управления огнем была установлена на Форт-Драм, форте, построенном Соединенными Штатами для охраны входа в Манильский залив. Мачта направляла огонь 14-дюймовых главных батарей форта.