Болонский процесс

редактировать
Система совместимости квалификаций высшего образования в европейском регионе

Логотип со стилизованными звездами Логотип Карта Европы, охватывающая всю Болонскую зону Болонская зона

The Болонский процесс - это серия министерских встреч и соглашений между европейскими странами для обеспечения сопоставимости стандартов и качества квалификаций высшего образования. В результате было создано Европейское пространство высшего образования в соответствии с Лиссабонской конвенцией о признании. Он назван в честь Болонского университета, где Болонская декларация была подписана министрами образования 29 европейских стран в 1999 году. Этот процесс был открыт для других стран Европы. Культурная конвенция Совета Европы и правительственные встречи были проведены в Праге (2001), Берлине (2003), Берген (2005), Лондон (2007), Лёвен (2009), Будапешт - Вена (2010), Бухарест (2012), Ереван (2015) и Париж (2018).

Перед подписанием Болонской декларации Magna Charta Universitatum была издана на собрании ректоров университетов, посвященном 900-летию Болонского университета (и европейского университетов) в 1988 г. За год до декларации министры образования Клод Аллегре (Франция), Юрген Рюттгерс (Германия) Луиджи Берлингер (Италия) и Баронесса Блэкстон (Великобритания) подписала Сорбоннскую декларацию в Париже в 1998 г., взяв на себя обязательство «гармонизировать архитектуру европейской системы высшего образования». В Болонском процессе участвуют 48 стран.

Содержание
  • 1 Подписавшие стороны
  • 2 Отвергнутые страны
    • 2.1 Израиль
    • 2.2 Косово
  • 3 Рамки квалификаций
  • 4 Критика
  • 5 Эффекты от государство
    • 5,1 Андорра
    • 5,2 Австрия
    • 5,3 Армения
    • 5,4 Азербайджан
    • 5,5 Беларусь
    • 5,6 Хорватия
    • 5,7 Дания
    • 5,8 Финляндия
    • 5,9 Франция
    • 5,10 Грузия
    • 5,11 Греция
    • 5,12 Венгрия
    • 5,13 Исландия
    • 5,14 Ирландия
    • 5,15 Италия
    • 5,16 Казахстан
    • 5,17 Нидерланды
    • 5,18 Португалия
    • 5,19 Россия
    • 5,20 Швеция
  • 6 Семинаров
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания и ссылки
  • 9 Библиография
  • 10 Внешние ссылки
Подписавшие стороны

Стороны, подписавшие Болонское соглашение, члены Европейское пространство высшего образования, это:

Синяя карта Евразии и Гренландии, с Монако и Сан-Марино оранжевым цветом Европейское пространство высшего образования

Все государства-члены ЕС являются участвует в процессе, а также подписала Европейская комиссия. Монако и Сан-Марино являются единственными членами Совета Европы, которые не приняли этот процесс.

The ESU, EUA, EURASHE, EI, ENQA, UNICE, Совет Европы и ЮНЕСКО являются частью процесса продолжения. Другие группы на этом уровне: ENIC, NARIC и EURODOC.

Отклоненные страны

Четыре страны не являются участниками процесса. Хотя Кыргызстан ратифицировал Лиссабонскую конвенцию о признании в 2004 году, он не является участником Европейской культурной конвенции Совета Европы, и нет никаких известных планов по расширению географического охвата конвенции.

Израиль

Израиль не является участником Европейской культурной конвенции Совета Европы, хотя имеет статус наблюдателя. Хотя Израиль географически не является частью Европы, он является частью Европейского региона ЮНЕСКО. Израиль также подписал Лиссабонскую конвенцию о признании, но, согласно критериям Берлинского коммюнике, не имеет права участвовать в Болонском процессе.

Косово

Косово не является участником Европейской культурной конвенции Совета Европы. Хотя Сербия является стороной, Косово провозгласило независимость от нее и теоретически является частью Болонского процесса после войны 1999 года. Было предложено, чтобы Косово могло быть связано с процессом в категории, соответствующей его ситуации, такой как статус гостя или специального наблюдателя.

Структура квалификаций

Базовая структура - три цикла более высокого уровня -образование квалификация. Рамки, принятые министрами на их встрече в Бергене в 2005 году, определяют квалификации с точки зрения результатов обучения: утверждения о том, что студенты знают и могут делать после получения степени. При описании циклов в структуре используется (ECTS):

  • Первый цикл: обычно 180–240 кредитов ECTS (минимум 60 кредитов на академический год ), обычно присуждается степень бакалавра .. В Европейском пространстве высшего образования не введена программа бакалавриата с отличием, которая позволяет выпускникам получать степень бакалавра с отличием (например, в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Канаде), которая (в Великобритании, Австралии) и Новая Зеландия) могут позволить выпускникам начать обучение в докторантуре без предварительного получения степени магистра.
  • Второй цикл: обычно 60–120 кредитов ECTS (минимум 60 ECTS за учебный год), обычно присуждаются степень магистра
  • Третий цикл (степень доктора ): конкретного диапазона ECTS не существует, поскольку дисциплины различаются по длине и полноте. Тем не менее, в некоторых странах существуют требования к минимальному количеству кредитов для получения докторской степени. Эти требования на уровне страны обычно требуют обучения 120–420 ECTS.

В большинстве случаев для получения степени бакалавра требуется от трех до четырех лет, а для получения степени - еще один или два года. магистр. Докторантура обычно требует еще двух-четырех лет специализации, в первую очередь индивидуальных исследований под руководством наставника. Названия ученых степеней могут отличаться в зависимости от страны. Один академический год обычно соответствует 60 кредитам ECTS, что эквивалентно 1500–1800 часам обучения.

Критика

По словам Криса Лоренца из Университета Амстердама,

Основная идея, лежащая в основе всех образовательных планов ЕС, является экономической: основная идея заключается в увеличении масштаба Европейские системы высшего образования... чтобы повысить его «конкурентоспособность» за счет сокращения затрат. Поэтому требуется общеевропейская стандартизация «ценностей», выработанных в каждой из национальных систем высшего образования.

Воздействие на государство

Процесс, межправительственное соглашение между ЕС и странами, не входящими в ЕС, не имеет статуса законодательства ЕС. Поскольку Болонская декларация не является договором или конвенцией, для подписавших ее государств нет никаких юридических обязательств; участие и сотрудничество добровольны.

Хотя декларация была создана без официального присоединения к институтам ЕС, Европейская комиссия (которая поддержала европейские проекты, такие как проекты Tuning и TEEP) играет важную роль в реализации процесса. Большинство стран не вписываются в рамки, используя свои традиционные системы. Процесс, который приведет к заключению двусторонних соглашений между странами и учреждениями, признающими степени друг друга, переходит от строгого сближения во времени, затрачиваемом на квалификации, к системе, основанной на компетенциях, которая будет включать бакалавриат и аспирантуру (со степенью бакалавра в первый и степень магистра и доктора во втором).

В континентальной Европе обычным явлением является получение первой степени старше пяти лет. Многие не заканчивают учебу, и многие страны вводят квалификации уровня бакалавра. Ситуация развивается по мере реализации Болонского процесса.

Некоторые страны ввели (ECTS) и обсудили структуру своих дипломов, квалификации, финансирование и управление программами высшего образования и мобильности. На институциональном уровне реформа затрагивала высшие учебные заведения, их факультеты или кафедры, представителей студентов и персонала и другие факторы. Приоритеты различаются в зависимости от страны и учреждения.

Андорра

В Андорре степени присуждаются государством во всех трех циклах (бакалавриат, магистратура и докторская степень). Университет Андорры адаптировал свои аудиторные занятия к Европейскому пространству высшего образования в соответствии с Болонским соглашением. Нагрузка на получение степени засчитывается в европейских кредитах с европейским эквивалентом 180 кредитов (три года) для степени бакалавра и 120 кредитов (два года) для степени магистра.

Австрия

Ситуация в Австрии аналогична ситуации в Германии: самые низкие степени бакалавриата - магистр (FH) и диплом (FH) (рассчитанные на три или четыре года). Самая низкая ученая степень - Магистр и Диплом, которые обычно соответствуют требованиям диссертации (включая выпускной экзамен и защиту диссертации) и могут быть получены через четыре-шесть лет. исследования. В 2000 году многие учебные программы начали преобразовываться в программы бакалавриата (Bakkalaureat; термин был заменен на «бакалавр» в большинстве учебных планов к 2007 году) и магистерские программы (Magisterstudium) с номинальной продолжительностью шесть семестров (три года) и три-четыре семестра. (От 18 месяцев до двух лет) соответственно.

Для поступления в докторантуру обычно требуется степень магистра в смежной области. Хотя номинальная продолжительность программ докторантуры составляет два или три года, время до окончания учебы значительно различается и, как правило, дольше.

Армения

Армения ратифицировала Болонский процесс в 2005 году и является членом Европейского пространства высшего образования.

Азербайджан

Азербайджан является полноправным членом Болонский процесс с 2005 года.

Беларусь

Беларусь стала членом Европейского пространства высшего образования на конференции в Ереване, Армении, в Май 2015 г.

Хорватия

В Хорватии реализация Болонского процесса началась в 2005–2006 учебном году. Диплом стал бакалавриатом (степень бакалавра, хорватский : првоступник), и продолжительность программы была сокращена с четырех до примерно трех лет. Magisterij (степень магистра) достигается после двух дополнительных лет обучения в аспирантуре. Докторат (докторскую степень) можно получить еще через три года (всего восемь лет).

Типичная продолжительность обучения - три года для степени бакалавра (baccalaureus), два года для степени магистра (magistar) и три года для доктора наук (doktor znanosti). На местном уровне проводится различие между профессиональными и академическими степенями на уровне бакалавриата, а также между инженерными и другими программами на уровнях ниже докторской.

Есть несколько исключений. Для получения первой степени по экономике по-прежнему требуется четыре года, а степень магистра можно получить после дополнительного года обучения на экономическом факультете Загребского университета и Загребской школе экономики и менеджмента. Система «четыре плюс один год» также применяется к изобразительному искусству и музыке. Медицинские и связанные с ними исследования заменяют степень бакалавра шестилетней первой профессиональной степенью и дипломом доктора медицины (доктор медицины).

Старые степени переводятся следующим образом:

  • Обладатели дипломов имеют степени магистра (magistar inženjer для инженеров и magistar для других).
  • Старая степень магистра превращается в magistar znanosti (магистр наук), промежуточное звание между новой степенью магистра и докторской степенью для местного использования.
  • Докторантура остается прежней.

В мае 2008 года около 5000 студентов протестовали против недостаточного финансирования, неточно определили новые правила и плохие результаты Болонской реформы.

Дания

Дания ввела систему 3 + 2 + 3 в 1971 г. с рабочей группой по управлению образованием Общества датских инженеров и группой 1984–85 гг. Федерация датской промышленности, возглавляемая Хансом Бруно Лундом. До принятия международных стандартов самая низкая степень, обычно присуждаемая в университетах Дании, была эквивалентна степени магистра (Kandidat / cand.mag). Хотя степень бакалавра была получена после трех лет обучения, большинство студентов продолжают еще два года, необходимые для получения степени магистра. Средние (от двух до четырех лет) профессиональные степени были адаптированы как профессиональные степени бакалавра (3,5 года).

Финляндия

В финской доболонской системе высшее образование было разделено между университетами и политехническими школами. В университетах степени в большинстве областей были разделены на трехлетнюю степень бакалавра (kandidaatti) и двухлетнюю степень магистра (maisteri). В этих областях Болонский процесс не привел к изменениям.

В области инженерии университеты предлагали только 5,5-летнюю магистерскую программу (iplomi-insinööri ). Она была заменена трехлетней степенью бакалавра (tekniikan kandidaatti) и двухлетней степенью магистра (iplomi-insinööri), для которых английские названия - бакалавр наук (технология) и магистр наук (технология). Соответствующее изменение было внесено в военное высшее образование, где офицерская степень была разделена на бакалавриат и магистратуру. Финские университеты прикладных наук, которые предлагали инженерные программы, эквивалентные бакалаврам, начали предлагать магистерские программы в 2005 году. Некоторые программы магистратуры инженерии (insinööri (ylempi AMK)) преподаются на английском языке.

Только медицина и стоматология сохраняют свою нестандартную структуру степеней, где лиценциат (выше, чем степень магистра, но менее обширен, чем степень доктора медицины или стоматологии), является базовой степенью. Шестилетняя программа, включающая не менее 360 кредитов ECTS, приводит к получению степени лицензирования медицины (lääketieteen lisensiaatti). Существует промежуточное звание (но не ученая степень) lääketieteen kandidaatti, и нет степени магистра.

Политехнические степени считаются дипломами бакалавра в международном масштабе. При внутреннем использовании от бакалавров, переходящих из политехнических институтов в университеты, может потребоваться накопить максимум 60 кредитов ECTS для дополнительных исследований перед началом обучения в магистратуре. В соответствии с Болонским процессом политехнические институты имеют право присуждать степени магистра.

Франция

Во Франции бакалавриат, присуждаемый по окончании среднего образования, позволяет студентам поступать в университет. До реформы LMD, которая реализовывала Болонский процесс, за ней последовали двухлетний Diplôme d'études Universitaires générales (DEUG) и лицензия на третий год (эквивалент Степень бакалавра Великобритании).

Затем студенты могут получить степень Maîtrise, годичную исследовательскую степень, за которой может последовать годичная профессиональная степень (Diplôme d'études supérieures spécialisées или DESS) или исследовательская степень (Diplôme d'études approfondies, или DEA ). DEA, подготовка к докторской степени, была эквивалентна M. Фил. После этого студенты могли получить докторскую степень (PhD), что заняло не менее трех лет.

DESS был создан в 1975 году для студентов, получивших четырехлетнюю степень. Задуманная как докторская с более практическим подходом, чем исследовательская, она включала в себя подготовку статьи на 120 страниц, которая была защищена жюри из трех международных специалистов в этой области. Мини-диссертация хранилась в библиотеках университета, выпустившего DESS, в отличие от докторской диссертации (распространенной ее автором в каждую библиотеку французского университета).

Высшее образование во Франции также предоставляют неуниверситетские учреждения, специализирующиеся на определенных предметах. Diplôme d'ingénieur (инженерный диплом) выдается студентам после пяти лет обучения в признанных государством Écoles d'ingénieurs, особенно в Grandes Écoles, таких как Mines, Centrale и ENAC.

Хотя бакалавриат и докторская степень остались неизменными в Болонской системе (известной во Франции как реформа LMD), DEUG и лицензия были объединены в трехлетнюю Лицензия. Maîtrise, DESS и DEA были объединены в двухлетнюю степень магистра, которая может быть профессиональной (магистерская профессия) или исследовательской (магистерская работа). Степень Diplôme d'ingénieur по-прежнему отделена от университетской степени, но ее обладатели могут по закону также претендовать на степень магистра.

Забастовки произошли в 2002 и 2003 и 2007 годах в знак протеста против реформы LMD, сосредоточив внимание больше о недофинансировании французских университетов с мая 1968 года, чем о Болонском процессе. Хотя две основные студенческие организации возражают против некоторых аспектов ее применения во французской системе, они в целом приветствуют европейский процесс.

Грузия

Хотя Грузия присоединилась к Болонскому процессу в 2005 году на саммите в Бергене, шаги по созданию Европейского пространства высшего образования были сделаны раньше. С конца 1990-х годов многие грузинские университеты (в основном частные) ввели ограниченные образовательные программы, позволяющие студентам получить высшее образование со степенью бакалавра (четыре года) и получить степень магистра (один до двух лет) с сохранением старой пяти-шестилетней схемы. В советское время единственной степенью был прекращенный специалист.

Циклы высшего образования делятся на первый (степень бакалавра, 240 кредитов), второй (степень магистра, 120 кредитов) и третий (степень доктора, 180 кредитов). Человеческая и ветеринарная медицина и стоматология (300–360 кредитов) - это интегрированные программы с квалификацией, равной степени магистра.

Греция

Греция присоединилась к Болонскому процессу в 1999 году. С 2007 года больше- Завершены интенсивные шаги к созданию Европейского пространства высшего образования.

Венгрия

В Венгрии Болонская система применяется к тем, кто начал свое университетское образование в сентябре 2006 г. или позже. Для выбора были доступны сто восемь специальностей (для сравнения с более чем 400 в 2005 г.), шесть из которых освобождены от деления бакалавра-магистра: право, человеческая и ветеринарная медицина, стоматология, фармация и архитектура.

Согласно онлайн-опросу, проведенному Национальным информационным центром высшего образования, 65 процентов респондентов сочли ненужным внедрять систему. Новая система обеспечивает меньшую гарантию того, что студенты получат степень магистра, потому что многие завершат свое образование после трехлетней степени бакалавра. Ожидается, что в течение первых трех лет студенты будут изучать больше не связанных между собой предметов из-за меньшего количества специальностей.

Исландия

В Исландии степень бакалавра обычно составляет три года по продолжительности; Степень магистра составляет два года, а степень доктора - от трех до шести лет.

Ирландия

В Ирландии продолжительность степени бакалавра обычно составляет от трех до четырех лет; степени магистра и доктора в основном аналогичны британским. Степень бакалавра - это квалификация первого цикла. За исключением MA в Дублинском университете, степень магистра всегда является последипломной степенью (преподавательская или исследовательская). Общие результаты для ирландских ученых степеней изложены в Национальной рамке квалификаций 2003 года. В 2006 году Ирландия была первой страной, которая проверила совместимость своей национальной структуры с ЕПВО.

Италия

Италия соответствует структуре с момента принятия ею в 1999 году системы 3 + 2. Первая степень - это триеннале Laurea, которую можно получить после трех лет обучения. Отобранные студенты могут затем завершить свое обучение с двумя дополнительными годами специализации, ведущими к Laurea Magistrale.

Laurea соответствует степени бакалавра; Laurea Magistrale, соответствующая степени магистра, предоставляет доступ к программам третьего цикла (степень магистра, докторская степень или специализированные школы) продолжительностью от двух до пяти лет (получение докторской степени обычно занимает три года). Пятилетняя степень Laurea Magistrale Quinquennale (пятилетний магистр искусств) присуждается в области права (Facoltà di Giurisprudenza), искусства (Accademia di Belle Arti ) и музыки (Conservatorio di Musica). Звание для студентов бакалавриата и бакалавриата - Dottore, а для аспирантов MA, MFA, MD и MEd - Dottore magistrale (сокращенно Dott., Dott.ssa или доктор). Его не следует путать с аспирантами и аспирантами, которых зовут Dottore di Ricerca (доктор-исследователь).

В итальянской системе есть два типа последипломного образования (называемых «магистр», не путать со степенью магистра). Laurea Magistrale (120 ECTS) предоставляет доступ к программам третьего цикла, а Master Universitario (не менее 60 ECTS) можно разделить на степени магистра первого (второй цикл) и второго уровня (третий цикл). Степень магистра первого уровня доступна на уровне первого цикла и "не позволяет получить доступ к докторской степени и программам третьего цикла, поскольку этот тип курса не относится к общим требованиям, установленным на национальном уровне, но он предлагается в рамках автономная ответственность каждого университета ».

Казахстан

Казахстан является полноправным участником Болонского процесса и Европейского пространства высшего образования с 2010 года.

Нидерланды

Нидерланды различает HBO (высшее профессиональное или политехническое образование) и WO (научное образование или исследовательские университеты). HBO стал системой бакалавриата-магистра. Для получения степени бакалавра обычно требуется три года образования; После этого выпускники могут подать заявление на получение степени магистра в университете, для завершения которой обычно требуется один-два года. Выпускнику бакалавриата HBO, возможно, придется пройти один год подготовки к магистратуре, чтобы преодолеть разрыв между изучением HBO и (ориентированным на исследования) исследованием WO, чтобы поступить в магистерскую программу WO, которая может предоставлять такие степени, как MA, MSc и LLM. Существуют также магистерские программы HBO, дающие звание «магистр», а не степень магистра, магистра или магистра права.

Португалия

В соответствии с Болонским процессом, в 2005 г. новые степени licenciatura (licentiate ) были организованы в университетах и ​​политехнических учреждениях Португалии. Ранее это программа, рассчитанная на четыре или шесть лет, что эквивалентно 300 ECTS, теперь это трехлетний первый цикл и единственное требование для двухлетнего второго цикла, при котором присуждается степень магистра. Некоторые Болонские курсы представляют собой интегрированные пяти- или шестилетние программы, по которым присуждается совместная степень магистра, что является обычной практикой в ​​медицине. В инженерном деле, несмотря на использование двух циклов, инженер может получить лицензию только после получения степени магистра. Степени магистра, полученные после пяти или шести лет обучения, соответствуют старым степеням бакалавриата, известным как licenciatura. Новая лицензия, полученная после трех лет обучения, соответствует прекращенному бачарелато, присуждаемому политехническими институтами с 1970-х до начала 2000-х годов (примерно эквивалент расширенной ассоциированной степени ). Старые и новые степени магистра - это первая ученая степень перед докторской степенью, а старая и новая лицензия - это степени бакалавра.

Степень licenciatura (четырех-шестилетний курс) требовалась для абитуриентов, которые хотели пройти старые программы магистратуры и докторантуры, но допуск был зарезервирован для тех, кто имел степень licenciatura с оценкой выше 14 ( из 20). После изменений, внесенных Болонским процессом, степень магистра присваивается в конце программы, примерно равной по времени многим старым программам licenciatura. Этот процесс был разработан для улучшения системы образования до уровня, основанного на развитии компетенций, а не на передаче знаний. Его целью было создание системы легко сопоставимых степеней, чтобы упростить сравнение квалификаций в Европе. Его гибкость и прозрачность предназначены для обеспечения более широкого признания квалификаций студентов, облегчения передвижения по Европейскому пространству высшего образования на основе двух основных циклов (бакалавриат и магистратура) и предоставления степеней третьего цикла для докторантов.

Россия

Система высшего образования в России была в основном несовместима с этим процессом. Общая, самая низкая степень во всех университетах с советских времен - это специалист, который можно получить после пяти-шести лет обучения. С середины 1990-х годов многие университеты ввели ограниченные программы, позволяющие студентам получить высшее образование со степенью бакалавра за четыре года и со степенью магистра за дополнительный один-два года при сохранении старой системы.

В октябре 2007 года Россия перешла на двухуровневое образование в соответствии с Болонским процессом. Университеты вставили диплом бакалавра в среднюю часть своих стандартных специализированных программ, но переход на квалификацию MS не был завершен.

Хотя специалисты и магистры имеют право на получение докторской степени (аспирантура), бакалавры - нет; получение степени специалиста прекращается. В большинстве университетов обучение на степень бакалавра и магистра является бесплатным, хотя некоторые государственные и частные университеты взимают плату за одно или оба. Рынок труда еще не понимает дипломы бакалавриата, но некоторые университеты сделали программу похожей на классическое образование, и этап MS остается обязательным для большинства выпускников.

Швеция

Законопроект, предлагающий новые правила в Область высшего образования была представлена ​​парламенту в 2005 году, и новая система вступила в силу в июле 2007 года. Новая система ученых степеней будет иметь две степени разной длины в каждом цикле.

ЦиклШведский Английский Продолжительность (бакалавриат)Продолжительность (аспирантура)
1HögskoleexamenВысшее образование2 годан / д
1Kandidatexamenстепень бакалавра3 годаn / a
2Magisterexamenстепень магистра, 1 год (также известный как «степень магистра в Швеции»)4 годаKandidatexamen + 1 год
2Masterexamenстепень магистра, 2 года5 летКандидатексамен + 2 года или Магистерексамен + 1 год
3ЛиценциатексаменЛицензентn/aКандидатексамен или выше + 2 года
3DoktorsexamenDoctoraten / aKandidatexamen или выше + 4 года

Студентам не всегда могут быть предложены все вышеперечисленные комбинации для получения степени. Экзамен högskoleexamen обычно не предлагается, и многие школы требуют, чтобы учащиеся получили кандидатексамен до получения степени magisterexamen или masterexamen. Для большинства программ третьего цикла требуется, по крайней мере, магистр, хотя по закону требуется только кандидатексамен.

В июле 2007 года была введена новая система кредитов, совместимая с Европейской системой перевода и накопления кредитов, в которой один кредит (högskolepoäng) в новой системе соответствует одному зачету ECTS и двум третям кредита. в старой системе (poäng).

Некоторые шведские университеты ввели стандартную шкалу оценок ECTS для всех студентов, а другие будут использовать ее только для иностранных студентов. Поскольку в шведской образовательной системе вместо относительной оценки используется критериальная оценка, 10-, 25-, 30-, 25- и 10-процентное распределение учащихся среди A, B, C, D и E не выполняются. Некоторые университеты выставляют оценки Fail или Pass (F или P) только за определенные курсы (например, стажировки и дипломные проекты) или задания, такие как лабораторные упражнения.

Семинары

Было проведено несколько семинаров Болонского процесса. Первое мероприятие, посвященное единственной академической дисциплине, изучению химии в Европейском пространстве высшего образования (которое одобрило Eurobachelor ), состоялось в июне 2004 года в Дрездене.

См. Также
Примечания и ссылки
Библиография
  • Александра Кер tz-Welzel, "Motivation zur Weiterbildung: Master- und Bachelor-Abschlüsse in den USA", Diskussion Musikpädagogik, vol. 29, pp. 33–35, 2006.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-12 13:39:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте