Бхаи Мати Дас | |
---|---|
Художественная визуализация казни Бхаи Мати Даса Моголами. Это изображение взято из сикха Аджаибгар недалеко от городов Мохали и Сирхинд в Пенджабе, Индия | |
Родился | Карьяла в районе Джелум (современный Пакистан) |
Умер | 1675. Чандни Чоук, Дели, Индия |
Отец | Бхаи Хира Нанд |
Религия | Сикхизм |
Бхаи Мати Дас (Пенджаби : ਭਾਈ ਮਤੀ ਦਾਸ; умер в 1675 г.) вместе со своим младшим братом Бхаи Сати Дас был мученик ранней сикхской истории. Бхаи Мати Дас, Бхаи Даяла и Бхаи Сати Дас были казнены в котвали (полицейский участок) в районе Чандни Чоук в Дели под экспрессом приказы императора Аурангзеба незадолго до мученической смерти Гуру Тегха Бахадура. Бхаи Мати Дас был казнен между двумя колоннами и разрезан на две части.
Бхаи Мати Дас родился в семье индуистского пенджаба и принадлежал к Семья Мохьяла индуистского брамина, он был частью семьи Чиббер. Позже в своей жизни он обратился в сикхскую веру. Он жил в древней деревне Карьяла, примерно в десяти километрах от Чаквала по дороге к храмам Катас Радж в районе Джелум в Пенджабе (Пакистан). Бхаи Сати Дас был его младшим братом. Бхаи Мати Дас был сыном Хира Нанда, ученика Гуру Хар Гобинда, под началом которого он участвовал во многих битвах и был великим воином. Хира Нанд был внуком Лакхи Даса, сына Бхаи Праги, который также был мучеником и был джатедаром (лидером) в первой битве Гуру Харгобинда.
В течение времени после смерти Гуру Хар Кришана в Дели, и неуверенность в том, кто будет следующим Гуру, Бхаи Мати Дас и Бхаи Сати Дас иногда упоминаются как присутствовали в поисках Гуру или сразу после того, как Баба Махан Шах Лабана нашел Гуру Тег Бахадура в деревне Бакала, где тогда жил новый Гуру.
Новый Гуру доверил всю свою финансовую деятельность Бхаи Мати Дасу, и поэтому его иногда называют Диван Мати Дас, тогда как Бхаи Сати Дас служил Гуру Тегху Бахадуру поваром. Два брата сопровождали Гуру Тег Бахадур во время его двухлетнего пребывания в Ассаме. Затем Гуру Тег Бахадур купил холм возле деревни Маховал в пяти милях к северу от Киратпура и основал новый город, Чакк Нанаки, теперь называемый Анандпур Сахиб (обитель блаженства), где также Бхаи Мати Дас и Бхаи Сати Дас проживал.
Бхаи Мати Дас и Бхаи Сати Дас присутствовали в восточных турах Гуру, начавшихся в августе 1665 года, включая туры по Сайфабаду и Дхамтану (Бангар) где они были арестованы, возможно, из-за влияния Дхир Мала или улемов и ортодоксальных браминов. Гуру отправили в Дели и продержали там один месяц. После освобождения в декабре 1665 года он продолжил свое путешествие, и Бхаи Мати Дас и Бхаи Сати Дас снова были в его компании, особенно в Дакке и Малде.
В 1675 году Гуру был вызван императором Аурангзебом в Дели для обращения в ислам. Аурангзеб был очень счастлив, что все, что ему нужно было сделать, это спрятать одного человека и остальных индусов из Кашмира, Курукшетры, Хардвара и Бенераса. последует его примеру. Гуру уехал в Дели по собственному желанию, но был арестован в Маликпур Рангхаран около Ропара. Когда Гуру ехал в Дели, его компания в это время состояла из его самых преданных сикхов, включая Бхаи Даяла, Бхаи Удай и Бхаи Джайту (Рангретта), а также Бхаи Мати Даса и Бхаи Сати Даса. Посетив несколько мест, где собрались большие толпы преданных, Гуру послал Бхаи Джайту и Бхаи Удай в Дели разведать вперед и доложить ему и Анандпуру.
После ареста Гуру Тег Бахадур был взят в плен. в Сирхинд, а оттуда его отправили в Дели в железной клетке. В Дели Гуру и пятеро его товарищей были доставлены в зал заседаний Красного форта. Гуру задавали множество вопросов о религии, индуизме, сикхизме и исламе, например, почему он жертвовал своей жизнью ради людей, носящих Janeu и Тилак, когда он сам был сикхом. Гуру ответил, что индусы бессильны и слабы против тирании. Они пришли в обитель Гуру Нанака в качестве прибежища, и с той же логикой он также пожертвовал бы своей жизнью ради мусульман. В связи с решительным отказом Гуру отречься от своей веры его спросили, почему его звали Тег Бахадур (гладиатор или Рыцарь Меча; до этого его звали Тьяг Мал). Бхаи Мати Дас немедленно ответил, что Гуру получил титул, нанеся тяжелый удар имперским силам в молодом возрасте четырнадцати лет. Гуру Тег Бахадур получил выговор за нарушение этикета и откровенность, а Гуру и его товарищи были заключены в тюрьму и подвергались пыткам до тех пор, пока они не согласятся принять Ислам.
Через несколько секунд дней Гуру Тег Бахадур и трое из его товарищей снова предстали перед кази города, и снова сикхи повторили свои чувства. Бхаи Мати Дасу было предложено выйти замуж за дочь наваба, а также стать губернатором провинции, если он обратится в ислам.
11 ноября 1676 года большие толпы собрались, чтобы увидеть Гуру, и палачей вызвали на котвали. (полицейский участок) возле Сунехри Масджид в Чандни Чоук. Гуру, которого держали в железной клетке, и трое его товарищей были перенесены на место казни. В записях Империи Великих Моголов 17 века говорится о смерти Бхаи Мати Даса как наказании за вызов властям. Бхаи Мати Дас, Бхаи Даяла и Бхаи Сати Дас были подвергнуты пыткам и казнены.
Бхаи Мати Даса, первого замученного, спросили, есть ли у него последнее желание. Он ответил, что хочет, чтобы его казнили лицом к гуру. Бхаи Мати Даса поставили прямо между двумя столбами, на его голову поместили двустороннюю пилу и распилили от головы до чресл. Пока это происходило, Бхаи Мати Дас прочитал Джапуджи Сахиб. Существует мистическое поверье, что чтение Гурбани продолжалось и было завершено, несмотря на то, что тело состояло из двух отдельных половин. Увидев это, Дьял Дас оскорбил Императора и его придворных за этот адский акт.
Бхаи Даяла было связано, как круглый узел, и помещено в огромный бронзовый котел кипящего масла. Его заживо обжарили в угле. Ученики Гуру не проявили никаких признаков горя, и Гуру также стал свидетелем этой жестокости с божественным спокойствием.
Бхаи Сати Даса привязали к шесту и обернули хлопковой тканью. Затем он был подожжен палачом. Он оставался спокойным и умиротворенным и продолжал произносить Вахегуру Гурмантар, пока огонь пожирал его тело.
Рано утром следующего дня Гуру Тег Бахадур был обезглавлен палачом по имени Джалал-уд -дин Джаллад, который проживал в городе Самана в современном Пенджабе. Место казни находилось под баньяновым деревом (ствол дерева и близлежащий колодец, где он принимал ванну, до сих пор сохранились), напротив Сунхери Масджид возле Котвали в Чандни Чоук, где он был заключен в 11 ноября 1675 года.
Бхаи Джайта, ученик Гуру, отнес его голову в Анандпур, где девятилетний Гуру Гобинд Сингх кремировал ее (гурдвара в этом месте также называется Гурдвара Сис Гандж Сахиб). Тело, прежде чем его удалось четвертовать, было украдено под покровом темноты Лакхи Шахом Ванджарой, другим учеником, который перенес его в телеге с сеном и кремировал, сжег свою хижину. Гурдвара Ракаб Гандж Сахиб стоит сегодня на этом месте. Позже Гурдвара Сис Гандж Сахиб был построен в Чандни Чоук на месте мученической смерти Гуру.
сикх считает Бхаи Мати Даса великим мучеником. Дата его мученичества отмечается в некоторых частях Индии как государственный праздник. Мученичество Бхаи Мати Даса прямо упоминается в ежедневных молитвенных молитвах Ардаса.
Музей Бхаи Мати Дас Сати Даса был построен в честь Бхаи Мати Даса и Бхаи Сати Даса в Дели напротив Гурудвара Сис Гандж Сахиб, Чандни Чоук, место, где они были замучены.