Бети-пахуины

редактировать

Бети-пахуины - это группа тесно связанных этнических групп банту расположены в тропических лесах регионов Камерун, Республика Конго, Экваториальная Гвинея, Габон и Сан-Томе и Принсипи. Хотя они разделяются на несколько отдельных кланов, все они имеют общее происхождение, историю и культуру.

В начале 21 века их насчитывалось более 3 миллионов человек, они составляют самую большую этническую группу в центральном Камеруне и его столице Яунде, в Габон и в Экваториальной Гвинее. Их языки из подгруппы банту из нигерско-конголезской семьи являются взаимно понятными.

Содержание
  • 1 Групповые различия
    • 1.1 Бети
    • 1.2 Фанг
    • 1.3 Булу
    • 1.4 Другие группы
  • 2 Общество и культура
    • 2.1 Диета
  • 3 Религия
  • 4 Другие языки
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Библиография
Групповые различия

Бети-пахуины состоят из более чем 20 отдельных кланов. Все вместе они населяют территорию лесов и холмов, которая простирается от реки Санага на севере до Экваториальной Гвинеи и северных половин Габона до Конго на юге и от Атлантического океана на запад до реки Джа на востоке.

Бети

Первая группа, называемая Бети, состоит из эвондо (точнее Коло ), Бэйн, Фанг (точнее М'фанг ), Мбида-Мбане, Мвог-Ньенге и Итон (или Итон ). Итоны далее подразделяются на Итон-Бети, Итон-Белуа и Белуа-Итон .

Эвондо, или Яунде, сосредоточены в Яунде., столица Камеруна, названная в их честь. Они также населяют восток и центральную провинцию . Остальная часть их территории находится в северной части Южной провинции. Их язык (или диалект бети), также называемый эвондо, является наиболее распространенным из языков бети в Камеруне, на котором в 1982 году говорили примерно 1 200 000 человек. Он служит лингва франка в Яунде и большей части остальных центральных и южных провинций Камеруна.

Итоны живут в основном в центральной провинции Камеруна с крупными поселениями в Са'а и Обала. Они говорят на итонском языке или диалекте, на котором в 1982 году говорили 500 000 человек.

Фанг

Клык в христианской миссии, ок. 1912

Клык (или Веер) составляют вторую группу. Отдельные этнические группы включают собственно фанг, нтуму, мвае и окак . Территории Клыка начинаются на южной окраине Камеруна к югу от Криби, Джум и в Южной провинции и продолжаются на юг через границу, включая весь Рио Муни в Экваториальной Гвинее и на юге в Габон и Конго.

Булу

Третья группа называется Булу и составляет около трети всего Бети-Пахуина в Камеруне. К Булу относятся Булу собственно Сангмелима, Криби и Эболова, Фонг и Заман Долина реки Джа, Йенгоно, Йембама и Йелинда долины реки Ньонг и Есум, Ебеканга, Йебеколо и Мвеле .

Другие группы

Кроме того, некоторые другие народы в настоящее время ассимилируются или «пахуинизируются» своими бети- Пахуины соседи. К ним относятся, и, в некоторой степени, маска Бака.

Клык, использованная для церемонии нгиль, инквизиторского поиска колдунов. Дерево и пигмент, 19 век. Этнологический музей Берлина, III C 6000.
Общество и культура

Большое количество бети-пахуинов вовлечено в прибыльные предприятия, такие как какао и кофе сельское хозяйство.

Народы бети-пахуинов организовываются в соответствии с серией патрилинейных родственных связей, хотя некоторые из его подгрупп, похоже, практиковали матрилини в прошлом. Как следствие этого матрилинейного прошлого мы все еще можем видеть сильную связь между дядей по материнской линии и племянником. Семья (мужчина, его жена или жены и его дети) составляет основу этой системы. Несколько семей одного происхождения живут вместе в деревне, и, в свою очередь, несколько родственных деревень образуют клан. Эти кланы подчиняются номинальному правлению вождя, который также традиционно считается религиозным авторитетом.

Большинство этнических групп бети-пахуин проживают в небольших придорожных деревнях с населением не более нескольких сотен человек. Эти деревни в основном линейные, с домами, расположенными параллельно дороге и окруженными лесом. Типичное жилище построено из сухого глиняного кирпича, помещенного на бамбуковый каркас и покрытого ветками рафии. В последнее время металлическая кровля становится все более распространенной, и более состоятельные люди могут строить свои дома из бетона.

Территория Бети-Пахуин также включает в себя ряд крупных городов, большинство из которых были основаны немцами или французами. Здесь поселения больше европейского образца, с сетью улиц, различных кварталов и центральных административных или торговых районов.

Диета

Большинство людей ведут аграрный образ жизни. Маниок и кукуруза составляют основные культуры, при этом подорожник, ямс и арахис также играют жизненно важную роль ( фактически, «Эвондо» и «Яунде» означают «арахис»). Разнообразные лесные продукты, такие как зелень, насекомые, грибы и различные пальмовые продукты, дополняют рацион. Домашний скот ограничен небольшими животными, которых можно оставить на корм без присмотра, например коз, свиней и кур.

. для особых случаев, таких как похороны или Новый год. Вместо этого основным источником животного белка в течение года является мясо диких животных, то есть дичь, такая как панголин, дикобраз и обезьяна. принесено джунглями охотниками. Точно так же рыболовство занимает центральное место в жизни многих Бети-Пахуинов, особенно в Экваториальной Гвинее, Сан-Томе и Принсипи.

Кроме того, значительное количество бети-пахуинов занято на плантациях какао, разбросанных по территории Экваториальной Гвинеи, Габона и юга Камеруна. Большинство из них - Булусы или Клыки, так как на их территории сосредоточено наибольшее количество насаждений. Напротив, эвондо, живущие дальше на север, часто находят работу неквалифицированной рабочей силой, поскольку их среда намного более урбанизирована. Многие Бети-Пахуины были высококвалифицированными мастерами по дереву, слоновой кости и мыльному камню. Они были особенно известны своими живыми масками.

Религией

Большинство народов бети-пахуинов были обращены в христианство к 1939 году (хотя на Фанг также повлияли Мицого ). В то время большая часть их традиционной культуры была заброшена, в том числе большая часть местных танцев и песен. После окончания колониальной эпохи их традиционная религия пережила возрождение, например, религия бвити и, как и расцвет новых стилей музыки и танца, таких как бикутси Эвондо.

Таким образом, сегодня многие бети-пахуины считают себя христианами, ходят в церковь по воскресеньям, а затем посещают тайные общества или посещают народного целителя в другое время в течение неделя.

Другие языки

Некоторые народы бети-пахуин также говорят или понимают официальные языки своих стран: испанский в Экваториальной Гвинее (аннобонский в Аннобон ); французский в Камеруне, Экваториальной Гвинее и Габоне ; португальский, ангольский, Principense и форро в Сан-Томе и Принсипи, английский в Камерун.

Ссылки

Библиография

  • Неба, Аарон, доктор философии. (1999) Современная география Республики Камерун, 3-е изд. Bamenda: Neba Publishers.
  • Нго, Виктор Джулиус (1996) История Камеруна с 1800 года. Лимбе: Prebook.
  • Laburthe-Tolra, P. (1984). "Les Seigneurs de la Foret". " Париж: Publications de la Sorbonne.
Последняя правка сделана 2021-05-12 14:31:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте