Бенту де Гойс

редактировать

Бенту де Гойс
Gois.jpg
Родился1562. Вила-Франка-ду-Кампу, Азорские острова, Королевство Португалия
Умер11 апреля 1607 г. (в возрасте 44–45 лет). Сучжоу, Ганьсу, Китай
НациональностьПортугальский
Род занятийИезуитский миссионер, исследователь
ИзвестенПервый европеец, который путешествовал по суше из Индии в Китай.

Бенто де Гойс ( 1562 г. в Вила-Франка-ду-Кампу, Азорские острова, Португалия - 11 апреля 1607 г. в Сучжоу, Ганьсу, Китай ), был португальцем Иезуит Брат, миссионер и исследователь. Его имя обычно дается на английском языке как Bento de Goes или Bento de Goës ; в прошлом его также англицизировали как Бенедикт Гоэс .

Его в основном помнят как первого известного европейца, который путешествовал по суше из Индии в Китай через Афганистан и Памир. Вдохновленный спорами среди иезуитов относительно того, является ли Катай из Марко Поло той же страной, что и Китай, его экспедиция убедительно доказала, что эти две страны являются одним и тем же, и, согласно Генри Юлу, заставил «Катай... окончательно исчезнуть из поля зрения, оставив Китай только в устах и ​​умах людей».

Содержание
  • 1 Ранние годы
  • 2 Загадка Катая
  • 3 В Катая
  • 4 Застрял в Сучжоу
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
Ранние годы

Гойс отправился в Португальскую Индию в качестве солдата в португальской армии. В Гоа он вступил в Общество Иисуса как мирской брат (в 1584 году) и предложил себя работать в миссии Великих Моголов. Таким образом, в 1595 году он сопровождал Джерома Ксавьера и Мануэля Пиньейру в Лахор. В третий раз император Акбар просил послать иезуитов ко двору. Гуа вернулся в Гоа в 1601 году. Согласно Маттео Риччи, этот опыт позволил Гойсу свободно владеть персидским языком и «сарацинскими» (мусульманскими) обычаями

. Загадка Катая
Цепь городов от Хиаркана до Сиалиса до Сусье в Регно-ди-Каскар (Королевство Кашгар ) на этой карте XVII века совпадает со списком мест, перечисленных в отчете Риччи об экспедиции Гойса. На карте среди источников упоминаются отчеты о «Бенедетто Гусе», Мартино Мартини, Джо (ванни) Грюбер и мистере Тавернье.

Гойса больше всего помнят за его долгое исследовательское путешествие по Средней Азии под одеждой армянского купца в поисках царства Катай. Созданные на основании отчетов Марко Поло, а затем и утверждений Руи Гонсалеса де Клавихо, сообщения о существовании христианского королевства в Европе распространялись на протяжении более трех веков. мусульманских народов. После того, как иезуитские миссионеры во главе с Риччи провели более 15 лет на юге Китая и наконец достигли Пекина в 1598 году, они начали сильно подозревать, что Китай - это Катай; вера подкреплялась тем фактом, что все путешественники-сарацины (мусульмане из Центральной Азии), встреченные Риччи и его товарищами в Китае, сказали им, что они были в Катай.

Руководство иезуитов в Гоа было уведомлено письмами от иезуитов в Китае, что Китай был Катай, но там не было христиан. В то же время иезуиты, находившиеся при дворе Великих Моголов (в частности, сам Ксавьер), были приглашены купцами, которым было сказано, что до Катая можно добраться через Кашгар и что в нем проживает много христиан. Катай, который убедил Ксавьера, что Катай был царством пресвитера Иоанна, а не Минским Китаем.

(Оглядываясь назад, можно сказать, что представление мусульманских информаторов из Центральной Азии о том, что Минский Китай является в значительной степени Христианская страна может быть объяснена множеством сходств между христианскими и буддийскими церковными ритуалами, что сделало бы две религии похожими на мусульманского купца. Более того, на самом деле было большое количество в основном- Христиане-несторианы в Китае и Могулистане в эпоху юаней (более чем за столетие до Гойса). Пока готовилась экспедиция Гойса, наиболее читаемый рассказ о "Катай" "в персоязычном и тюркоязычном мусульманском мире, возможно, был рассказ о путешествии Гията ад-дина Наккаша с 1420 по 1422 год; в нем не упоминаются христиане, проживающие на территории Минского Китая, но в некоторых его изданиях упоминается «кафир поклоняющийся кресту» в Турфан и Кумул.)

После некоторого общения между Ксавьером, начальниками ордена в Гоа, Никколо Пимента, отцом-посетителем, ответственным там), и властями Европы было решено отправить экспедицию по суше из Индии в Катай, упомянутую Агра Великих Моголов иезуитам, чтобы узнать, какой на самом деле была страна. Гойс был выбран как наиболее подходящий человек для этой экспедиции, как человек смелости и здравого смысла, хорошо знавший язык и обычаи региона. Акбар также одобрил планы; он выдал Гуа грамоты о безопасности, которые будут использоваться во время части путешествия в пределах Империи Великих Моголов, и предоставил часть средств для экспедиции.

В Катай

Он уехал Агра в Лахор в конце 1602 или начале 1603 года (источники расходятся), а в феврале 1603 года он покинул Лахор с ежегодным караваном, направлявшимся в Кашгарию Столица Яркенд. Его прикрытие принадлежало армянскому купцу с несколько неожиданным именем Абдулла Исаи. Его сопровождали два грека, выбранные Ксавьером: священник Лео Гримано, который отправился в Кабул, и купец Деметриос, который также отделился от Гуа в Кабуле, но позже воссоединился с ним в Яркенде. Вместо четырех слуг, данных ему в Агре, он нанял в Лахоре настоящего армянина, проживающего в этом городе, Исаака, который сопровождал Гойса до самого конца.

Путешествие через Пешавар, Караван достиг Кабула, где участники каравана провели несколько месяцев. Находясь в Кабуле, Гойс познакомился с «Агаханем», сестрой правителя Кашгарии, которая также была матерью нынешнего правителя Хотана. Она возвращалась на родину из хаджа в Мекку, и у нее закончились деньги. Иезуит одолжил ей некоторую сумму, которую она позже выплатила качественным нефритом.

От другого путешественника, которого он встретил, Гойс узнал о существовании «города под названием Капперштам, в который не разрешено входить ни одному магометанину» (согласно Yule, ссылка на регион Кафиристан ), и он попробовал местного вина, которое он нашел очень похожим на европейское вино.

Из Кабул, Гойс и Исаак двинулись на север, пересекли Гиндукуш. Покинув владения Моголов и войдя на территорию, находящуюся под властью (по крайней мере, номинально) хана Самарканда, Ферганы и Бухары, они сделали остановку в Талокане (" Талхан ») в сегодняшнем северном Афганистане. В этом районе царила суматоха, люди «кальча», светловолосые и бородатые, как бельгийцы, восстали против бухарских правителей.

В то время как «галча» - это архаичный термин, обозначающий большое количество людей, которые не могут быть напрямую отнесены к какой-либо одной современной этнической группе, это было описано по крайней мере одним автором как имя, используемое низинными таджиками для памирского народа.

Пройдя через земли повстанцев Кальчии с Лишь незначительные потери, караван продолжил движение на восток, по опасным дорогам через Памир. Ни Йоль в 1866 году, ни Корнелиус Весселс в 1924 году не смогли идентифицировать большинство мест, упомянутых Гуа, но они упомянули, что это, вероятно, единственный опубликованный отчет о европейском пересечении региона между экспедицией <19 лет.>Марко Поло и 19 век. Караван достиг Яркенда («Хиарчан») в ноябре 1603 года.

Царские гробницы в Яркенде, датируемые 16-17 веками

Яркенд был столицей Кашгарии (западный Тарим Basin ) со времен Абу Бакр-хана (ок. 1500 г.). Гойс и Исаак провели там год, ожидая формирования и отправления каравана в Катай. Они знали, что каждые несколько лет из Яркенда будет покидать караван, в основном с местными торговцами, которые везут нефрит в столицу Катай (то есть Пекин) под видом «дани» императору Мин из различных центральных районов. Правители Азии. По обычаю, император выбирал для себя лучший нефрит, щедро возмещая кашгарцам, а остальную часть нефрита можно было продать пекинским купцам. Гуа также совершил побочную поездку в Хотан, где его прежняя ссуда королеве-матери княжества была щедро вознаграждена нефритом.

Иезуит произвел впечатление на правителя Кашгарии из Яркенда Мухаммад Султан (годы правления 1592–1609), потомок султана Саид-хана и мюрид из Ходжа Исхака, с в подарок механические часы и получил от него документ для входа в восточное «Королевство Сиалис», которым правил сын Мухаммеда.

Нагруженный нефритом караван «дани» покинул Яркенд в ноябре 1604 года. Они сделали остановку в Аксу, Синьцзян, который все еще находился в составе Кашгарского царства, и номинальным правителем был 12-летний племянник Мухаммеда Султана. Иезуит подружился с мальчиком сладостями и исполнением европейского танца, а его мать - множеством маленьких подарков.

Миссия (очевидно) Турфана, посетившая Пекин в 1656 году, полвека спустя де Гуа. В его караване могли быть похожие персонажи.

Затем караван пересек «пустыню Каракатаи» или «Черную землю катаянов», которая, как узнал Гойс, была названа в честь «катайян, [которые] там жили» давно ». Следующей важной остановкой был небольшой, но сильно укрепленный город Сиалис, где путешественники провели три месяца, поскольку начальник каравана ждал, пока к ним присоединятся другие купцы. Хотя из географии маршрута (между Куча и Турфаном ) следует, что Сиалис должен был находиться где-то в пределах сегодняшней Байынгхолинской Монгольской Автономной Префектуры, идентичность была предметом спекуляций среди более поздних историков. Одни думали, что это был город, известный нам как Корла (сегодня столица префектуры), но другие высказывали мнение, что Карашар находится примерно в 50 км к северо-востоку.

Именно в Сиалисе караван Бенту встретился с другим караваном, возвращавшимся из Пекина в Кашгарию. По счастливой случайности, во время своего пребывания в Пекине, или «Камбалу», на тюркском, кашгарцы проживали в том же помещении для размещения иностранных гостей, где Риччи, первый иезуит, достигший китайской столицы, некоторое время находился под стражей. Вернувшиеся кашгарцы рассказали Гойсу все, что им известно об этом новом, необычном виде посетителей Китая, и даже показали ему макулатуру с чем-то написанным на португальском, по-видимому, брошенным одним из иезуитов. они выбрали в качестве сувенира, чтобы показать своим друзьям дома. Гойс был вне себя от радости, теперь уверен, что китайские иезуиты были правы, идентифицировав Катай Марко Поло с Китаем, а Камбалу с Пекином.

Застрял в Сучжоу
Памятник Гойсу в Вила-Франка-ду-Кампу

Виа Турпан и Хами. Его караван прибыл к китайской границе в Цзяюйгуань и вскоре получил разрешение пересечь Великой Китайской стены и продолжить путь в Сучжоу (ныне Цзюцюань центр города), первый город в Империи Мин, в который они вошли ближе к концу 1605 года. После трех лет и 4000 миль трудных путешествий у Бенту и Исаака было 13 лошадей, пять наемных слуг и два мальчика, которых Бенто выкупил из рабства. Они несли с собой много драгоценного нефрита, и, что самое главное, оба путешественника были здоровы. Однако тут его удача закончилась. Империя Мин имела довольно строгие правила для въезда иностранцев в страну, и потребовалось много месяцев, прежде чем центральноазиатским торговцам / «послам» было разрешено проникнуть во внутренние районы страны. Тем временем Бенто и Исаак, фактически заключенные в тюрьму в приграничном городе, были вынуждены тратить свои активы, чтобы прокормить себя по непомерным ценам. Гойс написал письмо иезуитам в Пекине с просьбой найти способ вывести его из Сучжоу, но оно не было доставлено, так как он не знал адреса своих коллег в Пекине, и, по-видимому, он даже не мог никого попросить иметь письмо на китайском языке. В свою очередь, пекинские иезуиты (проинформированные об экспедиции Гойса его гоа начальством) наводили справки о нем от людей, приезжавших с запада, но они также ничего не могли узнать, так как не знали его «армянского». "имя, или они спросили не тех людей.

Второе письмо Гойса, отправленное около Пасхи 1606 года, было доставлено в Пекин в середине ноября. Несмотря на зимнюю погоду, Риччи незамедлительно послал к себе на помощь китайского брата-иезуита Джованни Фернандеса.

Несмотря на ненастную погоду и кражу многих его припасов его слугой в Сиане, Фернандес добрался до Сучжоу в конце марта 1607 года и обнаружил Бэнто больным и почти при смерти. (Риччи говорит, что он, возможно, был отравлен.) Отважный путешественник умер через 11 дней после прибытия Фернандеса, и другие члены его каравана, согласно их «дьявольскому обычаю », поделили его имущество между собой. 140>

Джованни и Исааку потребовалось несколько месяцев юридических усилий, чтобы вернуть часть собственности и документы Гуа у его бывших путешественников-караванов. К сожалению, его путевой дневник, который он, как утверждается, тщательно вел, был уничтожен людьми из каравана «сарацин», предположительно потому, что он также содержал записи о суммах средств, которые некоторые из них были должны ему. Поэтому записи его экспедиции очень отрывочны, основаны в первую очередь на нескольких сохранившихся письмах (несколько отправленных обратно в Индию, а последнее - Риччи) и на информации, полученной Риччи от Исаака и Джованни.

Исаак и Джованни похоронил Гойса по-христиански, насколько это было возможно при данных обстоятельствах, и они отправились в Пекин. После допроса Риччи во время месячного пребывания в Пекине, Исаак вернулся в Индию через Макао и пролив Сингапур с новыми приключениями на пути.

См. Также
Ссылки
Библиография
Последняя правка сделана 2021-05-12 12:31:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте