Иоганн Грюбер (28 октября 1623 г., Линц - 30 сентября 1680 г., Шарошпатак, Венгрия ) был австрийцем Иезуит, миссионер и астроном в Китае, известный исследователь.
Он присоединился к Обществу Иисуса в 1641 году и отправился в Китай в 1656 г., где он работал при дворе Пекина в качестве профессора математики и помощника отца Адама Шаля фон Белла. В 1661 году начальство отправило его вместе с бельгийским отцом Альбертом Дорвилем (Д'Орвиль) в Рим, чтобы защитить работу Шаля по китайскому календарю (его обвинили в поощрении «суеверных практик»).
Поскольку было невозможно путешествовать по морю из-за блокады Макао голландцами, они задумали смелую идею пройти по суше из Пекина в Гоа (Индия) через Тибет и Непал. Это привело к незабываемому путешествию Грюбера (Дорвиль умер в пути), которое принесло ему славу как одного из самых успешных исследователей семнадцатого века (Тонье). Сначала они отправились в Синнинг-фу, на границе Кан-су ; отсюда через территорию Кукунор и Калмыцкую Татарстан (Дезертум Калнак) в Лхасу. Они пересекли сложные горные перевалы Гималаев, прибыли в Катманду, Непал и оттуда спустились в бассейн Ганга : Патна и Агра, бывшая столица империи Великих Моголов. Это путешествие длилось 214 дней.
Дорвилл умер в Агре, жертвой перенесенных им невзгод. Отец-иезуит Генрих Рот, знаток санскрита, заменил Дорвиля и вместе с Грюбером совершил сухопутное путешествие через Персию и Турцию, достигнув Рим 2 февраля 1664 г. Их путешествие показало возможность прямого сухопутного сообщения между Китаем и Индией, а также ценность и значение гималайских перевалов .
Биограф говорит: «Именно благодаря энергии Грюбера Европа получила первую правильную информацию о Тибете и его жителях». Хотя Одерико Порденонский пересек Тибет в 1327 году и посетил Лхасу, он не написал никаких отчетов об этом путешествии. Антонио де Андрада и продвинули свои исследования до Цапаранга на севере Сетледж.
Император Леопольд I потребовал, чтобы Грюбер вернулся в Китай через Россия, чтобы изучить возможность другого сухопутного маршрута через Центральную Азию, но путешествие закончилось в Константинополе, когда Грюбер серьезно заболел. Он был вынужден вернуться. Несмотря на слабое здоровье, Грюбер прожил еще 14 лет проповедником и духовным наставником в иезуитских школах Трнава (Словакия ) и Шарошпатак (Венгрия.>), где он умер в 1680 году.
Отчет об этом первом путешествии европейца по Тибету в наше время был опубликован Афанасиусом Кирхером, которому Грюбер оставил свои дневники и диаграммы, которые он дополнил многочисленными устными и письменными дополнениями («Китай illustrata », Амстердам, 1667, 64-67). Во французское издание «Китай» (Амстердам, 1670 г.) также включено письмо Грюбера, написанное герцогу Тосканского.
О письмах Грюбера см. «Neue Welt-Bott» (Аугсбург и Грац, 1726 г.), нет. 34; Тевено (с которым Грюбер познакомился в Константинополе), «Divers voyages curieux» (Париж, 1666, 1672, 1692), II; выдержки в Ritter, "Asien" (Берлин, 1833), II, 173; III, 453; IV, 88, 183; Анзи, "II genio vagante" (Парма, 1692 г.), III, 331–399.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Иоганном Грюбером. |
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed. (1913). «Иоганн Грюбер». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.