Мартино Мартини | |
---|---|
Портрет Мартино Мартини | |
Личная информация | |
Родился | ( 1614-09-20)20 сентября 1614 г. Тренто, Трентское епископство, Священная Римская империя |
Умер | 6 июня 1661 г. (1661-06-06)(46 лет) Ханчжоу, Китай |
Национальность | Трезубец, Священная Римская империя |
Номинал | христианство |
Занятие | Миссионер, картограф и историк |
Мартино Мартини ( упрощенный китайский :卫 匡 国; традиционный китайский :衛 匡 國; пиньинь : Вэй Куангго) (20 сентября 1614 - 6 июня 1661), родился и вырос в Тренто (принц-епископство Священной Римской империи), был Иезуитский миссионер. Как картограф и историк, он в основном работал над древним Императорским Китаем.
Мартини родился в Тренто, в Трентском епископстве Священной Римской империи. После окончания средней школы в Тренто в 1631 году он присоединился к Обществу Иисуса, продолжая изучение классической литературы и философии в Римском колледже в Риме (1634–1637). Однако его главным интересом были астрономия и математика, которые он изучал под руководством Афанасия Кирхера. Его просьба заняться миссионерской деятельностью в Китае была в конечном итоге одобрена Мутием Вителлески, тогдашним генералом иезуитов. Он изучал богословие в Португалии (1637–1639) по пути в Китай, где был рукоположен в священники (1639, в Лиссабоне ).
Он отправился в Китай в 1640 году и прибыл в португальский Макао в 1642 году, где некоторое время изучал китайский язык. В 1643 году он пересек границу и поселился в Ханчжоу, Чжэцзян провинции, откуда он сделал много путешествия для сбора научной информации, особенно по географии в китайской империи : он посетил несколько провинций, а также пекинские и Great Wall. Он широко использовал свои таланты как миссионер, ученый, писатель и руководитель.
Вскоре после прибытия Мартини в Китай столица Мин Пекин пала перед повстанцами Ли Цзычэна (апрель 1644 г.), а затем перед династией Цин, и последний законный император Мин, император Чунчжэнь, повесился. В Чжэньцзяне Мартини продолжал работать с недолговечным режимом Чжу Юйцзяня, принца Тан, который объявил себя (южным) императором Мин Луну. Вскоре цинские войска достигли Чжэцзяна. Согласно собственному отчету Мартини (который появлялся в некоторых выпусках его De bello tartarico), иезуит смог переключить свою лояльность на новых хозяев Китая достаточно простым, но смелым способом. Когда Вэньчжоу на юге Чжэцзяна, где Мартини выполнял миссию для Чжу Юйцзяня, был осажден Цин и собирался падать, иезуит украсил дом, где он остановился, большим красным плакатом с семью иероглифами, говорящими: " Здесь живет доктор божественного Закона, пришедший с Великого Запада ». Под плакатом он поставил столы с европейскими книгами, астрономическими приборами и т. Д., Окружив алтарь с изображением Иисуса. Когда прибыли войска Цин, их командир был достаточно впечатлен дисплеем, чтобы вежливо подойти к Мартини и спросить, не желает ли он изменить свою лояльность новой династии Цин. Мартини согласился, и ему побрили голову по-маньчжурски, а его китайское платье и шляпу заменили на платья в стиле Цин. Затем Цин позволил ему вернуться в свою церковь Ханчжоу и предоставил ему и христианской общине Ханчжоу необходимую защиту.
В 1651 году Мартини уехал из Китая в Рим в качестве представителя китайской верховной миссии. Он воспользовался долгим, полным приключений путешествием (сначала он отправился на Филиппины, а оттуда на голландском капере в Берген, Норвегия, куда он прибыл 31 августа 1653 года, а затем в Амстердам ). Далее, по пути в Рим, он встретил типографов в Антверпене, Вене и Мюнхене, чтобы передать им подготовленные им исторические и картографические данные. Работы были напечатаны и прославили его.
Проезжая через Лейден, Мартини встретил Якоб Голиус, изучающий арабский и персидский языки в местном университете. Голиус не знал китайского, но читал о «Катай» в персидских книгах и хотел проверить истинность более ранних сообщений иезуитов, таких как Маттео Риччи и Бенту де Гойс, которые считали, что Катай - это то же место, что и Китай, где они жили. или посетил. Голиус был знаком с обсуждением «катайского» календаря в Зидж-и Ильхани, работе персидского астронома Насир ад-Дин ат-Туси, завершенной в 1272 году. Когда Голиус встретил Мартини (который, конечно, не знал персидского языка), два ученых обнаружили, что названия 12 подразделений, на которые, согласно Насир ад-Дину, «катаяны» делили день, а также названия 24 частей года, о которых сообщает Насир ад-Дин, соответствуют тем, которые Мартини выучили в Китае. История, вскоре опубликованная Мартини в «Additamentum» к его Атласу Китая, казалось, окончательно убедила большинство европейских ученых в том, что Китай и Катай - это одно и то же.
По пути в Рим Мартини встретил своего 10-летнего кузена Эусебио Кино, который позже стал еще одним известным иезуитским миссионером-исследователем и всемирно известным картографом Новой Испании.
Весной 1655 г. Мартини прибыл в Рим. Там, в Риме, была самая трудная часть его пути. Он привез с собой (для Священной канцелярии Церкви ) длинное и подробное сообщение от миссионеров-иезуитов в Китае в защиту их инкультурированного миссионерского и религиозного подхода: так называемых китайских обрядов (почитание предков и другие практики позволяли новым христианам). Обсуждения и дебаты длились пять месяцев, по окончании которых Propaganda Fide издала указ в пользу иезуитов (23 марта 1656 г.). Битва была выиграна, но полемика не утихла.
В 1658 году после тяжелого путешествия он вернулся в Китай с благоприятным указом. Он снова был вовлечен в пастырскую и миссионерскую деятельность в районе Ханчжоу, где построил трехнефную церковь, которая считалась одной из самых красивых в стране (1659–1661 гг.). Церковь едва была построена, когда он умер от холеры (1661 г.). Дэвид Э. Мунгелло написал, что он умер от передозировки ревеня, которая усугубила его запор.
Мартини побывал как минимум в пятнадцати странах Европы и семи провинциях Китайской империи, сделав остановки в Индии, Яве, Суматре, Филиппинах и Южной Африке. После учебы в Тренто и Риме Мартини добрался до Генуи, Аликанте, Кадиса, Санлукар-де-Баррамеда (порт недалеко от Севильи в Испании), Севильи, Эворы и Лиссабона (Португалия), Гоа (в западном регионе Индии), Сурата ( порт в северо-западном регионе Индии), Макао (на южном побережье Китая, управляется португальцами), Гуанчжоу (столица провинции Гуандун ), Наньсюн (в северной провинции Гуандун, между горами), Наньчан (столица Цзянси) Провинция ), Цзюцзян (на северо-западе провинции Цзянси ), Нанкин, Ханчжоу (столица провинции Чжэцзян ) и Шанхай.
Проехав провинцию Шаньдун, он добрался до Тяньцзиня и Пекина, Наньпина в провинции Фуцзянь, Вэньчжоу (на юге провинции Чжэцзян ), Анхая (порта на юге Фуцзяня ), Манилы (на Филиппинах ), Макассара ( острова Сулавеси в голландской Индонезии ). Батавия / Джакарта ( остров Суматра, столица голландской Индонезии ), Кейптаун / Каапстад (остановка на 20 дней в форте, построенный голландским губернатором Ян ван Рибек в 1652 году), Берген, Гамбург, бельгийский Антверпен и Брюссель, где он встретил эрцгерцога Австрии Леопольда Вильгельма, голландского Лейдена (с ученым Якобом Голиусом ) и Амстердама, где он встретился со знаменитым картографом Джоаном Блау.
Он достиг почти наверняка некоторые города во Франции, а затем Монако ди Baviera, Вена и близлежащий охотничий павильон Ebersdorf [ де ] (где он встретил императора Священной Римской империи Фердинанда III из династии Габсбургов ), и, наконец, Рим. В свое последнее путешествие (с 11 января 1656 г. по 17 июля 1658 г.) Мартини отплыл из Генуи, островов Йер на Французской Ривьере (спасаясь от пиратов), в Аликанте, Лиссабон, Гоа, португальскую колонию Ларантука на острове Флорес (Индонезия). отдыхал больше месяца, Макассар (где он встретил доминиканского монаха Доминго Наваррете ), Макао и, наконец, Ханчжоу, где он умер.
Согласно свидетельству Проспера Intorcetta (in Litt. Annuae, 1861), через двадцать лет было обнаружено, что труп Мартини не разложился. Он стал давним объектом культа не только для христиан, пока в 1877 году, заподозрив идолопоклонство, иерархия не перезахоронила его.
Сегодняшние ученые проявляют все больший интерес к творчеству Мартини. Во время международной конференции, организованной в городе Тренто (место его рождения), член Китайской академии социальных наук профессор Ма Юн сказал: «Мартини был первым, кто изучил историю и географию Китая со строгой научной объективностью; степень его познания в китайской культуре, точность его исследований, глубина его понимания китайского являются примерами для современных китаеведов ». Фердинанд фон Рихтгофен называет Мартини «ведущим географом китайской миссии, который был непревзойденным и едва ли равным ему в XVIII веке... Ни до, ни после этого не было другого миссионера, который так старательно использовал свое время для сбора информации о страна". (Китай, I, 674 кв.)
LENTINI, Orlando, Da Martino Martini a Zhang Weiwei, стр. 45–64; Фон КОЛЛАНИ, Клаудиа, Два астронома: Мартино Мартини и Иоганн Адам Шаль фон Белл, стр. 65–94; РУССО, Mariagrazia, Мартино Мартини и le lettere portoghesi: tasselli per un percorso biografico, стр. 95–112; ГОЛВЕРС, Ноэль, Мартино Мартини в Нидерландах, стр. 113–136; ЛИНДГРЕН Ута, Мартини, Nieuhof und die Vereinigte Ostindische Compagnie der Niederländer, стр. 137–158; ПИАСТРА, Стефано, Франческо Бранкати, Мартино Мартини и Шанхайский Лао Тан (Старая церковь): картографирование, восприятие и культурные последствия места, стр. 159–181. WIDMAIER, Rita, Modallogik vs Probabilitätslogik: Logik der Tatsachenwahrheit bei GW Leibniz und Martino Martini bei den virulenten Fragen im Ritenstreit, стр. 183–198; КРИВЕЛЛЕР, Джанни, Мартино Мартини и полемика дей рити синези, стр. 199–222; МОРАЛИ, Илария, Аспеттиологические теоретические дискуссии сурити и лоро аттуалита 50-летнего Собора Ватикано II: вклад в теологию подлинной религии, стр. 223–250; ANTONUCCI, Davor, Scritti inediti di Martino Martini: ipotesi di lavoro e di ricerca, стр. 251–284; PATERNICÒ, Луиза М., Рукопись Sinicae Historiae Decas Prima в библиотеке Ватикана, стр. 285–298; Castelnovi, Michele, Da Il Libro delle Meraviglie al Novus Atlas Sinensis, una rivoluzione eptemologica: Martino Martini sostituisce Marco Polo, стр. 299–336; БЕРГЕР, Катриен, Мартино Мартини Де Белло Тартарико: сравнительное исследование латинского текста и его переводов, стр. 337–362; ЮАНЬ XI, Una ricerca terminologica sull'opera teologica martiniana Zhenzhu lingxing lizheng, стр. 363–388.