Мартино Мартини | |
---|---|
![]() | |
Личные данные | |
Родился | (1614-09-20) 20 сентября 1614 года. Тренто, Епископство Трентское, Священная Римская империя |
Умер | 6 июня 1661 (1661-06-06) (46 лет). Ханчжоу, Китай |
Национальность | Тридент, Священная Римская Империя |
Конфессия | Христианство |
Род занятий | миссионер, картограф и историк |
Мартино Мартини (упрощенно Китайский : 卫 匡 国; традиционный китайский : 衛 匡 國; пиньинь : Вэй Куанго) (20 сентября 1614 - 6 июня 1661) был миссионером-иезуитом, родился и вырос в Тренте, принце-епископстве Священной Римской империи. Как картограф и историк он в основном работал над древним Имперским Китаем.
Мартини родился в Тренто, в Трентском епископстве Священной Римской империи. Империя. После окончания средней школы в Тренте в 1631 году он присоединился к Обществу Иисуса, продолжая изучение классической литературы и философии в Римском колледже, Рим (1634–37). Однако его главным интересом были астрономия и математика, которые он изучал под руководством Афанасия Кирхера. Его просьба заняться миссионерской деятельностью в Китае была в конечном итоге одобрена Мутием Вителлески, тогдашним Генерал-настоятелем иезуитов. Он продолжал свои богословские исследования в Португалии (1637–39) по пути в Китай, где был рукоположен в священники (1639, в Лиссабоне ).
Он отправился в Китай в 1640 году и прибыл в португальский Макао в 1642 году, где некоторое время изучал китайский язык. В 1643 году он пересек границу и поселился в Ханчжоу, провинции Чжэцзян, откуда он много путешествовал с целью сбора научной информации, особенно географии Китайская империя : он посетил несколько провинций, а также Пекин и Великую стену. Он широко использовал свои таланты в качестве миссионера, ученого, писателя и начальника.
Вскоре после прибытия Мартини в Китай Мин столица Пекина пала Ли Повесились мятежники Цзычэна (апрель 1644 г.), а затем и династии Цин, и последний законный император Мин, император Чунчжэнь. В Чжэньцзян Мартини продолжал работать с недолговечным режимом Чжу Юйцзянь, принца Танга, который назвал себя (южным) Мином Луну. Император. Вскоре цинские войска достигли Чжэцзяна. Согласно собственному отчету Мартини (который появлялся в некоторых выпусках его De bello tartarico), иезуит смог переключить свою лояльность на новых хозяев Китая достаточно простым, но смелым способом. Когда Вэньчжоу, на юге Чжэцзяна, где Мартини оказался на миссии Чжу Юйцзяня, был осажден Цин и собирался пасть, иезуит украсил дом, где он останавливался, большим красным плакатом с семью персонажами, говорящими: «Здесь живет доктор божественного Закона, пришедший с Великого Запада». Под плакатом он поставил столы с европейскими книгами, астрономическими приборами и т. Д., Окружив алтарь с изображением Иисуса. Когда прибыли войска Цин, их командир был настолько впечатлен представлением, что вежливо подошел к Мартини и спросил, не желает ли он изменить свою лояльность новой династии Цин. Мартини согласился, и ему побрили голову по-маньчжурски, а его китайское платье и шляпу заменили на платья в стиле Цин. Затем Цин позволил ему вернуться в свою церковь Ханчжоу и предоставил ему и христианской общине Ханчжоу необходимую защиту.
В 1651 году Мартини уехал из Китая в Рим в качестве делегата. начальника китайской миссии. Он воспользовался долгим приключенческим путешествием (сначала он отправился на Филиппины, оттуда на голландском капере в Берген, Норвегия, куда он прибыл 31 августа 1653 г., а затем в Амстердам ). Далее, по дороге в Рим, он встретил типографов в Антверпене, Вене и Мюнхене, чтобы передать им подготовленные им исторические и картографические данные. Работы были напечатаны и прославили его.
Проезжая через Лейден, Мартини встретил Якоб Голиус, ученый арабского и персидского языков в местном университете. Голиус не знал китайского языка, но читал о «Катай» в персидских книгах и хотел проверить истинность более ранних сообщений иезуитов, таких как Маттео Риччи и Бенту де Гойс, которые считали, что Катай - это то же место, что и Китай, где они жили или посещали. Голиус был знаком с обсуждением «катайского» календаря в Зидж-и Ильхани, работе персидского астронома Насир ад-Дина ат-Туси, завершено в 1272 году. Когда Голиус встретил Мартини (который, конечно, не знал персидского языка), два ученых обнаружили, что названия 12 подразделений, к которым, согласно Насир ад-Дину, относились «катаяны». разделение дня, а также те из 24 частей года,, о которых сообщил Насир ад-Дин, соответствовали тем, что Мартини узнал в Китае. История, вскоре опубликованная Мартини в "Additamentum" к его Атласу Китая, похоже, окончательно убедила большинство европейских ученых в том, что Китай и Катай - одно и то же.
По пути в Рим Мартини встретил своего тогдашнего 10-летний двоюродный брат Эусебио Кино, который позже стал еще одним известным иезуитом миссионером-исследователем и всемирно известным картографом Новой Испании.
Весной 1655 г. Мартини достиг Рима. Там, в Риме, была самая трудная часть его пути. Он привез с собой (для Святой Канцелярии Церкви ) длинное и подробное сообщение от миссионеров-иезуитов в Китае в защиту их инкультурированного миссионерского и религиозного подхода: так- называется китайскими обрядами (почитание предков и другие практики, разрешенные новым христианам). Обсуждения и дебаты велись в течение пяти месяцев, по окончании которых Propaganda Fide издала указ в пользу иезуитов (23 марта 1656 г.). Битва была выиграна, но полемика не утихла.
В 1658 году после тяжелейшего путешествия он вернулся в Китай с благоприятным указом. Он снова был вовлечен в пастырскую и миссионерскую деятельность в районе Ханчжоу, где он построил трехнефную церковь, которая считалась одной из самых красивых в стране (1659–1661 гг.). Церковь едва была построена, когда он умер от холеры (1661). Дэвид Э. Мунгелло написал, что он умер от передозировки ревеня, которая усугубила его запор.
Ниже приведен список городов, которые посетил Мартини, путешествуя по крайней мере в пятнадцати странах Европы и семи провинциях. Китайской империи, делая остановки в Индии, Яве, Суматре, Филиппинах и Южной Африке. После обучения в Тренте и Риме, Мартини добрался до Генуи, Аликанте, Кадиса, Санлукар-де-Баррамеда (порт недалеко от Севильи в Испании), Севилья, Эвора и Лиссабон (Португалия), Гоа (в западном регионе Индии), Сурат (порт в северо-западном регионе Индии), Макао (на южном побережье Китая, управляемый португальцами), Гуанчжоу (столица провинции Гуандун ), Наньсюн (в северной провинции Гуандун, между горами), Наньчан (столица провинции Цзянси ), Цзюцзян (на северо-западе провинции Цзянси ), Нанкин, Ханчжоу (столица провинции Чжэцзян ) и Шанхай, пройдя провинцию Шаньдун, он достиг Тяньцзиня и Пекина, Наньпин в провинции Фуцзянь, Вэньчжоу (на юге провинции Чжэцзян ), Анхай (порт на юге Фуцзянь ), Манила (на Филиппинах ), Макассар (остров Сулавеси в голландской Индонезии ), Батавия / Джакарта (остров Суматра, столица голландской Индонезии ), Кейптаун / Каапстад (остановка на двадцать дней в форте, построенном голландским губернатором Ян ван Рибек в 1652 году), Берген, Гамбург, бельгийском Антверпене и Брюсселе, где он встретил эрцгерцога Австрии Леопольда Вильгельма, голландца Лейдена (с ученым Якобом ван Гул он же Голиус ) и Амстердам, где он встретил известного картографа Жоана Блау, почти наверняка в некоторых городах Франции, затем Монако ди Бавьера, Вена и близлежащие [de ] (где он встретил императора Священной Римской империи Фердинанда III из Габсбургов ) и наконец Рим. В свое последнее путешествие (с 11 января 1656 г. по 17 июля 1658 г.) Мартини отплыл с Генуи, островов Йер на Французской Ривьере (чтобы спастись от пиратов), в Аликанте, Лиссабон, Гоа, португальскую колонию Ларантука на острове Флорес (Индонезия), отдыхающий более месяца, Макассар (где он встретил доминиканского монаха Доминго Наваррете ), Макао и, наконец, Ханчжоу, где он умер.
Согласно свидетельству Проспера Intorcetta (в Litt. Annuae, 1861), через двадцать лет было обнаружено, что труп Мартини не разрушился. Он стал давним объектом культа не только для христиан, пока в 1877 году, подозревая идолопоклонство, иерархия перезахоронила его.
Сегодняшние ученые считают проявлял возрастающий интерес к творчеству Мартини. Во время международного конгресса, организованного в городе Тренто (место его рождения), член Китайской академии социальных наук профессор Ма Юн сказал: «Мартини был первым, кто изучил историю и география Китая со строгой научной объективностью; степень его знания китайской культуры, точность его исследований, глубина его понимания китайского являются примерами современные китаеведы ». Фердинанд фон Рихтгофен называет Мартини «ведущим географом китайской миссии, который был непревзойденным и едва ли равным ему в XVIII веке... Ни до, ни после этого не было другого миссионера, который так усердно пользовался его время на получение информации о стране ". (Китай, I, 674 кв.)
![]() | На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Мартино Мартини. |
LENTINI, Orlando, Da Martino Martini a Zhang Weiwei, стр. 45 –64; Фон КОЛЛАНИ, Клаудиа, Два астронома: Мартино Мартини и Иоганн Адам Шаль фон Белл, стр. 65–94; РУССО, Mariagrazia, Мартино Мартини и le lettere portoghesi: tasselli per un percorso biografico, стр. 95–112; ГОЛВЕРС, Ноэль, Мартино Мартини в Нидерландах, стр. 113–136; ЛИНДГРЕН Ута, Мартини, Nieuhof und die Vereinigte Ostindische Compagnie der Niederländer, стр. 137–158; ПИАСТРА, Стефано, Франческо Бранкати, Мартино Мартини и Шанхайский Лао Тан (Старая церковь): отображение, восприятие и культурные последствия места, стр. 159–181. WIDMAIER, Rita, Modallogik vs Probabilitätslogik: Logik der Tatsachenwahrheit bei G. W. Leibniz und Martino Martini bei den virulenten Fragen im Ritenstreit, стр. 183–198; КРИВЕЛЛЕР, Джанни, Мартино Мартини и полемика действенного кино, стр. 199–222; МОРАЛИ, Илария, Аспетти теологические разногласия сурити и лоро аттуалита 50-летнего Собора Ватикано II: вклад в теологию истинной религии, стр. 223–250; ANTONUCCI, Davor, Scritti inediti di Martino Martini: ipotesi di lavoro e di ricerca, стр. 251–284; PATERNIC, Луиза М., Рукопись Sinicae Historiae Decas Prima в библиотеке Ватикана, стр. 285–298; КАСТЕЛЬНОВИ, Микеле, «Да либро делле Меравигли аль Новус Атлас Синенсис», уна rivoluzione eptemologica: Мартино Мартини sostituisce Marco Polo, стр. 299–336; БЕРГЕР, Катриен, Мартино Мартини Де Белло Тартарико: сравнительное исследование латинского текста и его переводов, стр. 337–362; ЮАНЬ XI, Una ricerca terminologica sull’opera teologica martiniana Zhenzhu lingxing lizheng, стр. 363–388.