Корсаковская битва | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Участник русско-японской войны | |||||||
. Русский защищенный крейсер Новик | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Японская империя | Российская Империя | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Такаги Сукейчи. Такео Сэнду | Михаил Фёдорович фон Шульц | ||||||
Сила | |||||||
2 крейсера | 1 крейсер | ||||||
Потери и потери | |||||||
1 крейсер поврежден | 1 крейсер затоплен |
Корсаковское сражение, морское сражение в русско-японской войне, произошла 20 августа 1904 г. у южного побережья острова Сахалин. Битва сорвала попытку Имперского флота России защищенного крейсера Новик покинуть Порт-Артур и присоединиться к российскому крейсеру эскадра в Владивостоке, Россия, после того, как русская Тихоокеанская эскадра была рассеяна в Битве у Желтого моря.
Новик входил в состав эскадры Императорского флота России , блокированной в гавани Порт-Артура, Маньчжурия, Китай Императорским флотом Японии сил с начала русско-японской войны в феврале 1904 года. Когда русская эскадра наконец попыталась вырваться из Порт-Артура и достичь Владивостока, Россия, где она могла бы объединиться с базирующейся там русско-японской эскадрой, она потерпела поражение в Битва на Желтом море 10 августа 1904 г. Русская эскадра распалась во время битва, когда одни корабли возвращаются в Порт-Артур, а другие бегут на юг, в Желтое море, чтобы искать убежища в китайских портах. Новик был среди кораблей, бежавших на юг.
11 августа Новик столкнулся с русским защищенным крейсером Диана, командир которого намеревался направиться в Сайгон на французской Кочинхине. - и эсминец в Желтом море, и командир Новика сообщил двум другим российским кораблям, что он намерен принять уголь и провизию в Киаочоу в немецкой концессии бухты Каочжоу в Китае, а затем проплыть через восток Японии до Владивостока. Командир Дианы считал, что такое путешествие приведет к захвату японскими войсками, и не терял намерения отправиться в Сайгон. Диана и Грозовой вошли в порт Шанхай, Китай, и Новик расстался с ними и продолжил путь в одиночку.
Цусима, ок. 1905 ТитосэЯпонцы имели ограниченную информацию о местонахождении Новик до 14 августа 1904 года, когда они получили сообщение о том, что она покинула Киаочоу на рассвете 12 августа и что нейтральный торговое судно заметило крейсер, напоминающий Новика, в Восточно-Китайском море на полпути между Шанхаем и Нагасаки, Японией, в 10:15 13 августа и что она очевидно направлялась к югу от Кюсю. Первоначально японцы приказали защищенным крейсерам Ниитака и Цусима проследовать в пролив Цугару, чтобы поймать Новик, если она попытается добраться до Владивостока по этому маршруту, но затем отменили приказ после определения того, что два крейсера были необходимы в районе Шанхая для поиска русского защищенного крейсера Аскольд. Это решение дало Новику возможность беспрепятственно двинуться на север и восток Японии. Она прошла к югу от Якусима на островах Осуми в 05:30 14 августа и вошла в Тихий океан, повернув на север.
A Японское торговое судно заметило, что Новик проходил мимо Якусимы рано утром 15 августа, и когда утром 15 августа известие об этом появлении достигло японского военно-морского командования, они наконец смогли организовать преследование. Они приказали защищенным крейсерам Титосэ и Цусима под общим командованием командира Титосэ со всей скоростью проследовать на север к проливу Цугару и уничтожить Новик, если он попытается войти в Японское море из Тихого океана через этот пролив. Цусима быстро получила приказ и, не имея возможности связаться с Титосэ, самостоятельно двинулась на север через Японское море. Титосэ не получил приказ до захода солнца 15 августа и не мог следовать за Цусимой до 03:30 16 августа.
Цусима прибыла в Хакодатэ, Япония, на проливе Цугару. закат 17 августа 1904 года, и Титосэ встретился там около 13:00 18 августа. Они получили приказ патрулировать в Японском море у западной стороны пролива Цугару до 08:00 19 августа. Если Новик к тому времени не появится, они разделятся, а Титосэ продолжит наблюдать за проливом Цугару, а Цусима двинется на север, чтобы исследовать пролив Лаперуза. Когда Новика не было видно, они должным образом разошлись, как и было приказано.
Примерно через час после того, как Цусима направилась на север, пришло известие, что Новик прошел через пролив Фриза между Уруппу и Эторофу на Курильских островах и вошли в Охотское море. Японцы предположили, что Новик намеревается пройти через пролив Лаперуза на пути во Владивосток и что ему придется добывать уголь в Корсаков на южном побережье острова Сахалин, и приказали Титосэ присоединиться к Цусима в проливе Лаперуза. Цусима начала поиски пролива около 8:00 20 августа 1904 года, а Титосэ присоединилась к ней около 10:00. Не имея никаких признаков Новика, командующий Титосэ приказал Цусиме плыть в залив Анива и посмотреть, был ли Новик в Корсакове.
Новик плыл на экономичной скорости во время своего плавания к востоку от Японии., но японцы были правы в том, что ей, тем не менее, требовалась остановка для добычи угля в Корсакове, прежде чем она могла отправиться во Владивосток. Она прибыла в Корсаков на рассвете 20 августа 1904 года, ее командир намеревался набрать уголь и воду перед тем, как пройти через пролив Лаперуза под покровом темноты в ночь с 20 на 21 августа. В течение дня, однако, радио Новика обнаружило признаки активности поблизости японской беспроводной связи, а днем команда Новика заметила дым Цусимы. Опасаясь, что он может оказаться в ловушке у Корсакова, командир Новика в полдень 20 августа решил пересмотреть свои планы, приостановить добычу угля и немедленно отправиться во Владивосток через пролив Лаперуза.
Цусима подошла к Корсакову в 16:00 20 августа 1904 года и увидела дым, поднимающийся над гаванью, и выяснил, что это исходил от Новика. Затем в 16:30 она увидела Новика, двигавшегося к югу от Корсакова, и открыла по ней огонь. Новик ответил, и резкие, но односторонние действия произошли в течение немногим более получаса, в течение которых более вооруженная Цусима нанесла несколько ударов по Новику, пять из которых были ниже ватерлинии, в результате чего была сбита половина ее котлы вышли из строя и залили рулевой отсек. Новик повернул обратно к Корсакову, преследуя Цусиму, но примерно через полчаса, в 17:40, Новик нанес удар Цусиме по ватерлинии, в результате чего два отсека затопили и Цусима так сильно накренилась, что ей пришлось отказаться от погони. и остановимся для проведения аварийного ремонта. Новик вернулся в гавань в Корсакове.
Пока Цусима ремонтировал свои повреждения, на место происшествия прибыла Титосэ. Два японских крейсера наблюдали за Корсаковым в ночь с 20 на 21 августа на случай, если Новик предпримет еще одну попытку прорваться. Рулевой механизм Новик был поврежден и не подлежал ремонту, и ее командир, заметив, как ночью прожекторы смотрели в сторону моря, когда прибыл второй японский крейсер, решил, что ее нельзя спасти.. Он приказал затопить Новик на мелководье.
На рассвете 21 августа Титосэ вошла в гавань и обнаружила, что Новик затонула на песчаной отмели вместе с лодками и запускает вокруг нее, забирая экипаж и ценное снаряжение. Титосэ сблизился с обломками Новика и открыл по нему огонь на расстоянии 9 300 ярдов (8 500 метров). На расстоянии 4 400 ярдов (4 000 метров) она нанесла 20 ударов. Продолжая приближаться к дальности 2700 ярдов (2500 метров), командир Титосэ решил, что Новик не может быть спасен русскими, и отступил.
Новик ускользнул от Корсакова.Титосэ и Цусима отступили на юг. В конце августа 1904 года японские вспомогательные крейсера отправились на север из Японии для патрулирования пролива Лаперуза, и во время этих операций их экипажи сняли с обломков Новика все съемное снаряжение и орудия, прежде чем вернуться в Японию. где они начали операции из Хакодатэ 7 сентября 1904 года. Между тем, шестьдесят членов экипажа Новика были приписаны к силе Российской Императорской армии численностью около 500 человек, базирующейся в Корсакове, с приказом участвовать в партизанской войне против любых японской императорской армии, высадившихся на южной части острова Сахалин.
В августе 1905 года, незадолго до завершения русско-японской войны, Японская инженерная группа прибыла в Корсаков, чтобы спасти Новика как военный приз. После длительных попыток спустить ее с мели японцы отбуксировали ее в военно-морской арсенал Йокосука в Йокосука, Япония, где она была отремонтирована. 20 августа 1906 года, во вторую годовщину битвы при Корсакове, она была введена в состав Японского императорского флота как авизо Судзуя. Переклассифицированный как корабль береговой обороны второго класса в 1912 году, Сузуя был продан на металлолом в 1913 году.
Корсаковская битва изображена в романы Порт-Артур (Порт-Артур) Александра Степанова и Каторга (Каторга) Валентина Пикуля.
Координаты : 46 ° 50′00 ″ N 143 ° 00′00 ″ E / 46,83333 ° N 143,00000 ° E / 46,83333; 143.00000