Бартелеми-Проспер Энфантен | |
---|---|
Родился | ( 1796-02-08)8 февраля 1796 г. Париж |
Умер | 1 сентября 1864 г. (1864-09-01)(68 лет) Париж, Вторая Французская империя |
Гражданство | Франция |
Альма-матер | École Polytechnique |
Занятие | Исследователь, инженер, основатель социально-экономического движения |
Известен | Сторонник Суэцкого канала, основатель сен-симонизма |
Бартелеми-Проспер Энфантен (8 февраля 1796 - 1 сентября 1864) был французским социальным реформатором, одним из основателей сен-симонианства. Он также был сторонником Суэцкого канала.
Энфантин родился в Париже, в семье банкира Дофине. После получения начального образования в лицее он был отправлен в 1813 году в Политехническую школу. В марте 1814 года он был одним из группы студентов, которые на высотах Монмартра и Сен-Шомона попытались оказать сопротивление армиям Шестой коалиции, участвовавшим во вторжении в Париж. Вследствие этого всплеска патриотического энтузиазма школу вскоре закрыл Людовик XVIII, и молодой ученик был вынужден искать другую карьеру.
Первоначально он начал работать на деревенского виноторговца, путешествуя по Германии, России и Соединенному Королевству Нидерландов. В 1821 году он поступил в новое банковское учреждение в Санкт-Петербурге, но через два года вернулся в Париж, где был назначен кассиром в Caisse Hypothécaire. В то же время он стал членом тайного общества в карбонариев.
В 1825 году новый поворот в его мыслях и жизни дал дружба, которую он завязал с Олиндой Родригес, которая познакомила его с графом де Сен-Симоном. Он присоединился к версии утопического социализма Сен-Симона и к 1829 году стал одним из признанных руководителей движения.
После июльской революции 1830 года Энфантин оставил должность кассира и посвятил всю свою энергию делу. Помимо своего вклада в Le Globe, он обращался к людям с помощью систематических проповедей и организовывал центры действий в некоторых крупных городах Франции.
Штаб-квартира в Париже была перенесена из скромных комнат на улице Таран в большие залы возле итальянского бульвара. Энфантин и Аманд Базар были провозглашены Pères Suprêmes («Верховные отцы») - союз, который, однако, был лишь номинальным, поскольку расхождения уже были очевидны. Базар, который сосредоточился на организации группы, посвятил себя политической реформе, в то время как Энфантин, который отдавал предпочтение преподаванию и проповеди, посвятил свое время социальным и моральным изменениям. Антагонизм усилился после того, как Энфантен объявил о своей теории отношений мужчины и женщины, которая заменит «тиранию брака » системой « свободной любви ».
Базар и его ученики порвали с группой Энфантина. Последний стал единственным «отцом», возглавив в основном религиозно ориентированное движение, к которому присоединились новообращенные (по оценке Энфантина, общее число последователей достигло бы 40 000). Он носил на груди значок с его названием Père, был передан его проповедники, как «живой закон», объявил себя быть избран Богом, и послал эмиссаров в поисках женщины предопределил быть " женщина-Мессия "и мать нового Спасителя (последний поиск был очень дорогим и в целом бесплодным).
Между тем новая религия собрала верующих во всех частях Европы. Его экстравагантность и успех в конце концов привлекли к нему внимание властей, которые утверждали, что он ставит под угрозу общественную мораль - Энфантин объявил, что пропасть между полами слишком велика и это социальное неравенство будет препятствовать быстрому росту общества. Энфантин призвал к отмене проституции и предоставлению женщинам возможности развестись и получить законные права. В то время это считалось радикальным. В мае 1832 г. залы новой секты были закрыты правительством, и Пер вместе с некоторыми из его сторонников предстал перед трибуналом. Затем он удалился в свое поместье в Менильмонтане, недалеко от Парижа, где с сорока учениками, все из которых были мужчинами, продолжал отстаивать свои социалистические взгляды. В августе того же года он был снова арестован, и, явившись в суд, он хотел, чтобы его защита была предпринята двумя женщинами, которые были с ним, утверждая, что этот вопрос имеет особое значение для женщин; запрос был незамедлительно отклонен. Судебный процесс длился два дня и закончился обвинительным приговором и приговором к лишению свободы сроком на год с небольшим штрафом.
Это преследование дискредитировало новое общество. Через несколько месяцев Энфантин был освобожден.
Затем в сопровождении двадцати своих последователей, многие из которых также были инженерами из Политехнической школы, в том числе Чарльз Джозеф Ламберт, также известный как Ламберт-Бей, и несколько женщин, он отправился первым в Стамбул. Энфантин объявил 1833 год Годом матери, и по прибытии в Стамбул группа начала активно проповедовать свои взгляды на гендерные отношения и новое христианство. Османская империя сказал им, чтобы оставить, чтобы избежать тюрьмы.
Затем Энфантин и его группа прибыли в Египет, где он планировал проникнуть на женский Восток с мужским Западом в завершающей стадии развития - построить канал, соединяющий Средиземное море с Красным морем. В то время в Египте египетский вице-король Мухаммед Али был в разногласиях с османским султаном в Константинополе, а также практиковал государственно-частные контракты, известные как концессии с преимущественно европейскими компаниями на строительство дешевой инфраструктуры. Али не согласился с проектом, связывающим два моря, потому что он не хотел сокращать пошлины, которые он взимал с сухопутной торговли в Египте, но разрешил группе Энфантина работать над плотиной в Дельте - типом плотины - к северу от Каира - с неоплачиваемыми рабочими - это ограничит разлив Нила и обеспечит предсказуемые урожаи сельскохозяйственных культур. Во время своего пребывания в Египте Энфантин также основал технические школы на основе модели Ecole Polytechnique с благословения Али. Также в Египте он встретил Фердинанда де Лессепса и оказал на него влияние. Энфантин вернулся во Францию в 1836 году, ему не хватило терпения завершить проект плотины Нила, который затягивался.
По возвращении во Францию он занимал второстепенные должности. Он стал первым почтмейстером недалеко от Лиона, а в 1841 году был назначен благодаря влиянию некоторых из его друзей, которые поднялись до властных постов, членом научной комиссии по Алжиру, что побудило его заняться исследованиями, касающимися Северной Африки и колонизации. В основном.
В 1845 году он был назначен директором Парижско-Лионской железной дороги. Три года спустя он вместе с Дюверье учредил ежедневный журнал под названием Le Credit, выпуск которого был прекращен в 1850 году. Впоследствии он был прикреплен к администрации железной дороги от Лиона до Средиземного моря.
Отец Энфантин твердо придерживался своего идеала до конца, но он отказался от надежды дать ему местное жилище и имя в дегенерирующем упрямом мире. Его личное влияние на тех, кто с ним был связан, было огромным. «Он был человеком благородной внешности, с тонко сложенными и выразительными чертами лица. Он был мягким и вкрадчивым в манерах, обладал спокойной, изящной и выигрышной речью» ( Gent. M., январь 1865). Его очевидная искренность, его неподдельный энтузиазм придавали ему изумительное превосходство. Société д'этюд дю Канал де Суэцкий был создан Анфантена в 1846 году, чтобы продолжить изучение Суэцкого канала. В его состав входили Арлес-Дюфур, Жюль, Лон и Полин Талабот, британцы Роберт Стефенсон и Эдвард Старбак, австриец Алоис Негрелли, инспектор Северной железной дороги императора Фердинанда, а также Феронс и Селье из Лейпцига как представители немецких интересов.
Société отправил геодезические группы в Египет, разработал инженерные планы, определил, что перепад высот между Красным и Средиземным морем незначителен, но Мухаммед Али все еще сдерживал идею канала. После его смерти в 1848 году деятельность Société была сведена к минимуму, пока его преемник не был убит в 1854 году, и Фердинанд де Лессепс не взял на себя инициативу построить канал. Лессупс хотя бы раз переписывался с Société за прошедшие годы и знал нового египетского наместника Саида, когда был молодым человеком. Энфантин был указан Лессупсом как основатель компании Суэцкого канала.
Немало его учеников впоследствии вошли в число самых выдающихся людей Франции. Энфантин скоропостижно скончался в Париже 1 сентября 1864 года.
Среди его работ: Доктрина Сен-Симона (написанная совместно с несколькими его последователями), опубликованная в 1830 году и несколько раз переиздаваемая; "Политическая и политическая экономия" Сен-Симониэн (1831 г.); Политическая корреспонденция (1835–1840); Корресп. Филос. et Religieuse (1843–1845); и La Vie eternelle pase, presente, future (1861). Большое количество его статей появилось в Le Producteur, L'Organisateur, Le Globe и других периодических изданиях. Он также написал в 1832 году Le Livre nouveau, предназначенную для замены христианских Писаний, но она не была опубликована.
Атрибуция: