Анри де Сен-Симон

редактировать
Анри де Сен-Симон
Портрет Клода-Анри де Рувруа граф де Сен- Simon.jpg
РодилсяКлод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон. (1760-10-17) 17 октября 1760. Париж, Франция
Умер19 мая 1825 (1825-05-19) (64 года). Париж, Франция
ЭпохаФилософия XIX века
РегионЗападная философия
Школа Сен-Симонианство. Социализм. Утопия социализм
Основные интересыПолитическая философия
Известные идеиРазличие между промышленным классом и праздным классом
Влияние
Под влиянием

Клод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон, часто называемый Анри де Сен-Симон (Французский: ; 17 октября 1760-19 мая 1825), французский политический, экономический и социалистический теоретик и бизнесмен, мысли которого оказали существенное влияние на политику, экономику, социологию и философию науки.

Сен-Симон создал политическую и экономическую идеологию, известную как сен-симонианство, которое утверждало, что потребности промышленного класса, который он также называл рабочим классом, необходимо признать и реализовать, чтобы иметь эффективное общество и эффективную экономику. В отличие от представлений о рабочем классе в индустриальных обществах, состоящем только из рабочих, концепция Сен-Симона конца 18-го века об этом классе включала всех людей, занятых производительным трудом, вносящих свой вклад в общество, таких как бизнесмены, менеджеры, ученые и т. Д. банкиры, наряду с физическими рабочими, среди прочих.

Сен-Симон сказал, что основной угрозой потребностям промышленного класса был другой класс, который он называл праздным классом, в который входили способные люди, которые предпочитали паразитировать и извлекать выгоду из работы других, стараясь избегать работы. Сен-Симон подчеркнул необходимость признания заслуг человека и необходимость иерархии заслуг в обществе и в экономике, такой как общество, имеющее иерархические организации менеджеров и ученых, основанные на заслугах, которые должны принимать решения в правительстве. Сен-Симон резко критиковал любое расширение государственного вмешательства в экономику, помимо обеспечения отсутствия препятствий для производительной работы и сокращения безделья в обществе, считая вмешательство за пределами этого слишком навязчивым.

Концептуальное признание Сен-Симоном широкого социально-экономического вклада и его просветительская оценка научных знаний, вскоре вдохновила и повлияла на утопический социализм, либерал политический теоретик Джон Стюарт Милль, анархизм через свои основатель Пьер-Жозеф Прудон, вдохновленный идеей Сен-Симона и марксизмом с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, идентифицировавшим Сен-Симона как вдохновение для их идей и отнесение его к числу утопических социалистов. Взгляды Сен-Симона также повлияли на социолога и экономиста 20 века Торстейна Веблена, в том числе на создание Вебленом институциональной экономики, приверженцами которой стали видные экономисты.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Жизнь как работающий взрослый
    • 1.3 Смерть и наследие
  • 2 Идеи
    • 2.1 Индустриализм
    • 2.2 Феодализм и аристократия
    • 2.3 Религиозные взгляды
  • 3 Влияние
  • 4 Произведения
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Биография

Ранние годы

Анри де Сен-Симон был родился в Париже как французский аристократ. Двоюродным братом его деда был герцог Сен-Симон. «Когда он был молодым человеком, с беспокойным характером... он уехал в Америку, где поступил на американскую службу и принял участие в осаде Йорктауна под командованием генерала Вашингтона».

С юности Сент -Симон был очень амбициозным. Он приказал своему камердинеру будить его каждое утро словами: «Помните, monsieur le comte, что у вас есть дела». Среди его ранних планов был один - соединить Атлантический и Тихий океаны каналом, а другой - построить канал от Мадрида к морю.

Американская революция, Сен-Симон присоединился к американцам и считал, что их революция знаменует начало новой эры. Он сражался вместе с маркизом де Лафайетом между 1779 и 1783 годами и был заключен в тюрьму британскими войсками. После освобождения он вернулся во Францию, чтобы изучать инженерное дело и гидравлику в Ecole de Mézières.

В начале Французской революции в 1789 году Сен-Симон быстро поддержал революционные идеалы свободы, равенства и братство. В первые годы революции Сен-Симон посвятил себя организации крупной промышленной структуры, чтобы основать научную школу совершенствования. Ему нужно было собрать средства для достижения своих целей, что он и сделал путем спекуляции землей. Это было возможно только в первые несколько лет революции из-за растущей нестабильности политической ситуации во Франции, которая не позволяла ему продолжать свою финансовую деятельность и фактически подвергала его жизнь риску. Сен-Симон и Талейран планировали нажиться во время террора, купив собор Нотр-Дам, сняв с крыши металл и продав металл на металлолом.. Сен-Симон был заключен в тюрьму по подозрению в причастности к контрреволюционной деятельности. Он был освобожден в 1794 году по окончании террора. После того, как он получил свободу, Сен-Симон оказался чрезвычайно богатым из-за обесценения валюты, но его состояние впоследствии было украдено его деловым партнером. С тех пор он решил посвятить себя политическим исследованиям. После учреждения Политехнической школы в 1794 году, школы, созданной для обучения молодых людей наукам и промышленности и финансируемой государством, Сен-Симон стал участником новой школы.

Жизнь как работающий взрослый

Анри де Сен-Симон, портрет первой четверти XIX века

Когда ему было почти 40 лет, он прошел через разнообразный курс обучения и экспериментов, чтобы расширить и прояснить свой взгляд на вещи. Одним из таких экспериментов был несчастливый брак в 1801 году с Александрин-Софи Гури де Шампгран, предпринятый для того, чтобы у него был литературный салон. Через год брак был расторгнут по обоюдному согласию. Результатом его экспериментов было то, что он оказался полностью обедневшим и прожил в нищете всю оставшуюся жизнь. Первым из его многочисленных сочинений, в основном научных и политических, было «Lettres d'un living de Genève», появившееся в 1802 году. В этой первой работе он призывал к созданию религии науки с Исааком Ньютоном как святой. Около 1814 г. он написал эссе «О реконструкции Европейского сообщества» и отправил его Венскому конгрессу. Он предложил европейское королевство, основанное на Франции и Соединенном Королевстве.

В 1817 году в трактате под названием он начал пропагандировать свои социалистические взгляды, которые он развил в L'Organisateur (1819), периодическое издание, в котором Огюст Тьерри и Огюст Конт сотрудничали. Одно из главных убеждений Сен-Симона заключалось в том, что мир должен быть связан с каналами.

L'Industrie произвела сенсацию, но привлекла мало новообращенных. Спустя пару лет писательской карьеры Сен-Симон оказался в разорении и был вынужден зарабатывать на жизнь работой. После нескольких попыток вернуть свои деньги от бывшего партнера, он получил финансовую поддержку от Диара, бывшего сотрудника, и смог опубликовать в 1807 году свою вторую книгу, Introduction aux travaux scientifiques du XIX siècle. Диард умер в 1810 году, и Сен-Симон снова оказался бедным, на этот раз с плохим здоровьем. В 1813 году его отправили в санаторий, но с финансовой помощью родственников он успел поправить здоровье и получить интеллектуальное признание в Европе. В феврале 1821 года появилась Du système Industriel, а в 1823–1824 годах - Catéchisme des Industriels.

Смерть и наследие

Могила Сен-Симона на кладбище Пер-Лашез, Париж

в марте 9 августа 1823 г., разочарованный отсутствием результатов его написания (он надеялся, что они приведут общество к социальному совершенствованию), он в отчаянии предпринял самоубийство. Примечательно, что он шесть раз выстрелил себе в голову, но безуспешно, потеряв зрение на один глаз.

Наконец, очень в конце своей карьеры, он действительно связался с несколькими пылкими учениками. Последнее и самое важное выражение его взглядов - это Nouveau Christianisme (1825), которое он оставил незаконченным.

Он был похоронен на кладбище Ле Пер-Лашез в Париже, Франция.

Идеи

Индустриализм

В 1817 году Сен-Симон опубликовал манифест, названный «Декларацией принципов» в своей работе под названием L'Industrie (« Промышленность"). Декларация касалась принципов идеологии, называемой индустриализмом, которая призывала к созданию индустриального общества во главе с людьми, входящими в то, что он определил как индустриальный класс. Промышленный класс, также называемый рабочим классом, был определен как включающий всех людей, занятых производительным трудом, вносящим свой вклад в общество, с упором на ученых и промышленников, но включая инженеров, бизнесменов, менеджеров, банкиров, рабочих и других

Сен-Симон сказал, что основной угрозой потребностям промышленного класса был другой класс, который он называл праздным классом, который включает способных людей, которые предпочитают паразитировать и извлекать выгоду из работы других, стараясь при этом избегать Работа. Он видел истоки этой паразитической деятельности бездельников в том, что он считал естественной ленью человечества. Он считал, что основная экономическая роль правительства заключается в обеспечении беспрепятственной производственной деятельности в экономике и сокращении безделья в обществе.

В Декларации Сен-Симон подверг резкой критике любое расширение государственного вмешательства в экономику сверх этих две основные экономические роли, говоря, что, когда правительство выходит за рамки этих ролей, оно становится «тираническим врагом промышленности» и что промышленная экономика придет в упадок в результате такого чрезмерного государственного вмешательства. Сен-Симон подчеркнул необходимость признания заслуг человека и необходимость иерархии заслуг в обществе и экономике, например, в обществе, имеющем иерархические организации менеджеров и ученых, основанные на заслугах, которые должны принимать решения в правительстве. Его взгляды были радикальными для своего времени. Он основывался на идеях Просвещения, которые бросали вызов церковной доктрине и более старому режиму с идеей прогресса промышленности и науки

, на который сильно повлияло отсутствие социального привилегию, которую он видел в начале Соединенных Штатов, Сен-Симон отказался от своего аристократического титула и предпочел форму меритократии, убедившись, что наука является ключом к прогрессу и что можно будет построить общество, основанное на объективных научных принципах. Он утверждал, что феодальное общество во Франции и других странах необходимо распустить и преобразовать в индустриальное общество. Таким образом, он изобрел концепцию индустриального общества.

Экономические взгляды и идеи Сен-Симона находились под влиянием Адама Смита, которым Сен-Симон глубоко восхищался и хвалил его как «бессмертный Адам Смит». Он разделял со Смитом убежденность в том, что налоги необходимо значительно снизить по сравнению с тем, что было тогда, чтобы иметь более справедливую промышленную систему. Сен-Симон хотел свести к минимуму вмешательство государства в экономику, чтобы предотвратить нарушение производственной работы. Он более решительно, чем Смит, подчеркивал, что государственное управление экономикой в ​​целом паразитирует и враждебно относится к потребностям производства. Как и Адам Смит, модель общества Сен-Симона подражала научным методам астрономии и гласила: «Астрономы принимали только те факты, которые были подтверждены наблюдениями; они выбрали систему, которая связала их лучше всего, и с тех пор они никогда не руководили. наука сбилась с пути ».

Сен-Симон проанализировал Французскую революцию и расценил ее как переворот, вызванный экономическими изменениями и классовыми конфликтами. В своем анализе он полагал, что решением проблем, которые привели к Французской революции, будет создание индустриального общества, в котором иерархия заслуг и уважения к производительному труду станет основой общества, а ряды наследственной и военной иерархии уменьшатся. по важности в обществе, потому что они не были способны вести продуктивное общество.

Карл Маркс определил Сен-Симона как человека, которого он называл «утопическими социалистами », хотя историк Алан Райан считает определенных последователей Сен-Симона, а не самого Сен-Симона, как ответственных за подъем утопического социализма, основанного на идеях Сен-Симона. Райан также проводит различие между концепциями Сен-Симона и марксизмом, поскольку Сен-Симон не продвигал независимую организацию рабочего класса и лидерство как решение капиталистических социальных проблем, а также не придерживался марксистского определения рабочего класса как исключенного фундаментальными частными право собственности от контроля над средствами производства. В отличие от Маркса, Сен-Симон рассматривал классовые отношения по отношению к средствам производства не как двигатель социально-экономической динамики, а как форму управления. Более того, Сен-Симон не критиковал капиталистов как исключительных владельцев, сотрудников, контролеров и лиц, принимающих решения. Скорее он рассматривал капиталистов как важный компонент «промышленного класса». Райан также предполагает, что к 1950-м годам стало ясно, что Сен-Симон предвосхитил «современное» понимание индустриального общества.

Феодализм и аристократия

В противовес феодальному и военную систему - первый аспект которой был усилен реставрацией - он защищал форму технократического социализма, договоренность, согласно которой промышленные вожди должны контролировать общество, подобно Платону королю-философу. Вместо средневековой церкви духовное руководство обществом должно перейти к людям науки. Люди, способные организовать общество для производительного труда, имеют право управлять им. Конфликт между трудом и капиталом, подчеркнутый поздним социализмом, не присутствует в работах Сен-Симона, но предполагается, что промышленные вожди, которым передается контроль над производством, будут править в интересах общества. [ИСТОЧНИК] Позже проблеме бедных уделяется все больше внимания, пока в его величайшем труде «Новое христианство» (Новое христианство) оно не принимает форму религии. Такое развитие его идей стало причиной его последней ссоры с Контом.

Религиозные взгляды

До публикации «Нового христианства» Сен-Симон не интересовался теологией. В этой работе он начинает с веры в Бога, и его цель в трактате - свести христианство к его простым и существенным элементам. Он делает это, очищая его от догм и других наростов и дефектов, которые, по его словам, собраны вокруг католической и протестантской его форм. Он предлагает в качестве всеобъемлющей формулы нового христианства эту заповедь: «Все общество должно стремиться к улучшению морального и физического существования беднейшего класса; общество должно организоваться таким образом, чтобы лучше всего подходить для достижения этой цели. " Этот принцип стал девизом всей школы Сен-Симона.

Влияние

При его жизни взгляды Сен-Симона имели очень небольшое влияние; он оставил только несколько преданных учеников, которые продолжали отстаивать доктрины своего учителя, которого они почитали как пророка. Самым известным учеником Сен-Симона был Огюст Конт. Среди других были Олинда Родригес, любимая ученица Сен-Симона, и Бартелеми Проспер Энфантен, которые вместе получили последние наставления Сен-Симона. Первым их шагом было создание журнала Le Producteur, но он был прекращен в 1826 году. Секта начала расти и до конца 1828 года проводила собрания не только в Париже, но и во многих провинциальных городах.

Важное изменение было сделано в 1828 году Амандом Базаром, который дал «полное изложение веры Сен-Симона» в длинном курсе лекций в Париже, на который присутствовало много людей. Его «Экспозиция доктрины святого Симона» (2 тома, 1828–1830), которая, безусловно, является лучшим ее описанием, завоевала больше приверженцев. Второй том был написан в основном Энфантином, который вместе с Базаром стоял во главе общества, но превосходил его по философской проницательности и был склонен доводить свои выводы до крайностей. Июльская революция (1830 г.) принесла социалистическим реформаторам новую свободу. Было издано воззвание с требованием общности имущества, отмены права наследования и предоставления женщинам избирательных прав.

В начале следующего года школа перешла во владение Le Globe через Пьера Леру, который присоединился к школе. Школа теперь считала одними из самых способных и многообещающих молодых людей Франции, многие из учеников Политехнической школы прониклись ее энтузиазмом. Члены сформировали ассоциацию, разделенную на три категории и составлявшую общество или семью, живущую на общий кошелек на улице Монсиньи. Вскоре в секте стали возникать разногласия. Базар, человек флегматичного темперамента, больше не мог работать в гармонии с Энфантином, который хотел установить высокомерный и фантастический священнослужитель с слабыми представлениями о браке и отношениях между полами.. Во имя прогресса Энфантин объявил, что пропасть между полами слишком велика, и это социальное неравенство будет препятствовать быстрому росту общества. Энфантин призвал к отмене проституции и предоставлению женщинам возможности развестись и получить законные права. В то время это считалось радикальным.

Через некоторое время Базар отделился, и многие из самых сильных сторонников школы последовали его примеру. Серия экстравагантных развлечений, устроенных обществом зимой 1832 года, уменьшила его финансовые возможности и сильно дискредитировала его характер. Они переехали в Менильмонтан, в поместье Энфантин, где жили в коммунистическом обществе, отличавшемся своеобразной одеждой. Хотя от монахов школы Энфантина требовалось соблюдать целомудрие, ходили слухи, что они участвовали в оргиях. Вскоре после этого вождей судили и осудили за действия, наносящие ущерб общественному порядку, и в 1832 году секта была полностью распущена. Многие из ее членов стали известны как инженеры, экономисты и бизнесмены. Энфантин организовал экспедицию учеников в Константинополь, а затем в Египет, где он повлиял на создание Суэцкого канала.

французских феминисток и социалистов. писатель Флора Тристан (1803–1844) утверждала, что Мэри Уоллстонкрафт, автор Защита прав женщины, предвосхитила идеи Сен-Симона на целое поколение.

В романе Федора Достоевского Бесы, «Сен-Симонист» и «Фурьерист » используются как уничижительные оскорбления других со стороны многие из политически активных персонажей.

Работы

Сен-Симон написал различные отчеты о своих взглядах:

  • Lettres d'un living de Genève à ses contemporains (1803),
  • L'Industrie ( 1816-1817),
  • Le Politique (1819),
  • L'Organisateur (1819-1820),
  • Du système Industriel (1822),
  • Catéchisme des Industriels (1823-1824),
  • Nouveau Christianisme (1825).
  • Выжившие члены секты опубликовали издание трудов Сен-Симона и Энфантена (47 томов., Paris, 1865–1878).

См. Также

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с Клодом Анри де Рувруа, графом де Сен-Симоном.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Анри де Сен-Симон
Wikisource содержит оригинальные работы, написанные или о:. Клод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон
Последняя правка сделана 2021-05-23 08:39:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте