Аштавакра Гита (Санскрит в Деванагари : अष्टावक्रगीता; IAST : aṣṭāvakragītā) или Песня Аштавакры является классическим писанием. Он написан как диалог между мудрецом Аштавакрой и Джанаком, царем Митхилы.
Радхакамал Мукерджи, индийский социолог, датировал книгу периодом, непосредственно предшествующим индуистскому писанию Бхагавад Гита ( ок. 500–400 до н. э.). Дж. Л. Брокингтон, заслуженный профессор санскрита в Эдинбургском университете, помещает Аштавакра-гиту намного позже, предполагая, что она была написана либо в восьмом веке нашей эры последователем Шанкары, либо в четырнадцатом веке во время возрождение учения Шанкары. Шри Свами Шантананда Пури предполагает, что, поскольку книга содержит семя теории не-творения Аджата Вада, развитой позже Гаудападой в Мандукья Карика, эта книга от периода до Гаудапады (6 век н.э.) и, следовательно, до Ади Шанкары.
Аштавакра, вероятно, идентична святому мудрецу с то же имя, которое встречается в Махабхарате, хотя связь четко не указана ни в одном из текстов. Мукхерджи идентифицирует Джанаку как отца Ситы и ученика мудреца Яджнавалкьи в Брихадараньяка Упанишаде. Джанака также изображается как царь, достигший совершенства в Бхагавад-гите (III, 20,25).
Аштавакра Гита - это диалог между Аштавакрой и Джанакой о природе души, реальности и рабства. Он предлагает радикальную версию недуалистической философии. Гита настаивает на полной нереальности внешнего мира и абсолютном единстве существования. В нем не упоминается мораль или обязанности, поэтому комментаторы считают его «безбожным». Он также отвергает имена и формы как нереальные и признак невежества.
В разговоре между Джанакой и Аштавакрой, касающемся уродства его искривленного тела, Аштавакра объясняет, что размер Храма не зависит от того, как он имеет форму, и форма его собственного тела не влияет на него (или Атмана). Видение невежественного человека окутано именами и формами, но мудрый человек видит только себя:
Ты действительно свободен и бездействует, самосветящийся и безупречный. Причина вашего рабства в том, что вы все еще пытаетесь успокоить ум. (I.15).
Вы безусловный и неизменный, бесформенный и неподвижный, непостижимое осознание, невозмутимое - такое сознание не цепляет. (I.17).
Вы ничем не связаны. От чего нужно отречься чистому человеку вроде вас? Уложив сложный организм на покой, можно отправиться на отдых. (V.1)
Книга состоит из 20 глав:
Работа была известна, оценена и цитируется Рамакришной и его учеником Вивеканандой, а также Раманой Махарши. Сарвепалли Радхакришнан относится к этому с большим уважением.
Аштавакра Гита продолжает вдохновлять людей. Первая музыкальная форма Аштавакра Гита Сакши I (Глава 1) была установлена в раге Свадхья Композитором Раджаном.
Натх (1907) открыл дискурс этой Гиты на английский язык. Радхакамал Мукерджи (1889–1968) продолжил беседу на английском языке своей работой посмертно, опубликованной в 1971 году. Страуд (2004) писал об Аставакра Гите как произведение многостороннего повествования.
Свами Чинмаянанда написал комментарий к Аштавакра-гите, в котором есть ссылки на Упанишады, чтобы помочь передать смысл текста.
Ошо дал комментарий к Аштавакра Гите в длинной серии из 91 речей, названных Аштавакра Махагита, данной в его Ашраме в Пуна.
Шри Шри Рави Шанкар дал комментарий к Аштавакра Гите на хинди и английском языках.