Aquamanile

редактировать
Сосуд для воды в виде животного или человека Акваманил в форме льва

В современном обиходе акваманил (множественное число aquamanilia или просто акваманил ) - это кувшин или сосуд типа кувшин в виде одной или нескольких фигурок животных или людей. Обычно в нем была вода для мытья рук (аква + манос) над умывальником, что было частью как трапезы высшего сословия, так и христианской Евхаристии. Исторически этот термин иногда использовался для обозначения любой таз или кувшин, независимо от формы. Большинство сохранившихся экземпляров изготовлены из металла, обычно медных сплавов (латунь или бронза ), поскольку глиняные изделия сохранились редко.

Исламский акваманил 11–12 веков из Ирана, позже использованный в литургии средневековыми испанскими христианами
Содержание
  • 1 Исламское искусство
  • 2 Европа
  • 3 Примеры
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Примечания
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
Исламское искусство

Персидские акваманилы предшествуют любым зооморфным акваманилам, известным в Европе. Иранский (халифат Аббасидов), Акваманил в форме орла, с датой 180 г. хиджры / 796-797 гг., Из бронзы, инкрустированной серебром и медью, в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург, является самым ранним исламским предметом из металла. Среди последних датировок - один из музеев Государственного Эрмитажа, поздний исламский акваманил из Хорасана, датированный 1206 годом. Исламский закон осуждает использование таких изображений, а исламский зооморфный акваманильные традиции вымерли.

Однако эта традиция была с энтузиазмом воспринята в Европе, где форма оставалась популярной до эпохи Возрождения.

Европа
Бронзовый акваманил в виде конного рыцаря, вторая половина 13 века, Нижняя Саксония

Культурные связи Византийской империи с Сасанидская Персия и Аббасидский халифат, никогда не мирные в политической сфере, тем не менее принесли акваманил в христианский средиземноморский мир. Самые ранние переносные акваманилы в Европе относятся к XI веку. Кувшины и чаши были необходимы в христианской литургии для ритуала лавабо, когда совершающий богослужение священник моет руки перед облачением, опять же перед освящением Евхаристии и после мессы. В качестве ритуального объекта металл считался более подходящим, чем керамика, хотя большинство керамических изделий, несомненно, были сломаны и выброшены. Акваманилы, изготовленные в регионе Мосан - или Мёз, - регионе с использованием латунного сплава серебристого оттенка, называемого динандери (из центра его производства в регионе of Dinant ) часто были фантастическими и зооморфными по своим формам, которые ограничивались только необходимостью большего отверстия для наполнения сосуда и носика для разлива. Церковь записывает инвентарь акваманилов в серебре или позолоченной меди, но подавляющее большинство сохранившихся экземпляров - из неблагородных металлов, плавить которые не стоило.

Акваманил, ок. 1170/80, (Сокровищница Ахенского собора )

Помимо алтаря, акваманилы использовались на скрижали великих людей, где экстравагантные изображения символических или фантастических зверей - львы были особенно популярны - были развиты в чисто светской иконографии. Золотой акваманил, ок. 1215 г., в сокровищнице собора в Аахене, имеет форму мужского бюста; это редкое выживание акваманила в драгоценном металле. Акваманил (см. Метрополитен-музей) в форме Аристотеля на четвереньках, на котором ехала Филлис, преподал несколько уроков морали с грубым подтекстом ; такой акваманил был явно светским по своей природе.

Бронзовые акваманилы в форме леопардов были частью придворного ритуала в Бенине, куда эта концепция, возможно, пришла с исламского севера. бронзовый леопард-акваманил века из Бенина находится в коллекции Миннеаполисского института искусств.

. Из эпохи Возрождения. ионы обычного кувшина были предпочтительнее зооморфных форм. Поздней версией акваманила был позолоченный серебристый всадник на подставке, купленный в 1700 году для сокровищницы базилики Сен-Дени и проданный в 1798 году. Его форма записана на гравюре Фелибиена.. (ссылка Сен-Дени) Идея кувшинов фантастической формы никогда не угасала.

Примеры
Акваманил Аристотель и Филлида (Musée Dobrée, Нант, Франция ) Акваманил в форме льва, 12 век, изготовлены из медного сплава со стеклянными вставками, габаритные размеры: 19,5 x 21,9 x 8,7 см, в Метрополитен-музей (Нью-Йорк)

Следующие акваманилии в государственных коллекциях расположены в приблизительном хронологическом порядке:

См. Также
  • кувшины Бартмана, также известные как кувшины Беллармина, керамические кувшины с бородатыми лицами, изготовленные в Европе в 16-17 веках.
  • Кувшин Тоби, керамический кувшин в форме сидящего человека или головы.
  • Сливочник для коров, дозатор сливок из керамики или серебра в форме коровы.
Ссылки
  • Легнер, Антон (изд.). Ornamenta Ecclesiae, Kunst und Künstler der Romanik. Каталог выставки в Музее Шнютгена, Кельн, 1985. 3 тома
Примечания
Дополнительная литература
  • Барнет, Питер; Дэндридж, Пит (2006). Львы, драконы и другие звери: средневековые акваманилии, сосуды для церкви и стола. (Бардский центр исследований в области декоративного искусства, дизайна и культуры). Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-11684-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Ettinghausen, Elizabeth S. (2007) ". Анализ живописного повествования «Акваманил в Эрмитаже в Санкт-Петербурге». В книге Йенса Крегера; Аннетт Хагедорн; Авиноам Шалем (ред.). Факты и артефакты: искусство в исламе. История и цивилизация ислама: исследования и тексты. 68 . Брилл. ISBN 978-90-04-15782-8. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Грабарь, Олег (2002). "About a Bronze Bird". In Sears, Elizabeth; Thomas, Thelma K. (eds.). Reading Medieval Iimages: The Art Historian and the Object. Ann Arbor: University of Michigan Press, стр. 117–125. ISBN 0-472-09751-2.
  • Гросс, Уве (1983). "Das Aquamanile der" rotbemalten Feinware "aus Speyer". Pfälzer Heimat (in German). 4/1983: 145–155.
  • Museo civico medievale di Bologna. L'acquamanile del Museo civico medievale di Bologna. Материалы конференции. Милан: Silvana editoriale, 2013.
  • К. Ш. Средневековый акваманил: оригинал и копия. Новый взгляд на атрибуцию акваманилов из коллекции ГМИИ имени А. С. Пушкина Архивная копия от 6 марта 2016 на Wayback Machine // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4. / Под ред. А. В. Захаровой,
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с акваманилией.
Последняя правка сделана 2021-06-11 22:56:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте