Андреас Доршель | |
---|---|
Родился | 1962. Висбаден, Германия |
Национальность | Немец |
Alma mater | Франкфуртский университет Гете. Венский университет |
Награды | Кэролайн-Шлегель-Прейс 2014 |
Эра | ХХ - / Философия XXI века |
Регион | Западная философия |
Андреас Доршель (родился в 1962 году) - немецкий философ. С 2002 года он является профессором эстетики и руководителем Института музыкальной эстетики в Университете искусств Граца (Австрия).
Андреас Доршель родился в 1962 году в Висбадене, Западная Германия. С 1983 года он изучал философию, музыковедение и лингвистику в университетах Франкфурта-на-Майне (Германия) и Вены (Австрия) (степень магистра 1987, доктор философии 1991). В 2002 г. Бернский (Швейцария) присвоил ему степень хабилитации (постдокторантура). Доршель преподавал в университетах Швейцарии, Австрии, Германии и Великобритании. В Университете Восточной Англии Норвич (Великобритания) он был коллегой писателя У.Г. Себальд. Доршель был приглашенным профессором Университета Эмори (1995) и Стэнфордского университета (2006). По инициативе Доршеля в 2007 году был назван Институт музыкальной эстетики Граца. В период с 2008 по 2017 год Доршель был членом попечительского совета Австрийского научного фонда (FWF). ; с 2012 по 2017 год он входил в состав экспертной группы совместной исследовательской программы HERA (гуманитарные науки в европейском исследовательском пространстве) Европейского научного фонда (ESF) (Страсбург / Брюссель). С 2010 года он входит в состав Консультативного совета Королевской музыкальной ассоциации (RMA) по изучению музыки и философии. В своих философских исследованиях музыки он тесно обменивался идеями с британским эстетиком Роджером Скратоном (1944–2020). В 2019 году Андреас Доршель был избран членом Academia Europaea. Он является научным сотрудником Берлинского института перспективных исследований в течение 2020/21 учебного года.
В своих философских исследованиях Доршель исследует, как в систематическом, так и в историческом ключе, взаимосвязь мысли и действия. На его работу оказали влияние философы Дени Дидро, Артур Шопенгауэр и Р. Дж. Коллингвуд.
В «Die idealistische Kritik des Willens» [Критика воли немецким идеализмом] (1992) Доршель защищает понимание свободы как выбора от кантовских и Этические высказывания Гегеля. Следуя методу «критического анализа», Доршель возражает как против утверждения Канта о том, что «свободная воля и воля в соответствии с моральными законами - одно и то же» («ein freier Wille und ein Wille unter sittlichen Gesetzen einerlei»), так и против утверждения Гегеля. доктрина, согласно которой «свобода воли становится реальной как закон» («die Freiheit des Willens als Gesetz verwirklicht»). По мнению Доршеля, свобода воли становится реальной, так это разумное осуществление выбора. В отличие от других критиков идеализма, Доршель не поддерживает детерминизм. Детерминизм, если мы хотим понять эту идею, должен быть соотнесен с понятием предсказания. Для прогнозов, утверждает Доршель, нужна основа, на которую не влияет их построение. Но так же, как я не могу догнать свою собственную тень, я не могу предсказать свое собственное поведение в будущем, исходя из моего настоящего состояния. Потому что я бы изменил свое состояние, сделав предсказание. Эта линия рассуждений может обойтись без оппозиции Канта детерминизму относительно внешнего вида и свободы вещи в себе.
Rethinking Prejudice (2000, переиздано в 2019 году) исследует борьба Просвещения с предрассудками и их приверженность Контрпросвещению. «Доршель хочет ниспровергнуть это противоречие, опровергнув предположение, разделяемое обеими сторонами» («Dorschel will diesen Streit unterlaufen, indem er eine von beiden geteilte Annahme позже»), а именно, что предрассудки бывают плохими или хорошими, ложными или истинными потому что это предрассудки. Как выразился Ричард Раатч, Доршель «ищет общий источник ошибок обеих сторон, делая каждую позицию максимально сильной» («den gemeinsamen Quellen der Irrtümer beider Seiten nachgeht, indem er sie so plausibel wie möglich zu machen sucht»). Предрассудки, заключает Доршель, могут быть истинными или ложными, умными или глупыми, мудрыми или глупыми, положительными или отрицательными, хорошими или плохими, расистскими или гуманистическими - и они не обладают ни одной из этих черт просто как предрассудки. Значение вывода проистекает из того факта, что он является неотъемлемой частью «отчета, который сохраняет что-то от здравого смысла представления о предрассудках, а не абстрактного списка необходимых и достаточных условий, который рискует пренебречь тем, что люди исторически имели в виду и продолжают имел в виду под термином ».
В Gestaltung - Zur Ästhetik des Brauchbaren [Дизайн - Эстетика полезных вещей] (2002) Доршель исследует различные способы оценки артефактов. Он «заметил, что« концепции полезности и [цели] были заменены в философии дизайна концепцией функции », - утверждает Уте Першке в кратком изложении монографии. «Функция», казалось, сохранила старое значение, но скрывала уклон в сторону технологий. «Вопрос« как »(как работает эта машина?) Заменил вопрос« что »(с какой целью?). Цель воплощает в себе вопрос «что»; технология вопрос «как». Доршель подверг критике, что функция имеет расплывчатое значение, под которым можно понимать как цель, так и технологию, и пришел к выводу, что из-за этого размытого значения рекомендуется рассматривать `` не функцию, как это делал современный функционализм, а скорее цель и технологию в качестве основных концепций теория дизайна ». Gestaltung - Zur Ästhetik des Brauchbaren, согласно Christian Demand, представляет «систематическую философию дизайна, которая не сводится к простой пропедевтике». Людвиг Хаслер характеризует книгу Доршеля как «лекарство с помощью аргументативной точности» («аргументированный Präzisionskur»), вызывая «противоречие [...] с современным функционализмом, движением, которое произвело революцию в дизайне на столетие, и с постмодернизмом, этим спортивным праздником прихоти в вопросах формы »(« eine Streitschrift […] gegen den Funktionalismus der Moderne, der ein Jahrhundert lang die Gestaltung der Gebrauchsdinge Revolutionierte, wie gegen die sich auf den Spass an der Beliebigkeit der Formen kaprizierte »).
Verwandlung Доршеля. Mythologische Ansichten, technologische Absichten [Мутация. Мифологические взгляды, технологические цели] (2009) представляет собой философскую историю идеи метаморфозы - «с оттенками множества нюансов». Метаморфозы, отмечает Доршель, не поддаются анализу с точки зрения изменений. Предполагается, что изменение является рациональной моделью: вещь остается тем, чем она является, а ее свойства меняются. Но где вещь перестает быть той, где начинаются ее черты? Что было в этой штуке без своих функций? Следовательно, исторически концепция изменения была омрачена идеей метаморфозы или мутации. Доршель подчеркивает эту идею, излагая - в четырех тематических исследованиях - характер метаморфоз в греко-римской мифологии, в Новом Завете, в современной алхимии, и, наконец, в современной генной инженерии и синтетической биологии.
В своей книге «Ideengeschichte» (История идей) 2010 года Доршель объясняет ключевые вопросы метода в своем исследовании. поля. Новые идеи изобретаются в ответ на трудности, препятствия или затруднения; из последнего, предполагает Доршель, историки могут понять первое. Преодоление ограничивающей доктрины Квентина Скиннера о том, что идеи являются «по сути лингвистическими», считалось «одной из сильных сторон монографии Доршеля». Доршель утверждает: «Слова - это лишь одно средство передачи идей среди других; музыканты представляют свои продукты в тонах, архитекторы в пространствах, художники в форме и цвете, математики в числах или, на более абстрактном уровне, в функциях »(« Worte sind nur ein Medium von Ideen unter anderen; Musiker denken in Tönen, Architekten in Раумен, Малер в Formen und Farben, Mathematiker в Zahlen oder, абстракционист в Funktionen. »). Как указывает Эберхард Хюппе, Доршель предлагает анализировать идеи не только с точки зрения времени, но и с точки зрения пространства.
Доршель занял критическую позицию по отношению к зашоренному академизму в философии. Он считает, что сужение философского письма до статей и монографий является утечкой, особенно по эпистемологии, этике и эстетике. Теперь общепринятые формы изложения оставляют мало места для изложения позиции, в то время как по мере развития аргументации сохраняются различные степени дистанции от представленной позиции. С этой целью, используя более богатые ресурсы (драматические и эпические) иронии, а также эвристический из художественной литературы, Доршель возродил ряд жанров, таких как письмо, диалог, монолог и философская сказка ('Consephilusphique'), которые процветали в период Возрождения и Просвещения, но упали не пользуются популярностью у современных академических философов.