Anathem

редактировать
Anathem
Anathem.png Обложка первого издания в твердом переплете с аналеммой позади имени автора
АвторНил Стивенсон
СтранаСША
ЯзыкАнглийский
ЖанрНаучная фантастика
ИздательУильям Морроу и Компания
Дата публикации09.09.2008
Тип носителяПечатный (переплет)
Страницы937
НаградыПремия Locus Award за Лучший научно-фантастический роман (2009)
ISBN 978-0-06-147409-5 (первое издание, в твердой обложке). 0-06-147410-X (в мягкой обложке для массового рынка)
OCLC 191930336
Десятичный формат Дьюи 813 /.54 22
LC Class PS3569.T3868 A53 2008

Anathem - это научная фантастика роман американского писателя Нила Стивенсона, опубликованный в 2008 году. Основные темы включают многомировую интерпретацию квантовой механики и философские дебаты между Платонами. реализм и номинализм.

Содержание
  • 1 Сумма графика Мэри
  • 2 «Дисциплина»
  • 3 Философское и научное содержание и влияние
  • 4 Персонажи
  • 5 Производство
  • 6 Прием
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Краткое содержание сюжета

Действие Anathem происходит на вымышленной планете Арбре. За тысячи лет до событий, описанных в романе, интеллектуалы планеты вошли в сообщества (монашеские общины), чтобы защитить свою деятельность от краха общества. Аваутам (интеллектуалам , отделенным от светского общества) запрещено владеть или использовать самые передовые технологии, и они находятся под надзором инквизиции, которая подчиняется внешнему миру. Аваутам обычно разрешается общаться с людьми за стенами концентра только один раз в год, десятилетие, столетие или тысячелетие, в зависимости от конкретных клятв, которые они приняли.

Рассказчик и главный герой, Фраа Эразмас, является аваутом в Концентре Саута Эдхара. Его учительница фраа Ороло обнаруживает, что инопланетный космический корабль вращается вокруг Арбры - факт, который мировое правительство (S governmentcular Power) пытается скрыть. Эразмас узнает об открытии Ороло после того, как Ороло изгнан (в обряде под названием Анафема) из концентрата за использование видеокамеры (запрещенная технология) для наблюдения за кораблем. Присутствие корабля пришельцев вскоре становится секретом Полишинеля для многих аваутов Саунт-Эдхара. Корабль пришельцев в конце концов объявляет о своем присутствии, направив лазер на несколько Милленарианских математиков (бастионы тех, кто дал тысячелетнюю клятву изоляции). Вскоре после этого Световая Сила призывает многих аваутов из Сунта Эдхара, в том числе Эразмаса и милленарианца по имени Фраа Джад.

Аваутам приказывают отправиться в концентрат Саунт Тредегарх, чтобы посетить Конвокс (совместную конференцию аваутов и Силы Света). Тем не менее, Эразмас и несколько товарищей-неаут, по предложению фраа Джад, решают разыскать Ороло. После опасного путешествия по замерзшему полюсу планеты они воссоединяются с Ороло на археологических раскопках Оритены, древнего концентрата, разрушенного извержением вулкана. Ороло ведет философские дискуссии с Эразмасом о природе космоса и сознания, а также о том, как он считает, что пришельцы не просто с другой планеты, но из другого космоса, на который влияет Арбре. Во время одного из обсуждений небольшой космический корабль приземляется в Оритене на древний символ аналемма внутри раскопок. (Позже выясняется, что Ороло передал космическому кораблю символ аналеммы и ожидал приземления на Оритене.) На борту обнаружено тело женщины-инопланетянина, мертвой от недавнего огнестрельного ранения. Она принесла с собой четыре пузырька с кровью - по одному на каждую из четырех инопланетных рас - и доказательства их технологий. Вскоре после этого инопланетяне запускают массивный металлический стержень в вулкан, вызывая извержение, которое уничтожает Оритену. Ороло жертвует своей жизнью, чтобы обеспечить извлечение останков мертвого инопланетянина и образцов ее крови, событие, которое приводит к его канонизации как Санту Ороло.

Эразмас отправляется в Саунт Тредегарх, где он посещает Конвокс, посвященный военным, политическим и техническим вопросам, вызванным существованием корабля пришельцев на орбите Арбра. Исследования проводятся на образцах из Оритены, и выясняется, что пришельцы пришли с планет в четырех параллельных и разных космосах: Урнуд, Тро, Латерире и Фтос. Интерпретация многих миров обсуждается аваутами высокого уровня за ужином, перед которым Эразмас исполняет обязанности слуги. Намекнули, что Laterre - футуристическая Земля, которая служит «высшим планом существования» для Урнуда и Тро, а Арбре сам по себе является «высшим планом» для Laterre и Fthos. Путем наблюдений и экспериментов Эразмас и его товарищи определяют, что на конференцию проникли инопланетяне, и разоблачают франкоговорящего латерранского лингвиста по имени Жюль Верн Дюран. Он объясняет, что пришельцы переживают внутренний конфликт между двумя фракциями. Правящая в настоящее время фракция (более милитаристские «нижние миры» Урнуд и Тро, а также некоторые латерранцы) намеревается атаковать и совершить набег на Арбре, чтобы добыть ресурсы, чтобы починить свой космический корабль, в то время как противостоящая фракция («высший мир» Фтос и большинство Laterrans) выступает за открытые переговоры. Дюран считает, что между Арбре и мирной фракцией может быть заключен союз, и предлагает помощь Арбранам.

Опасаясь нападения инопланетян после того, как Дюран был разоблачен, аваут одновременно эвакуируют все объекты, включая Саута Тредегара. Эразма и его товарищей отправляют в далекое убежище, где они проходят подготовку астронавтов для выполнения миссии по посадке на корабль пришельцев, отключению его вооружения и переговорам с пришельцами. Перед запуском и без их ведома, Scular Power имплантирует каждому из них миниатюрные нейтронные бомбы, которые будут использоваться, чтобы убить всех на борту корабля пришельцев, если миссия потерпит неудачу. Детонаторы выдаются трем людям, в том числе фраа Джад. Команда запускается в космос на модифицированных баллистических ракетах и незаметно приближается к инопланетному кораблю. Четыре аваута перед падением в бою уничтожают главное оружие корабля. Остальная часть команды садится на корабль и временно теряет сознание, вдыхая чужой воздух.

Повествование теперь распараллеливается на нескольких временных шкалах. В одном из рассказов фраа Джад пробуждает Эразмаса и ведет его через корабль к командному центру. Будучи обнаруженной и атакованной инопланетными солдатами, фраа Джад взрывает нейтронные бомбы. В другом повествовании солдаты берут в плен Эразмаса и Фраа Джад и приводят их к переговорам с лидером мирной фракции. В финальном повествовании Эразмас просыпается в госпитале на звездолете и узнает, что дипломатические переговоры продолжаются благодаря успешному уничтожению инопланетного оружия. Эразмасу говорят, что фраа Джад погибла в результате несчастного случая во время запуска, что противоречит другим рассказам. Остается неясным, какие (или сколько) из этих противоречащих друг другу нарративов реальны или как повествования повлияли друг на друга. Подразумевается, что некоторые авауты-милленаристы способны работать одновременно в нескольких параллельных временных линиях, и что милленарианцы вызвали корабль пришельцев на Арбре, чтобы помешать покорению аваутов Световой Силой.

Эразмас присутствует на дипломатическом саммите, где проводится похоронная церемония по погибшим с обеих сторон и начинается мирный процесс между инопланетянами и Арбранами. На самом Арбре Светская Сила и аваут согласились сотрудничать как равные силы. Арбранцы открывают вторую «Реконституцию», пересматривая многие правила, ограничивавшие работу и образ жизни аваута. Эразмас и его друзья начинают создавать новый концентрат, открытый для внешнего мира и посвященный Сонту Ороло.

«Дисциплина»

В романе каждый должен следовать жизненному пути, называемому Дисциплином, иногда называемым Картасианской Дисциплиной, в честь Саута Картаса, основателя математического мира. Это набор правил, регулирующих то, что разрешено (и что не разрешено) avout знать и / или делать, и был систематизирован за столетия до того, как это произошло во Второй новой пересмотренной книге дисциплины.

Главный из них состоит в том, что авауты отделены, как мысленно, так и буквально, от Sæculum, или внешнего мира. Есть разные уровни разделения. Например, в концентрате существуют разные условия проживания. Есть заказы на 1, 10, 100 и 1000 лет. Каждый из них празднует «Аперт», фестиваль, открывающий концентрацию для внешнего мира и обеспечивающий обмен информацией между ними в интервале, определяемом этим числом. Например, 10-летний орден будет отмечать Аперт раз в десять лет, в противном случае оставаясь изолированным. Точно так же 100-летний орден будет отмечать Аперт только каждые сто лет, а 1000-летний орден - раз в 1000 лет. Важной частью этого является то, что в любое время в заказе отмечается Аперт, все заказы ниже него также отмечают Аперт. Например, тысячелетний (1000-летний) орден будет отмечаться в 3000-м году. Поскольку 3000 также кратны 100, 10 и 1, столетний, деценарский и унарианский ордены также будут праздновать. Исключения из этого правила включают «иерархов» (тех, кто управляет концентрацией), которые обязаны совещаться с государственной властью по решениям о весе.

Главный вторичный аспект Дисциплины состоит в том, что avout может владеть только своим «болтом, аккордом и сферой». Эти объекты созданы из «новой материи» (материи, созданной с измененной атомной структурой, чтобы быть более универсальной), и их можно заставить изменять свою форму, текстуру и другие физические свойства без использования инструментов или других внешних технологий. Болт представляет собой кусок новой ткани и используется как одежда; пояс - это веревка из новой материи, используемая для закрепления болта; а сфера - это воздушный шар из новой материи регулируемого размера, формы и твердости, который служит многоцелевым инструментом.

Существует несколько ограничений, регулирующих, например, использование «секвенирования» (генная инженерия ), «синтаксических устройств» (компьютеров) или других «практик» (технологий). Из-за ограничений avout может работать только на полностью теоретической основе де-юре.

Философское и научное содержание и влияние
Роджер Пенроуз вдохновил романа «Теглонские плитки», основанные на апериодическом плитки Пенроуза, и обсуждение мозга как квантового компьютера, основанное на геометрическом доказательстве нового разума императора. A геометрическое доказательство теоремы Пифагора Пенроуза. написано на борту инопланетного корабля

Большая часть книги включает подробные обсуждения математики, физики и философии. В большинстве этих дискуссий используется вымышленная арбранская терминология, но рассматриваются идеи из реальной науки и философии. Стивенсон признает работу автора Джулиана Барбура в качестве источника большей части этого материала.

Основная тема романа - многомировая интерпретация квантовая механика, основанная на направленном ациклическом графе, который учитывает различные «мировые пути» и «повествования», исследованные фраа Ороло и которыми манипулирует фраа Джад. Другая важная тема - это повторяющиеся философские дебаты между персонажами, исповедующими математический платонический реализм (в романе они называются «галикаарнианцами» и связаны с заклинателями), и персонажами, исповедующими номинализм (называемыми «прокианами» в роман и кто такие риторы).

Стефенсон цитирует работы Роджера Пенроуза как наиболее повлиявшие на роман. Конкретные идеи из работы Пенроуза включают: идею о том, что человеческий разум работает определенными фундаментальными способами как квантовый компьютер, поддержанный в работе Пенроуза Новый разум Императора ; Платонический реализм как философская основа для художественных произведений, например, в рассказах из книги Пенроуза Дорога к реальности ; и теория апериодических мозаик, которые появляются в загадке Теглона в романе. Стефенсон также ссылается на работы Курта Гёделя и Эдмунда Гуссерля, которых герой Дюран упоминает в романе по имени.

Большая часть геометров. «Технология, увиденная в романе, отражает существующие научные концепции. Корабль пришельцев движется с помощью ядерной импульсной тяги.

В качестве приложения к роману Стефенсон включает три «Калки», дискуссии среди которых имеют чисто философское или математическое содержание. Первый - это обсуждение процедуры разрезания торта, соответствующей геометрической задаче «удвоения квадрата», представленной в Платоне Meno. Второй представляет конфигурационные пространства (в романе называемые «пространствами Хемна») как способ представления трехмерного движения. В третьем обсуждается «сложный» платонический реализм, в котором несколько сфер платонических идеальных форм (называемых в романе «Гилейскими теоретическими мирами») существуют независимо от физического мира (называемого «Арбранская причинная область») в романе). Математическая структура направленного ациклического графа используется для описания того, как различные области могут влиять друг на друга, и даже физический мир может функционировать как часть области идеальных форм для некоторых миров "ниже по течению". "на графике.

Персонажи
  • Эразмас (прозвище «Раз»): главный герой Анафемы; Decenarian fraa из Концерта Саунт Эдхар. Заброшенный сын слайнов, он был собран концентрацией в возрасте восьми лет.
  • Ороло : Деценарский фраа из Концерта Саунт Эдхар. Он является выдающимся космографом и наставником Эразма в центре. Он изгнан за использование запрещенных технологий для наблюдения за кораблем пришельцев в нарушение требований Дисциплины по изоляции. Он умирает, забирая инопланетное тело от Оритены, и канонизирован как Саунт за свою жертву.
  • Арсибальт : Деценарианский фраа из Концентраций Саунт Эдхар ​​и один из друзей Эразмаса. Отдельно проживающий сын религиозного чиновника, он стремится примирить религию с теорией.
  • Лио : Деценарианский фраа из Концерта Саунт Эдхар ​​и один из друзей Эразмаса. Он известен как рассеянный эксцентрик и интересуется военной историей, вейл-лором (боевыми искусствами) и необычными методами садоводства. Он возглавляет космическую миссию по уничтожению инопланетного оружия.
  • Джесри : Деценарианский фраа из Концентра Саунт Эдхар ​​и один из друзей Эразмаса. В отличие от Эразма, Джесри происходит из зажиточной семьи, и ему наскучила рутина математической жизни, предшествующая прибытию инопланетян. Он прославился тем, что отправился в космос вместе со Стражем Небес (религиозным лидером Светской Силы), чтобы исследовать корабль пришельцев.
  • Ала : Деценарианский суур из Концерта Саунт Эдхар. Она становится главным организатором Конвокса, а затем и Арбранского сопротивления. Несмотря на то, что они не любили друг друга в детстве, она и Эразмас завязывают романтические отношения в ходе истории.
  • Джад : Милленаристский фраа из Концентра Саунт Эдхар. Джада вызывают в Конвокс одновременно с Эразмасом, но он говорит Эразмасу искать Ороло вместо того, чтобы идти прямо к Конвоксу. Джад - участник философских дискуссий в Конвоксе и играет ключевую роль в миссии на инопланетном корабле. Намекнули, что ему сотни лет и он обладает способностью быть сознательным в нескольких параллельных космосах.
  • Корд : сводная сестра Эразмаса и механик, живущий недалеко от Концентра Саунт Эдхар. Она сопровождает Эразмаса в его поисках Ороло. В ходе повествования между ними и Юлом завязываются романтические отношения.
  • Самманн : член социальной касты компьютерных экспертов из Концентра Саунт Эдхар, который сопровождает Эразмас о поисках Ороло. Он обеспечивает техническую поддержку и знания товарищам Эразмаса на протяжении всей истории.
  • Юлассетар Крейд (прозвище «Юл»): гид по пустыне, который присоединяется к экспедиции, чтобы найти Ороло. Он и Корд становятся романтически вовлеченными в ходе истории.
  • Ганелиал Крейд (прозвище «Гнел»): религиозный человек, который добровольно отправляется в Конвокс, прежде чем присоединиться к поискам Ороло. Поначалу Эразмас не доверяет Гнелу, но со временем подружится с ним.
  • Жюль Верн Дюран : лингвист из Латерра, который проникает в Конвокс, чтобы собрать информацию для пришельцев. Он сбегает на сторону Арбранов и присоединяется к миссии на корабле пришельцев.
Производство

Роман был частично вдохновлен участием Стивенсона в проекте Часы долгого времени, в котором он внес три страницы зарисовок и заметок. Отдельный компакт-диск, озаглавленный IOLET: Music from the World of Anathem, содержащий восемь экспериментальных вокальных композиций, был продан отдельно через CD Baby и Long Now Foundation. Проект «Часы долгого времени».

Чтобы создать мир Арбре, Стивенсон конструирует новый словарь. Чтобы познакомить читателя с новыми словами, многие из которых аналогичны английским, латинским или греческим словам и идеям, в конце книги включен глоссарий. Каждая глава начинается с определения одного из этих слов, которое обычно так или иначе относится к главе. Кроме того, ортский язык, на котором говорят персонажи, был создан по просьбе автора и задокументирован. Слово анафема было изобретено Стефенсоном на основе слова гимн и греческого слова анафема. В книге анафема - это математический ритуал, изгнанный из математического мира.

Прием

Anathem получила в основном положительные отзывы. Пол Бутен писал в The Wall Street Journal, что «длительное удовлетворение от Anathem происходит… из-за резкого презрения г-на Стивенсона к сегодняшнему мировоззрению« просто Google-это ». Его проза плотна, но его мировоззрение заразительно ". На Salon.com, Эндрю Леонард описал книгу как "перелистывающую страницу и философский аргумент, приключенческий роман и расширенную экзистенциальную медитацию, урок физики, проповедь и порвавшую хорошую пряжу".. »

Майкл Дирда из The Washington Post не согласился, отметив, что« Anathem, безусловно, вызовет восхищение за его ум, амбиции, контроль и изобретательность », но назвав его« принципиально неоригинальным », "грандиозно, взволнованно и чертовски скучно". Роман вошел в список бестселлеров New York Times для художественной литературы в твердом переплете на первое место и получил редкую награду за роман, рецензируемый в Nature.

Anathem, получил премию Locus Лучший научно-фантастический роман в 2009 году и был номинирован на премии Хьюго, Артура К. Кларка и Мемориал Джона В. Кэмпбелла в том же году. В 2008 году роман был номинирован на премию Британской научной фантастики.

Ссылки
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Anathem
Последняя правка сделана 2021-06-10 22:33:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте