Автор | Рональд Райт |
---|---|
Страна | Канада |
Язык | Английский |
Серия | Лекции Мэсси |
Предмет | Социальный коллапс, Цивилизация, ловушка прогресса |
Жанр | Научная литература |
Издатель | House of Anansi Press |
Дата публикации | Октябрь 2004 г. |
Тип носителя | Печать (мягкая и твердая обложка), аудио, цифровой |
Страницы | 211 |
ISBN | 0-88784-706-4 |
OCLC | 56531474 |
Предыдущий | Правда об историях |
, за которыми следует | Гонка против времени |
Краткая история прогресса- это научно-популярная книга и серия лекций Рональда Райта о коллапс общества. Лекции были представлены в виде серии из пяти речей, каждая из которых проходила в разных городах Канады в рамках лекций Мэсси 2004 года, которые транслировались в программе CBC Radio, Идеи. Книжная версия была опубликована House of Anansi Press и выпущена одновременно с лекциями. Книга проработала более года в списках канадских бестселлеров, выиграла премию Libris Канадской книжной ассоциации за документальную книгу года и была номинирована на Национальную премию Британской Колумбии за канадскую нехудожественную литературу. С тех пор он был переиздан в твердом переплете с иллюстрациями, а также в цифровых форматах Kindle и EPUB.
Райт, автор художественной и научно-популярной литературы, использует павшие цивилизации острова Пасхи, Шумера, Рима и Майя, а также примеры из каменного века, чтобы увидеть, какие условия привели к падению этих обществ. Он исследует значение прогресса и его значение для цивилизаций - прошлых и настоящих - утверждая, что двадцатый век был временем стремительного роста человеческого населения, потребления, и технологии, которые теперь возложили непосильное бремя на все природные системы.
. В своем анализе четырех падших цивилизаций он отмечает, что два (остров Пасхи и Шумер) потерпели неудачу из-за истощение природных ресурсов - «их экология не могла быть восстановлена». Два других потерпели неудачу в своих глубинках, «где экологические требования были наиболее высоки», но оставили выжившие остатки населения. Он задает вопрос: «Почему, если цивилизации так часто разрушают себя, общий эксперимент цивилизации проходит так хорошо?» Для ответа, говорит он, мы должны обратиться к естественному возрождению и миграции людей. В то время как одни древние цивилизации истощали свою экологию и терпели поражение, другие росли. Были неспокойны большие просторы планеты. Другой фактор, очевидный как в Египте, так и в Китае, заключался в том, что из-за обильных ресурсов (например, верхнего слоя почвы) методы ведения сельского хозяйства (которые работали, скорее, чем естественные циклы) и структуры поселений, эти цивилизации имели большую продолжительность жизни.
Изменения, вызванные экспоненциальным ростом человеческого населения (на момент публикации книги более шести миллиарда и добавление более 200 миллионов человек каждые три года) и всемирный масштаб потребления ресурсов, однако, изменили картину. Экологические маркеры показывают, что человеческая цивилизация в настоящее время превзошла (с 1980-х годов) способность к восстановлению природы. Сейчас мы используем более 125 процентов годовой продукции природы. «Если цивилизация хочет выжить, она должна жить интересами, а не столицей природы». Он заключает, что «сейчас у нас есть шанс сделать будущее правильным» - крах человеческой цивилизации неизбежен, если мы не будем действовать сейчас, чтобы предотвратить его.
Перед тем, как быть выбранным для чтения лекций Мэсси, Райт написал отмеченные наградами художественные и научно-популярные книги, посвященные антропологии и цивилизациям. Его научно-популярная книга 1992 года «Украденные континенты:« Новый мир »глазами индейцев» была удостоена премии Гордона Монтадора в 1993 году от Писательского фонда Канады, а его роман 1998 года «Научный роман» о кураторе музея, который путешествует в будущее и исследует судьбу человечества, выиграл премию Дэвида Хайэма в области художественной литературы для начинающих романистов. Райт прослеживает истоки идей, лежащих в основе «Краткой истории прогресса», в материале, который он изучал при написании «Научного романа» и в своем эссе 2000 года для «Глобус и почта» под названием «Цивилизация - это пирамидальная схема» о падении цивилизация майя девятого века.
Первая глава, «Вопросы Гогена», ставит вопросы, которые составляют основу книги. Ссылаясь на картину Поля Гогена с таким же именем, возникает вопрос: откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? Райт определяет прогресс, используя викторианские термины: «предположение, что в истории человечества существует модель изменений... что она состоит из необратимых изменений только в одном направлении, и что это направление направлено на улучшение». Несмотря на продолжительный период каменного века, Райт считает первым признаком прогресса способность создавать огонь. Конкуренция между кроманьонцами и неандертальцами исследуется с точки зрения условий, которые позволили одному превзойти другого.
Многие из великих руин, украшающих пустыни и джунгли земли, являются памятниками ловушкам прогресса, надгробиями цивилизаций, павших жертвами собственного успеха. В судьбах таких обществ - некогда могущественных, сложных и блестящих - кроются наиболее поучительные уроки... они - падшие авиалайнеры, черные ящики которых могут рассказать нам, что пошло не так.- Краткая история прогресса, стр. 8
Вторая глава, «Великий эксперимент», продолжает исследование прогресса каменного века, рассматривая достижения в охоте. Райт использует термин «ловушка прогресса » для обозначения инноваций, которые создают новые проблемы, которые общество не может или не желает решать, или непреднамеренно создают условия, которые хуже тех, что существовали до инновации. Например, нововведения в охоте в каменном веке позволили более успешной охоте и, следовательно, больше свободного времени, в течение которого создавались культура и искусство (например, наскальные рисунки, резьба по кости и т. Д.), Но также привели к вымиранию, прежде всего мегафауна. По мере того как охотились на все более мелкую и мелкую дичь, чтобы заменить более крупных вымерших животных, охота становилась менее успешной, а культура приходила в упадок. Сельское хозяйство, а впоследствии и цивилизации, независимо возникшие в нескольких регионах примерно в одно и то же время, около 10 000 лет назад, указывают Райту, что «при определенных общих условиях человеческие общества повсюду будут двигаться в сторону большего размера, сложности и окружающей среды. спрос". Название главы относится к человеческому опыту, который Райт рассматривает как большой эксперимент, проверяющий, какие условия необходимы для успеха человеческой цивилизации.
В третьей главе «Рай для дураков» исследуются взлет и падение двух цивилизаций: Острова Пасхи и Шумер. Оба процветали, но рухнули в результате истощения ресурсов ; оба могли визуально видеть, как их земля подвергается эрозии, но не желали реформироваться. На острове Пасхи вырубка леса для возведения статуй и постройки лодок разрушила их экосистему и привела к войнам из-за последних деревянных досок на острове. В Шумере крупная ирригационная система, а также чрезмерный выпас, расчистка земель и сжигание извести привели к опустыниванию и засолению почвы.
Урок, который я прочитал в прошлом таково: здоровье земли и воды - и лесов, которые являются хранителями воды - может быть единственной прочной основой выживания и успеха любой цивилизации.- Краткая история прогресса, стр. 105
В четвертой главе «Схемы пирамид» сравниваются судьбы римских и майянских цивилизаций; оба достигли пика с централизованными империями, но закончили тем, что власть распространилась на их периферию, поскольку центр рухнул, а ультраконсервативное руководство отказалось от реформ. Объяснение падения Римской империи, которое дает антрополог Джозеф Тейнтер, состоит в том, что «сложные системы неизбежно уступают в убывающей отдаче», так что затраты на управление империей настолько высоки, что реализуются альтернативы. Описываются два примера устойчивых цивилизаций: Китай и Египет. У обоих было изобилие ресурсов, в частности верхнего слоя почвы, и использовались методы ведения сельского хозяйства, которые работали с природными циклами, а не против них, и модели поселений, которые не превышали и не наносили постоянного ущерба несущей способности локальной среды.
Последняя глава, «Восстание инструментов», пытается ответить на последний вопрос Гогена: «Куда мы идем?», Применяя эти прошлые примеры к современному обществу. Райт считает, что необходимые реформы блокируются заинтересованными сторонами, которые отвергают многосторонние организации и поддерживают экономику невмешательства и передачу власти корпорациям как ведущие к социальной и экологической деградации, которая привела к к краху предыдущих цивилизаций. Необходимые реформы, по мнению Райта, блокируются заинтересованными сторонами, которые враждебны переменам, включая американских рыночных экстремистов. Райт заключает, что «наше нынешнее поведение типично для несостоявшихся обществ в зените их жадности и высокомерия» и призывает к сдвигу в сторону долгосрочного мышления:
Огромное преимущество, которое мы имеем, наш лучший шанс избежать судьбы прошлого общества, заключается в том, что мы знаем об этих обществах прошлого. Мы видим, как и почему они пошли не так. У Homo sapiens есть информация, чтобы знать, что это такое: охотник ледникового периода лишь наполовину развился в сторону интеллекта; умный, но редко мудрый. Сейчас мы находимся на стадии, когда жители острова Пасхи могли еще остановить бессмысленные рубки и резку, могли собрать семена последних деревьев и посадить их в недоступном для крыс месте. У нас есть инструменты и средства для совместного использования ресурсов, очистки загрязнения, оказания базовой медицинской помощи и контроля рождаемости, установления экономических ограничений в соответствии с естественными. Если мы не будем делать это сейчас, пока мы процветаем, мы никогда не сможем это сделать в тяжелые времена. Наша судьба выйдет из-под наших рук.
СтильИзначально содержание книги было написано и представлено как набор из пяти речей для лекций Мэсси 2004 года с каждой представленной речью в книге как одна глава. Письмо отражает ораторскую речь Райта и использование высокой риторики. Патрик Парриндер отмечает, что Райт иногда использует «риторический арсенал рационалистического проповедника-мирянина». Райт придерживается широкого философского подхода, не сосредотачиваясь на отдельных людях или конкретных политиках или религиях, а скорее сосредотачиваясь на цивилизациях, включая «элиты и массы». Тон Райта был описан как «редко угнетающий... [и что] он остается удивительно оптимистичным и даже интересным». Использование слова «прогресс» носит ироничный характер: то, что рассматривается как технический или социальный прогресс, в его исторических повествованиях привело к падению цивилизаций. Райт ввел термин «ловушка прогресса », чтобы описать феномен превращения «ума в безрассудство».
Были проведены сравнения между этой книгой и книгой Джареда Даймонда. Коллапс: как общества выбирают неудачу или успех, которые охватывают схожие темы с «осторожным подходом к решению проблем» и приходят к схожим выводам. В статье в Alternatives Journal профессор философии Кент Пикок отмечает, что «оба хорошо написаны», но Diamond включает примеры обществ, которые веками добивались устойчивости, тогда как у Райта « постижение темной стороны человеческой натуры », такой как нетерпение, агрессивность и упрямство. Автор и журналист Брайан Бретт охарактеризовал Collapse как «медленное, богатое пиршество», в то время как «компактная« Краткая история прогресса »- стрела, выпущенная из мощного лука, лирический дротик в самое сердце человеческого поведения».
Публикация и приемКнига, опубликованная House of Anansi Press, была выпущена одновременно с лекциями Мэсси. В начале ноября 2004 г. Райт прочитал по одной лекции в каждом из следующих городов: Оттава, Эдмонтон, Саскатун, Галифакс и Торонто. Их запись транслировалась на CBC Radio Ideas в течение недели с 22 ноября. Книга была названа Книгой года документальной литературы Канадской ассоциации книготорговцев 2005 года на их ежегодной премии Libris Awards и вошла в шорт-лист первой ежегодной премии Британской Колумбии за канадскую документальную литературу. Издание в твердом переплете «Иллюстрированная краткая история прогресса» было выпущено тиражом 15 000 экземпляров в 2006 году.
В The Globe and Mail канадский автор Пол Уильям Робертс похвалил книгу, назвав ее «... наиболее важным применением печатного слова и вторичного волокна, которое я видел со времен Délivrez Prométhée Жерома Дешюса 25 лет назад». Робертс объясняет: «[Райт] настолько твердо осознает свою цель, что едва ли одно слово является посторонним... Вы чувствуете, что читали тома, но не только из-за плотности мыслей Райта, но из-за сокрушительного веса. бремени, которое они несут. В прозе, которая вызывает зловещие воспоминания и неизмеримо точна... "С другой стороны, в обзоре National Post Питер Фостер дал отрицательный отзыв, упрекая Райта в том, что он" не имел малейшее представление о том, как устроены экономики или как по своей фундаментальной природе рынки являются одновременно моральными и устойчивыми ». Фостер закончил свой обзор оскорблением интеллекта Райта: «Что действительно требует некоторых психологических раскопок, так это разум Рональда Райта, который несет в себе набор раздутых, эмоционально обоснованных моралистических предположений, вытекающих из структуры его примитивного невежества в отношении рынков и экономики».
Другие отзывы обнадеживают. В журнале Маклина Брайан Бетьюн написал, что это была «элегантная и научная дискуссия» на эту тему. В обзоре в The Times говорится, что это «в высшей степени читаемый отчет... написанный с невероятной легкостью прикосновения, которая опровергает очень серьезные проблемы». В Montreal Gazette Брайан Демчинский назвал Райта красноречивым, а книгу - «кратким, резким эссе». Дайан Барли в журнале Skeptic сказала, что Райт - «замечательно одаренный мастер слова, чей талант делает твердые факты не только удобоваримыми, но и порождает жажду большего», и прокомментировала: «Краткая история прогресса очень важна. - созданная книга, однако я не могу обещать, что она изменит вашу жизнь ».
ФильмПрава на фильм были проданы Cinémaginaire в 2008 году. снят как документальный фильм «Выживание в прогрессе» режиссера Мэтью Роя и режиссера Гарольда Крукса с Дэниелом Луи и Дениз Роберт в качестве продюсеров «Синемагинера» и Джерри Флэхайвом в качестве продюсера NFB. Мартин Скорсезе был прикреплен к проекту в качестве исполнительного продюсера, как и Марк Ахбар, Бетси Карсон (Big Picture Media Corporation) и Сильва Басмаджян (NFB). Премьера фильма состоялась на Международном кинофестивале в Торонто в 2011 году. Он также был показан в рамках Festival Atmospheres 31 марта 2012 года в Париже, Франция.
В то время как книга сосредоточена на древних цивилизациях, большая часть фильма посвящена влиянию нашей нынешней «глобальной цивилизации» на окружающую среду, включая влияние концентрации богатства в руках «финансового класса». Фильм снят как смесь интервью с отдельными людьми, от самого Райта до Джейн Гудолл и Маргарет Этвуд, перемежающихся яркими кадрами со всего мира. Матье Рой и Гарольд Крукс дали интервью в начале 2012 года о проблемах адаптации книги Рональда Райта в сжатый фильм.
См. Также
- Вырубка лесов
- Демонические мужчины: обезьяны и истоки человеческого насилия.
- Экосистема
- Эрозия
- Оценка экосистемы на пороге тысячелетия
- Наш последний час
- Плуги, эпидемии и нефть: как люди взяли под контроль климат
СсылкиВнешние ссылки
- House of Anansi Press - Краткая история прогресса
- CBC Radio, Ideas - 2004 Massey Lectures
- Cinémaginaire - Театральный полнометражный документальный фильм
- Заметки Стю - Краткое содержание избранного отрывки
- Подкаст - Глава I: Вопросы Гогена
- Подкаст - Глава II: Великий эксперимент
- Подкаст - Интервью с Рональдом Райтом, 10 апреля 2005 г., EcoTalk on Air America
- Цивилизация - это пирамида - Предыдущая статья Рональда Райта в газете The Globe and Mail, суббота, 5 августа 2000 г.
- YouTube - Иллюстрированная краткая история прогресса Рецензия на книгу
- Surviving Progress сайт документального фильма.