Конституционный кризис 1975 года в Австралии - 1975 Australian constitutional crisis

редактировать
Увольнение премьер-министра Гофа Уитлама генерал-губернатором Джоном Керром

Австралийский конституционный кризис 1975 года
Герб Австралии.svg
ДатаОктябрь – ноябрь 1975 г.
МестоположениеКанберра, Австралийская столичная территория (Дом правительства, Канберра, Дом временного парламента, Канберра, Ложа, Канберра )
УчастникиСэр Джон Керр. Гоф Уитлам. Малкольм Фрейзер
РезультатУитлэм уволен с поста премьер-министра Керром; Фрейзер назначен исполняющим обязанности премьер-министра; Австралийские федеральные выборы 1975 года

Австралийский конституционный кризис 1975 года, также известный как увольнение, был описан как величайший политический и конституционный кризис в австралийской истории. Это завершилось 11 ноября 1975 года увольнением с должности премьер-министра Гофа Уитлама из Австралийской лейбористской партии (ALP) генерал-губернатором сэр Джон Керр, который затем назначил лидера оппозиции, Малкольма Фрейзера из Либеральной партии в качестве смотрителя Премьер-министр.

Лейбористское правительство Уитлама было избрано в 1972 году небольшим большинством голосов в Палате представителей, но с балансом сил в Сенате, принадлежащим Демократическая рабочая партия, которая обычно поддерживала либеральную страну оппозицию. Выборы 1974 мало что изменили. Хотя правительство Уитлама представило множество новых политик и программ, оно также было потрясено скандалами и политическими просчетами. В октябре 1975 года оппозиция использовала свой контроль над Сенатом для отсрочки принятия законопроектов об ассигнованиях, необходимых для финансирования государственных расходов, которые уже были приняты Палатой представителей. Оппозиция заявила, что они будут продолжать блокировать поставки, если Уитлам не объявит выборы в Палату представителей, и призвала Керра уволить Уитлама, если он не согласится с их требованиями. Уитлам считал, что Керр не уволит его, и Керр не сделал ничего, чтобы разубедить Уитлама в этом отношении.

11 ноября 1975 года Уитлам намеревался назначить полусенатские выборы в попытке выйти из тупика. Когда он пошел искать одобрения Керра на выборы, Керр вместо этого уволил его с поста премьер-министра и вскоре после этого назначил Фрейзера временным премьер-министром. Действуя быстро, прежде чем все парламентарии от ALP узнали о смене правительства, Фрейзер и его союзники смогли обеспечить принятие законопроектов об ассигнованиях, и Керр распустил парламент для проведения выборов с двойным роспуском. Фрейзер и его правительство были избраны подавляющим большинством голосов на выборах, состоявшихся в следующем месяце..

События увольнения привели лишь к незначительным изменениям в конституции. Сенат сохранил за собой право блокировать поставки, а генерал-губернатор - право увольнять министров. Однако с тех пор эти полномочия не использовались для принуждения правительства к власти. Керр был широко раскритикован сторонниками лейбористской партии за свои действия, ушел в отставку в раннем возрасте генерал-губернатора и большую часть оставшейся жизни прожил за границей.

Содержание
  • 1 Предыстория
    • 1.1 Конституционная
    • 1.2 Политическая
    • 1.3 Споры и вакансии
  • 2 Тупик
    • 2.1 Отсрочка поставки
    • 2.2 Консультации и переговоры
    • 2.3 Решение
  • 3 Увольнение
    • 3.1 Встреча в Ярралумле
    • 3.2 Парламентская стратегия
    • 3.3 Роспуск
  • 4 Последствия
    • 4.1 Кампания
    • 4.2 Реакция
    • 4.3 Оценка
  • 5 Предполагаемое участие ЦРУ
  • 6 Королевское участие
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Библиография
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
Общие сведения

Конституционный

Губернатор- Генерал Сэр Джон Керр Премьер-министр Гоф Уитлам Лидер оппозиции Малкольм Фрейзер

Согласно Конституции Австралии, Парламент Австралии состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената вместе с Королевой. Монарх представлен через генерал-губернатора, который наделен исполнительной властью, закрепленной в Конституции, а также редко осуществлял резервные полномочия. Резервные полномочия осуществляются генерал-губернатором без консультации, что обычно обозначается фразой «Генерал-губернатор в совете». В соответствии с Конституцией Австралии генерал-губернатор действует «по рекомендации Федерального исполнительного совета» при назначении министров правительства, хотя министры служат по его усмотрению, а Исполнительный совет назначается только генерал-губернатором. Генерал-губернатор обычно по соглашению обязан действовать только по рекомендации правительства и премьер-министра, но может действовать независимо и вопреки совету при осуществлении резервных полномочий. Генерал-губернатор может быть смещен королевой по рекомендации премьер-министра Австралии. Как сказал лидер Либеральной партии Малкольм Фрейзер, который сыграл бы большую роль в кризисе, «у королевы есть срок полномочий, и ее нельзя уволить. Но генерал-губернатор занимает свой пост по своему усмотрению, и если он перестанет нравиться, затем он может быть смещен премьер-министром ».

Как и в большинстве парламентов Вестминстерской системы, правительство Австралии обычно формируется партией, пользующейся доверием низов. Палата парламента, Палата представителей. Однако в австралийском парламенте также есть влиятельная верхняя палата - Сенат, который должен принять любой закон, инициированный Палатой представителей, чтобы он стал законом. Состав Сената, в котором каждый штат имеет равное количество сенаторов независимо от его населения, изначально был разработан для привлечения австралийских колоний в одну Федерацию. Конституция запрещает Сенату выдвигать или изменять денежный закон, но не ограничивает способность Сената отклонить его. В 1970 году Гоф Уитлам, как лидер оппозиции, заявил о законопроекте о бюджете: «Позвольте мне с самого начала прояснить, что наша оппозиция этому бюджету - не простая формальность. Мы намерены оказывать давление на нашу оппозицию всеми доступными средствами. соответствующие меры в обеих палатах. Если предложение будет отклонено, мы проголосуем против законопроектов здесь и в Сенате. Наша цель - уничтожить этот бюджет и уничтожить правительство, которое его спонсировало ".

Федеральный Сенат никогда не блокировал поставки до 1975 года, даже когда они контролировались оппозицией. В 1947 году верхняя палата Парламента Виктории заблокировала бюджет, чтобы добиться досрочных выборов. Премьер Джон Кейн созвал внеочередные выборы и потерпел поражение.

До кризиса 1975 года генерал-губернатор имел право увольнять премьер-министра против воли действующего президента. Статья 64 Конституции никогда не применялась. Однако в 1904 году премьер-министр лейбористов Крис Уотсон посоветовал провести досрочные выборы, но генерал-губернатор лорд Норткот отказался, вызвав отставку Уотсона и назначение лидера оппозиции Джорджа Рида премьер-министром. Дважды с тех пор, как Федерация, конфликты между премьер-министром и губернаторами штата, которые выполняют аналогичные функции премьер-министру и генерал-губернатору соответственно на уровне штата, приводили к отъезду одного или другой. В 1916 году премьер Нового Южного Уэльса Уильям Холман был исключен из Австралийской лейбористской партии за поддержку призыва на военную службу. Ему удалось удержать власть с помощью оппозиционных партий, и он проконсультировался с губернатором сэром Джеральдом Стриклендом, предложив принять закон о продлении срока полномочий нижней палаты законодательного собрания штата на год. Когда Стрикленд возразил, заявив, что такой курс несправедлив по отношению к лейбористам, Холмен заменил его. В 1932 году премьер-министр штата Новый Южный Уэльс, Джек Ланг, отказался выплатить деньги, причитающиеся федеральному правительству, которое заморозило банковские счета штата, в результате чего Ланг распорядился, чтобы выплаты правительству штата производились только наличными. Губернатор сэр Филип Гейм написал Лангу, предупредив его, что министры нарушают закон и что, если они будут продолжать, ему придется найти министров, которые могли бы осуществлять управление в рамках закона. Ланг ответил, что не уйдет в отставку, и Гейм распустил свое правительство и поручил лидеру оппозиции Бертраму Стивенсу сформировать временное правительство до новых выборов, в которых участвовали лейбористы.

Среди полномочий, предоставленных генерал-губернатору, есть право распускать обе палаты парламента в соответствии со статьей 57 Конституции в случае, если Палата представителей дважды принимает законопроект с интервалом не менее трех месяцев и Сенат отказывается его принять. В обоих случаях, когда эти обстоятельства возникли до правительства Уитлама, в 1914 и 1951 годах, генерал-губернатор распустил парламент для проведения выборов «двойного роспуска » по совету премьер-министра.

Политические

Лейбористское правительство Гоу Уитлама было избрано в 1972 после 23 лет правления коалицией, сформированной либералами и Страна партий. Правительство ALP пользовалось большинством в девять мест в Палате представителей, но не контролировало Сенат, который был избран в 1967 и 1970 (поскольку выборы в Сенат тогда не проводились). синхронизация с выборами в Палату представителей). В соответствии с предвыборными обещаниями, он ввел большое количество изменений в политику и предложил множество законодательных актов. Оппозиция, которая все еще контролировала Сенат, позволила некоторым правительственным законопроектам пройти через Сенат и заблокировала другие.

В апреле 1974 года, столкнувшись с попытками оппозиции под руководством Билли Снеддена заблокировать поставки (законопроекты об ассигнованиях) в Сенате, Уитлам получил согласие генерал-губернатора сэра Пола Хэслака на двойной роспуск. Лейбористы были возвращены на выборах 18 мая с уменьшенным большинством в пять мест в Палате представителей. У коалиции и лейбористов по 29 мест в Сенате, а баланс сил принадлежит двум независимым депутатам. Позже Снедден сказал автору Грэму Фройденбергу во время интервью для книги «Определенное величие - Гоф Уитлэм в политике»: «Давление [с целью заблокировать поставки] было на меня со стороны Энтони. Мы думали, что вы имел шанс получить контроль над Сенатом на полусенатских выборах или, по крайней мере, достаточно, чтобы провести перераспределение. С джерримандером вы были бы навсегда ».

Hasluck был генерал-губернатором с 1969 года, и его срок скоро истек. Уитлам хотел, чтобы он оставался еще на два года, но Хаслак отказался, сославшись на отказ его жены оставаться в Ярралумле дольше, чем первоначально согласованные пять лет. Уитлам предложил эту должность бизнесмену Кену Майеру, но тот отказался. Затем Уитлам предложил эту должность своему казначею Фрэнку Крину и своему заместителю Лэнсу Барнарду, ни один из которых не хотел уходить из парламента. Наконец, Уитлам обратился к своему пятому избраннику, сэру Джону Керру, главному судье Нового Южного Уэльса. Керр не хотел отказываться от должности главного судьи, на которой он намеревался оставаться еще десять лет, на пост генерал-губернатора, который традиционно длился пять лет. По просьбе Керра Уитлам неофициально согласился с тем, что, если оба мужчины останутся на своем посту через пять лет, Керр будет повторно назначен. Уитлэм также добился принятия закона, чтобы решить финансовые проблемы Керра по поводу должности, включая разрешение на пенсию генерал-губернатора или его вдовы. Лидер оппозиции Билли Снедден с энтузиазмом воспринял это назначение и также согласился повторно назначить Керра через пять лет, когда он был премьер-министром в то время. Затем Керр согласился занять этот пост, был должным образом назначен королевой Елизаветой II и приведен к присяге 11 июля 1974 года.

Шесть законопроектов, которые были предметом двойного роспуска были внесены в парламент в третий раз и, как и ожидалось, снова были отклонены Сенатом. Раздел 57 Конституции предусматривает, что после выборов с двойным роспуском, если законопроекты, которые дважды отклонялись Сенатом в предыдущем парламенте, были снова приняты Палатой и снова отклонены Сенатом, они могут быть затем вынесены на рассмотрение <143.>совместное заседание обоих домов. 30 июля Уитлам добился согласия Керра на совместное заседание, которое было назначено на 6–7 августа 1974 года. Совместное заседание, единственное в истории Австралии в соответствии с разделом 57, приняло все шесть законопроектов, включая разрешающее законодательство для Medibank.

Споры и вакансии

В декабре 1974 года Уитлэм очень хотел найти новые источники денег для финансирования своих планов развития. После встречи в резиденции премьер-министра Ложа, Уитлэм и трое его министров (вице-премьер и казначей Джим Кэрнс, Генеральный прокурор Сенатор Лайонел Мерфи и министр полезных ископаемых и энергетики Рекс Коннор ) подписали доверенность Коннору на получение займа на сумму до 4 миллиардов долларов США. Это письмо было описано автором и журналистом Аланом Ридом как «смертный приговор для правительства Уитлэма ALP».

Коннор и другие министры вступили в контакт с ранее неизвестным пакистанским финансистом Тиратом Кхемлани еще в ноябре 1974 года. Говорили, что Хемлани имел контакты в недавно обогащенных арабских нефтяных странах. Ни одна из попыток получить ссуду, будь то через Хемлани или другими путями, не принесла плодов, но, поскольку информация о «Кредитном деле » просочилась, правительство потеряло поддержку.

В феврале 1975 года Уитлам решил назначить сенатора Мерфи судьей Высокого суда Австралии, даже несмотря на то, что место в Сенате Мерфи не было бы выставлено на выборах, если бы состоялись полусенатские выборы. При пропорциональном представительстве лейбористы могут выиграть три из пяти мест в Новом Южном Уэльсе, но если место Мерфи также будет оспариваться, то вряд ли они выиграют четыре из шести. Таким образом, назначение Мерфи почти наверняка стоило бы ALP места в Сенате на следующих полусенатских выборах. Уитлам все равно назначил Мерфи. По соглашению сенаторы, назначенные законодательным собранием штата для заполнения случайных вакансий, были из той же политической партии, что и бывший сенатор. Премьер Нового Южного Уэльса Том Льюис, член Либеральной партии, счел, что это соглашение применяется только к вакансиям, вызванным смертью или плохим здоровьем, и принял меры для избрания законодательным органом Кливера Бантона., бывший мэр Олбери и независимый.

К марту 1975 года многие либеральные парламентарии почувствовали, что Снедден плохо справляется с ролью лидера оппозиции и что Уитлэм доминирует над ним. в Палате представителей. Малькольм Фрейзер бросил вызов Снеддену за лидерство 21 марта и победил его 37 голосами против 27. На пресс-конференции после победы в лидерстве Фрейзер заявил:

Вопрос снабжения - позвольте мне заняться это так. Я в целом считаю, что если правительство избирается к власти в нижней палате и имеет численность и может сохранять численность в нижней палате, оно имеет право ожидать, что оно будет управлять в течение трехлетнего срока, если не вмешаются весьма чрезвычайные события. Сказав это... если мы действительно решим на каком-то этапе, что правительство настолько предосудительно, что оппозиция должна использовать любую доступную ей силу, тогда я бы хотел найти ситуацию, в которой г-н Уитлам проснулся. однажды утром обнаружил, что решение было принято, и обнаружил, что его поймали с хорошо и действительно спущенными штанами.

Первоначальный заместитель премьер-министра Уитлама, Лэнс Барнард, был оспорен и побежден на своем посту. Кэрнс в июне 1974 года, вскоре после выборов в мае 1974 года. Затем Уитлам предложил Барнарду дипломатический пост; в начале 1975 года Барнард согласился на это. Если назначение состоится, отставка Барнарда из Палаты представителей вызовет дополнительные выборы в его тасманском электорате Басс. Чиновники ALP считали, что, учитывая ослабленное состояние партии, Барнард должен остаться в парламенте и ему не будет отдаваться предпочтение в случае его отставки; президент партии и будущий премьер-министр Боб Хоук назвал решение о назначении Барнарда «безумием». Барнард терял поддержку на последних нескольких выборах, а либералам понадобилось всего 4%, чтобы оттолкнуть Басса от лейбористов. У либералов был кандидат Кевин Ньюман, который ухаживал за электоратом; Лейбористской партии не был выбран ни один кандидат, и впереди ожидались тяжелые предварительные выборы. Барнард подал в отставку и был назначен послом в Швеции. Выборы 28 июня оказались катастрофой для лейбористов: Ньюман выиграл место, набрав более 17%.

На следующей неделе Уитлэм уволил Кэрнса за то, что он ввел в заблуждение парламент относительно кредитного дела на фоне инсинуаций о его отношениях с его главный личный секретарь, Джуни Морози. Его заменил на посту заместителя Фрэнк Крин. На момент увольнения Кэрнса одно место в Сенате было вакантным после смерти 30 июня сенатора от ALP Квинсленда Берти Миллинера. Лейбористская партия штата выдвинула Мэла Колстона, который был самым высоким неизбранным кандидатом в списке партии Квинсленда в 1974 году. Это привело к тупику в Брисбене; однопалатный законодательный орган Квинсленда дважды голосовал против Колстона, и партия отказалась представить каких-либо альтернативных кандидатов. Премьер Квинслендской сельской партии Джон Бьелке-Петерсен имел доказательства того, что Колстон, школьный учитель по профессии, поджег школу во время трудового спора, хотя полиция отказалась возбуждать уголовное дело. После того, как законодательный орган проголосовал против Колстона во второй раз, Бьелке-Петерсен поручил своему большинству в законодательном собрании избрать профсоюзного чиновника низкого уровня, Альберта Филда, который связался со своим офисом и выразил готовность служить. В интервью Филд дал понять, что не поддержит Уитлама. Филд был исключен из ALP за то, что он выступал против Колстона, и сенаторы от лейбористов бойкотировали его приведение к присяге. Уитлам утверждал, что из-за того, что вакансии были заполнены, Сенат был «коррумпирован» и «испорчен», и оппозиция получила большинство, которое они не выиграли в урне для голосования. Когда лейбористы узнали, что Филд не направил требуемое трехнедельное уведомление в Департамент образования Квинсленда, они оспорили его назначение в Высоком суде, утверждая, что формально он все еще является государственным служащим - и, следовательно, не имеет права на служить в Сенате. Поскольку Филд находился в отпуске до конца кризиса, Коалиция отказалась предоставить «пару » для объяснения его отсутствия, предоставив ей эффективное большинство в 30–29 в Сенате

<37.>Тупик

Отсрочка поставок

Палата Сената в Доме временного парламента

10 октября Высокий суд постановил, что закон принят на совместном заседании, на котором австралийская столичная территория (ACT) и Северная территория по два сенатора были действительными. К июню 1976 г. необходимо было провести полусенатские выборы; большинство избранных сенаторов займут свои места 1 июля, но территориальные сенаторы и те, кто заполнит места Филда и Бантона, займут свои места сразу. Постановление означало, что ALP могла получить временное большинство в Сенате, по крайней мере, до 1 июля 1976 года. Для этого ALP должна была получить места Филда и Бантона, а также по одному месту на каждой территории, а также второе место в ACT достается либо кандидату от лейбористов, либо независимому, бывшему либеральному премьер-министру Джону Гортону, который теперь отчужден от своей партии. Если бы это произошло, лейбористы имели бы эффективную маржу 33–31, смогли бы передать предложение, если бы это все еще было проблемой, а также могли бы принять законы о перераспределении голосов (которые были приняты Палатой представителей, хотя дважды побежденный Сенатом), что дало бы ему преимущество на следующих выборах.

Журналист и автор Алан Рид описал позицию правительства и оппозиции, когда кризис обострился в середине -Октябрь:

Хотя, возможно, было бы преувеличением описывать позицию 1975 года как выбор между злом, ни одна из двух основных политических группировок не достигла позиции кризиса 15 октября 1975 года с совершенно чистыми руками. У Фрейзера и сенаторов от либеральной партии... не хватило числа, чтобы отложить рассмотрение бюджета до прибытия в сенат Альберта Патрика Филда, прибытие которого было связано не с каким-либо решением австралийских избирателей, а с решением одного из правителей. Бьельке-Петерсен, ненавидящий Уитлама... Уитлам, со своей стороны, решил еще до того, как был отложен бюджет, приступить к смелому, кромвелевскому проекту изменения конституции Австралии, но не путем голосования массового электората... личные усилия, подкрепленные поддержкой его последователей в парламенте.

После решения Высокого суда и с учетом законопроектов об ассигнованиях, которые должны были быть рассмотрены Сенатом 16 октября, Фрейзер не мог решить, блокировать ли поставки. Его биограф Филип Эйрес утверждает, что, если бы не было новых правительственных скандалов, он бы этого не сделал. Однако Хемлани утверждал - вопреки заявлениям правительства - что Коннор никогда не отменял свои полномочия на получение ссуд и поддерживал с ним регулярные контакты даже до середины 1975 года. 13 октября Melbourne Herald напечатал документы в поддержку утверждений Хемлани, а на следующий день Коннор подал в отставку. Фрейзер решил заблокировать поставки, созвал заседание теневого кабинета и получил единодушную поддержку со стороны коалиции. На пресс-конференции Фрейзер назвал плохое состояние экономики и продолжающиеся скандалы причинами своего решения. Без принятия новых ассигнований 30 ноября запасы были бы исчерпаны.

15 октября губернатор Квинсленда сэр Колин Ханна выступил с речью, порочащей правительство Уитлама, в нарушение соглашение о том, что губернаторы штатов остаются нейтральными. Ханна занимала бездействующую комиссию в качестве администратора Содружества, чтобы действовать в качестве генерал-губернатора в случае смерти, отставки Керра или его отсутствия в Австралии. Уитлэм немедленно связался с Букингемским дворцом, чтобы договориться об отзыве бездействующей комиссии Ханны, и этот процесс занял десять дней. Хотя позже Уитлам утверждал, что никогда не думал об увольнении Керра во время кризиса, 16 октября, во время разговора с Керром и посещения премьер-министра Малайзии Тун Абдул Разак, он сказал Керру, что, если кризис продолжится, «это может быть вопрос о том, доберусь ли я сначала до Королевы для вашего отзыва, или вы попадете первым с моим увольнением ". Керр увидел в заявлении угрозу; Позже Уитлам заявил, что комментарий был «легкомысленным» и призван направить разговор на другую тему.

16 и 17 октября Сенат при единодушной поддержке большинства Коалиции отложил рассмотрение законопроектов об ассигнованиях. Коалиция придерживалась мнения, что Керр может уволить Уитлама, если правительство не сможет обеспечить поставки. Бывший генеральный солиситор Уитлама Боб Элликотт, ныне член Палаты представителей либералов, 16 октября издал юридическое заключение, в котором говорилось, что генерал-губернатор имеет право уволить Уитлама и должен сделать это немедленно, если Уитлам сможет не указывайте, как он получит поставки. Элликотт указал, что Уитлам обращался с Керром так, как будто у него не было свободы усмотрения, кроме как следовать совету премьер-министра, тогда как на самом деле генерал-губернатор мог и должен уволить министерство, неспособное обеспечить поставки. Элликотт заявил, что Керр

должен спросить премьер-министра, готово ли правительство посоветовать ему распустить Палату представителей и Сенат или Палату представителей в одиночку, чтобы гарантировать, что разногласия между двумя палатами разрешены. Если премьер-министр отказывается сделать то же самое, генерал-губернатор может уволить своих нынешних министров и искать других, которые готовы дать ему единственно возможный правильный совет. Он должен приступить к этому.

Консультации и переговоры

Основным доверенным лицом и секретным советником Керра по поводу увольнения был член Высокого суда и друг Керра, сэр Энтони Мейсон, чей роль не была раскрыта до 2012 года, когда биограф Уитлама Дженни Хокинг подробно описал архивные записи Керра об их обширных консультациях. Керр описал Мэйсона как играющего «наиболее важную роль в моем мышлении» и написал, что доверился Мэйсону, «чтобы укрепить себя перед действием, которое я должен был предпринять». Роль Мэйсона заключалась в составлении письма об увольнении для Керра, и он также утверждал, что посоветовал Керру «по справедливости» предупредить Уитлама о своем намерении уволить его, что Керр отказался сделать. Мейсон пишет, что его переговоры с Керром начались в августе 1975 года и завершились днем ​​11 ноября 1975 года. Он отклонил просьбу Керра разрешить публично обнародовать свою роль. Керр позвонил в Уитлам в воскресенье, 19 октября, и попросил разрешения проконсультироваться с главным судьей Высокого суда сэром Гарфилдом Барвиком по поводу кризиса. Уитлам посоветовал Керру этого не делать, отметив, что ни один генерал-губернатор не консультировался с главным судьей при аналогичных обстоятельствах с 1914 года, когда Австралия находилась на гораздо более ранней стадии своего конституционного развития. Уитлам также отметил, что во всех недавних безуспешных оспариваниях Высоким судом правительственного законодательства Уитлама Барвик был в меньшинстве, вынесшим решение против правительства. 21 октября Керр позвонил Уитлэму относительно мнения Элликотта и спросил: «Это все чушь собачья, не так ли?». Уитлам согласился с точкой зрения Керра. Затем Керр потребовал от правительства предоставить ему письменное юридическое заключение, опровергающее точку зрения Элликотта. Керр не получит письменных рекомендаций от правительства до 6 ноября. Журналист и писатель Пол Келли, написавший две книги о кризисе, называет эту задержку серьезной ошибкой Уитлама, учитывая судебное прошлое Керра. Керр также попросил 21 октября разрешения Уитлама на интервью с Фрейзером, которое премьер-министр с готовностью дал, и эти двое мужчин встретились той ночью. Фрейзер сказал Керру, что оппозиция полна решимости заблокировать поставки. Фрейзер указал, что решение оппозиции отложить рассмотрение законопроектов об ассигнованиях, а не отменить их, было тактическим решением, поскольку в этом случае законопроекты останутся под контролем Сената и могут быть приняты в любое время. Он заявил, что Коалиция согласна с мнением Элликотта, и предложил отложить поставки до тех пор, пока она ожидает событий. СМИ не сообщили о сути разговора, и вместо этого сообщили, что Керр сделал выговор Фрейзеру за блокирование поставок, в результате чего офис генерал-губернатора выступил с опровержением.

На протяжении всего кризиса Керр ничего не говорил Уитлэму. о его растущих опасениях, и при этом он не предлагал уволить Уитлама. Он верил, что ничто из сказанного им не повлияет на Уитлама, и опасался, что, если Уитлам сочтет его возможным противником, премьер-министр добьется его увольнения от королевы. Соответственно, хотя Керр обращался с Уитлэмом приветливо, он не поделился своими мыслями с премьер-министром. Сенатор от лейбористов Тони Малвихилл позже рассказывал, что «Уитлэм приходил на каждое собрание фракции и говорил:« Я видел его превосходительство... Не волнуйтесь. Он должен сделать это по-своему ».... он ни разу не намекнул, что генерал-губернатор хмурится ».

Сложившаяся тупиковая ситуация вызвала большой общественный интерес и обеспокоенность, и Фрейзер и его либералы действовали, чтобы заручиться поддержкой. Либеральные лидеры работали над созданием единства тактики в государственных организациях. Бывший давний премьер Южной Австралии Сэр Томас Плейфорд выступал против блокировки поставок, в результате чего сенатор Южной Австралии Дон Джессоп колебался в своей поддержке тактика. Фрейзер смог скоординировать волну сообщений от членов партии, которые помогли нейтрализовать обоих мужчин. Фрейзер обратился за поддержкой к отставному давнему премьер-министру либералов, сэру Роберту Мензису, и пошел к Мензису лично, взяв с собой заявление Мензиса 1947 года в поддержку блокировки поставок в верхней палате. Парламента Виктории. Ему не нужно было использовать бумагу; Мензис заявил, что считает эту тактику неприятной, но в данном случае необходимой. Бывший премьер-министр выступил с заявлением в поддержку тактики Фрейзера.

Керр пригласил Уитлама и министра труда сенатора Джима МакКлелланда на обед 30 октября, непосредственно перед встречей Исполнительный совет заседание. Во время еды Керр предложил возможный компромисс. Если бы оппозиция пропустила предложение, Уитлам не посоветовал бы провести полусенатские выборы до мая или июня 1976 года, а сенат не созывался бы до 1 июля, таким образом устраняя угрозу возможного временного лейбористского большинства. Уитлам, который был полон решимости уничтожить как руководство Фрейзера, так и право Сената блокировать поставки, отказался от любого компромисса.

Решение

Из-за федеративного характера нашей Конституции и из-за ее положений Сенат, несомненно, имеет конституционные право отказать правительству в поставке или отложить ее. Из-за принципов ответственного правительства премьер-министр, который не может получить предложение, в том числе деньги для выполнения обычных государственных услуг, должен либо посоветовать провести всеобщие выборы, либо уйти в отставку. Если он откажется сделать это, у меня есть полномочия и даже обязанность по Конституции отозвать его комиссию с поста премьер-министра. Положение в Австралии сильно отличается от положения в Соединенном Королевстве. Здесь уверенность обеих палат в поставках необходима для обеспечения их поставок. В Соединенном Королевстве необходимо доверие только Палаты общин. Но и здесь, и в Соединенном Королевстве обязанности премьер-министра одинаковы в наиболее важном аспекте - если он не может получить снабжение, он должен уйти в отставку или посоветовать выборы.

— Генерал-губернатор сэр Джон Керр, Заявление (от 11 ноября 1975 г.)

2 ноября Фрейзер председательствовал на саммите лидеров коалиционных партий. В итоговом коммюнике сенаторы Коалиции призывали и дальше откладывать поставки. Он также пригрозил, если Керр предоставит Уитлэму полусенатские выборы, премьер-министры штатов Коалиции посоветуют своим губернаторам не издавать приказы, тем самым заблокировав проведение выборов в четырех штатах с премьер-министрами, не относящимися к лейбористам. После встречи Фрейзер предложил компромисс: что оппозиция уступит предложение, если Уитлэм согласится провести выборы в Палату представителей одновременно с выборами полусената. Уитлам отверг эту идею.

22 октября Уитлам попросил генерального прокурора, Кэпа Эндерби подготовить документ, опровергающий мнение Элликотта, для представления в Керр. Эндерби поручил эту задачу генеральному солиситору Морису Байерсу и другим должностным лицам. 6 ноября Эндерби должен был встретиться с Керром, чтобы дать ему юридическое заключение относительно альтернативных планов правительства на случай, если поставки закончатся. Ваучеры должны были выдаваться сотрудникам и подрядчикам Содружества вместо чеков, которые должны были быть погашены в банках после окончания кризиса - транзакции, которые должны были быть отклонены крупными банками как «запятнанные незаконным». Эндерби решил представить Керру опровержение Элликотту. Когда Эндерби рассмотрел документ, он обнаружил, что, хотя в нем обосновывалась позиция правительства, в нем признавалось как конституционное право сената блокировать поставки, так и наличие резервных полномочий - вопросы, с которыми Эндерби не согласился. Он представил Керру опровержение, но вычеркнул подпись Байерса на нем и сказал Керру о своем несогласии. Эндерби сказал Керру, что опровержение Байерса было «фоном» для официального письменного совета, который должен был быть представлен Уитламом. Позже в тот же день Керр снова встретился с Фрейзером. Лидер оппозиции сказал ему, что, если Керр не уволит Уитлама, оппозиция планировала критиковать его в парламенте за невыполнение своего долга.

6 ноября Керр пришел к выводу, что ни правительство, ни оппозиция не уступят, и получили в тот же день советник казначея Билла Хайдена сообщил, что запасы закончатся 27 ноября. Генерал-губернатор решил, что, поскольку Уитлам не может обеспечить снабжение, не уйдет в отставку и не посоветует провести выборы в Палату представителей, ему придется уволить его. Поскольку Керр опасался, что Уитлэм может посоветовать королеве уволить его, он считал важным, чтобы Уитлэму не было намека на надвигающееся действие. Позже Керр заявил, что, если Уитлэм будет добиваться его увольнения, это приведет к вовлечению королевы в политику. В поисках подтверждения своего решения он связался с главным судьей Барвиком, встретился с ним и спросил его мнение об увольнении Уитлама. Барвик предоставил ему письменный совет, содержащий его мнение о том, что генерал-губернатор может и должен уволить премьер-министра, который не смог получить поставки. Барвик уточнил, что премьер-министр также не должен был отказываться ни уйти в отставку, ни рекомендовать всеобщие выборы, с чем согласился Керр.

9 ноября Фрейзер связался с Уитлэмом и пригласил его на переговоры с Коалицией, направленные на урегулирование спора. Уитлам согласился, и встреча была назначена на 9 часов утра во вторник, 11 ноября, в здании парламента. В тот вторник также был крайний срок для объявления выборов, если они должны были состояться до Рождества. Лидеры правительства и оппозиции были в Мельбурне в ночь на 10 ноября на банкете лорд-мэра. Чтобы лидеры оппозиции могли прибыть в Канберру к встрече, Уитлам привез их обратно на своем VIP-самолете, который прибыл в Канберру в полночь.

Увольнение

Встреча в Ярралумле

Ярралумла, официальная резиденция генерал-губернатора

В 9 часов утра 11 ноября Уитлам вместе с заместителем премьер-министра Фрэнком Крином и главой палаты Фредом Дейли, встретился с Фрейзером и лидером партии страны Дугом Энтони. Никакого компромисса достичь не удалось. Уитлам сообщил лидерам коалиции, что посоветует Керру провести полусенатские выборы 13 декабря, и он не будет добиваться промежуточных поставок на период до выборов. Считая маловероятным, что Керр согласится на выборы без предложения, Фрейзер предупредил Уитлама, что генерал-губернатор может принять собственное мнение по этому поводу. Уитлам был пренебрежительно настроен и после встречи Он сломался, позвонил Керру и сказал, что ему нужна встреча, чтобы посоветовать ему провести полусенатские выборы. Оба мужчины были заняты утром: Керр - празднование Дня памяти, а Уитлэм - собрание закрытого собрания и вотум недоверия в Палате представителей, представленный оппозицией. Они обсудили встречу на 13:00, хотя позже офис Керра позвонил в Уитлам и подтвердил, что время - 12:45. Весть об этом изменении до премьер-министра не дошла. Уитлам объявил запрос о проведении выборов в половину сената на своем закрытом собрании, которое его одобрило.

После получения ответа от Уитлама Керр позвонил Фрейзеру. По словам Фрейзера, Керр спросил его, сможет ли он, если он будет назначен премьер-министром, обеспечить поставки, сразу же после этого посоветует провести выборы с двойным роспуском и воздержится от новой политики и расследований правительства Уитлама до выборов. Фрейзер заявил, что согласен. Керр отрицал, что обмен происходил по телефону, хотя оба согласны, что эти вопросы были заданы позже, за день до того, как Керр назначил Фрейзера премьер-министром. По словам Керра, Фрейзер должен был прибыть в Ярралумлу в 13.00.

Уитлам задержался с выходом из здания парламента, в то время как Фрейзер ушел немного раньше, в результате чего Фрейзер прибыл в Ярралумлу первым. Его отвели в переднюю, а его машину перевезли. Уитлам утверждал, что цель перемещения машины Фрейзера заключалась в том, чтобы убедиться, что премьер-министр не был предупрежден, увидев ее, заявив: «Если бы я знал, что мистер Фрейзер уже был там, я бы не ступил в Ярралумлу». Келли сомневалась, что Уитлэм узнал бы машину Фрейзера, которая была обыкновенной Ford LTD из автопарка. По словам биографа Фрейзера Филипа Эйреса, «белая машина, остановленная впереди, ничего особенного не будет означать - она ​​просто будет мешать».

Уитлам прибыл незадолго до 13:00. и был доставлен в офис Керра помощником. Он принес с собой официальное письмо с советом о проведении полусенатских выборов и, когда двое мужчин расселись, попытался передать его Керру. В своих отчетах об их встрече оба мужчины согласны с тем, что Керр затем сказал Уитлэму, что его полномочия премьер-министра были отозваны в соответствии со статьей 64 Конституции, и передали ему письмо с изложением причин. Позже Керр писал, что в этот момент Уитлам поднялся на ноги, посмотрел на телефоны офиса и заявил: «Я должен немедленно связаться с Palace». Whitlam, однако, оспорил это и заявил, что он спросил Керра, консультировался ли он с дворцом, на что Керр ответил, что ему это не нужно, и что у него был совет Барвика. Оба счета согласны с тем, что Керр затем заявил, что им обоим придется смириться с этим, на что Уитлам ответил: «Конечно, вы будете». Увольнение завершилось тем, что Керр пожелал Уитлэму удачи на выборах и протянул руку, что и принял бывший премьер-министр.

После ухода Уитлама Керр вызвал Фрейзера, сообщил ему об увольнении и спросил, пойдет ли он. сформировать временное правительство, с чем согласился Фрейзер. Позже Фрейзер заявил, что эта новость принесла ему огромное облегчение. Фрейзер ушел, чтобы вернуться в здание парламента, где он совещался с лидерами коалиции, в то время как Керр присоединился к группе за завтраком, которая ждала его, извинившись перед своими гостями и извиняясь за то, что он был занят распусканием правительства.

Парламентская стратегия

Уитлэм вернулся в резиденцию премьер-министра The Lodge, где он пообедал. Когда прибыли его помощники, он сообщил им о своем увольнении. Уитлэм подготовил проект резолюции Палаты представителей, выражая доверие своему правительству. Ни одного лидера Сената ALP не было в The Lodge, и Уитлам и его партия не связались с кем-либо, когда они возвращались в здание парламента, ограничивая свою стратегию Палатой представителей.

До отставки Уитлама руководство лейбористов решило внести предложение о принятии Сенатом законопроектов об ассигнованиях. Поскольку сенаторы от ALP не знали об увольнении Уитлама, этот план был реализован. Сенатор Дуг МакКлелланд, управляющий делами правительства ALP в Сенате, примерно в 13.30 проинформировал лидера Сената Коалиции Рега Уизерса о намерениях лейбористов. Затем Уизерс посетил собрание руководства, где узнал о назначении Фрейзера и заверил нового премьер-министра, что сможет обеспечить поставки. Когда собрался Сенат, лидер Сената ALP, Кен Вридт, выступил с предложением принять законопроекты об ассигнованиях. Когда Ридт это сделал, ему сказали, что правительство уволено, чему он сначала отказывался верить. Авторитетная информация дошла до Вридта только в 14.15, когда было уже слишком поздно отозвать ходатайство и вместо этого воспрепятствовать принятию законопроекта его партии об ассигнованиях, чтобы помешать Фрейзеру. В 14.45 законопроекты об ассигнованиях Лейбористской партии были приняты Сенатом, выполнив первое обещание Фрейзера обеспечить поставки.

В Палате представителей бессистемные дебаты по поводу вотума недоверия Фрейзера закончились тем, что большинство ALP изменило его, осудив Фрейзера и прошел по партийной линии голосования. К 14.44, когда Фрейзер встал и объявил, что он назначен премьер-министром, слух об увольнении распространился по палате. Фрейзер объявил о своем намерении посоветовать двойной роспуск и внес предложение о переносе заседания. Его предложение было отклонено. Новое правительство Фрейзера терпело неоднократные поражения в Палате представителей, которая вынесла ему вотум недоверия и попросила спикера Гордона Скоулза убедить генерал-губернатора повторно принять Уитлама. Скоулзу, пытающемуся сообщить об этом генерал-губернатору, сначала сказали, что в тот день назначить встречу может быть невозможно, но после заявления о том, что он вновь соберет палату и расскажет им об отказе, ему была назначена встреча с Керром на 16.45.

Ликвидация

Протест на Джордж-стрит, Сидней, возле Сиднейской ратуши, около 18.45 11 ноября 1975 года после известия об увольнении.

После того, как счета об ассигнованиях были одобрены обеими палатами, они были отправлены в Ярралумлу, где Керр дал им королевское согласие. Убедившись в обеспечении поставок, Керр затем встретился с Фрейзером, который сообщил ему, что 21 законопроект (включая законопроекты о перераспределении голосов), внесенный после последних выборов, соответствует положениям статьи 57 о двойном роспуске. Фрейзер просил распустить обе палаты для проведения выборов в 13 декабря. Керр подписал прокламацию о роспуске парламента и отправил своего официального секретаря, Дэвида Смита, чтобы объявить о роспуске с крыльца здания парламента.

В 4.45 Керр принял Скоулза и сообщил ему о роспуске. Керр написал, что между этими двумя мужчинами не произошло «ничего важного», но, по словам Скоулза, он обвинил Керра в недобросовестности за то, что он назначил встречу со спикером, а затем не дождался его вестей перед роспуском парламента. Позже Уитлам заявил, что для Скоулза было бы разумнее взять с собой счета за ассигнования, а не отправлять их заранее. Действия Керра были основаны на совете, который он получил от двух судей Высокого суда (Мейсон и главный судья Барвик) и офицеров королевского права (Эндерби и Байерс).

Пока Скоулз и Керр говорили, Смит добрался до здания парламента. К тому времени об увольнении стало известно общественности, и собралась разъяренная толпа сторонников ALP, которые заполнили ступеньки и вылились как на проезжую часть, так и в здание парламента. Многие демонстранты были сотрудниками ALP; другие были из Австралийского национального университета. Смит был вынужден войти в здание парламента через боковую дверь и пройти к ступеням изнутри. Он прочитал воззвание, хотя шум толпы заглушил его, и закончил традиционным «Боже, храни королеву». Бывший премьер-министр Уитлам, стоявший за Смитом, обратился к толпе:

Мы можем сказать: «Боже, храни королеву», потому что ничто не спасет генерал-губернатора! Прокламация, которую вы только что услышали зачитал официальным секретарем генерал-губернатора, был подписан Малкольмом Фрейзером, который, несомненно, войдет в австралийскую историю с Дня памяти 1975 года как дворняга Керра. Они не будут заставлять замолчать окраину Дома Парламента, даже если изнутри замолчали в течение нескольких недель... Сохраняйте свой гнев и энтузиазм, чтобы кампания по выборам проводилась сейчас и до дня голосования.

Последствия

Кампания

запуск политики ALP перед огромной толпой в Сиднейском домене 24 ноября 1975 г.

Новости об увольнении Уитлама распространились по Австралии во второй половине дня, вызвав немедленный протест демонстрации. 12 ноября Скоулз написал королеве с просьбой восстановить Уитлама на посту премьер-министра. В ответе личного секретаря королевы, сэра Мартина Чартериса от 17 ноября 1975 г., говорилось:

Насколько мы понимаем ситуацию здесь, Конституция Австралии твердо закрепляет прерогативные полномочия Корона в руках генерал-губернатора как представителя королевы Австралии. Единственным лицом, уполномоченным назначить премьер-министра Австралии, является генерал-губернатор, и королева не участвует в решениях, которые генерал-губернатор должен принимать в соответствии с Конституцией. Ее Величество, как королева Австралии, наблюдает за событиями в Канберре с пристальным интересом и вниманием, но для нее было бы неправильно вмешиваться лично в дела, которые так четко отнесены к юрисдикции генерал-губернатора в соответствии с Законом о Конституции.

12 ноября 1975 года Первое министерство Фрейзера было приведено к присяге Керром. По некоторым сведениям, на этом заседании Керр хотел заверить в том, что сенаторы Коалиции не сдались бы, пока не закончились поставки. «Сенат никогда бы не сдался, не так ли?» Согласно этим сведениям, сенатор Маргарет Гилфойл засмеялась и сказала своему коллеге: «Это все, что он знает». Позже Гилфойл заявила, что, если бы она сделала такое замечание, это не означало, что сенаторы Коалиции сломались бы. Однако Келли перечисляет четырех сенаторов коалиции, которые заявили в последующие годы, что они пересекли бы площадку и проголосовали за законопроекты об ассигнованиях.

Лейбористы полагали, что у них есть шанс выиграть выборы, и что увольнение быть для них избирательным активом. Однако некоторые лейбористские стратеги считали, что партия движется к катастрофе, имея мало экономических достижений и электорат, чьи эмоции остыли бы до дня голосования. Тем не менее, Уитлам, который начал кампанию почти сразу после увольнения, везде встречался огромными толпами; 30 000 человек переполнили Сиднейский домен перед официальным запуском кампании 24 ноября. В тот вечер Уитлэм произнес большую речь в Festival Hall в Мельбурне перед 7500 людьми и национальной телеаудиторией, назвав 11 ноября «днем позора Фрейзера - днем, который будет жить в позоре».

Опросы были опубликованы в конце первой недели предвыборной кампании и показали отклонение от лейбористской партии на девять пунктов. Кампания Уитлама сначала не поверила этому, но дополнительные опросы показали, что электорат настроен против ALP. Коалиция напала на лейбористов из-за экономических условий и выпустила телевизионную рекламу «Три темных года», показывающую кадры скандалов с правительством Уитлама. Кампания ALP, которая была сосредоточена на увольнении Уитлама, не затрагивала экономику до ее последних дней. К тому времени Фрейзер, уверенный в победе, был доволен бездействием, избегая конкретики и не делая ошибок. В кампании было мало насилия, но на почту было заложено три бомбы с письмами; один ранил двух человек в офисе Бьелке-Петерсена, а два других, адресованные Керру и Фрейзеру, были перехвачены и обезврежены.

Во время кампании Керры купили квартиру в Сиднее, поскольку сэр Джон был готов уйти в отставку. в случае победы ALP. На выборах 13 декабря Коалиция одержала рекордную победу: 91 место в Палате представителей против 36 ALP и 35–27 большинства в расширенном Сенате.

Реакция

Увольнение считается величайшим политическим и конституционным кризисом в истории Австралии. В 1977 году правительство Фрейзера предложило на референдуме референдум четыре конституционные поправки, три из которых были приняты - последний раз, когда в Конституцию Австралии вносились поправки. Одна из поправок требует, чтобы сенатор, назначенный для заполнения непредвиденной вакансии, был из той же партии, что и бывший сенатор. Сенат сохраняет право блокировать поставки; Генерал-губернатор сохраняет за собой право увольнять министров (включая премьер-министра). Однако с тех пор эти полномочия не использовались для принуждения правительства к власти.

После увольнения ALP обратила свой гнев на Керра. Его появление ознаменовалось демонстрациями, в то время как оставшиеся парламентарии от ALP бойкотировали его открытие нового парламента. Уитлам, ныне лидер оппозиции, отклонил все приглашения на мероприятия в Ярралумла, которые Керры продолжали распространять до тех пор, пока его отказ в приглашении во время визита королевы 1977 года не заставил их почувствовать, что дальнейших усилий предпринимать не нужно.. Уитлам больше никогда не разговаривал с Керром. Даже парламентарии от ALP, которые были друзьями Керра, разорвали свои отношения, чувствуя, что Керр предал партию и устроил засаду Уитлама. Леди Керр заявила, что она и ее муж столкнулись с «новой иррациональной сценой, кишащей мгновенными врагами».

Уитлам неоднократно критиковал Керра за его роль в увольнении. Когда Керр объявил о своей отставке с поста генерал-губернатора 14 июля 1977 года, Уитлам прокомментировал: «Как уместно, что последний из Бурбонов ушел в День взятия Бастилии ». После того, как Керр ушел в отставку с поста генерал-губернатора, он все еще стремился занять должность в правительстве, мотивируя это тем, что он намеревался оставаться в течение десяти лет на посту генерал-губернатора. Однако попытка Фрейзера назначить Керра послом в ЮНЕСКО (должность, позже занимаемая Уитлэмом) вызвала такой общественный резонанс, что кандидатура была отозвана. Следующие несколько лет Керры прожили в Европе, и когда он умер в Австралии в 1991 году, о его смерти было объявлено только после того, как он был похоронен. В 1991 году Уитлам заявил, что ни один будущий генерал-губернатор вряд ли будет действовать так, как Керр, иначе он также станет предметом «презрения и изоляции». В 1997 году он сказал, что письмо об увольнении "имело недостатки: ex tempore, ex parte, ad hoc и sub rosa ". В 2005 году Уитлам назвал Керра «презренным человеком». С другой стороны, лидер партии страны и заместитель премьер-министра Дуг Энтони сказал: «Я не могу простить Гофу за то, что он распял его». Сэр Гарфилд Барвик не избежал оскорблений Уитлама; бывший премьер-министр назвал его «злым».

Уитлэм ушел с поста лидера ALP после того, как партия потерпела второе подряд поражение на выборах в 1977. Фрейзер более семи лет занимал пост премьер-министра и покинул руководство либералов после поражения коалиции на выборах марта 1983 г.. Спустя годы Уитлам и Фрейзер отложили в сторону свои разногласия; В 1997 году Уитлам писал, что Фрейзер «не намеревался меня обмануть». Эти двое вместе провели кампанию в поддержку референдума 1999 года, который сделал бы Австралию республикой. По словам спичрайтера Whitlam Грэма Фройденберга, «остаточная ярость по поводу поведения представителя королевы нашла конструктивный выход в движении за Австралийскую республику ".

Фройденберг подытожил судьбу Керра после увольнения:

Бенефициары увольнения почти не позаботились о защите Керра и в конце концов бросили его. В личном смысле сэр Джон Керр сам стал настоящей жертвой увольнения, и история признала жестокую, хотя и горькую правду заявлению Уитлама о шаги Дома Парламента 11 ноября 1975 г.: «Мы можем сказать« Боже, храни королеву », потому что ничто не спасет генерал-губернатора».

Оценка

В своем обзоре событий 1995 г. Кризис, ноябрь 1975 года, Келли возлагает вину на Фрейзера за начало кризиса и на Уитлама за то, что тот использовал кризис, чтобы попытаться сломить Фрейзера и Сенат. Однако больше всего он винит Керра за то, что он не был откровенен с Уитлэмом относительно своего намерения, и fo • отказавшись дать четкое и последнее предупреждение перед тем, как уволить его. Согласно Келли,

[Керр] должен был непоколебимо и мужественно выполнить свои обязательства перед Короной и Конституцией. Ему следовало с самого начала говорить откровенно со своим премьер-министром. Он должен был предупредить везде и всегда. Он должен был понять, что, каковы бы ни были его опасения, никакое другое поведение не имеет оправдания.

Предшественник Керра на посту генерал-губернатора сэр Пол Хэслак считал, что фундаментальной причиной кризиса является отсутствие доверия и уверенности между Уитлэмом и Керром, и что надлежащая роль генерал-губернатора заключалась в предоставлении совета, советов и предупреждений.

Предполагаемое участие ЦРУ

Во время кризиса, как утверждал Уитлам, этот лидер партии страны Дуг Энтони имел тесные связи с США Центральным разведывательным управлением (ЦРУ). Позже утверждалось, что Керр действовал от имени правительства Соединенных Штатов, уволив Уитлама. Чаще всего утверждают, что на решение Керра повлияло ЦРУ. В 1966 году Керр присоединился к Конгрессу за свободу культуры, консервативной группе, которая тайно получала финансирование ЦРУ. Кристофер Бойс, который был осужден за шпионаж в пользу Советского Союза, сказал, что ЦРУ хотело удалить Уитлама, потому что он угрожал закрыть военные базы США в Австралии, включая Пайн-Гэп. На момент увольнения Бойс был 22-летним сотрудником подрядчика оборонной промышленности США. Он сказал, что Керр был описан ЦРУ как «наш человек Керр». Согласно Джонатану Квитни из The Wall Street Journal, ЦРУ «оплатило поездку Керра, построило его престиж... Керр продолжал обращаться в ЦРУ за деньгами». В 1974 году Белый дом направил посла в Австралию Маршалла Грина, который был известен как «руководитель переворота» за его центральную роль в перевороте 1965 года против президента Индонезии Сукарно.

Позже Витлам писал, что Керру не требовалось никакого поощрения со стороны ЦРУ. Однако он также сказал, что в 1977 г. заместитель госсекретаря США Уоррен Кристофер специально приехал в Сидней, чтобы встретиться с ним, и сказал ему от имени президента США Джимми Картер о его готовности работать с любым правительством, которое избрано австралийцами, и о том, что США никогда больше не будут вмешиваться в демократические процессы Австралии. Керр отрицал свою причастность к ЦРУ, и в его личных письмах нет никаких доказательств этого. Бывший ASIO руководитель сэр Эдвард Вудворд также отверг идею причастности ЦРУ. Судья Роберт Хоуп, который дважды был королевским комиссаром по расследованию деятельности австралийских спецслужб, сказал в 1998 году, что он пытался найти и допросить свидетеля, который якобы давал показания в камере Комитету церкви . о причастности ЦРУ к увольнению, но не смог найти ни свидетеля, ни показаний. В 2015 году австралийский историк Питер Эдвардс отклонил иск, который он назвал «устойчивой теорией заговора».

Конфиденциальная переписка между Керром и личным секретарем королевы, сэром Мартином Чартерисом, выпущенный в июле 2020 года, показывает, что Керр считал утверждения о его предполагаемой причастности к ЦРУ «бессмыслицей» и что он постоянно подтверждал свою «неизменную лояльность» короне.

Королевское участие

Ни Уитлэм, ни Керр никогда не предполагали, что это было тайное причастность к королевской власти. Согласно биографу Уитлама Дженни Хокинг, документы Керра в Национальном архиве Австралии показывают, что он обсуждал свои резервные полномочия и возможность того, что он уволит правительство Уитлама с принцем Чарльзом в сентябре 1975 года. Керр спросил, что будет, если он уволит Уитлама, и премьер-министр в ответ уволит его. По словам Керра, Чарльз ответил: «Но, конечно, сэр Джон, королева не должна соглашаться с советом о том, что вас следует отозвать в то самое время, когда вы подумываете об отставке правительства». Керр пишет в своем дневнике, что принц Чарльз проинформировал об этом личного секретаря королевы сэра Мартина Чартериса. Затем Чартерис написала Керру, что, если возникнет такая «непредвиденная ситуация», «хотя королева попытается отложить дела, в конце концов ей придется прислушаться к совету премьер-министра». Хезелтин подтвердил этот рассказ. Среди документов, которые Хокинг цитирует из бумаг Керра, есть подготовленный Керром список ключевых моментов увольнения, который включает его обсуждение с принцем Чарльзом и «совет Чартериса мне по поводу увольнения». Пол Келли отверг обвинения Хокинга. Он написал, что сентябрьский разговор 1975 года не упоминается в других мемуарах Керра, что он имел место до начала кризиса и только раскрыл бы паранойю Керра по поводу того, что его уволил Уитлам. Келли отметила сообщения о том, что во дворце удивились, когда они услышали о решении Керра.

Начиная с 2012 года, Хокинг попытался добиться разглашения переписки между советниками королевы и Керром относительно увольнения, хранящейся в Национальном архиве. В 2016 году Хокинг подал в Федеральный суд иск против Национального архива с требованием освободить «Дворцовые письма », переписку между Керром, королевой и Чартерис, хранящуюся в архивах, но недоступную для просмотра. Иск был проигран в суде полного состава, но 29 мая 2020 года апелляция Хокинга в Высокий суд была удовлетворена: и в решении большинства 6: 1 Высокий суд постановил, что Дворцовые буквы являются «записями Содружества» ( не личная собственность) и, следовательно, доступны для публичного распространения в соответствии с положениями Закона об архивах 1983 г..

14 июля 2020 г. письма были опубликованы в Интернете без редактирования. Они показали, что, хотя Керр переписывался с Чартерисом о том, имел ли он конституционные полномочия уволить Уитлама, он не проинформировал королеву заранее о своем решении сделать это. Однако письма также показали, что Керр обсуждал возможность увольнения Уитлама еще в июле 1975 года. Кроме того, 2 октября 1975 года Мартин Чартерис подтвердил в письме, что Керр обсуждал с принцем Чарльзом возможность того, что Уитлам может попросить королеву уволить Керра.

См. также
Примечания
Библиография
Дополнительная литература
Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-07-16 07:07:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте