A Двойное роспуск - это процедура, разрешенная Конституцией Австралии для разрешения тупиковых ситуаций в двухпалатный Парламент Австралии между Палатой представителей (нижняя палата ) и Сенатом (верхней палатой ). Двойной роспуск - единственное обстоятельство, при котором весь Сенат может быть распущен.
Подобно Конгрессу США, но в отличие от британского парламента, две парламентские палаты Австралии обычно имеют почти равные законодательные полномочия (Сенат не может вносить поправки, хотя может отклонить прямые, ассигновательные (денежные) законопроекты, которые должны исходить от Палаты представителей). Правительства, сформированные в Палате представителей, могут быть отклонены Сенатом, решившим отклонить их законодательство.
Если условия (называемые триггером) выполнены, премьер-министр может посоветовать генерал-губернатору распустить обе палаты парламента и объявить полные выборы. Если после выборов закон, приведший к двойному роспуску, все еще не принят обеими палатами, то совместное заседание двух палат парламента может быть созвано для голосования по закону. Если закон принимается совместным заседанием, считается, что он принят как Палатой представителей, так и Сенатом. Совместное заседание 1974 г. остается единственным событием в истории федеральной Австралии.
Исторически сложилось так, что выборы с двойным роспуском назначались вместо досрочных выборов, при этом формальный законопроект о запуске не играл значительной роли в ходе последующей избирательной кампании.
Подобные положения о двойном роспуске также содержатся в конституции штата Южная Австралия.
Часть статьи 57 Конституции предусматривает:
Если Палата представителей принимает любой предложенный закон, а Сенат отклоняет или не принимает его, или принимает его с поправками, с которыми Палата представителей не согласна, и если по прошествии трех месяцев Палата представителей на той же или следующей сессии снова принимает предложенный закон с или без каких-либо поправок, которые были внесены, предложены или согласованы Сенатом, и Сенат отклоняет или не принимает его, или принимает его с поправками с чем не согласится Палата представителей, генерал-губернатор может одновременно распустить Сенат и Палату представителей. лы. Но такой роспуск не должен происходить в течение шести месяцев до даты истечения срока полномочий Палаты представителей по истечении времени.
Статья 57 также предусматривает, что после выборов, если Сенат в третий раз отклонит законопроект или законопроекты которые были предметом двойного роспуска, генерал-губернатор может созвать совместное заседание двух палат для рассмотрения законопроекта или законопроектов, включая любые поправки, которые были ранее предложены в любой из палат, или любые новые поправки. Если законопроект принят абсолютным большинством от общего числа членов совместного заседания, он рассматривается, как если бы он был принят отдельно обеими палатами, и представляется для королевского одобрения. Единственный раз, когда эта процедура применялась, было на совместном заседании 1974 г..
Положение о двойном роспуске вступает в силу, если Сенат и Палата представителей дважды не могут прийти к согласию по законодательному акту (в раздел 57 называется «предлагаемый закон» и обычно именуется «спусковым крючком»). При наличии одного или нескольких таких триггеров генерал-губернатор может распустить и палату, и сенат - в соответствии со статьей 57 Конституции - и издать предписания о выборах, на которых оспаривается каждое место в парламенте.
Условия, предусмотренные статьей 57 Конституции:
Нет аналогичного положения для разрешения тупиковых ситуаций в отношении законопроектов, которые были внесены в Сенат и заблокированы в Палате представителей.
Хотя в Конституции упоминаются возможные действия генерал-губернатора, долгое время считалось, что конвенция требует от генерал-губернатора действовать только по совету премьер-министра и Кабинет. Однако, как продемонстрировал конституционный кризис 1975 года, генерал-губернатор не обязан следовать совету премьер-министра. В этих случаях он или она должны быть лично уверены в том, что применяются условия, указанные в Конституции, и имеет право запрашивать дополнительную информацию или совет до принятия решения.
Как отметил председатель Верховного суда Барвик в единогласном решении по делу Кормак против Коупа (дело совместного заседания) (1974) (с выделением добавлено) :
Произошло 7 двойных роспусков: в 1914, 1951, 1974, 1975, 1983, 1987 и 2016. Однако совместное заседание после двойного роспуска в соответствии с разделом 57 состоялось только один раз, в 1974 году.
На выборах после двойного роспуска каждый штат избирает всю свою делегацию сената из 12 мест, в то время как две территории каждый из представленных в Сенате избирает своих двух сенаторов, как если бы они были на обычных федеральных выборах. Поскольку все места оспариваются на одних и тех же выборах, небольшим партиям легче получить места в соответствии с системой пропорционального голосования в Сенате : квота для избрания каждого сенатора в каждом штате Австралии. при полных выборах в Сенат составляет 7,69% (), тогда как при обычных выборах в полусенат квота составляет 14,28% ().
В то время как порог ниже для небольших партий, для более значительных партий распределение голосов кандидатов по мере их исключения имеет эффект округления. При двойном роспуске предпочтение отдается партиям, количество голосов которых значительно превышает количество голосов, кратное требуемому двойному роспуску, и превышает количество голосов, кратное обычной квоте. Это ставит в невыгодное положение тех, кто этого не делает. Например, партия, набравшая 10% голосов, скорее всего, получит одного кандидата из шести, избранных на обычных выборах (поскольку голоса второстепенных партий распределяются до тех пор, пока они не достигнут 14,28%), но та же партия с таким же голосом, скорее всего иметь одного кандидата из 12, избранного во время выборов с двойным роспуском (так как их второй кандидат останется с 2,31% и будет исключен досрочно). Партия с 25%, вероятно, наберет трех кандидатов из 12 во время выборов с двойным роспуском (три кандидата и 1,83% голосов за четвертого кандидата, распределенные между другими кандидатами) и двух из шести на обычных выборах (один кандидат принимает 14,28%, а второй владеющий 10,72% остается в силе до тех пор, пока предпочтения второстепенных партий не вытеснят второго кандидата на получение квоты).
С момента отмены билетов на групповое голосование в преддверии всеобщих выборов 2016 года, больше невозможно создавать «калькуляторы», которые оценивают сенат. исход выборов с разумной точностью. Рабочий совет Энтони Грина заключается в том, что «если партия имеет более 0,5 квоты, она будет участвовать в гонке за одно из последних мест». Его расчет процента первичных голосов, необходимых для первых шести полных и половинных квот на выборах с двойным роспуском, выглядит следующим образом:
Квоты | % Голосование | Квоты | % Голосование |
---|---|---|---|
0,5 | 3,8 | 1 | 7,7 |
1,5 | 11,5 | 2 | 15,4 |
2,5 | 19,2 | 3 | 23,1 |
3,5 | 26,9 | 4 | 30,8 |
4,5 | 34,6 | 5 | 38,5 |
5,5 | 42,3 | 6 | 46.2 |
В отличие от обычных полусенатских выборов, новоизбранный Сенат, как и Палата представителей, немедленно вступает в должность. Цикл сената изменен, и следующее изменение состава сената запланировано на третий день, который выпадает на 1 июля после выборов. Сенаторы от каждого штата делятся на два класса: первый класс получает трехлетние сроки, а второй класс получает шестилетние сроки (оба из них могут быть прерваны еще одним двойным роспуском). Таким образом, для парламента, избранного на выборах с двойным роспуском в марте 1983 г., следующие две смены сената должны были состояться 1 июля 1985 г. и 1 июля 1988 г., а срок полномочий новой Палаты представителей истек в 1986. Боб Хоук решил созвать очередные федеральные выборы на декабрь 1984 г. после всего 18 месяцев пребывания в должности, чтобы снова синхронизировать два избирательных цикла.
Нормальные выборы в Сенат с шестью местами , при которых кандидат требует 14,28% голосов | Двойной роспуск 12-местных выборов в Сенат При которых кандидату требуется 7,69% голосов | ||
---|---|---|---|
Партия X (10 % голосов) | Партия Y (25% голосов) | Партия X (10% голосов) | Партия Y (25% голосов) |
Одно место (с 4,28 процентных пунктов в предпочтениях) | Два места (с 3,56 балла в предпочтениях) | Одно место (оставшиеся 2,31% распределены) | Три места (оставшиеся 1,93% распределены) |
Одна шестая мест (14,28% мест) | Одна треть мест (28,56% мест) | Одна двенадцатая мест (7,69% мест) | Четверть мест (23,07% мест) |
Раздел 13 Конституции Австралии требует, чтобы сенат разделил сенаторов штата на два класса после двойного роспуска, с трехлетним и шестилетним сроками. Традиционно это делалось путем предоставления длительных сроков полномочий сенаторам, избранным раньше всех при подсчете голосов. Поправки 1984 г. к Закону о выборах Содружества требовали, чтобы избирательная комиссия Австралии провела пересчет половины мест, что было сочтено более справедливым распределением. Это альтернативное распределение еще не использовалось. После выборов с двойным роспуском в 1987 и 2016 метод очередного избрания продолжал использоваться, несмотря на резолюции Сената 1998 и 2010 годов, в которых было принято решение использовать новый метод.
Следующая таблица представляет собой краткое изложение соответствующих деталей:
Дата двойного роспуска | Дата избрания | Генерал-губернатор | Премьер-министр | Лидер оппозиции | Соответствующие законопроекты, обстоятельства и исход |
---|---|---|---|---|---|
30 июля 1914 года | 5 сентября 1914 года | Сэр Рональд Манро Фергюсон | Джозеф Кук | Эндрю Фишер | Закон о запрете государственных преференций 1913 года . Правительство Кука потерпело поражение, и законопроект был признан недействительным. |
19 марта 1951 года | 28 апреля 1951 года | Уильям МакКелл | Роберт Мензис | Бен Чифли | Счет 1950 года Банка Содружества [No. 2] . Правительство Мензиса было возвращено с уменьшенным большинством в нижней палате, но теперь с большинством в Сенате. Законопроект был снова представлен в парламент и принят обеими палатами. |
11 апреля 1974 г. | 18 мая 1974 г. | Сэр Пол Хаслак | Гоф Уитлам | Билли Снедден | 6 законопроектов . Правительство Уитлама было возвращено, но все еще без большинства в Сенате. Законопроекты были вновь внесены на рассмотрение и снова отклонены Сенатом. Состоялось совместное заседание, на котором были приняты все законопроекты. Впоследствии Высокий суд постановил, что законопроект о Управлении по нефти и минералам не подлежал процессу двойного роспуска, поскольку у Сената не было достаточно времени, чтобы «не принять его». |
11 ноября 1975 г. | 13 декабря 1975 | Сэр Джон Керр | Малкольм Фрейзер (смотритель) | Гоф Уитлэм | 21 купюра . Фрейзер выступал против законопроектов как лидер оппозиции коалиции либеральной страны. Он был назначен исполняющим обязанности премьер-министра, когда правительство Уитлама было уволено сэром Джоном Керром после того, как он не смог добиться принятия законопроектов об ассигнованиях. Правительство меньшинства Фрейзера сразу потеряло вотум недоверия нижней палате; но Керр распустил парламент по совету Фрейзера (условие его назначения). Фрейзер оставался исполняющим обязанности премьер-министра во время избирательной кампании. 13 декабря правительство Фрейзера было избрано само по себе рекордным большинством голосов. |
4 февраля 1983 г. | 5 марта 1983 г. | Сэр Ниниан Стивен | Малкольм Фрейзер | Боб Хоук | 13 купюр . Коалиционное правительство Фрейзера потерпело поражение на выборах, и законопроекты аннулированы. |
5 июня 1987 года | 11 июля 1987 года | Сэр Ниниан Стивен | Боб Хоук | Джон Ховард | Австралийский карточный билль 1986 года. Правительство Хоука было возвращено, но законопроект был оставлен после выборов. |
9 мая 2016 г. | 2 июля 2016 г. | Сэр Питер Косгроув | Малкольм Тернбулл | Билл Шортен | 3 купюры . Правительство Тернбулла было возвращено на выборах с уменьшенным и очень узким большинством. Все три законопроекта были приняты с поправками после обсуждения в новом парламенте. |
Согласно разделу 41 конституции Южной Австралии, если законопроект принят Палатой собрания во время сессии Парламента и в следующем Парламенте после общие выборы в нижнюю палату отклоняются Законодательным советом в обоих случаях, губернатору Южной Австралии разрешено либо выдать приказ об избрании двух дополнительных членов Законодательный совет или распустить обе палаты одновременно, чтобы избрать совершенно новый парламент. Поскольку верхняя палата состоит из 22 членов, из которых 11 избираются по всему штату на каждых всеобщих выборах сроком на 8 лет с квотой 8,33%, это приведет к выборам для всех 22 членов с квотой 4,35%.
Несмотря на угрозу, эта процедура двойного роспуска в Южной Австралии никогда не применялась.