Законодательная власть |
---|
Палаты |
Парламент |
Парламентская процедура |
Типы |
Законодательные органы по странам |
|
Верхняя палата является одной из двух палат в двухпалатном законодательном органе, а другая камера является нижней палатой. Дом, официально называемый верхней палатой, обычно меньше и часто имеет более ограниченную власть, чем нижняя палата. Законодательный орган, состоящий только из одной палаты (и, следовательно, не имеющий ни верхней, ни нижней палаты), описывается как однопалатный.
Верхняя палата обычно отличается от нижней палаты по крайней мере в одном из следующих аспектов (хотя они различаются в зависимости от юрисдикции):
Полномочия:
Положение дел:
В парламентских системах верхняя палата часто рассматривается как консультативная или «контрольная» палата; по этой причине его возможности прямого действия часто каким-либо образом уменьшаются. На верхние дома часто накладываются некоторые или все из следующих ограничений:
В парламентских демократиях и среди европейских верхних палат итальянский сенат является заметным исключением из этих общих правил, поскольку он имеет те же полномочия, что и его нижняя коллега: любой закон может быть инициирован в любой палате и должен быть одобрен в той же форме обеими. дома. Кроме того, правительство должно получить согласие обоих, чтобы оставаться в должности, позиция, известная как «идеальный двухпалатный подход» или «равноправный двухпалатный подход».
Роль пересматривающей палаты состоит в том, чтобы тщательно изучить закон, который, возможно, был слишком поспешно разработан нижней палатой, и предложить поправки, которые, тем не менее, нижняя палата может отклонить, если она того пожелает. Примером может служить британская палата лордов. В соответствии с законами о парламенте 1911 и 1949 годов Палата лордов больше не может препятствовать принятию большинства законопроектов, но ей должна быть предоставлена возможность обсудить их и предложить поправки, и тем самым может задержать принятие законопроекта, с которым она не согласна. Счета могут быть отложены только на срок до одного года, прежде чем Палата общин сможет использовать Закон о парламенте, хотя экономические счета могут быть отложены только на один месяц. Иногда считается, что он играет особую роль в защите некодифицированной Конституции Соединенного Королевства и важных гражданских свобод от необдуманных изменений. У британской палаты лордов есть несколько способов заблокировать законодательство и отклонить его; тем не менее, Палата общин может в конечном итоге использовать Закон о парламенте, чтобы протолкнуть что-либо. Палата общин часто принимает поправки, принятые лордами; однако эти две палаты иногда вступали в конституционное противостояние. Например, когда лейбористское правительство в 1999 году попыталось изгнать всех потомственных пэров из лордов, лорды пригрозили сорвать всю законодательную повестку дня правительства и заблокировать каждый законопроект, который был направлен в палату. Это противостояние привело к переговорам между виконтом Крэнборном, тогдашним теневым лидером палаты, и лейбористским правительством, в результате которых была принята поправка Уэзерлла к Закону о Палате лордов 1999 года, которая сохранила 92 наследственных пэра в доме. Компромисс и переговоры между двумя палатами делают Закон о парламенте очень редко используемым резервным планом.
Даже без вето верхняя палата может аннулировать закон. Его противодействие может дать нижней палате шанс пересмотреть или даже отказаться от спорной меры. Он также может отложить принятие законопроекта до тех пор, пока он не укладывается в законодательный график, или до тех пор, пока всеобщие выборы не приведут к появлению новой нижней палаты, которая больше не желает принимать законопроект.
Тем не менее в некоторых штатах давно сохранились могущественные верхние палаты. Например, может потребоваться согласие верхней палаты на принятие законодательства (хотя, как отмечалось выше, это редко распространяется на бюджетные меры). Конституционные договоренности государств с сильными верхними палатами обычно включают средства разрешения ситуаций, когда две палаты находятся в противоречии друг с другом.
В последнее время парламентские системы имеют тенденцию ослаблять власть верхних палат по сравнению с их нижними коллегами. Некоторые верхние палаты полностью упразднены; полномочия других были ограничены поправками к конституции или законодательству. Кроме того, часто существуют соглашения о том, что верхняя палата не должна препятствовать работе правительства по легкомысленным или чисто пристрастным причинам. Эти условности имеют тенденцию укрепляться с течением времени.
В президентских системах верхней палате часто предоставляются другие полномочия для компенсации ее ограничений:
Существует множество способов собрать членов верхней палаты: путем прямых или косвенных выборов, назначений или их сочетания. Немецкий Бундесрат состоит из членов кабинетов германских государств, в большинстве случаев из государственного премьера и нескольких министров; они делегированы и могут быть отозваны в любое время. Аналогичным образом Совет Европейского Союза состоит из национальных министров.
Многие верхние палаты не избираются прямым голосованием, а назначаются: либо главой государства, либо главой правительства, либо иным образом. Обычно это делается для создания палаты экспертов или выдающихся граждан, которые не обязательно будут возвращены на выборах. Например, члены Сената Канады назначаются генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра.
В прошлом в некоторых верхних палатах были места, которые были полностью наследственными, например, в британской палате лордов до 1999 года и в японской палате пэров до ее упразднения в 1947 году.
Также часто верхняя палата состоит из делегатов, выбранных правительствами штатов или местными чиновниками. Члены Раджья Сабха в Индии назначаются различными штатами и союзными территориями, а 12 из них назначаются президентом Индии. Точно так же на уровне штата одна треть членов Законодательного совета штата (Видхан Паришад) назначается местными органами власти, одна треть - действующими законодателями, а остальные избираются избранными членами электората. Сенат Соединенных Штатов избирался законодательными собраниями штата до принятия Семнадцатой поправки в 1913 году.
Верхняя палата может избираться прямым голосованием, но в разных пропорциях по сравнению с нижней палатой - например, сенаты Австралии, Бразилии и США имеют фиксированное количество избранных членов от каждого штата, независимо от населения.
Многие юрисдикции, такие как Хорватия, Дания, Эстония, Венгрия, Исландия, Иран, Мавритания, Новая Зеландия, Перу, Швеция, Турция, Венесуэла и многие штаты Индии, а также штаты Бразилии и провинции Канады, когда-то обладали верхними палатами, но отменили их до принять однопалатные системы. У Ньюфаундленда был Законодательный совет до присоединения к Канаде, как и в Онтарио, когда он был Верхней Канадой и Квебеком с 1791 года (как Нижняя Канада) по 1968 год. Небраска - единственный штат в Соединенных Штатах с однопалатным законодательным органом, который упразднил свою нижнюю палату в 1934 г.
В австралийском штате Квинсленд также когда-то был назначен Законодательный совет, прежде чем он был упразднен в 1922 году. Во всех других австралийских штатах по-прежнему существуют двухпалатные системы (две территории всегда были однопалатными).
Как Квинсленд, немецкое государство Баварии было назначенным верхний дом, Сенат Баварии, с 1946 по 1999 году.
Сенат Филиппин был упразднен - и восстановлен - дважды: с 1935 по 1945 год, когда созывалась однопалатная Национальная ассамблея, и с 1972 по 1987 год, когда Конгресс был закрыт, а позже была принята новая конституция, учреждающая однопалатный парламент. Сенат был восстановлен после восстановления двухпалатного Конгресса путем внесения поправки в конституцию в 1941 году и путем принятия новой конституции в 1987 году.
Предыдущее правительство Ирландии (31-й Дайль) пообещало провести всенародный референдум об отмене его верхней палаты, Шонад Эйрианн, во время 24-й сессии Шонад. С небольшим отрывом ирландское общество проголосовало за его сохранение. Консервативно настроенный Файн Гаэль и левый Шинн Фейн поддержали отмену смертной казни, в то время как центристская Фианна Файл была единственной среди основных партий, поддержавших сохранение Шонад.
Правительство | Уникальное название верхней палаты | Перевод |
---|---|---|
![]() | Дом народа | Дом народов |
![]() | Джианча Юань | Наблюдательный дом |
![]() | Ландстингет | Совещательное собрание |
![]() | Ефедерешн Мекир Бет | Дом Федерации |
![]() | Раджья Сабха | Совет Государств |
Видхан Паришад | Совет по вопросам законодательства | |
![]() | Деван Первакилан Даэра | Совет региональных представителей |
![]() | Сангийн | Палата советников |
![]() | Főrendiház | Дом Магнатов |
![]() | Деван Негара | национальное собрание |
![]() | Амиота Хлутто | Дом национальностей |
![]() | Растрия Сабха | национальное собрание |
![]() | Голаха Гууртида | Дом старейшин |
![]() | Државни свет | Национальный совет |
![]() | Национальный совет провинций | |
![]() | Wutthisaphaa | Старший совет |