122-мм гаубица M1938 (М-30) - 122 mm howitzer M1938 (M-30)

редактировать

Тип Полевая гаубица
122-мм гаубица M1938 (М-30)
VDVHistorymuseum-21.jpg M -30 в музее истории ВДВ, Россия.
ТипПолевая гаубица
Место происхожденияСоветский Союз
История службы
ВойныВторая мировая война. Вьетнамская война. Советско-афганская война. Гражданская война в Ливане. Иранско-Иракская война. Вторая гражданская война в Судане. Гражданская война в Сирии
История производства
ДизайнерКонструкторское бюро Мотовилихинских заводов,. во главе с Ф. Петров Ф.
Разработан1938
ПроизводительЗаводы No. 92 и No. 9
Произведено1939–1960
№ Построено19,266
ВариантыМ-30С, китайский Тип 54
Технические характеристики
Массабоевой: 2450 кг. (5401 фунт). ходовой: 3100 кг. (6834 фунта)
Длина5,9 м (19 футов 4 дюйма) (с передком)
Длина ствола Диаметр ствола: 2,8 м (9 футов 2 дюйма) L / 22,7
Ширина1,98 м (6 футов 6 дюймов)
Высота1,82 м (6 футов)
Экипаж8

Снаряд 122 x 284 мм.R. заряжающий заряд и снаряд
Калибр 121,92 мм (4,8 дюйма)
Казенник Прерывистый винт
Отдача Гидропневматика
ТележкаРазделенный след
Высота от -3 ° до 63,5 °
Поворот 49 °
Скорострельность 5-6 выстрелов в минуту
Максимальная дальность стрельбы11,8 км (7,33 мили)

122 мм гаубица М1938 (М-30) была советской 121,92-мм (4,8 дюйма) гаубицей. Оружие разработало конструкторское бюро Мотовилихинских заводов, возглавляемое Ф. Ф. Петрова, в конце 1930-х годов, производился с 1939 по 1955 год. М-30 принимал участие в Второй мировой войне, в основном как дивизионное артиллерийское орудие красных. Армия (РККА). Захваченные орудия также использовались позже в конфликте немецким вермахтом и финской армией. После Второй мировой войны M-30 участвовал в многочисленных конфликтах середины и конца двадцатого века на вооружении армий других стран, особенно на Ближнем Востоке.

Содержание
  • 1 Разработка
    • 1.1 Сравнение M-30 и F-25
  • 2 Производство
  • 3 Описание
  • 4 Организация и работа
    • 4.1 Красная Армия
    • 4.2 Другие операторы
    • 4.3 Операторы
  • 5 Варианты
    • 5.1 бывший Советский Союз
    • 5.2 Китайская Народная Республика
    • 5.3 Польша
    • 5.4 Румыния
  • 6 Самоходные установки
    • 6.1 бывший Советский Союз
    • 6.2 Китайская Народная Республика
  • 7 Резюме
  • 8 Данные о боеприпасах
  • 9 Уцелевшие части
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки
Развитие

В 1930 г. Красная Армия (РККА) власти начали искать новую дивизионную гаубицу для замены довоенных 122-мм гаубиц M1909 и 122-мм гаубиц M1910. Хотя обе части были в конечном итоге модернизированы, в результате чего были созданы 122-мм гаубица M1909 / 37 и 122-мм гаубица M1910 / 30 соответственно, эти обновления не устранили некоторые недостатки оригинала.

Первую попытку создания новой гаубицы предприняло КБ-2 под руководством немецких инженеров. Конструкция, известная как Lubok, прошла испытания в 1932 году, а в 1934 году была принята на вооружение как. Он имел ствол калибра 23 , максимальный угол возвышения 50 °, угол поворота 7 °, боевую и путевую массу 2250 и 2800 кг соответственно. Как и его предшественники, «Лубок» имел фиксированную тележку, и, хотя он был оснащен подвеской, на его колесах отсутствовали шины, что ограничивало скорость буксировки до 10 км / ч. Тем не менее, он, несомненно, превосходил M1910 / 30, который производился до 1941 года. Однако после того, как в 1934–1935 годах было построено восемь экземпляров, производство было остановлено по неясным причинам, возможно, связанным с расформированием КБ-2.

В середине 1930-х гг. Главное артиллерийское управление (ГАУ) рассматривало переход на 105-мм орудия, используемые некоторыми другими армиями. Меньший размер снаряда означал, что орудие могло быть легче и, следовательно, более мобильным. С другой стороны, 105-мм пушка тоже была бы менее мощной. Более того, ни у России, ни у СССР не было опыта с 105-мм боеприпасами, в то время как для 122-мм боеприпасов в стране уже имелись как производственные линии, так и большое количество уже изготовленных снарядов (однако аналогичное производственное оборудование и боеприпасы 107-мм - для 107- мм пушка М1910 - имелась в наличии). Наконец, в 1937 г. начальник Генерального штаба РККА И. И. Егоров выступил за сохранение боеприпасов калибра 122 мм.

Следовательно, в 1938–1939 гг. Прошли испытания три гаубицы. Конструкторское бюро УЗТМ (Уральский завод тяжелого машиностроения, Уральский Завод Тяжёлого Машиностроения, УЗТМ), которому ГАУ поручило спроектировать новую гаубицу, разработало изделие, получившее обозначение У-2. Аналогичные проекты в частном порядке осуществлялись конструкторскими бюро Мотовилихинских заводов, возглавляемых Ф. Петров Ф. (М-30), а по No. 92 завод под В. Г. Грабин (Ф-25).

У-2 (длина ствола 21 калибр, объем патронника 3,0 литра, затвор горизонтально-сдвижной от Лубка, дульный тормоз, боевая масса 2030 кг) вышел на испытания 5 февраля 1939 г. и был отклонен из-за недостаточной прочности лафета и баллистики. Проект F-25 (длина ствола 23 калибра, объем патронника 3,7 литра, горизонтально-выдвижной затвор от Лубка, дульный тормоз, боевая масса 1830 кг) был закрыт ГАУ 23 марта 1939 г. так как ГАУ сочло его дублирующим по отношению к ранее проходившему испытания М-30. Последняя, ​​после того как несколько раз возвращалась на доработку, окончательно была принята на вооружение в сентябре 1939 г. как 122-мм дивизионная гаубица M1938 (русская : 122-мм гаубица образца 1938 года (М-30)). Его порядковый номер GAU был 52-G-463 .

M-30 по сравнению с F-25

A. Б. Широкорад, известный автор книг по истории советской артиллерии, утверждал, что из F-25 можно было разработать более совершенное орудие, чем М-30. Конструкция Грабина была примерно на 400 кг легче, имела большую траверсу и больший клиренс - все это было достигнуто, по словам Широкорада, без ущерба для баллистики (та же длина ствола, объем патронника и длина дульного среза). Учитывая, сколько времени потребовалось для завершения разработки M-30, график F-25, возможно, не сильно отставал.

Нет официального документа, объясняющего преимущества M-30 перед F-25. Факторы, которые могли повлиять на решение ГАУ:

  • В отличие от F-25, M-30 не был оснащен дульным тормозом. При смягчении отдачи и, таким образом, облегчении лафета, дульный тормоз имеет недостаток, заключающийся в перенаправлении некоторых газов, выходящих из ствола, к земле, где они поднимают пыль, показывая положение орудия. Еще одним побочным эффектом дульного тормоза является усиление дульного взрыва позади орудия, что отрицательно сказывается на условиях работы его экипажа.
  • В М-30 использовались многие элементы от существующих орудий, в первую очередь затвор с прерывистой головкой. модели M1910 / 30. Поскольку в то время советская промышленность испытывала серьезные трудности с производством скользящих затворов (используемых на F-25) для крупнокалиберных орудий, меньший технический риск можно считать значительным преимуществом.
  • Более прочный лафет пулемета. М-30 мог использоваться - и фактически использовался - для более мощных артиллерийских орудий (см. 152-мм гаубица М1943 (Д-1) ).
Производство

Серийное производство гаубиц М-30 началось в 1940 г. на заводе № 92 в Горьком и № 9 в Свердловске. Первый принимал участие в производстве М -30-х гг. Только в 1940 г., всего построено 500 штук. Помимо буксируемых гаубиц завод № 9 изготовил стволы М-30С для вооружения штурмовых орудий СУ-122. Около 700 стволов (включая оба серийных- серийное производство продолжалось до 1955 г. В 1950–1960 гг. М-30 также производилась на польской фирме Huta Stalowa Wola, где она была известна как Wz.1938 .

Производство М-30, шт.
Год19401941194219431944194519461947Всего
Произведено, шт.6392,7624,2403,7703,4852,63021020019,266
Год19481949195019511952195319541955
Произведено, шт.200250300100100280100
Описание
1. Ствол, 2. Противооткатная система, 3. Оружейный щит, 4. Панорамный прицел, 5. Казенная часть с затвором, 6. Колеса, 7. Разрезные шлейфы лафета.

Ствол М-30 имел сборную конструкцию. и состоял из гильзы, куртки и казенной части. затвор был типа прерывистый винт с принудительным извлечением гильзы. Пушка была оборудована гидравлическим буфером отдачи и гидропневматическим рекуператором. Панорамный прицел использовался как для стрельбы с закрытых позиций, так и прямой наводкой.

М-30 имел современный лафет с разрезной направляющей с подвеской листовой рессоры и стальные диски с резиновыми шинами. Обычно его буксировали на автомобиле без передка. Лафет позволял буксировать со скоростью до 50 км / ч по асфальтированной дороге и до 35 км / ч по гравийным или грунтовым дорогам, хотя орудие также могло перемещаться упряжкой из шести лошадей, в этом случае был передок. используемый. Когда трассы открывались, подвеска автоматически блокировалась. В экстренных случаях можно было стрелять в режиме «одиночного следа» за счет резко уменьшенного угла поворота (1 ° 30 '). Время, необходимое для подготовки пушки к бою, составляло примерно 1–1,5 минуты.

Лафет М-30 позже был использован для 152-мм гаубицы Д-1.

Организация и применение
М-30 в Севастополе. М-30 в Нижнем Новгороде, Россия. М-30 в музее Бейт ха-Тотчан, Израиль. М-30 в Артиллерийском музее Хямеенлинна, Финляндия М-30 в Познани, Польша.

Красная Армия

М-30 была гаубицей дивизионного уровня. По организации 1939 года каждая стрелковая дивизия имела по два артиллерийских полка ; один легкий полк (батальон 76-мм орудий; два смешанных дивизиона с одной батареей 76-мм орудий и двумя батареями 122-мм гаубиц) и один гаубичный полк (122-мм батальон). гаубиц калибра 152 мм и дивизиона гаубиц калибра 152 мм), что дает 28 гаубиц 122 мм на дивизию. В июне 1940 г. к гаубичному полку был добавлен еще один дивизион 122-мм гаубиц, в результате чего количество орудий в каждом отряде достигло 32. В июне 1941 г. гаубичный полк был убран, а количество гаубиц уменьшилось до 16. Такая организация использовалась повсюду. войну, за исключением гвардейских стрелковых дивизий России, которые с декабря 1942 г. имели три артиллерийских дивизиона (две батареи 76-мм орудий и одна батарея 122-мм гаубиц в каждой), всего 12 гаубиц. С декабря 1944 г. они получили дополнительный гаубичный полк (5 батарей, 20 гаубиц), а с июня 1945 г. стрелковые дивизии были реорганизованы идентично.

Горнострелковые дивизии в 1939–1940 гг. Имели один дивизион 122-мм гаубиц (3 батареи, 9 орудий). С 1941 г. они получили один артиллерийский полк (2 дивизиона по 3 четырехорудийных батареи) с 24 гаубицами, но в начале 1942 г. остался только один дивизион (2 батареи, 8 гаубиц). С 1944 г. гаубицы были выведены из состава горнострелковых дивизий.

Моторизованные дивизии имели два смешанных батальона (батарея 76-мм орудий и две батареи 122-мм гаубиц), всего 12 гаубиц. Танковые дивизии имели один батальон с 12 гаубицами. Кавалерийские дивизии до августа 1941 года имели две батареи 122-мм гаубиц, всего восемь, до того как дивизионная артиллерия была снята.

До конца 1941 года стрелковые бригады имели батарею из четырех 122-мм гаубиц. 122-мм гаубицы также использовались гаубичными бригадами резерва Главного командования (72–84 шт.).

К 1 июня 1941 г. на вооружении находилось 1667 М-30, что составляло лишь небольшую часть дивизионных РККА. гаубицы. По мере развития войны их доля быстро росла из-за массового производства и из-за того, что многие старые орудия были потеряны в боях в 1941-42 годах.

Гаубицы М-30 в основном использовались для огня с закрытых позиций по живой силе противника. Они также использовались против полевых укреплений , для разминирования минных полей и для прорыва колючей проволоки. Их осколочно-фугасные снаряды представляли опасность для бронетехники. Осколки, созданные взрывом, могли пробить броню толщиной до 20 мм, что достаточно для борьбы с тонкобронированной техникой. Снаряды также могли повредить шасси, прицелы или другие элементы более тяжелой бронетехники.

Для самообороны от вражеских танков в 1943 году был разработан снаряд HEAT. До 1943 года экипажам требовалось полагаться на осколочно-фугасное действие своих обычных боеприпасов с некоторой долей успеха. Согласно немецкому отчету 1943 года, даже Тигр когда-то был сильно поврежден штурмовыми орудиями СУ-122, стреляющими осколочно-фугасными снарядами.

гаубицы М-30 были буксируемые различными способами, от лошадей, быков и грузовиков ленд-лиза советского и американского производства (например, Dodge WC серии и Studebaker US6 ) и специально построенные артиллерийские тягачи. При необходимости орудие могло обслуживать артиллерийский расчет.

Пушка была заменена на 122-мм гаубицу Д-30 после того, как последняя была принята на вооружение в 1960 году. Небольшое количество боевых гаубиц М-30 все еще присутствует в России. Армейские склады боеприпасов. Их постепенно выводят из резерва. М-30, которые использовались во многих советских фильмах для тренировок начинающих артиллерийских расчетов. Эти фильмы были сняты в 1960-х годах, когда стали доступны более современные гаубицы D-30, однако власти посчитали M-30 более подходящей для учебных целей. Фильмы все еще используются, несмотря на отсутствие гаубиц М-30 даже на учениях.

Другие операторы

Большое количество М-30 попало в руки Вермахта в 1941–1942 годах и были приняты на вооружение как 12,2 cm sFH 396 (r) тяжелых гаубиц. Германия начала массовое производство 122-мм боеприпасов для этих и других захваченных гаубиц, выпустив 424 000 снарядов в 1943 г., 696 700 в 1944 г. и 133 000 в 1945 г. Некоторые трофейные М-30 использовались в укреплениях Атлантического вала.

Финская армия захватила 41 орудие этого типа и приняла их на вооружение как 122 H 38 . Эти орудия выпустили в бою 13 298 снарядов; только несколько частей были потеряны. Пистолет очень понравился; некоторые из них использовались для обучения или хранились на складах до середины 1980-х.

Королевство Румыния захватило в 1941 году 477 различных типов 122-мм гаубиц и орудий, включая M1931 / 37 и использовались в качестве дивизионной артиллерии для частей, перестроенных в 1943 году.

После Второй мировой войны пушка поставлялась во многие страны мира. С египетской и сирийской армиями он участвовал в арабо-израильских войнах. Некоторые из этих орудий были захвачены Израилем, хотя неясно, использовались ли они когда-либо в Силах обороны Израиля. Китайская Народная Республика организовала собственное производство гаубиц М-30 под обозначением Тип 54 .

Согласно Яну В. Хоггу, гаубица M1938 «безусловно, должна быть самым продуктивным артиллерийским орудием в истории».

Операторы

M-30 и Type 54 все еще используются в нескольких армиях.

Текущие операторы

.

Бывшие операторы
Варианты

бывший Советский Союз

  • М-30С - Немного модифицированный вариант; использовалось в качестве основного вооружения штурмового орудия СУ-122.
  • У-11 - орудие с идентичной баллистикой, но оснащенное более компактным противооткатным механизмом для упрощения установки на транспортных средствах. Его опробовали на опытном СУ-122М и забраковали из-за недостаточной надежности. Вариант того же орудия также был установлен на опытном танке Obiekt 234, также известном как Iosif Stalin No. 2 (не путать с ИС-2 ).
  • Д-6 - еще одно автомобильное орудие с идентичной баллистикой. Применялось на экспериментальном СУ-122-III и, как и на У-11, оказалось ненадежным.

Китайская Народная Республика

  • Тип 54 - Лицензионная версия.
  • Тип 54-1 - Немного улучшенная версия.

Польша

  • Wz.1938 / 1985 - Существующий Wz.1938, оснащенный поворотным колесом, прицелом ПГО-9Н и вторым ударным механизмом для стрельбы прямой наводкой.

Румыния

  • М-30М - В 1980-х годах румынская армия M- 30-х были модернизированы новыми, более крупными пневматическими колесами, новыми тормозами, новым оптическим прицелом для стрельбы прямой наводкой и прицельным механизмом второй высоты для противотанкового боя. Эти модернизированные гаубицы получили обозначение М-30М.
Самоходные установки
Штурмовое орудие СУ-122.

бывший Советский Союз

М-30 устанавливался на следующих боевых бронированных машинах (ББМ):

  • СУ-122, Советский среднее штурмовое орудие на шасси Т-34. Серийное производство продолжалось с 1 декабря. 942 до сентября 1943 года. Всего было построено 638 ​​СУ-122.
  • , советские самоходные артиллерийские машины на базе трофейных немецких Pz Kpfw III или StuG III ББМ. В первые месяцы 1943 года было построено около двадцати.
  • 12,2-cm Kanone (r) auf Geschützwagen Lorraine-Shlepper (f), немецкая самоходная артиллерийская машина, созданная на основе трофейной бронированной французской артиллерийской установки. трактор (Lorraine 37L ). По крайней мере, одна машина этого типа воевала во Франции на вагоне железной дороги в составе немецкого бронепоезда.

Китайская Народная Республика

  • Тип WZ302 - Комбинация Типа 54 или Типа 54-1 с гусеничной машиной Типа B531. Военное обозначение Тип 70 СПХ . Первоначальная модель имела всего 4 опорных колеса, но улучшенная модель Тип WZ302A или Тип 70-1 имеет 5. Окончательная серийная модель с новым сигнальным оборудованием известна как Тип WZ302B или Введите 70-2 . Все модели имеют базовую нагрузку 40 снарядов калибра 122 мм.
Резюме

В М-30 подразделения РККА наконец-то получили современную дивизионную гаубицу, которая удачно сочетала повышенную огневую мощь и лучшую мобильность с надежностью и простотой использования.. Краткую информацию о его применении Красной Армией представил маршал Г. Ф. Одинцов, который сказал: «Нет ничего лучше». Длительное послевоенное применение гаубицы является дополнительным свидетельством ее боевой и оперативной полезности и эффективности.

Трудно напрямую сравнивать М-30 с современными иностранными орудиями, поскольку артиллерия Франции, Германии и США, использовавшаяся в аналогичных целях, была либо значительно меньшей 105-мм пушкой (Великобритания использовали еще меньшие - 87,6 мм - 25-фунтовые орудия-гаубицы ) или гораздо более крупные орудия калибра от 150 до 155 мм. Существовали гаубицы аналогичного калибра, но большинство из них были орудиями времен Первой мировой войны, например 114-мм гаубица Vickers, используемая финской армией. Естественно, 150-мм гаубицы были мощнее, но намного тяжелее М-30; 105-мм орудия были легче, но их меньшие снаряды содержали меньше взрывчатого вещества.

Самым прямым немецким эквивалентом была легкая гаубица 10,5 cm leFH 18. При массе 1985 кг он имел максимальный угол возвышения 42 °, начальную скорость 470 м / с и максимальную дальность стрельбы 10 675 м. В модернизированной версии leFH 18/40 начальная скорость пули увеличена до 540 м / с, угол возвышения - до 45 °, дальность - до 12,325 м. Примерно равная по дальности немецкая гаубица имела менее мощный фугасный снаряд, а меньшая максимальная высота делала ее менее эффективной против окопавшихся войск, хотя она также весила примерно на 400 кг меньше, чем М-30. Оба орудия хорошо подходили для серийного производства с 16.887 M-30 и 15.388 leFH 18, построенными в 1941–45.

Характеристики боеприпасов

M-30 мог стрелять всеми типами 122-мм гаубичных боеприпасов. Используется РККА, в том числе старые российские и импортные снаряды. Во время и после Второй мировой войны были разработаны новые типы боеприпасов, в частности, кумулятивные снаряды. Кумулятивный снаряд БП-460А времен Второй мировой войны пробивал броню толщиной 100–160 мм под углом 90 °; послевоенный БП-1 управлял 200 мм при 90 °, 160 мм при 60 ° и 80 мм при 30 °. Осколочно-фугасные снаряды типа ОФ-462, которые изначально были разработаны для гаубицы М-30, могут стрелять из современных 122-мм артиллерийских орудий и до сих пор находятся на вооружении Российской армии.

Доступные боеприпасы
ТипМодельМасса, кгМасса ОВ, кгСкорость, м / с (макс. Метательная нагрузка)Дальность, м
Бронебойные снаряды
кумулятивные (с мая 1943 г.)БП-460А335 (метательный заряд 4)2000
осколочно-фугасные снаряды
фугасные - Осколок, сталь (1000 осколков поражают персонал в радиусе 30 метров)OF-46221,763,6751511720
Осколки, стальное железоO-462A21,745810,800
Осколки, стальное железоО-460А
HE, старыйF-460
HE, старыйF-460N
HE, старыйF-460U
HE, старыйF-460K
Шрапнельные снаряды
Шрапнель с 45-секундной трубкойШ-460
Шрапнель с Трубка Т-6Ш-460Т
Химическая оболочка
Химическая фрагментацияОН-46251511,800
ХимическаяH-46221,8
ХимическийH-460
Другие оболочки
ОсвещениеS-4624798,500
ПропагандаA-4624318,000
Дым, стальD-46251511,800
Дым, стальное железоD-462A51511,800
Уцелевшие части

Гаубицы М-30 включены экспонируются в ряде военных музеев и широко используются как памятные экспонаты. Среди прочего, пистолет можно увидеть в следующих локациях:

Примечания
Ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с 122-мм гаубица M1938.
  • Широкорад А.Б. - Энциклопедия русской артиллерии, Мн. Урожай, 2000 (Широкорад А. Б.Энциклопедия отечественной артиллерии. - Мн.: Харвест, 2000. - 1156 с.: илл., ISBN 985-433-703-0 )
  • Широкорад А.Б. Бог войны Третьего Рейха, М. АСТ, 2002 (Широкорад А. Б.Бог войны Третьего рейха. - М., ООО Издательство АСТ, 2002., ISBN 5-17-015302-3 )
  • Широкорад А.Б. Гений советской артиллерии, М. АСТ, 2002 (А.Б.Широкорад.Гений советской артиллерии.М., ООО Издательство АСТ, 2002., ISBN 5-17-013066-X )
  • Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне, СПб Нева, 2003 г. (Иванов А. Артиллерия СССР во Второй Мировой войне. - СПб., Издательский дом Нева, 2003., ISBN 5-7654-2731-6 )
  • Шуньков В.Н. Оружие Красной Армии, Mn. Harvest, 1999 (Шунков В.В. Н.Оружие Красной Армии. - Мн.: Харвест, 1999., ISBN 985-433-469-4 )
  • Желтов И.Г., Павлов И.В., Павлов М.В., Солянкин А.Г. Средняя самоходная артиллерийская установка 1941–1945 гг., М. Экспринт, 2005 г. (Желтов И. Г., Павлов И. В., Павлов М. В., Солянкин А. Г.Советские средние самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг. - М.: ООО Издательский центр «Экспринт», 2005. - 48 с. ISBN 5-94038-079-4 )
  • Четвертый союзник третьей оси: румынские вооруженные силы в европейской войне, 1941–1945 гг., 1 мая 1995 г., стр. 142, стр. 224 ISBN 1854092677
  • Международный институт стратегических исследований (февраль 2016 г.). The Military Balance 2016. 116 . Рутлегде. ISBN 9781857438352.
  • "Штурмовая пушка СУ-122 на" Русском Баттельфилде "". battlefield.ru. Проверено 14 июля 2008 года.
  • "122 H / 38 в" Jaeger Platoon: Finnish Army 1918–1945 Website "". jaegerplatoon.net. Проверено 14 июля 2008 г.
  • "12,2-cm Kanone (r) auf Geschützwagen Lorraine-Shlepper (f)" на "Ostpanzer" ". ostpanzer.nm.ru. Архивировано с оригинала 23 февраля 2008 г. Получено 14 июля 2008 г.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-07-15 05:09:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте