10,5 cm leFH 18 | |
---|---|
10,5 cm leFH 18, развернутая на Восточном фронте | |
Тип | гаубица |
Место происхождения | Германия |
История обслуживания | |
На вооружении | 1935–45 (Германия ). 1939–82 (Швеция) |
Используется | Германией. См. Операторы |
Войны | Вторая мировая война. Словацко-венгерская война. Гражданская война в Сирии |
История производства | |
Конструктор | Rheinmetall |
Разработан | 1927–30 |
Производитель | Rheinmetall. Krupp |
Себестоимость | 16400 RM (1943) |
Произведено | 1935–45 |
№ построен | 22,113 (все варианты). 11,848 (исходный вариант) |
Варианты | leFH 18M, leFH 18 / 40 |
Технические характеристики | |
Масса | Ход: 3490 кг (7690 фунтов). Comba т: 1985 кг (4376 фунтов) |
Длина | 6,100 м (20 футов 0,2 дюйма) |
Длина ствола | 2,941 м (9 футов 8 дюймов) (28 калибров) |
Ширина | 1,977 м (6 футов 5,8 дюйма) |
Высота | 1,880 м (6 футов 2,0 дюйма) |
Экипаж | 6 |
Снаряд | с раздельной загрузкой (6 зарядов) 105 x 155 мм R. |
Снаряд вес | 14,81 кг (32,7 фунта) (HE ) |
Калибр | 105 мм (4,13 дюйма)) |
Казенник | горизонтальный скользящий блок |
Отдача | гидропневматический |
Каретка | разделенный след |
Высота | от -5 ° до + 42 ° |
Угол поворота | 56 ° |
Скорострельность | 6-8 об / мин |
Начальная скорость пули | 470 м / с (1500 фут / с) |
Максимальная дальность стрельбы | 10675 м (11674 ярда) |
Прицелы | Прицельный механизм модели 34 |
Наполнение | TNT |
Масса наполнения | 1,845 кг (4,07 фунта) |
10,5 cm leFH 18 (немецкий : leichte Feldhaubitze «легкая полевая гаубица») - немецкая легкая гаубица, использовавшаяся во Второй мировой войне и штатное артиллерийское орудие Вермахта, принятое на вооружение служил в 1935 году и использовался всеми дивизиями и артиллерийскими дивизиями. Было выпущено не менее 22 133 экземпляров.
Разработанный в конце 1920-х годов, он представляет собой большой шаг вперед по сравнению со своим предшественником 10,5 cm leFH 16. Он превосходил по калибру своих первых противников в войне, с адекватной дальностью и огневой мощью, но современный лафет с разделенным следом, который обеспечивал ему большую устойчивость и управляемость, также делал его слишком тяжелым для мобильной роли в в основном конные артиллерийские дивизионы немецкой армии, особенно в грязи и снегу Восточного фронта.
. LeFH 18 получил дальнейшее развитие как leFH 18M и leFH 18 / 40. Начиная с 1942 года, самоходные версии создавались путем установки гаубицы на Panzer II, H35, Char B1 или 37L. шасси. Он также использовался для оснащения немецких союзников и нейтральных стран в Европе до и во время войны.
В течение 1920-х годов Рейхсвер провел анализ, указывает, что 105-мм снаряд оказался более эффективным, чем его 75-мм эквивалент, без значительного увеличения стоимости. 1 июня 1927 года армейское артиллерийское управление (Heereswaffenamt) выпустило секретное командование № 59/27, призывая к разработке новой легкой полевой гаубицы. Проекту присвоен уровень приоритета II - «самая важная работа». Компания Rheinmetall-Borsig из Дюссельдорфа разработала чертежи и произвела первоначальные расчеты в 1928 году. Проектные работы были завершены в 1930 году, а производство началось в начале 1930-х годов.
К началу Второй мировой войны в Вермахте имелось 4862 гаубицы LeFH 18. Поставки с сентября 1939 по февраль 1945 года составили 6933 "leFH 18 на колесных вагонах". Первыми производителями были Rheinmetall и Krupp, но к 1942 году спрос превысил объем производства, поэтому они переместили все производство на шесть фирм в Пльзене, Альтоне, Эльбинге., Магдебург, Дортмунд и Борсигвальде. В 1943 году гаубица стоила в среднем 16 400 RM, 6 месяцев и 3200 человеко-часов на изготовление.
LeFH 18 во многих отношениях был лучше своего предшественника. 10,5 см leFH 16. Совершенно новый трехточечный раздельный лафет обеспечил большую устойчивость и увеличил угол поворота до 56 градусов. Прицельный механизм облегчал ведение огня по движущимся целям. Новый лафет привел к значительному увеличению веса до более чем двух тонн. Более тяжелой отдаче с более высокой начальной скоростью 470 м / с противодействовал новый пневматический рекуператор над стволом, который подавал сжатый воздух и жидкость при температуре 55 ° C для возврата оружия в боевое положение после выстрела. Тормоз ствола с водяной рубашкой и жидкостным уравнителем в верхней лафете также проверял отдачу. орудийный щит представлял собой усиленный конический щит со сплющенными сторонами, который можно было откинуть вниз. Ствол рассчитан на от 10 до 12 тысяч выстрелов. Гаубица могла стрелять 28 различными типами снарядов. Основной фугасный снаряд был почти на килограмм легче и содержал более тяжелый заряд взрывчатого вещества. LeFH доказал свою адаптируемость к конструкции, всего было изготовлено 28 различных вариантов.
Одной из проблем конструкции оружия было то, что оно было довольно тяжелым для оружия своего класса. Это было связано с тем, что оружие было спроектировано с прочной конструкцией, что увеличивало вес. В то время это не считалось проблемой, так как предполагалось, что будет достаточное количество автомобилей для его буксировки.
Предсерийные колеса с деревянными спицами были заменены, начиная с 1936 года, на новые. прочные литые диски из легкого металла и съемные шины, облегчающие буксировку гаубицы. Моторизованная версия оснащалась более широкими резиновыми шинами. Сочетание деревянных колес и резиновых шин было частым явлением. Ближе к концу войны использовались еще более старые деревянные колеса от leFH 16. Гаубица с самого начала проектировалась для перевозки на лошади или на автомобиле. Большой вес затруднял транспортировку на конной тяге, особенно в грязи и снегу Восточного фронта. Моторизованная версия крепилась напрямую без передка к Sd.Kfz. 6 или Sd.Kfz. 11 тягач и мог легко развивать маршевую скорость 40 км / ч, что эквивалентно дневному маршу на конной батарее. Хотя патроны Sd.Kfz. 6 предназначалась в качестве основного автотранспорта для гаубицы, более легкой Sd.Kfz. 11 также может выполнить ту же задачу. Моторизованная батарея leFH 18 имела радиус действия в 10 раз больше, чем конная батарея, и требовала на 49 человек меньше персонала.
После испытаний 26 июля 1935 года полевая гаубица была официально принята на вооружение Вермахта. заменил leFH 16 в артиллерийских дивизионах, начиная с 1937 года. Важные оперативные подразделения, такие как танковые дивизии, получили приоритет при переоснащении. Она стала стандартной дивизионной полевой гаубицей, которую использовал Вермахт во время Второй мировой войны. Всего в Вермахте насчитывалось 1023 конных дивизиона легкой полевой артиллерии и 62 моторизованных дивизиона легкой артиллерии в танковой и панцергренадерской дивизии, а также артиллерийский штаб. LeFH 18 имела лучший калибр по сравнению с противниками в начале войны и хорошо зарекомендовала себя в качестве вспомогательного средства танковых дивизий.
Хотя гаубица и не идеально подходила для нее, в определенных обстоятельствах она могла быть эффективной в противотанковые бои, особенно в Североафриканской кампании, где моторизованные батареи 33-го артиллерийского полка 15-й танковой дивизии сыграли важную роль в разгроме британских бронетанковых подразделений в Сиди-Резеге. 23 ноября 1941 г. во время операции «Крестоносец». На Восточном фронте легкие полевые гаубицы были менее успешными в роли противотанковых.
Во время контратаки советских войск в битве за Москву отступающие немецкие артиллерийские машины на конной тяге часто пришлось отказаться из-за сильного снегопада и истощения. Опыт первой зимы привел к использованию более крупных упряжных лошадей и большего количества корма, загруженного на передок. Экипажам приходилось идти пешком, чтобы щадить легко утомляемых тяжелых лошадей. Стремление создать более легкий вагон, который не ограничивал бы мобильность в такой значительной степени, привело непосредственно к разработке leFH 18/40.
До 1938 года leFH 18 экспортировался в Венгрию и Испанию. 53 были экспортированы в Финляндию в феврале-марте 1944 года, где они были известны как 105 H 33. 166 leFH были экспортированы в Болгарию в 1943 и 1944 годах (до 1 февраля 1944 года). Швеция закупила 142 гаубицы leFH 18 из Германии в период с 1939 по 1942 год. обозначив его Haubits m / 39. Списана с вооружения Швеции в 1982 году. Норвегия, Португалия и Словакия также приобрели гаубицу. Кроме того, 32 машины должны были быть экспортированы в Эстонию в период с декабря 1940 г. по июнь 1941 г., но из-за начала Второй мировой войны заказы не были выполнены. На видео показан предполагаемый вермахт leFH 18M (вариант 10,5 cm leFH 18), стреляющий по Аль-Фуа, Сирия 30 августа 2015 года, почти через 80 лет после первоначального поступление на службу в Вермахт.
Wikimedia У Commons есть материалы, относящиеся к 10,5 cm leFH 18. |