Элизабет Жаке де ла Герр | |
---|---|
Родился | Элизабет Жаке де ла Герр ( 1665-03-17)17 марта 1665 г. |
Умер | 27 июня 1729 г. (1729-06-27)(64 года) |
Элизабет Жаке де Ла Герр ( произношение, полное имя Элизабет-Клод Жак де Ла Герр ; род. Элизабет Жаке, 17 марта 1665 - 27 июня 1729) была французским музыкантом, клавесинистом и композитором.
Элизабет-Клод Жаке де ла Герр (урожденная Элизабет Жаке) родилась 17 марта 1665 года в семье музыкантов и мастеров-изготовителей инструментов в приходе Сен-Луи-ан-Иль, Париж. Она происходила из богатой семьи масонов, музыкантов, композиторов и мастеров инструментов. Ее дед, Жеан Жаке, и ее отец, Клод Жаке, были мастерами клавесина. Вместо того, чтобы просто учить своих сыновей, Клод Жаке учил своих сыновей и дочерей выживанию и процветанию в этом мире. Это воспитание, поддержка со стороны отца и богатая музыкальная история ее семьи стали важным этапом в ее музыкальной карьере. Начальное музыкальное образование получила от отца. В возрасте пяти лет Людовик XIV обратил на нее внимание, когда она выступала, очевидно, будучи вундеркиндом, в его Версальском дворце. В конечном итоге это привело к тому, что она стала музыкантом при дворе Людовика XIV, Короля-Солнца. Она написала большинство своих работ для своего короля, что было обычным явлением. В подростковом возрасте она была принята во французский двор, где ее воспитанием руководила любовница короля, Франсуаза-Атенаис, маркиза де Монтеспан. Она оставалась при королевском дворе, пока тот не переехал в Версаль. В 1684 году она вышла замуж за органистом Марин - де - Ла - гер, сын покойного органистом в Сент-Шапель, Мишель де ля гер. После замужества она преподавала, сочиняла и давала концерты дома и по всему Парижу, что имело большой успех.
Жак де ла Герр была одной из немногих известных женщин-композиторов своего времени и, в отличие от многих своих современниц, она сочиняла самые разные произведения. Ее талант и достижения были признаны Титоном дю Тилле, который предоставил ей место на своей горе Парнас, когда ей было всего 26 лет, рядом с Лаландом и Марэ и прямо под Люлли. Цитата из Titon du Tillet описывает ее.
прекрасное средство для игры прелюдий и фантазий без промедления. Иногда она импровизирует ту или иную в течение целого получаса с мелодиями и гармониями самых разнообразных и в самом лучшем из возможных вкусов, очаровывая своих слушателей. ( Le Parnasse françois, 1732)
Ее первой опубликованной работой была « Premier livre de pièces de clavessin», напечатанная в 1687 году, которая включает неизмеримые прелюдии. Это была одна из немногих коллекций пьес для клавесина, напечатанных во Франции в 17 веке, наряду с коллекциями Шамбоньера, Лебега и д'Англьбера. В течение 1690-х годов она написала балет Les Jeux à l'honneur de la victoire (ок. 1691), который впоследствии был утерян. 15 марта 1694 года постановка ее оперы « Сефаль и Прокрис» в Королевской академии музыки стала первой оперой, написанной женщиной во Франции. Пятиактная лирическая трагедия была поставлена на либретто Дюш де Ванси. Как и ее современники, она экспериментировала с итальянскими жанрами: в основном с сонатой и кантатой. В 1695 году она сочинила набор трио-сонат, которые вместе с сонатами Марка-Антуана Шарпантье, Франсуа Куперена, Жана-Фери Ребеля и Себастьяна де Броссара являются одними из самых ранних французских образцов сонаты.
В ее единственной опубликованной опере было всего 5 или 6 спектаклей. Объяснение этой неудачи состояло в том, что опера зависела от текста, а не от музыки. «Cephale et Procris» вскоре станет известен как tragedie en musique, трагедия, вложенная в музыку, а французский литературный театр декламирует музыкально. Ее произведения не были восприняты французской музыкальной культурой, которая настороженно относилась к современной опере. Его могли бы с большей готовностью принять в Италии со всеми ее музыкальными новинками, но во Франции традиция считалась необходимой в ее музыке. Прием Cephale et Procris больше говорит нам о мире оперы во Франции 1690-х годов и французской музыке, а не о ее композиторских способностях. Это положило конец ее карьере оперного композитора.
В течение следующих нескольких лет многие из ее близких родственников умерли, включая ее единственного сына, которому было десять лет, ее мать, отца, мужа и брата Николаса. Однако она продолжала выступать, и в 1707 году был опубликован ее сборник « Pièces de Clavecin qui peuvent se jouer sur le Violon», новый набор пьес для клавесина, за которым последовали шесть сонат для виолончели и клавесина. Эти произведения являются ранним примером нового жанра сочинений с аккомпанементом клавесина, где инструмент используется в роли облигато со скрипкой; Концерты « Пьес де клавесин» Рамо в некоторой степени относятся к тому же типу. Посвящение 1707 работы говорит о продолжающихся восхищениях и покровительстве от Людовика XIV :
Какое счастье для меня, сир, если моя последняя работа может получить столь же славный прием со стороны вашего величества, каким я наслаждался почти с колыбели, потому что, сир, если я могу вам напомнить, вы никогда не отвергали моих юношеских подношений. Вам было приятно видеть рождение таланта, который я вам посвятил; и вы уже тогда удостоили меня своей похвалы, ценности которой я тогда не понимал. С тех пор мои тонкие таланты выросли. Я еще больше старался, Сир, заслужить ваше одобрение, которое всегда значило для меня все...
Она вернулась к вокальной композиции после публикации двух книг Cantates françoises sur des sujets tyrez de l'Ecriture в 1708 и 1711 годах. Ее последней опубликованной работой был сборник светских Cantates françoises (около 1715 года). В инвентаре ее имущества после ее смерти было три клавесина: маленький инструмент с белой и черной клавишами, один с черными клавишами и большой фламандский клавесин с двойным ручным управлением.
Жак де Ла Герр умер в Париже в 1729 году в возрасте 64 лет.
Несмотря на плохой прием ее оперы, она продолжала публиковать свои работы и использовать возможности. Ее более поздние сонаты считаются триумфом жанра. Это связано с ее освоением партии скрипки и тем, как она сочетает французские традиции с итальянскими инновациями. После ее смерти были признаны ее гениальность в сочинении, творчество в вокальной и инструментальной музыке, а также разнообразие жанров. Ее жизненный и карьерный успех показывают, что ей была предоставлена редкая возможность добиться успеха как женщина-композитор, и показать, что она в полной мере воспользовалась ею.
В течение 1990-х годов возобновился интерес к ее сочинениям, и некоторые из них были записаны.
Ранние трио-сонаты Жаке де Ла Герра и сонаты для скрипки и альта да гамба сохранились только в рукописных источниках в Париже. Остальные ее произведения, как полагают, были опубликованы при ее жизни, хотя Титон дю Тийе упомянул утерянный сеттинг Те Деум в своей дани Жаке де Ла Герру.