Jacques Champion de Chambonnières

редактировать

Jacques Champion de Chambonnières (Jacques Champion, обычно называемый Chambonnières ) (ок. 1601/2 - 1672) был французским клавесинистом, танцором и композитором. Родившись в музыкальной семье, Шамбоньер сделал выдающуюся карьеру придворного клавесиниста в Париже. Многие современники считали его одним из величайших музыкантов Европы. Однако в конце жизни Шамбоньер постепенно впал в немилость при дворе и потерял свое положение. Он умер в бедности, но в преклонном возрасте, а не раньше публикации ряда своих произведений. Сегодня Шамбоньер считается одним из величайших представителей ранней французской школы клавесина.

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 1601–1631: Ранние годы
    • 1.2 1632–1657: Подъем к славе и последующая карьера
    • 1.3 1657–1672: Уменьшение состояния
  • 2 Работа
  • 3 Избранная дискография
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Жизнь

Вид на Париж в 1607 году, гравюра на меди Леонарда Готье.

1601–1631: Ранние годы

Шамбоньер родился в Париже, скорее всего, в 1601 или 1602 году. О его детстве и ранней юности сохранилось очень мало информации. В семье Чемпиона было много музыкантов, в первую очередь Томас Чемпион (также известный как Миту; не путать с его английским тезкой ), дед Шамбоньера, которого Марин Мерсенн описал как «величайшего контрапунтист своего времени ". Отец Шамбоньера, которого также звали Жак, также был клавишником и композитором. Хотя его не так высоко ценили, как Томаса, Мерсенн все же хвалил его навыки игры на клавиатуре, и Джон Булл посвятил ему свою работу. Название Chambonnières первоначально принадлежало деду Chambonnières по материнской линии: так называлась небольшая усадьба в коммуне из Ле-Плесси-Фё-Осу. Шамбоньер, должно быть, получал уроки ранней музыки от своего отца, но кроме этого ничего не известно об образовании юного клавесиниста. Однако известно, что Шамбоньер долгое время был единственным ребенком стареющего отца - Жаку Шампиону было около 50, когда родился Шамбоньер, - и получил большое внимание.

Уже к 1611 году Шамбоньер, должно быть, был проявляя значительные музыкальные таланты, так как в сентябре того же года он получил возврат в положение своего отца при дворе. Примерно десять лет спустя, примерно в 1621/22 году, Шамбоньер женился на своей первой жене Мари Леклерк. Он продолжал получать щедрую финансовую поддержку от своего отца до середины 1620-х годов, когда жена Жака Чемпиона неожиданно родила еще двоих детей: дочь (Луизу) и еще одного сына (Николя или Жеан-Николя). Жак, очевидно, помня как об уменьшающемся семейном состоянии, так и об эгоистичном характере своего старшего сына, стремился справедливо распределить оставшиеся деньги и ресурсы. В 1631 году он завершил и подписал документ, который с тех пор стал одним из наиболее важных источников биографической информации о семье Чемпионов: декларация, в которой подробно описаны семейные обстоятельства и, среди прочего, приказано Шамбоньеру выплатить 3000 ливров его матери, брату и сестре в качестве оплаты за положение в суде и другие льготы, предоставленные ему его отцом.

1632–1657: восхождение к славе и последующей карьере

При поддержке его Отец, Шамбоньер, вероятно, работал при дворе с подросткового возраста. К 1632 году он имел титул gentilhomme ordinaire de la Chambre du Roy. Он приобрел большую известность в начале 1630-х годов, сначала как клавесинист, а затем, немного позже, как танцор. Его первое публичное выступление состоялось в Морском балете 25 февраля 1635 г. перед самим королем. В 1637 году зарплата Шамбоньера была такой же, как и у его отца, и вскоре после смерти последнего в 1642 году Шамбоньер стал единственным клавесинистом. Однако его деятельность не ограничивалась музыкальным сопровождением суда. В 1641 году он организовал серию платных концертов - возможно, самых первых подобных концертов во Франции, - которые, вероятно, продолжались и до 1650-х годов. В самом раннем нотариальном акте от 17 октября 1641 г. указывается, что десять музыкантов должны были выступать каждую среду и субботу в полдень в течение года. Исполнялись как вокальные, так и инструментальные произведения, но никаких подробностей о природе музыки или используемых инструментов не сохранилось.

Шамбоньер увеличил свой доход также за счет преподавания, что в конечном итоге оказало большое влияние на последующее развитие французского клавесина. школы, а также композиторов за рубежом, таких как Иоганн Якоб Фробергер. Среди его учеников были Жак Хардел и Жан-Анри д'Англьбер, но он был особенно важен за его вклад в создание музыкальной династии Куперенов. Около 1650/51 г. Луи Куперен и его братья дали небольшой частный концерт в поместье Ле Плесси-Фё-Осу в Шамбоньер, чтобы отметить день именин старшего композитора. Их игра и их музыка (сочиненная Луи) настолько впечатлили Шамбоньера, что он оказал всяческую поддержку Куперенам, и вскоре они сделали активную карьеру в Париже.

Единственное сохранившееся письмо Шамбоньера Христиану Гюйгенсу. Датированный 8 января 1656 года, он свидетельствует о постоянном интересе Шамбоньера к путешествию на север.

Жена Шамбоньера умерла в начале 1650-х годов. Он женился на своей второй жене Маргарите Ферре, дочери судебного пристава, 16 декабря 1652 года. В то время как гражданская война Фронда продолжалась, карьера Шамбоньера продолжала расти. Он продолжал увеличивать свой доход, давая концерты и преподавая, и в какой-то момент задумал отправиться в тур по Брабанту. Серия концертов под названием Assemblée des honnestes curieux была дана в середине 1650-х годов; на вручении осенью 1655 г. присутствовал Христиан Гюйгенс. Танцевальная карьера Шамбоньера также продолжалась: 23 февраля 1653 года он танцевал в Королевском балете de la nuit, бок о бок с молодыми Людовиком XIV и Жан-Батистом Люлли, а 14 В апреле 1654 г. он участвовал в балете по опере Карло Капроли «Le nozze di Peleo e di Theti». Сочинения клавесина Шамбоньера уже появлялись в собраниях рукописей, датируемых концом 1650-х годов, но он еще не опубликовал ни одной своей музыки.

1657–1672: Уменьшение состояния

Финансовое положение Шамбоньера, вероятно, прекратилось. быть стабильным уже в начале 1650-х годов, когда армии Фронды опустошили регион Бри. Однако первые серьезные убытки, должно быть, произошли в 1657 году, когда был подан иск, в результате которого поместье Шамбоньер и его земля в Ле-Плесси-Фё-Осу были проданы за сравнительно небольшую сумму. Летом его жена Маргарита получила указ о раздельном содержании и продала часть имущества композитора. Первый серьезный удар по карьере Шамбоньера был нанесен также в 1657 году королем, который нанял Этьена Ришара в качестве королевского учителя клавесина, тем самым оскорбив гордость Шамбоньера и сделав его положение при дворе. менее безопасный. Много десятилетий спустя Эврар Титон дю Тий описал заговор, имевший место при дворе, с целью отстранить Шамбоньера от занимаемой должности и заменить его Луи Купереном. Однако это не удалось, поскольку Куперен отказался занять этот пост из-за преданности своему благодетелю и другу.

К концу 1660 года Шамбоньер называл себя маркизом, но он по-прежнему испытывали финансовые проблемы. Он и его жена все еще жили вместе, несмотря на ее прежние занятия; его положение в суде постоянно находилось под угрозой со стороны того, что он в письме назвал «низкой и злой кликой», и его пенсия была отключена, очевидно, теми же людьми. 23 октября 1662 года Шамбоньер ушел в отставку и продал возвращенную ему должность д'Англьберу за 2000 ливров. Последний должен был немедленно принять на себя все обязанности, но не получал никакого вознаграждения. По словам альтиста Жана Руссо, современника Шамбоньера, композитор был вынужден уйти в отставку, так как не мог исполнять бассо континуо аккомпанемент. Многие из несчастий Шамбоньера почти наверняка были вызваны назначением Жана-Батиста Люлли суринтендантом музыки для камерной музыки: умение исполнять бассо континуо все же уменьшило бы статус Шамбоньера при дворе, уменьшив его до небольшая часть оркестровой силы Лулли. После выхода на пенсию Шамбоньер, должно быть, продолжал выступать, чтобы зарабатывать на жизнь, но сохранилась только одна запись концерта, сделанная 1 ноября 1665 года в салоне герцогини Орлеанской. Он опубликовал два тома пьес для клавесина в 1670 году и умер через два года в тяжелых финансовых обстоятельствах. Сохранилась посмертная инвентаризация его имущества, в нем перечислены мебель, гобелены и т. Д. В посредственном состоянии, а также четыре клавишных инструмента: два клавесина (один, вероятно, двухручный), спинет и царственный.

Работа

Les pièces de clavessin [...] livre premier. Париж, 1670. (полная партитура)

Из-за отсутствия рукописных источников мало что известно о французской клавесинной музыке первой половины 17 века, и Шамбоньер становится единственным крупным композитором того времени с большим количеством сохранившихся произведений.. Сохранилось около 150 произведений, почти все танцевальные. Шестьдесят из них были опубликованы самим композитором в 1670 году в двух томах Les pièces de clavessin, а остальные известны примерно из 20 рукописных источников, большинство из которых были обнаружены только в середине и конце 20 века. Два из них имеют особое значение: знаменитая рукопись Бауина и рукопись из собрания Гая Олдэма в Лондоне. Рукопись Бауына включает, среди прочего, альтернативные версии почти всех опубликованных работ. Рукопись Олдема содержит 22 произведения Шамбоньера, 13 из которых, возможно, находятся в руке Шамбоньера, и по крайней мере одна (Allemande Le moutier), очевидно, была включена в рукопись. Стиль Шамбоньера сформировался под влиянием более ранних и современных клавесинистов, таких как Этьен Ришар и, что более важно, лютнистов, таких как Рене Мезанжо, Жермен Пинель., Эннемон Готье и Дени Готье. Поскольку точный ход эволюции стиля классического французского клавесина остается загадкой, невозможно установить, какую роль сыграл Шамбоньер в становлении этого стиля. Он явно находился под влиянием французской школы лютни, адаптировав ее стиль бризе к клавесину, и, возможно, он был одним из первых, кто это сделал. Другим важным влиянием было глубокое обоснование в контрапункте, вероятно, переданном от его деда Томаса через его отца.

Подавляющее большинство произведений Шамбоньера - это allemandes, courantes, sarabandes и gigues, стандартные танцевальные типы эра. Куранты полностью превосходят все остальные жанры: их более 60. Также сохранились набеги Шамбоньера на другие танцевальные типы, наиболее важными из которых являются четыре павана и три или четыре шаконн. Никаких прелюдий Шамбоньера не существует, хотя жанр был очень популярен: действительно, он единственный крупный композитор того периода, у которого нет ни одной заслуги (хотя девять анонимных неизмеримых прелюдий из рукопись B-Bc 27220, возможно, была написана им). Существует множество произведений в нескольких версиях, что представляет значительные проблемы для ученых и исполнителей, поскольку версии могут сильно отличаться. Бауынские рукописные версии опубликованных работ, например, почти полностью неароматизированы, тогда как опубликованные версии изобилуют орнаментом. Одним из особенно ярких примеров является Pavane L'entretien des Dieux. Он имеет единственную трель в версии Bauyn, в то время как в опубликованной версии эта трель опущена, но появляются 62 других украшения. Другой пример, Sarabande Jeunes zéphirs, встречается в 11 источниках, и нет двух идентичных версий. Наконец, еще одна проблема для ученых - это группировка фигур. Шамбоньер решил опубликовать свои работы как наборы, определяемые ключом ; часто между произведениями одной сюиты существуют музыкальные связи. Однако такие комплекты отсутствуют в рукописных источниках, где фрагменты сгруппированы только по ключам и не образуют комплекты.

Описанный Вилли Апелем «одним из самых красивых произведений Шамбоньера и заслуженно одним из его самых известных», фа мажорная чакона изображена здесь, как сохранилась в знаменитом манускрипте Бауэна.

Мерсенн справедливо похвалил Шамбоньера за «Прекрасные мелодии и прекрасные аккомпанементы смешались вместе» и «красота ритма», и действительно сильное чувство мелодической линии Шамбоньера было одной из определяющих характеристик его музыки. Широкие, размашистые мелодии часто сообщают целые штаммы его аллеманд и курантов. Однако за приятной мелодической поверхностью часто скрывается значительная степень полифонической сложности, и тщательно скрываемые контрапунктические приспособления довольно часто встречаются в произведениях Шамбоньера, даже если большинство произведений скорее гомофонические, чем полностью полифонические. Такие структурные связи не редкость в сюитах Шамбоньера, и иногда они определяют подгруппы в собраниях рукописей: три куранта третьей сюиты ливр-премьера являются ярким примером, связанными масштабным мотивом как в опубликованных версиях, так и в рукописи Олдема., где они тоже появляются вместе, в той же последовательности. В том же наборе есть больше примеров имитационного контрапункта, встроенного в текстуру танца, например, в финальном концерте и в тематической важности голоса тенора в трех- и четырехчастных текстурах первых нескольких пьес.

Избранная дискография

С момента появления периодической исполнительской практики в 20 веке произведения Шамбоньера были записаны рядом клавесинистов. К таким записям, некоторые из которых переиздавались несколько раз, относятся следующие:

  • 1979. Кеннет Гилберт. Livre premier de clavecin, на клавесине 1747 года работы Себастьяна Гарнье. Decca / Argo, ZK 80
  • 1985. Франсуаза Ленгелле. Pièces pour clavecin на двух клавесинах Дэвида Лея, копии исторических инструментов Ракерса и Бланше. Lyrinx LYR 066
  • 1992. Пропустить Семпе. Pièces de clavecin, на улице гр. 1680 г. Фламандский клавесин. BMG / DHM 05472 77453 2
  • 2003.. Les Pieces de Clavessin, на французском клавесине конца 17 века. Это самая ранняя полная запись музыки Шамбоньера, опубликованная при его жизни, и она также включает в себя ряд рукописных произведений. AS Musique / AS Productions ASM 00
  • 2016. Франц Сильвестри, «Сюиты для клавесина», набор на 2 компакт-дисках, состоящий из восьми сюит, каждая из которых выполнена в тональности Шамбонье. Выпущено Brilliant Classics. Исполняется на инструменте 2014 года Андреа Ди Майо, по мотивам Водри, 1681; клавесин с двумя ручками.

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Жаком Шампьоном де Шамбоньер.
Последняя правка сделана 2021-05-24 11:51:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте