Зенана (персидский : زنانه, бенгальский : জেনানা, урду : زنانہ, хинди : ज़नाना) буквально означает «женщины» или «относящийся к женщинам», в персидском языке контекстуально относится к части дома, принадлежащей индусу или мусульманину семья на Индийском субконтиненте, которая предназначена для женщин домашнего хозяйства. Зенана - это внутренние покои дома, в котором живут женщины семейства. Внешние апартаменты для гостей и мужчин называются мардана. Концептуально для тех, кто практикует пурдах, это эквивалент на Индийском субконтиненте гарема.
. Христианские миссионеры смогли получить доступ к этим индийским девушкам и женщинам посредством миссий зенана. ; женщины-миссионеры, получившие образование в качестве врачей и медсестер, могли оказывать им медицинскую помощь, а также проповедовать им в своих собственных домах.
Физически зенана суда Великих Моголов состояла из исключительно роскошных условий, особенно для принцесс и женщин, связанных с высокопоставленными фигурами. Из-за крайних ограничений на доступ в женские помещения имеется очень мало достоверных отчетов с их описанием. Тем не менее, современные ученые, оценивающие судебные протоколы и рассказы о путешествиях, относящиеся к периоду Великих Моголов, детализируют женские жилища как внутренние дворы, пруды, фонтаны и сады. Сами дворцы были украшены зеркалами, картинами и мрамором. Джаханара, дочь Шаха Джахана и Мумтаз Махала, жила в своей квартире, украшенной ценными коврами., и фрески с летающими ангелами. Другие удобства, изображенные на иллюстрациях придворной жизни, включают проточную воду и ухоженные сады.
Вместо того, чтобы быть тюремным пространством распутной деятельности, популяризируемой европейским воображением (см. Ориентализм ), зенана функционировала как владение женщин-членов семьи, начиная от жен и кончая наложницами, вдовами, незамужними сестрами и двоюродными братьями и даже дальними родственниками, которые считались зависимыми родственниками. Помимо высокопоставленных женщин, зенана была населена служителями разного уровня подготовки и предназначения, чтобы обеспечивать потребности женщин, проживающих в ней. Все приходящие друзья, слуги и артисты неизменно были женщинами, вплоть до хорошо обученного корпуса вооруженных женщин - охранников, известных как урдубегис, которым поручено сопровождать и защищать женщин в зенане.
Укрепленный вход в зенана в Фатехпур Сикри.Согласно Абу'л-Фазл ибн Мубарак, автору Акбарнама, зенане Акбар Великий в Фатехпур. Сикри был домом для более пяти тысяч женщин, каждой из которых были выделены отдельные комнаты. Размер зенаны означал, что это была отдельная община, и поэтому для ее поддержания требовалось систематическое администрирование; все эти администраторы были женщинами. описывает зенану как разделенную на секции, причем дароги назначены для удовлетворения финансовых и организационных потребностей жителей. Среди других административных должностей был техвилдар, или бухгалтер, ответственный за зарплату и финансовые запросы жителей. Затем были махалдары, женщины-служительницы высшей власти, избранные из числа дарогх, которые часто выступали в качестве источника информации от зенаны непосредственно к императору. Царские анаги (слово на тюркском языке, использовавшееся при дворе Великих Моголов для кормилицы ) были возведены до высоких должностей, хотя их цель не была строго административной.
Именно из-за того, что мужчины-члены общества Великих Моголов не слишком точно определяли понятие пурды как отражение их собственной чести, жены, дочери и особенно незамужние женщины в верхних эшелонах империи смогли расширить свое влияние за пределы физические структуры зенаны. Эта менее жесткая интерпретация пурды позволяла дамам двора Великих Моголов косвенно участвовать в общественной жизни, особенно в проектах гражданского строительства. Сама Джаханара была ответственна за крупное изменение Шахджаханабада, построив теперь известный рынок Чандни Чоук. В общей сложности жены, дочери и даже куртизанки были основными покровителями 19 крупных строений в городе. Из-за культурного прецедента, установленного их предками тимуридами, для женщин Великих Моголов было сравнительно более приемлемо заниматься гражданской благотворительностью в виде строительных проектов и даже заниматься досугом за пределами зенаны, например охотой, поло и паломничеством., чем это было бы для их Сефевидов современников. Нур Джахан кажется уникальной тем, что у нее была особая склонность к охоте, и она смогла получить разрешение сопровождать своего мужа Джахангир на нескольких прогулках, даже однажды легко убив четырех тигров благодаря своей превосходной стрельбе.
Несмотря на социальную свободу, которая пришла с членством в королевской семье Женщины Моголов не появлялись на виду и не были замечены посторонними или мужчинами, кроме членов их семьи. Вместо этого, когда они путешествовали, они покрывали свои головы и лица белыми покрывалами, и их перевозили в худах, повозках и паланкинах, укрытых со всех сторон, чтобы сохранить требуемую скромность и уединение. из Purdah. Входя в саму зенану или выходя из нее, женщины-носильщики несли свои паланкины, и их передавали только слугам и евнухам-мужчинам за пределами стен зенаны. Если посторонних потребуют войти в зенану, как в случае болезни, когда женщину нельзя было переместить из-за ее здоровья, посетителя с головы до ног укрывали саваном и вслепую вели к даме евнух escort.