Заговоры

редактировать
Лекарь поливает «целебной водой» ребенка. Россия, 1914

В восточнославянской мифологии, заговоры (единственное число заговор ) - это форма словесной народной магии. Пользователи заговоры могут очаровывать предметы или людей.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 История
  • 3 Мифологический центр и формулы ассимиляции
  • 4 Примечания
  • 5 Источники
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Этимология

Современное русское слово заговор (русский : заговор) соответствует английскому слову заклинание, которое когда-то означало «заговор, заговор, заговор». акт заговора ». Заговор («что исполняется речью») происходит от русского фольклора. То же самое и с термином Nagоvory (русский : наговор) с его префиксом инициации na- и корнем -govor («речь»), означающим «то, что запускается с помощью речи».

Их небольшое различие в смысле можно увидеть в конструкциях типа заговоры от малефициума / от пуль (защитный, апотропный аспект) и наговоры на воду (чтобы сделать ее "исцеляющей"). Последняя фраза, кажется, отражает более оскорбительные действия.

украинский замовляння (украинский : замовляння) и белорусский замовский (Белорусский : замовы) семантически идентичны русскому языку zagоvory, так как оба имеют корень -mov («речь»). Оба этих восточнославянских слова близки к польскому термину zamawianie. В польском фольклоре сохранились зачатки словесной магии - zamawianie choroby («народное исцеление»).

История

Заговоры возникли из языческих молитв и заклинаний, и поэтому изначально основывались на вере в силу человеческого слова. Отсюда вытекала важность точного произношения слов (будь то шепот или пение), а также точное соблюдение связанных обрядов. От исполнителя обряда требовалось немало жизненных сил. Например, практикующий заговор должен иметь либо полный набор зубов, либо нож как символическую замену отсутствующим зубам.

Первоначально часть искусства волхва (кириллица : Волхвы; Польский : wołchw), исчезнувшие во время преследования Восточной Православной Церкви, традиция заговоров просуществовала до 20 века в народной народной культуре, часто под властью вид неканонической христианской молитвы.

В Российской Империи заговоры на протяжении веков преследовались церковью и светскими, цезаропапистскими властями (по крайней мере, с середины XVII до середины XIX века.). В российских архивах хранится более 600 случаев церковного и гражданского преследования колдовства, богохульства и рациональных ересей XVIII века. Даже в 1832 году, после того как Сборник законов Российской Империи был впервые систематизирован под руководством Михаила Сперанского, колдовство и колдовство все еще оставались предметом светского Уголовного права..

Ради выживания заговоры традиция стала подражать христианству. Образцы заговоров наполнились христианскими сюжетами и мотивами, использовались как справочная база для совершения магических действий. Однако в византийской письменной традиции (которая охватывала культурное посредничество южных славян) циркулировали как христианская ортодоксия, так и некоторые неортодоксальные рукописи, которые могли отражать местные языческие концепции.

Например, в одном из заговоров (очевидно, под влиянием христианизации, хотя и представляющего скорее конкретное видение) под названием «как лечить раны» сказано «вроде распятого Иисуса Христа не было чувствовать любую боль, так же может не ощущать никаких ран, никаких болезней ».

Еще один пласт в заговорском наследии мог быть западного происхождения. Каждый из мотивов, разделяемых восточными и западными славянами, имеет соответствия западноевропейским (в основном германским). Это указывает на то, что западнославянские обереги служили посредником между восточнославянской традицией и западными влияниями.

Магическая формула «Стой, кровь, как все еще в ране, как вода / Иисус в Иордане» - это пример ассимиляции кровоточащей раны у пролеченного человека в средневековой апокрифической истории о том, как воды Иордана перестали течь. когда Иисус вошел в них. Встречается в Беларуси, Украине, несколько редко на Юге и Западе России. Что касается других славянских традиций, формула встречается в Польше и, что еще чаще, в польских текстах, записанных в Литве ; он также встречается в чешских талисманах, хотя и предназначен для борьбы с другими заболеваниями, кроме кровотечения.

Географически область восточнославянских заговоров можно условно разделить на две части.

Одна из них - традиции Русского Севера и прилегающих Среднерусских регионов. На эту традицию через прямые контакты оказали меньшее влияние соседние культуры, хотя и на нее сильно повлияла рукописная традиция. В результате он не слишком разнообразен по композиции сюжетов и мотивов. Но наиболее известные сюжеты, мотивы и формулы, считающиеся аутентичной чертой русских (и всех восточнославянских) заговоров (например, мотив сакрального центра, камень Алатырь на острове Буян посреди священного моря) кажутся прийти оттуда.

В рамках второй традиции, охватывающей большую часть Украины и Белоруссии, а также южные и западные русские регионы, западные и южнославянские (а также византийские) влияние проявилось в наибольшей степени. Результатом является сосуществование и активное взаимодействие сюжетов, мотивов и поэтических формул разного происхождения.

Мифологический центр и формулы ассимиляции
Художественное воспроизведение Алатыря на острове Буян

Хотя идея мифологического центра полностью отсутствует в заклинаниях западных и южных славян, она известна в фольклоре всех восточных славян, особенно в русской традиции заговоров.

В восточнославянской народной религии понятие Пуп Мира воплощается в священном камне [ru ] (часто называемом белым и горячим), находящемся где-то на востоке (либо в нетронутом («чистом») поле, либо на острове Буян посреди священного моря / океана).

Алатырь фигурирует в большинстве заговоров под разными именами. Намного реже, чем обычно, его заменяют священным деревом (например, ива или белая береза) или неуказанной христианской церковью.

Также очень часто обращаются к таким природным явлениям, как рассвет с красным солнцем (и восточная сторона мира как таковая), молодая (новая) луна, звезды, ветры.

Что касается персонализированных явлений в этих мифопоэтических текстах, можно увидеть, что языческие и христианские персонажи часто взаимозаменяемы. Например, в разных версиях одних и тех же заговоров верховная сила, к которой применяет практик, - это либо Мария (Богородица ), либо «Заря Красная Дева» (Заря ).

В некоторых Заговоры практикующий обращается к западной части мира за помощью в Maleficium. Тем не менее, абсолютное большинство заговоров сосредоточено на добрых делах, таких как исцеление людей и скота, привлечение удачи, любовные связи, свадьба защита, поддержка при рождении и связи с общественностью. В Западной Сибири был записан заговор, названный «за добрые дела», который следовало читать трижды в новолуние. В нем говорилось: «... Я вот молодой полумесяц с золотыми рогами, дай, Боже мой, золотые рога новой луне, так дай мне, на добрые дела... "

Кроме того, это может быть любовное желание," как голуби живут в любви, так бы и мы с таким-то поступаем... "Но к вынесению приговора этому заговору из Пермской губернии надо было хорошо подготовиться: парень должен был поймать голубя и зарезать его, месить вылила тесто на его жире и испекла что-то вроде небольшого калача, затем накормила им подругу, сказав вышеупомянутые слова.

записано в 1648 году наговор на воске назвал "как выдержать пытки" установил, что "и небо, и земля сделаны из луба ", а затем загадал желание "как будто мертвые на земле ничего не чувствуют, поэтому может такой-то точно так же не испытывать ни зверств, ни пыток ».

Самым обычным началом русского северного заговора было« встаю блаженный, выхожу через двери и врата на Восток., на восточную сторону, на нетронутые поля, на море-океан, на остров святого Бога... на этом острове лежит каменный Алатырь... "

В середине заговоров часть желаемого была оформлена в виде ассимиляция с природными или священными явлениями, как в этом гемостатическом примере: «... ни каменный Алатырь не дает воды, ни я бы не истекал кровью... ни курица не дает молока, ни петух - ни яйцо, ни такой-то и такой-то кровоточить... ни кровь из кости, ни ва тер из камня... »

Типичное окончание заговора (сопровождаемое символикой как ключа, так и замка) часто включало высказывание« Да будут мои слова (оба) твердыми и твердыми ».

Примечания
Источники
  • Агапкина, Татьяна (2010). Восточнославянские лечебныезаговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира. Москва. («Восточнославянские лечебные заговоры в ограничительном освещении: Сюжетика и образ мира»)
  • Мадлевская, Елена (2007). Русская мифология. Энциклопедия. Москва. (Знахарь и знахарка // Русская мифология. Энциклопедия.)
  • Viljo Johannes Mansikka Über Russische Zauberformeln mit Berucksichtigung der Blut- und Verrenkungssegen. Гельсингфорс, 1909. («О русских заговорных формулах. С учётом заговоров на кровь и от вывихов»)
  • Вильо Йоханнес Мансикка Die Religion der Ostslaven. И. Квеллен // FF Communications. № 43. Suomalainen Tiedeakatemia. - Хельсинки, 1922. («Религия восточных славян»)
  • Юдин А.В. Ономастикон русских заговоров: Московский общественный науч. фонд // Язык: Русский, Москва, 1997 г. («Ономастикон русских заговоров»)
  • Юдин А.В. Русская народная духовная культура. Высшая школа // Язык: Русский ISBN 978-5060045093 («Русская народная духовная культура»)
  • Александров, Алексей (1997). 777 Заговоров и Заклинание Русского Народа. Москва: Локид. ISBN 5320002157.
  • Майков Л.Н. Великие русские заклинания - Санкт-Петербург: Типография Майкова, 1869, 164 страницы; 2-е издание, переработанное и дополненное - Санкт-Петербург: Издательство Европейского Дома, 1994
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-23 05:56:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте