Свидетель название жертвенника, упомянутого в Иисус Навин 22: 10–34. Его имя появляется как «Свидетель» в Новой версии короля Якова, Английской стандартной версии и New Living Translation. Женевская Библия и Версия короля Якова транслитерируют исходное еврейское слово Эд (עד 'êḏ), а Новая международная версия рассматривает все следующие слова как имя жертвенника: «Свидетель между нами, что ГОСПОДЬ есть Бог». Версия Нового Века напоминает название жертвенника как «Доказательство того, что мы верим, что Господь есть Бог». Новая американская стандартная Библия называет его «Наступательным жертвенником».
Согласно Джошуа 22, восточные или трансиорданские племена пересекают Река Иордан после помощи в завоевании земли Ханаана. Затем они построили массивный жертвенник у Иордана. Это заставляет «все собрание израильтян» готовиться к войне, но сначала они отправляют к трансиорданским племенам делегацию во главе с Финеесом. Они обвиняют восточные племена в том, что они сердят Бога и предполагают, что их земля может быть нечистой. В ответ на это племена Трансиордании заявляют, что жертвенник не будет использоваться для подношений, а является лишь «свидетелем». Западные племена довольны и возвращаются домой.
Строительство жертвенника касалось других племен, которые считали, что должен быть только один жертвенник. Однако восточные племена объяснили, что они построили его только как свидетельство их единства религии (несмотря на то, что они были несколько отрезаны рекой), а не как конкурирующий рабочий жертвенник (как более поздний тельцов набор вверх по Иеребоаму). Восточные племена назвали алтарь Свидетелем, чтобы соответствовать этому.
Ассис утверждает, что необычные размеры алтаря предполагают, что он «не предназначался для жертвоприношения», а был, по сути, «призван привлечь внимание других племен» и вызвать реакцию. Дэвис рассматривает действия трансиордании как «первое в серии независимых действий со стороны различных племен, которые приведут к более позднему дроблению колен Израиля», а строительство жертвенника - как «отступление от Божьего плана». для централизованного богослужения."
Местоположение алтаря также оспаривается. Библейский комментарий Джеймисона-Фоссета-Брауна говорит:
Снайт утверждает, что это было« в Галгале, на западном берегу Иордана », в то время как Ассис утверждает, что он был построен к востоку от Иордан.
Название жертвенника неясно в Масоретском тексте, и текст мог быть искажен в этом месте. Он гласит: «Рувимиты и гадиты назвали жертвенник, потому что это свидетельство между нами, что Яхве есть Бог ». Некоторые исследователи текстов подозревают, что название жертвенника должно быть было выброшено переписчиком, намеренно или непреднамеренно
.