Улоф Вильгельм Петерсон-Бергер ( произношение ; 27 февраля 1867 г. Уллангер, Ангерманланд - 3 декабря 1942 г. Эстерсунд ) был шведским композитором и музыкальный критик. Как композитор, на него больше всего повлияли Григ, Август Сёдерман и Вагнер, а также шведская народная идиома.
Петерсон-Бергер учился в Стокгольмской консерватории с 1886–89, а затем в Дрездене в течение года.
Он наиболее известен по трем альбомам национальных романтических фортепианных пьес под названием Frösöblomster I, II и III (Цветы Фресё), в которые входит часто исполняемая Vid Frösö kyrka (At Frösö Church) и Sommarsång (Летняя песня). Наборы, которые создавались в течение 18 лет (1896–1914) и впоследствии были собраны в коллекцию, приобрели репутацию олицетворения квинтэссенции «шведскости» в романтическом, националистическом ключе своего времени. Самая известная из пьес, Sommarsång (Летняя песня), напоминает о теплых, спокойных, гармоничных и ярких предлетних вечерах, когда солнце на севере почти никогда не заходит; они были большим прорывом для Вильгельма. Соммарсонг до сих пор известен большинству шведов, даже тем, кто обычно не интересуется музыкой: большинство молодых студентов-пианистов в северных странах уже учили это произведение. Его песни для вокального ансамбля также регулярно исполняются и являются частью основного репертуара шведских хоров.
Среди других его произведений пять симфоний - среди них №2 Суннанфард и №3 Сам-Атнам, которые обычно считаются лучшими, а также оперы Ран, Арнлёт, Домедагпрофетерна («Пророки Судного дня») и Адилс оч Елисив («Адилс и Элисив»). Его владение большими формами как в архитектуре, так и в инструментарии, оспаривается.
Он был постановщиком Стокгольмской оперы с 1908-10 гг. Тем не менее опера «Арнлёт» стала чем-то вроде символа провинции Емтланд и регулярно исполняется там, как «», в Арнльётлегдене на Фрёсон, недалеко от бывшего дома Петерсон-Бергер., Соммархаген. Domedagsprofeterna - это полная противоположность Arnljot - легкой праздничной музыкальной комедии, действие которой происходит в 17 веке Уппсала, в то время как сага Adils och Elisiv, в которой шведское «talsång» (песня-речь) получила свое самое чистое выражение, является произведением, превозносящим веру Петерсона-Бергера. в гуманизме и добродетели.
Он также написал около восьмидесяти песен, многие из которых составлены на стихи Эрика Акселя Карлфельдта, например, Aspåkers polska.
Помимо того, что Петерсон-Бергер был композитором, он также был уважаемым, хотя и весьма неоднозначным музыкальным критиком для Стокгольмской газеты Dagens Nyheter («Новости дня») 1896-1930 гг. Он был консерватором и боролся с возрастающим влиянием модернизма в музыке, особенно со стороны Арнольда Шенберга и его последователей. Его прогрессу препятствовали многие враги, которых он нажил своими сочинениями; он атаковал показную виртуозность и сухой академизм сатирой, но также и строгой сознательностью. Ни для композиторов, ни для исполнителей, которые не соответствовали его вкусам (или которые были молодыми и незащищенными музыкантами, если взять один типичный пример), он не был выше серьезных личных оскорблений.. Среди других сочинений - «Svensk musikkultur» (шведская музыкальная культура). культура, 1911), который включает в себя ясные и сатирические нападки на преобладающий музыкальный истеблишмент, «Рихард Вагнер som kulturföreteelse» (Рихард Вагнер как культурный феномен, 1913), а также переводы Тристана и Изольды (для 1909 г. производство в Стокгольме) и Фридриха Ницше Рождение трагедии (1902) и Так говорил Заратустра (1919).
Один знакомый позже вспомнил свое удивление, когда, путешествуя поездом из Стокгольма в Эстерсунд и Фресен, крупный мужчина и печально известный критик внезапно расплакался и почувствовал себя мягким, как ребенок, как сельский пейзаж его возлюбленной Jämtland начал разворачиваться за окном. Однако даже этот писатель отметил, что даже угрожающий и жалкий внешний вид и поведение Петерсон-Бергер соответствовали стереотипу сурового скандинава.
Его дом на острове Frösön недалеко от Эстерсунда (где он проводил лето с 1914 года, а затем постоянно жил с 1930 года) открыт для публики в летние месяцы и во многом равен композитор оставил это. В музыкальном зале на первом этаже есть его рояль (он был компетентным пианистом), рабочая комната (с «картинным окном», выходящим на Стуршен) и библиотека (с его коллекцией книг и партитур), а наверху можно посмотреть спальни. Он жил там один с дворецким и его кошками. Есть также небольшое кафе, где продаются книги и компакт-диски.
Nationalencyklopedin, группа 15 (1994) (Шведская национальная энциклопедия, в шведском )
Перси Г. Вильгельм Петерсон-Бергер, Введение. Стокгольм, Общество Вильгельма Петерсона-Бергера, 1982.