Вирендранат Чаттопадхьяя

редактировать

Вирендранат Чаттопадхьяй
Chatto01.jpg Вирендранат Чаттопадхья
Родился1880. Хайдарабад, Британская Индия
Умер2 сентября 1937 г. (предположительно). Считается Советским Союзом
Другие именаЧатто
ОрганизацияДжугантар, Индийский дом, Берлинский комитет, Лига против империализма
ДвижениеДвижение за независимость Индии, Индо -Германский заговор, Антиимпериализм
Супруга(s)Лиз Рейнольдс
Партнер (ы)Агнес Смедли
РодственникиСароджини Найду (сестра)

Вирендранатх Чаттопадхья (бенгали : বীরেন্দ্রনাথ চট্টোপাধ্যায়), он же Чатто, (1880 - 2 сентября 1937, Москва), был выдающимся индийским революционером, который работал над свержением Британское владычество в Индии, используя силу оружия как инструмент. Он создавал союзы с немцами во время Первой мировой войны, входил в Берлинский комитет, который организовывал индийских студентов в Европе против британцев, и исследовал действия японцев в то время.

Он поехал в Москву в 1920 году, чтобы заручиться поддержкой коммунистов индийского движения, в том числе среди азиатов в Москве, которые работали над революционными движениями. Он вступил в Коммунистическую партию Германии (КПГ). В 1930-е годы он несколько лет жил в Москве. Арестованный в июле 1937 г. во время Иосифа Сталина Большой чистки, Чатто был казнен 2 сентября 1937 года.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 В Англии
  • 3 В Париже
  • 4 Брак и семья
  • 5 В Германии
  • 6 Революционный бродяга
  • 7 Последние годы
  • 8 Оценка
  • 9 Представления в других СМИ
  • 10 См. Также
  • 11 источников
  • 12 внешних ссылок
Ранняя жизнь
Вирендранат Чаттопадхьяя

Его детское прозвище было Бинни или Бирен. Вирендранат был старшим сыном (вторым из восьми детей) доктора Агоренат Чаттопадхьяя (Чаттерджи), ученый-философ и педагог, бывший директор и профессор науки в Низамском колледже, и его жена Барада Сундари Деви, поэт и певица на бенгальском языке. Семья поселилась в Хайдарабаде. Их дети Сароджини Найду и Хариндранат Чаттопадхьяй стали известными поэтами и парламентариями. Их дочь Мриналини (Ганну) стала националистической активисткой и представила Вирендраната многим из своего круга в Калькутте (Калькутта). Младший сын Марин вместе с Вирендранатом участвовал в политической деятельности.

Чаттопадхьяя получил светское и гуманитарное образование. Он был полиглотом и свободно владел индийскими языками: телугу, тамильский, бенгали, урду, персидский, хинди, а также английским; позже он должен был выучить французский, итальянский, немецкий, голландский, русский, а также скандинавские языки. Он поступил в Мадрасский университет и получил степень бакалавра искусств в Университете Калькутты. В Калькутте через свою сестру Ганну (Мриналини), уже известного как продвинутого националиста, Вирендранат был представлен Беджою Чандре Чаттерджи, адвокату и экстремисту. Чатто встретил семью Шри Ауробиндо, особенно его кузенов, Кумудини и Сукумара Митру; Первый был редактором крамольного журнала «Супрабхат». В течение многих лет после этого Чаттопадхьяя поддерживал контакт со всеми ними.

В Англии

В 1902 году Чаттопадхьяя поступил в Оксфордский университет, готовясь к индийскому Государственная служба. Позже он стал студентом юридического факультета Мидл Темпл. Посещая Шьямджи Кришна Варма Индийский дом на Кромвель Авеню 65 в Лондоне, Чаттопадхьяя близко познакомился с В. Д. Саваркар (с 1906 г.). В 1907 году Чаттопадхьяя был членом редакционного совета индийского социолога Шьямджи. В августе вместе с мадам Камой и С. Р. Рана, он посетил Штутгартскую конференцию Второго Интернационала, где они встретились с делегатами, включая Генри Гайндмана, Карла Либкнехта, Жан Жорес, Роза Люксембург и Рамзи Макдональд и другие. Владимир Ленин присутствовал, но неизвестно, встречал ли его Чаттопадхьяя по этому поводу.

В 1908 году в «Индийском доме» он познакомился с рядом крупных «агитаторов» из Индии: Г. С. Хапарде, Ладжпат Рай, Хар Дайал, Рамбхудж Датт и Бипин Чандра Пал. В июне 1909 г. на собрании Дома Индии В. Д. Саваркар решительно выступал за убийства англичан в Индии. 1 июля в Имперском институте в Лондоне сэр Уильям Керзон-Уилли, политический адъютант Управления по Индии, был убит Маданом Лалом Дхингрой, на которого оказал сильное влияние Саваркар. Чаттопадхьяя опубликовал письмо в The Times 6 июля в поддержку Саваркара и был немедленно изгнан из Среднего Храма Скамьями. В ноябре 1909 года он редактировал недолговечный, но яростный националистический журнал Talvar (Меч).

В мае 1910 года, воспользовавшись возможностью напряженности между Соединенным Королевством и Японией из-за Корейского полуострова, Чаттопадхьяя обсудил возможность помощи Японии революционным усилиям Индии. 9 июня 1910 г. вместе с Д. С. Мадхаврао он последовал за В. В. С. Айяра в Париж, чтобы избежать выдачи ордера на его арест. Достигнув Франции, он присоединился к Французской секции Интернационала трудящихся (SFIO).

В Париже

Айяр вернулся в Индию и поселился в Пондичерри, где он опубликовал газету Дхарма и ряд политических брошюр на тамильском языке, поддерживая при этом регулярные контакты с мадам. Бхикаджи Кама в Париже. Чатто и некоторые другие революционеры остались с ней на улице де Понтье, 25 и помогли ей отредактировать Bande Mataram : его апрельский номер 1911 года «был одним из самых жестоких из когда-либо появившихся», восхваляя возмущения в Насик и Калькутта. В нем говорилось: «С джентльменами мы можем быть джентльменами, но не с негодяями и негодяями. (...) Наши друзья, бенгальцы, тоже начали понимать. Благословенны их усилия. Да будет их оружие».

В связи с Тирунелвели делом о заговоре в феврале 1912 года мадам Бхикаджи Кама опубликовала статью, показывающую, что эти политические убийства соответствуют учению Бхагавад Гиты.

Брак и семья

В 1912 году Чаттопадхьяя женился на мисс Рейнольдс, ирландской католичке. Поскольку он был язычником, который отвергал все попытки обратить его в свою веру, она купила у папы особое разрешение выйти за него замуж. После церемонии она сообщила ему, что условием заключения брака является католицизм. Они поссорились и расстались, она стала монахиней в каком-то тайном английском монастыре, а он годами пытался расторгнуть брак. В апреле 1914 года Чаттопадхьяя отправился в Берлин для дальнейшей революционной деятельности. Там он вступил в союз с Агнес Смедли. Хотя это не был законный брак, она носила его имя и была известна как его жена. Отношения продлились восемь лет. Свой знаменитый роман Дочь Земли Агнес написала в 1928 году, в год их разлуки. Несомненно, он любил ее. Ни она, ни другие не понимали почему, поскольку он мало интересовался женщинами. Она переехала в Китай и имела отношения с советским мастером разведки Рихардом Зорге. Он также послал своего революционера Герамбалала Гупту в Японию через США.

В Германии

В Германии, чтобы избежать подозрений, он поступил в университет в качестве студента. Будучи студентом сравнительной лингвистики в университете Саксен - Анхальт в апреле 1914 года, Чаттопадхьяя познакомился с доктором Абхинашем Бхаттачарьей (он же Бхатта) и некоторыми другими индийскими националистами. ученики. Первый был хорошо известен влиятельным членам как принадлежащий к ближайшему окружению кайзера. В начале сентября 1914 года они образовали ассоциацию «Немецкие друзья Индии» и были приняты братом Вильгельма II. Индийцы и немцы подписали договор в пользу помощи Германии в вытеснении англичан из Индии. С помощью барона Макса фон Оппенгейма, который был экспертом по ближневосточным делам в министерстве иностранных дел Германии, Чаттопадхьяя проинформировал индийских студентов в 31 немецком университете о планах ассоциации на будущее. Он также помог найти новых членов для Берлинского комитета.

Среди его первых членов были Чаттопадхьяя, Бхатта, доктор Морешвар Говиндрао Прабхакар (Кельн), доктор Абдул Хафиз (Лейпциг), К. Падманабхан Пиллай (Цюрих), Д-р Джнанендра Дасгупта (Цюрих), Дхирен Саркар, Нараин С. Марате, Вишну Суктанкар, Гопал Паранджапе, Карандикар, Шриш Чандра Сен, Сатиш Чандра Рей, Самбхашива Рао, Дадачанджи Манджурдикасп, Дадачанджи Керсидасп. Другими выдающимися революционерами, которые вскоре оказались в Берлине, были Хар Дайал, Тарак Нат Дас, Мохаммад Баракатулла, Бхупендранатх Датта, А. Раман Пилла (А. Р. Пиллаи), Чандраканта Чакраварти, Херамбалал Гупта, Джодх Сингх Махаджан, Джитен Лахири, Сатьен Сен и Вишну Ганеш Пингли

22 сентября 1914 г. Саркар и Марате отправились в Вашингтон, округ Колумбия, с посланием немецкому послу фон Бернсторфу. Он приказал фон Папену, своему военному атташе, организовать пароходы и закупить оружие и боеприпасы для доставки на восточное побережье Индии. 20 ноября 1914 г. Чаттопадхьяя отправил Сатьена Сена, В. Г. Пингли и Картара Сингха в Калькутту с докладом для Джатиндраната Мукерджи или Бага Джатина. Багха Джатин через Пингли и Картара Сингха послал записку Рашу Бехари Босу, прося его ускорить подготовку к предполагаемому вооруженному восстанию. В 1915 году Чаттопадхья отправился в Швейцарию на встречу с Махендрой Пратапом и рассказал ему о личном приглашении кайзера на встречу. Его преследовал британский агент Дональд Гуллик, и была предпринята попытка убить Чаттопадхьяя.

Революционный бродяга

После провала индо-германского плана Циммермана в 1917 году Чаттопадхьяя открыл новое бюро Комитета по независимости в Стокгольм, который действовал под названием Indiska Nationalkommittéen. С этого момента Стокгольмское предприятие боролось с остальными частями Берлинского комитета за роль законного представителя индийского национализма в Европе. В 1918 году он связался с российскими лидерами Троиновским и Анжеликой Балабановой, первым генеральным секретарем Коммунистического Интернационала. В декабре он распустил Берлинский комитет. В мае 1919 года он организовал тайную встречу индийских революционеров в Берлине. В ноябре 1920 года, в поисках финансовой и политической поддержки исключительно революционному националистическому движению в Индии, Чаттопадхьяя получил поддержку М. Н. Рой (с одобрения Михаила Бородина ).

Он поехал в Москву с Агнес Смедли, и они стали товарищами, делили свою жизнь до 1928 года. Под ее влиянием Чаттопадхьяя стремилась к влиятельному положению М. Н. Рой пользовался в Москве. В следующем году его принял Ленин, а также Бхупендра Натх Датта и Пандуранг Ханкодже. С мая по сентябрь он участвовал в работе Индийского комитета Третьего Конгресса Коммунистического Интернационала в Москве. В декабре 1921 года в Берлине Чаттопадхьяя вместе со своим корреспондентом Рашем Бехари Бозе в Японии основал Индийское бюро новостей и информации.

По словам Сибнараяна Рэя, Рой и Чаттопадхьяя были соперниками Агнес: «Рою хотелось бы поработать с ним, так как он восхищался умом и энергией последней. (...)

По просьбе Роя Вилли Мюнценберг «взял Чатто под свое крыло», организовав в Европе международную конференцию по открытию Лиги против империализма. Накануне миссии Роя в Китай, в январе 1927 года, Чатто написал Рою, спрашивая, «есть ли еще что-нибудь, что вы хотите, чтобы я сделал...» 26 августа 1927 года он написал Рою, после того как тот вернулся в Москву из Китай с просьбой помочь ему «напрямую» получить допуск в коммунистические партии Индии и Германии. Получив совет от Роя, Чатто вступил в Коммунистическую партию Германии (КПГ).

В 1927 году, работая руководителем отделения индийских языков в КПГ Чатто сопровождал Джавахарлала Неру на Брюссельскую конференцию Лиги против империализма. Чаттопадхьяя служил его генеральным секретарем. В том же году его младший брат Харин поехал в Берлин, чтобы встретиться с ним и Агнес. Узнав о том, что Джавахарлал Неру стал президентом Индийского национального конгресса, Чаттопадхьяя безуспешно просил его разделить партию для более революционной программы полной независимости от британского империализма.

С 1930 по 1932 год Чаттопадхьяя опубликовал 28 статей в Inprecor, органе Коминтерна, об ультралевом сектантском повороте Коммунистической партии Индии.. Между 1931 и 1933 годами, живя в Москве, Чаттопадхьяя продолжал выступать за антигитлеровскую деятельность, освобождение Азии от западных держав, независимость Индии и вмешательство Японии в китайскую революцию. Среди его корейских, японских и китайских друзей был Чжоу Эньлай, будущий премьер-министр Китайской Народной Республики после ее успешной революции.

Агнес в последний раз видела его в 1933 году и позже вспомнила:

«Он олицетворял трагедию целой расы. Если бы он родился в Англии или Америке, я думал, его способности поставили бы его среди великих лидеров своего времени... Он, наконец, состарился, его тело было худым и хрупким, а волосы быстро седели. Желание вернуться в Индию преследовало его, но британцы поверили бы ему, только если бы он был пылью. погребальный костер ".

Последние годы

В январе – феврале 1934 года Чатто обменивался письмами с Крупской (вдовой Ленина). 18 марта 1934 года он рассказал о своих воспоминаниях о Владимире Ленине. Он писал Георгию Димитрову, генеральному секретарю Коминтерна, 9 сентября 1935 года: «Три года меня удерживали от активной работы в Коминтерне». (брат Раджани Палме Датт ), упомянул, что видел Чатто в последний раз в 1936/37 году на отделении этнографии Академии наук в Ленинграде.

Чаттопадхьяя был арестован 15 июля 1937 года во время большой чистки при Сталине. Его имя значилось в списке погибших среди 184 других лиц, который был подписан 31 августа 1937 года Сталиным, Молотовым, Ворошиловым, Ждановым и Кагановичем.. Смертный приговор был вынесен Военной коллегией Верховного Суда СССР 2 сентября 1937 года, и Чатто был казнен в тот же день.

10 июля 1938 г. А. К. Н. Намбияр, зять Чаттопадхьяи, написал Неру об аресте. Он ответил 21 июля, согласившись попытаться выяснить судьбу Чаттопадхьяи.

Оценка

Джеймс Кэмпбелл Кер «Политические проблемы в Индии: 1907–1917» обсуждает Чаттопадхьяю. Он описал некоторые из менее привлекательных сторон своего характера и поступков.

Его глубоко восхищали такие коллеги, как М. Н. Рою и доктору Абхинашу Бхаттачарье за его талантливое руководство, острый ум и искренние эмоции.

В своей автобиографии десятилетия спустя Джавахарлал Неру писал о Чатто:

Совершенно иным типом людей был Вирендранатх Чаттопадхьяй, член известной семьи в Индии. В народе известный как Чатто, он был очень способным и восхитительным человеком. Он всегда был в тяжелом состоянии, его одежда была очень изношенной, и ему часто было трудно найти средства для еды. Но его юмор и беззаботность никогда не покидали его. Он был на несколько лет старше меня, когда я учился в Англии. Он был в Оксфорде, когда я был в Харроу. С тех пор он не возвращался в Индию, и иногда, когда ему хотелось вернуться, на него приходила тоска по дому. Все его домашние связи были давно разорваны, и совершенно очевидно, что, если бы он приехал в Индию, он почувствовал бы себя несчастным и не в себе. Но, несмотря на время, тяга к дому остается. Ни один изгнанник не может избежать болезни его племени, этого поглощения души, как Мадзини называл это... Из немногих, кого я встречал, единственными людьми, которые впечатлили меня интеллектуально, были Вирендранат Чаттопадхьяй и М. Рой. Чатто, я полагаю, не был обычным коммунистом, но он был склонен к коммунистам.

Род Чаттопадхьяи сохранился и сегодня в Калькутте.

Представление в других СМИ

Чатто был хорошо известен в Великобритании и Индия как революционер. Считается, что он вдохновил Сомерсета Моэма на персонажа «Чандралала» в его рассказе «Джулия Лаццари»; (его персонаж Эшенден был основан на Моэме).. Американская писательница Агнес Смедли, которая была связана с Чатто восемь лет, использовала его как модель для персонажа Ананды в ее роман Дочь Земли.. Индийский революционер в Берлине, ACN Nambiar, женился на сестре Чатто Сухасини.

См. Также
Ссылки
  • Политические проблемы в Индии: 1907–1917, Конфиденциальный отчет, Джеймс Кэмпбелл Кер, 1917, репр. 1973
  • Europé bharatiya biplaber sadhana, доктор Абинаш Чандра Бхаттачарья, 2-е изд., 1978
  • Bahirbharaté bharater muktiprayas, доктор Абинаш Чандра Бхаттачарья, 1962
  • Словарь национальной биографии, изд. С.П. Сен, Vol. I, «Чаттерджи Бирендра Нат», 272–4
  • Чатто: жизнь и времена индийского антиимпериалиста в Европе, Нирод К. Баруа, Oxford University Press, 2004
  • Адитья Синха, «Обзор Chatto Нироды К. Баруша», Hindustan Times, Нью-Дели, 14 августа 2004 г.
  • «Истоки интеллекта в движении за независимость Индии» (1893–1918), Притвиндра Мукерджи (докторская диссертация, Университет Парижской Сорбонны), 1986
  • В поисках свободы: Жизнь Миннеса. Рой, т. II, III (Часть 1), Сибнараян Рэй
  • Индийские революционеры за рубежом, А.С. Боз, Патна, 1971
  • Агнес Смедли: Жизнь и времена американского радикала, Дженис Р. Маккиннон и Стивен Р. Маккиннон, University of California Press, 1988
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-18 14:23:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте