Виктор Браунер | |
---|---|
![]() | |
Родился | 15 июня 1903 г.. Пьятра Нямь, Румыния |
Умер | 12 марта 1966. Париж, Франция |
Образование | Бухарестский национальный университет искусств |
Движение | Сюрреализм |
Виктор Браунер (румынский:, также пишется Виктор Браунер ; 15 июня 1903 г. - 12 марта 1966 г.) был румынским скульптором и художником сюрреалистических образов.
Он был родился в Пятра Нямц, Румыния, сын еврея лесопромышленника, который впоследствии поселился в Вене со своей семьей на несколько лет. Именно там юный Виктор ходил в начальную школу. Когда его семья вернулась в Румынию в 1914 году, он продолжил учебу в лютеранской школе в Брэила. В тот период его интересы вращались вокруг зоологии.
Он учился в Национальной школе изящных искусств в Бухаресте (1916–1918) и в частной школе живописи Хории Игирошану. Он посетил Фэлтичени и Балчич и начал писать пейзажи в манере Поля Сезанна. Затем, как он сам свидетельствовал, он прошел все стадии: «дадаист, абстракционист, экспрессионист ».
26 сентября 1924 года в галереях Моцарта в Бухаресте прошла его первая персональная выставка. В тот период он познакомился с поэтом Илари Воронка, вместе с которым основал журнал 75HP. Именно в этом журнале Браунер опубликовал манифест «Пиктопоэзия» и статью «Сюррационализм». Он нарисовал и выставил Христа в кабаре (в манере Джорджа Гроса ) и «Девушку на фабрике» (в манере Ходлера ). Он участвовал в выставке Contimporanul в ноябре 1924 года.
В 1925 году он предпринял свое первое путешествие в Париж, откуда он вернулся в 1927 году. В период 1928–1931 он был сотрудником журнала unu (авангардного периодического издания дадаистов и сюрреалистов тенденции), который опубликовал репродукции большинства его картин и графических работ: «четкие рисунки и портреты, сделанные Виктором Браунером своим друзьям, поэтам и писателям» (Jaques Lessaigne - Painters I Knew).
В 1930 году он поселился в Париже, где познакомился с Константином Бранкузи, который обучил его методам художественной фотографии. В тот же период он стал другом румынского поэта Бенджамина Фондана и встретил Ива Танги, который позже познакомил его с кругом сюрреалистов. Он жил на улице Мулен Верт, в том же здании, что и Альберто Джакометти и Танги. Он написал «Автопортрет с удаленным глазом» - предвестник.
В 1934 году Андре Бретон написал введение к каталогу первой парижской персональной выставки Браунера в галерее Пьера. Тема глаза была вездесущей: сила концентрации мистера К. и Странный случай мистера К. - это картины, которые Бретон сравнивал с пьесой Альфреда Джарри Убу Рой, "a огромная карикатурная сатира на буржуазию ".
В 1935 году Браунер вернулся в Бухарест. На короткое время он вступил в ряды Коммунистической партии Румынии, но без очень твердой убежденности. 7 апреля 1935 года он открыл новую персональную выставку в галереях Моцарта. Саша Панэ писал об этом в автобиографическом романе «Родился в 02»:
В каталоге представлены 16 картин; они сопровождаются стихами, сюрреалистическими изображениями, изысканными своей причудливостью - они, возможно, являются творениями автоматического диктанта и, конечно, не имеют никакого отношения к самой картине. Они написаны на французском, но их колоритный вкус сохранен в их переводе на румынский. На выставке появилось много интересных статей и высказываний относительно сюрреализма в искусстве и литературе.
Еще одно замечание об участии Браунера в сюрреалистических выставках: «Несмотря на появление абстрактной формулы... эта тенденция является точкой перехода к искусству, которое является грядет "(Долфи Трост, в Рампе от 14 апреля 1935 г.). В «Cuvântul liber» от 20 апреля 1935 года Мирон Раду Параскивеску писал в статье «Выставка Виктора Браунера»: «В отличие от того, что можно увидеть, например, в соседних выставочных залах, живопись Виктора Браунера означает интеграцию, единение позиция, которая носит социальный характер, насколько это позволяет искусство. Для В. Браунера отношение определяется самим характером и идеологией своего искусства ". 27 апреля он создал иллюстрации к сборникам стихов Геллу Наум - «Зажигательный путешественник» и «Свобода спать на лбу».
В 1938 году он вернулся во Францию. 28 августа он потерял левый глаз в результате ожесточенного спора между Оскаром Домингесом и Эстебаном Франсесом. Браунер попытался защитить Эстебана и был поражен стаканом, брошенным Домингесом: предчувствие сбылось.
В том же году он встретил Жаклин Авраам, которая должна была стать его женой. Он создал серию картин, названных ликантропическими или иногда химерами.
. Он покинул Париж во время вторжения нацистской Германии во Францию в 1940 году вместе с Пьером Мабиллем. Некоторое время он жил в Перпиньяне, у Роберта Риуса, затем в Кант-Блаж, в Восточных Пиренеях и в Сен-Фелиу-д'Амонт, где он был насильственно изолирован. Однако он поддерживал связь с сюрреалистами, укрывшимися в Марселе. В 1941 году ему было разрешено поселиться в Марселе. В тяжелом состоянии он был госпитализирован в клинику «Паради».
Он написал «Прелюдию к цивилизации» в 1954 году, сейчас в нью-йоркском Метрополитен-музее. Картина выполнена в энкаустике по масоните. После войны он принял участие в Венецианской биеннале и отправился в Италию.
. В 1959 году он поселился в студии на улице Лепик 72, на Монмартре.. В 1961 году он снова поехал в Италию. В том же году в Bodley Gallery Нью-Йорка открылась персональная выставка работ Браунера. Он поселился в Варенжевилле в Нормандии, где большую часть времени проводил, работая.
В 1965 году он создал ансамбль предметных картин, сгруппированных под названиями Mythologie и Fêtes des mères. Эти картины были сделаны в Варенжевилле и Атаноре в 1964 году, куда уехал Браунер. Его последняя картина «La fin et le debut» (сделанная в 1965 году) напоминает нам, что «когда жизнь художника заканчивается, его работы начинают жить».
В 1966 году он был выбран представлять Францию на выставке Венецианская биеннале, где ему был посвящен целый зал.
Он умер в Париже в результате продолжительной болезни. Эпитафия на его могиле с кладбища Монмартра - это фраза из его записных книжек: «Peindre, c'est la vie, la vraie vie, ma vie» («Живопись - это жизнь, настоящая жизнь, моя жизнь ").
В записных книжках художника с личными записями, которые он передал Максу Полю Фуше, частично заключен «ключ» его творения: «Каждая картина, которую я делаю, спроецирована из глубочайших источников моего беспокойства...»
Брат Виктора Браунера, Гарри Браунер, был фольклористом, который позже женился на Лене Константе.
![]() | На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Виктором Браунером. |