Ту-28 / Ту-128 | |
---|---|
Ту-128 в Центральном музее ВВС в Монино, Россия | |
Роль | Перехватчик |
Производитель | Воронежское авиационное производственное объединение |
Дизайн-группа | Туполев |
Первый полет | 18 марта 1961 г. |
Вступление | 1964 (или 1966) |
В отставке | 1990 г. |
Основной пользователь | Советские Войска ПВО |
Количество построенных | 198 (в том числе 10 тренеров) |
Разработано из | Туполев Ту-98 |
Туполев Ту-28 ( по классификации НАТО Скрипач) был дальний перехватчик самолет введен в СССР в 1960 - е годы. Официальное обозначение - Ту-128, но на Западе это обозначение использовалось реже. Это был самый большой и тяжелый истребитель, когда-либо находившийся на вооружении.
В 1950-х годах Советский Союз искал средства защиты от ядерных американских бомбардировщиков, которые могли проникнуть через его границы (особенно через его протяженную и уязвимую северную границу). Современные перехватчики, даже Яковлев Як-28П, могли прикрывать радиус всего в несколько сотен километров от северных советских баз, таких как Талаги и Саватия ; недавно разработанные ракеты класса "земля-воздух" имели еще меньшую дальность действия. Учитывая и то, и другое, поддерживать численность, необходимую для защиты воздушного фронта протяженностью 5000 км, было экономически невозможно. Это дало Советскому Союзу возможность обеспечить современную противовоздушную оборону только на избранных ценных территориях. PVO решил покрыть всю территорию, но с более свободной защитой. В 1955 году он потребовал создать перехватчик для защиты большой площади, который позволил бы достичь этого с редкими авиабазами. Требование PVO требовало сверхзвукового самолета с огромными топливными баками для хорошего времени патрулирования и большой дальности, мощного радара и самых мощных ракет класса "воздух-воздух". Первой попыткой, хотя и неудачной, стал 30-тонный прототип Лавочкина Ла-250, последний из самолетов КБ Лавочкина.
Иосиф Незваль из ОКБ Туполева руководил разработкой нового самолета-перехватчика. Работы начались в 1958 году на базе существующего единственного прототипа неудачного сверхзвукового бомбардировщика Ту-98. Военное обозначение перехватчика сначала было Ту-28, но в 1963 году оно было изменено на Ту-128, идентичное обозначению, используемому ОКБ.
Ту-128 имел широкое, низко-средне- стреловидное крыло, несущее основные стойки шасси в подвесных модулях крыла и плоское хвостовое оперение. В фюзеляже устанавливались два турбореактивных двигателя Люлька АЛ-7 Ф-2. Экипаж из двух человек, пилот и штурман, сидели тандемом.
Ту-128 с максимальной массой 43 тонны был самым тяжелым истребителем, поступившим на вооружение. Это был перехватчик с высокой загрузкой крыла, простой, но надежной авионикой и плохой обзорностью. Это был не маневренный самолет. Он был предназначен для борьбы только с бомбардировщиками НАТО, такими как B-52, а не для воздушных боев с самолетами меньшего размера.
Впервые перехватчик впервые появился на публике во время воздушного парада в Тушино в 1961 году. Западные эксперты, не подозревая, что выпуклость на брюхе несла испытательные приборы, приняли его за большой вентральный радар за смешанную роль перехватчика / ДРЛО. У серийной версии отсутствовала выпуклость и был большой носовой обтекатель, в котором размещался радар, известный как RP-S Smerch, с дальностью обнаружения около 50 км (31 миль) и дальностью захвата около 40 км (25 миль).
На вооружении Ту-128 находились четыре ракеты класса «воздух-воздух» « Бисноват Р-4 » (в ходе разработки она была известна как К-80; по классификации НАТО AA-5 «Ясень»). Обычно две из них были Р-4Р с полуактивной радиолокационной системой самонаведения и две - инфракрасными ракетами Р-4Т, причем первая на внешних пилонах, а вторая - на внутренних подкрыльевых пилонах. Внутреннего оружейного отсека не было.
Производство Ту-128 закончилось в 1970 году, всего было построено 198 самолетов.
Конструкторское бюро Туполева предлагало разработать различные проекты Ту-28А, Ту-28-80, Ту-28-100, Ту-138 и Ту-148, но от них отказались.
Единственной публично заявленной боевой операцией Ту-128 было уничтожение разведывательных аэростатов НАТО. Самолет оставался в эксплуатации до 1990 года. В течение 80-х годов прошлого века подразделения, вооруженные Ту-128, переоборудовали в МиГ-31 Микояна с гораздо более совершенными датчиками и вооружением.
Данные Туполева: мужчина и его самолет
Общие характеристики
Представление
Вооружение
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки