A-5 (A3J) Vigilante | |
---|---|
A3J- 1 147858 с НАСА как 858, в НАСА Драйден в поддержку сверхзвуковой транспортной программы. | |
Роль | Ядерный бомбардировщик или разведывательный самолет |
Национальное происхождение | США |
Производитель | North American Aviation |
Первый полет | 31 августа 1958 года |
Введение | июнь 1961 года |
На пенсии | 20 ноября 1979 года |
Статус | На пенсии |
Основной пользователь | ВМС США |
Произведено | 1956–1963. 1968–1970 |
Построено | 167 (137 построено или преобразовано в RA-5C) |
North American A-5 Vigilante был американским авианосным сверхзвуковым бомбардировщиком разработан и построен North American Aviation для ВМС США. Он установил несколько мировых рекордов, в том числе рекорды скорости и высоты на дальние дистанции. До 1962 года объединения обозначений ВМФ и ВВС он назывался A3J Vigilante .
. Самолет на короткое время заменил Douglas A-3 Skywarrior в качестве основного ядерного оружия ВМФ. -ударный самолет, но его тактический ударный самолет RA-5C разведывательный вариант широко использовался во время войны во Вьетнаме.
В 1953 году North American Aviation начала частное исследование для авианосной компании, дальний всепогодный ударный бомбардировщик, способный доставлять ядерное оружие на сверхзвуковых скоростях. Это предложение, концепция североамериканского универсального ударного оружия (NAGPAW), было принято ВМС США с некоторыми изменениями в 1955 году. Контракт был заключен 29 августа 1956 года. Его первый полет произошел через два года. лет спустя, 31 августа 1958 года, в Колумбусе, штат Огайо..
На момент своего появления «Виджиланте» был одним из самых больших и самых сложных самолетов, управляемых с авианосца ВМС. Он имел высоко расположенное стреловидное крыло с системой управления пограничным слоем (выдувные закрылки) для улучшения подъемной силы на малых скоростях. У него не было элеронов; управление креном обеспечивалось интерцепторами в сочетании с дифференциальным отклонением цельнодвижущихся оперений. Использование алюминиево-литиевого сплава для обшивки крыла и титана для ответственных конструкций также было необычным. А-5 имел два широко разнесенных турбореактивных двигателя General Electric J79 , питаемых от воздухозаборников с регулируемыми рампами, и один большой цельноповоротный вертикальный стабилизатор. В предварительных проектных исследованиях использовались сдвоенные вертикальные киль / рули направления. Крылья, вертикальный стабилизатор и носовой обтекатель сложены для размещения авианосца. У Vigilante был экипаж из двух человек, сидящих тандемно, пилот и штурман-бомбардир (BN) (штурман-разведчик (RAN) в более поздних версиях разведки) сидели на североамериканских катапультных креслах HS-1A .
. ВМС США считали «тяжелым» А-5 удивительно маневренным; без сопротивления бомб или ракет даже истребители сопровождения обнаружили, что чистый планер и мощные двигатели делают Vigilante очень быстрым на больших и малых высотах. Однако его высокая скорость захода на посадку и большой угол атаки способствовали высокой рабочей нагрузке во время приземления авианосца.
Vigilante имел передовую и сложную электронику, когда впервые поступил на вооружение. У него была одна из первых систем "проводной связи " на летательном аппарате (с механическим / гидравлическим резервом) и компьютеризированная навигационная / атакующая система AN / ASB-12, включающая в себя головной самолет. верхний дисплей («Индикатор проекции дисплея пилота» (PPDI), один из первых), многорежимный радар, оснащенный радаром инерциальная навигационная система (REINS, на основе технологии, разработанные для североамериканской ракеты Навахо ), камеры видеонаблюдения под носом и раннего цифрового компьютера, известного как «» (VERDAN) для запуска все это.
A3J "складской поезд" в бомбоотсекеУчитывая его первоначальную конструкцию как палубный сверхзвуковой тяжелый ударный самолет с ядерным оружием, основное вооружение Vigilante размещалось в необычном "линейном бомбовом отсеке" между двигателями. в хвостовой части фюзеляжа, что позволяло сбрасывать бомбу на сверхзвуковой скорости. Одиночное ядерное оружие, обычно бомба Mk 28, было прикреплено к двум одноразовым топливным бакам в цилиндрическом отсеке в сборке, известной как «складской поезд». К заднему концу самого заднего топливного бака был прикреплен набор выдвижных ребер. Эти топливные баки должны были опорожняться во время полета к цели, а затем сбрасываться вместе с бомбой с помощью тормозного ружья. Поезд с припасами двинулся назад со скоростью примерно 50 футов (15 м) в секунду (30 узлов) относительно самолета. Затем он пошел по баллистической траектории.
На практике система была ненадежной, и в линейном бомбовом отсеке никогда не находилось боевое оружие. В конфигурации RA-5C отсек использовался исключительно для топлива. В трех случаях удар от запуска катапульты вызывал выброс канистр на палубу; это привело к потере одного самолета.
RA-5C VigilanteПервоначально у Vigilante было два пилона крыла, предназначенных в основном для десантных танков. Второй вариант Vigilante, A3J-2 (A-5B ), имел внутренние баки для дополнительных 460 галлонов топлива (которые добавляли ярко выраженный спинной "горб") вместе с двумя дополнительные узлы подвески крыла, всего четыре. На практике точки подвески использовались редко. Среди других улучшений - выдувные закрылки на передней кромке крыла и усиленное шасси .
. Разведывательная версия Vigilante RA-5C имела немного большее крыло. области и добавлен длинный обтекатель в форме каноэ под фюзеляжем для мультисенсорного разведывательного ранца. В него были добавлены бортовой радар бокового обзора (SLAR) APD-7 , линейный сканер AAS-21 infrared и камеры, а также улучшенные средства электронного противодействия.. Также могла быть установлена система радиоэлектронной разведки AN / ALQ-61 . RA-5C сохранил систему бомбометания AN / ASB-12 и теоретически мог нести оружие, хотя никогда не использовался. Более поздние модели RA-5C имели более мощные двигатели J79-10 с тягой на форсаже 17 900 фунтов силы (80 кН). Разведчик Vigilante весил почти на пять тонн больше ударного варианта с почти такой же тягой и лишь скромно увеличенным крылом. Эти изменения уменьшили его ускорение и скороподъемность, хотя он оставался быстрым в горизонтальном полете.
Королевские ВВС Австралии (RAAF) рассматривали возможность приобретения RA-5C в качестве основного бомбардировщика для замены English Electric Canberra. Также рассматривались McDonnell F-4C / RF-4C, Dassault Mirage IV A и BAC TSR-2. Однако вместо этого был принят General Dynamics F-111C, вариант TFX (F-111), адаптированный для нужд RAAF.
Обозначенный A3J-1, Vigilante впервые поступил на вооружение Heavy Attack Squadron Три (VAH-3) в июне 1961 года на военно-морской авиабазе Сэнфорд, Флорида, заменив Douglas A-3 Skywarrior в тяжелой атаке, например, «стратегический ядерный удар». "роль. Все варианты Vigilante были построены на предприятии North American Aviation в аэропорту Порт Колумбус в Колумбусе, штат Огайо, наряду с North American T-2 Buckeye, T-39 Sabreliner и OV-10 Bronco.
В соответствии с планом назначения трех видов услуг, реализованным под руководством Роберта Макнамара в сентябре 1962 года, Vigilante был переименован в A-5 с первоначальный A3J-1 становится A-5A, а обновленный A3J-2 становится A-5B . Последующая разведывательная версия, первоначально A3J-3P, превратилась в RA-5C .
Ранняя служба Vigilante оказалась проблематичной, с множеством проблем с прорезыванием его передовых систем. Хотя эти системы были очень сложными, технология находилась в зачаточном состоянии, и ее надежность была низкой. Хотя большинство этих вопросов надежности в конечном итоге было решено по мере того, как обслуживающий персонал приобрел больший опыт в поддержке этих систем, самолет, как правило, оставался платформой с интенсивным обслуживанием на протяжении всей своей карьеры.
Служба А-5 совпала с серьезным изменением политики в стратегической роли ВМС США, который переключился на баллистические ракеты, запускаемые с подводных лодок,, а не пилотируемые бомбардировщики. В результате в 1963 году закупка А-5 была прекращена, и тип был переведен на роль быстрого разведчика. Первые RA-5C были доставлены VAH-3, A-5A и A-5B Replacement Air Group (RAG) / Fleet Replacement Squadron (FRS), впоследствии переименованному в Reconnaissance Attack Squadron Three (RVAH-3), при Авиационная база ВМС Сэнфорд, Флорида, июль 1963 года. По мере перехода от боевой версии к разведывательной, все эскадрильи Vigilante были впоследствии переведены из VAH в RVAH.
Под командованием командира первого дивизиона разведки (COMRECONATKWING ONE) в итоге было сформировано 10 эскадрилий RA-5C. RVAH-3 продолжал отвечать за учебную миссию RA-5C в США для летных экипажей, обслуживающего и вспомогательного персонала, в то время как RVAH-1, RVAH-5, RVAH-6, RVAH-7, RVAH-9, RVAH-11, RVAH-12, RVAH-13 и RVAH-14 обычно используются на борту Forrestal, Saratoga, Ranger, Independence, Китти Хок, Constellation, Enterprise, America, Джон Ф. Кеннеди и, наконец, Авианосцы класса «Нимиц» в Атлантику, Средиземное море и западную часть Тихого океана.
RVAH-12 RA-5C начал разведывательный полет над Вьетнамом, 1967.Восемь из десяти эскадрилий RA-5C Vigilantes также принимали участие в Вьетнамской войне, начавшейся в августе 1964 года, выполнение опасных разведывательных задач среднего уровня после удара. Несмотря на то, что он оказался быстрым и маневренным, 18 RA-5C были потеряны в бою: 14 - от зенитного огня, 3 - от зенитных ракет и 1 - от МиГ-21 во время операции. Полузащитник II. Еще девять RA-5C были потеряны в результате несчастных случаев во время службы в составе оперативной группы 77. Частично из-за этих боевых потерь, с 1968 по 1970 год было построено 36 дополнительных самолетов RA-5C в качестве замены изношенных.
В 1968 году Конгресс закрыл исходную базу эксплуатации самолетов на авиабазе ВМС в Санфорде, Флорида и США. передал головное крыло, первое разведывательное штурмовое крыло, все подчиненные эскадрильи, всю авиацию и личный состав авиабазе Тернер, Стратегическому авиационному командованию (SAC) Boeing B-52 Stratofortress и база Boeing KC-135 в Олбани, Джорджия. Затем арендованное бомбовое крыло SAC было деактивировано, и управление авиабазой Тернер было передано от ВВС ВМФ с установкой, переименованной в военно-воздушную базу Олбани. В 1974 году, после шести лет службы в качестве военно-морской авиабазы , Конгресс решил закрыть военно-морскую авиабазу Олбани в рамках сокращения сил после Вьетнама, переведя все подразделения и персонал RA-5C в Авиационная база ВМС Ки-Уэст, Флорида.
Несмотря на полезную службу «Линчевателя», он был дорогим и сложным в эксплуатации и занимал значительное количество драгоценной летной палубы и ангарного пространства на борту как обычных, так и ядерных авианосцев в то время, когда авианосцы носили крылья Введение F-14 Tomcat и S-3 Viking, насчитывало в среднем 90 самолетов, многие из которых были крупнее своих предшественников. С окончанием войны во Вьетнаме в 1974 году началось расформирование эскадрилий RVAH, и последняя эскадрилья Vigilante, RVAH-7, завершила свое последнее развертывание в западной части Тихого океана на борту USS Ranger в конце 1979 года. Последний полет RA-5C состоялся место 20 ноября 1979 года, когда вылетел линчеватель военно-воздушная база Ки-Уэст, Флорида. Впоследствии в январе 1980 года на авиабазе Ки-Уэст было ликвидировано первое разведывательное ударное крыло.
RA-5C Vigilante, BuNo 156608, из 7-й разведывательной ударной эскадрильи (RVAH-7) во время ее последнего полета в 1979 году. Самолеты теперь постоянно выставлены на обозрение в Среднем Юге (ранее Авиабаза ВМС Мемфис ), Теннесси. Списанные RA-5C хранятся на складе Военных самолетов Центр хранения и утилизации, авиабаза Дэвис-Монтан, Аризона, ноябрь 1978 г.Vigilante не закончил карьеру A-3 Skywarrior, который продолжал работать как самолет фоторазведки. платформы радиоэлектронной борьбы, воздушные заправщики и транспортные самолеты, обозначенные как RA-3A / B, EA-3A / B, ERA-3B, EKA-3B KA-3B и VA-3B, в начале 1990-х годов.
Истребители заменили RA-5C в роли авианосной разведки. RF-8G версия Vought F-8 Crusader, модифицированная внутренними камерами, уже служила в двух легких фотографических эскадрильях (VFP-62 и VFP-63 ) с начала 1960-х, работая с старых авианосцев, неспособных поддержать Vigilante. Единственная фотографическая эскадрилья морской пехоты (VMFP-3 ) также будет дислоцироваться на борту авианосцев в этот период с самолетами RF-4B Phantom II. Эти эскадрильи заменили роль Vigilante, предоставляя отряды из основной эскадрильи в авианосные крылья на протяжении конца 1970-х и с начала до середины 1980-х годов, до передачи разведывательной миссии сообществу истребительной эскадрильи (VF) ВМФ, эксплуатирующей F- 14 Tomcat. Некоторые модели F-14 Tomcat в конечном итоге будут оснащены мультисенсорной системой Tactical Airborne Reconnaissance Pod System (TARPS) и Digital Tactical Air Reconnaissance Pod (D-TARPS). К настоящему времени масса авианосных истребителей, таких как F-14 Tomcat и Boeing F / A-18E / F Super Hornet, превратилась в тот же класс 62 950 фунтов (28 550 кг), что и Линчеватель.
13 декабря 1960 года командующий ВМС Лерой Хит (пилот) и лейтенант Ларри Монро (бомбардир / штурман) установили мировой рекорд высоты в 91450,8 футов (27 874,2 м) на самолете A3J Vigilante. грузоподъемностью 1000 кг, побив предыдущий рекорд более чем на 4 мили (6,4 км). Этот новый рекорд держится более 13 лет. Попытка была достигнута, достигнув скорости 2,1 Маха, а затем поднялся, чтобы создать баллистическую траекторию за пределами высоты, на которой его крылья могли продолжать функционировать. В разреженной атмосфере загорелись двигатели, и самолет перевернулся на спину. Это уже было испытано в предыдущих полетах, поэтому пилот просто отпустил рычаги управления, и самолет естественным образом восстановил управление, когда он снова погрузился в более плотный воздух нижних слоев атмосферы.
Еще один образец A-5A, предназначенный для реставрации в качестве музейного самолета, BuNo 146698, был уничтожен, когда он перемещался на армейском вертолете с Военно-морской авиационной инженерной станции Лейкхерст, штат Нью-Джерси, на новое место. Когда A-5A стал нестабильным в полете, экипаж вертолета был вынужден сбросить самолет с высоты.
Данные североамериканского Rockwell A3J (A-5) Vigilante, Авиационные двигатели мира 1966/67, Все мировые самолеты Джейн 1964–65}
Общие характеристики
Рабочие характеристики
Вооружение .
Авионика . Системы на борту A-5 или RA-5C
Соответствующая разработка
Самолет сопоставимой роли, конфигурации, и эпоха
Связанные списки
На Викискладе есть материалы, связанные с A-5 Vigilante. |