Триархическая теория интеллекта

редактировать
Теория человеческого интеллекта, сформулированная Робертом Штернбергом

Триархическая теория интеллекта или три формы интеллекта была сформулирована Робертом Штернбергом, видным деятелем в области исследований человеческого интеллекта. Теория сама по себе была одной из первых, кто пошел против психометрического подхода к интеллекту и использовал более когнитивный подход, который оставляет ее в категории когнитивно-контекстуальных теорий. Три мета-компонента также называются триархическими компонентами.

Определение человеческого интеллекта Штернбергом - это «(а) умственная деятельность, направленная на целенаправленную адаптацию, выбор и формирование реальной среды, имеющей отношение к жизни человека». Таким образом, Штернберг рассматривал интеллект как то, насколько хорошо человек справляется с изменениями окружающей среды на протяжении всей своей жизни. Теория Штернберга состоит из трех частей: компонентной, экспериментальной и практической.

Содержание
  • 1 Различные компоненты обработки информации
    • 1.1 Компоненциальная - аналитическая субтеория
    • 1.2 Экспериментально - творческая субтеория
    • 1.3 Практическая - контекстная субтеория
  • 2 Критика
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Библиография
Различные компоненты обработки информации
Схема, иллюстрирующая одно испытание каждого пула стимулов в задаче Штернберга: буква, слово, объект, пространственное, решетчатое.

Штернберг связал работу разум с рядом компонентов. Эти компоненты он назвал метакомпонентами, компонентами производительности и компонентами приобретения знаний.

Метакомпоненты - это исполнительные процессы, используемые в решении проблем и принятии решений, в которых задействовано большинство управления нашим разумом. Они говорят уму, как действовать. Метакомпоненты также иногда называют гомункулом. Гомункулус - это вымышленная или метафорическая «личность» в нашей голове, которая контролирует наши действия и которая часто вызывает бесконечный регресс гомункулов, управляющих друг другом.

Следующий набор компонентов Штернберга, составляющих производительности, - это процессы, которые фактически выполняют действия, которые диктуют метакомпоненты. Это основные процессы, которые позволяют нам выполнять задачи, такие как восприятие проблем в нашей долгосрочной памяти, восприятие отношений между объектами и применение отношений к другому набору терминов.

последний набор компонентов, компоненты приобретения знаний, используются для получения новой информации. Эти компоненты выполняют задачи, которые включают выборочный выбор релевантной информации из набора информации, часть из которой актуальна, а часть - неактуальна. Эти компоненты также можно использовать для выборочного комбинирования различных частей собранной ими информации. Одаренные люди умеют использовать эти компоненты, потому что они могут усваивать новую информацию с большей скоростью.

В то время как Штернберг объясняет, что основные компоненты обработки информации, лежащие в основе трех частей его триархической теории, одинаковы, но разные контексты и разные задачи требуют разного интеллекта.

Компоненциально-аналитическая субтеория

Эта форма интеллекта фокусируется на академической компетентности.

Штернберг связал компонентную субтеорию с аналитической одаренность. Это один из трех типов одаренности, которые признает Штернберг. Аналитическая одаренность влияет на способность разбирать проблемы и видеть решения, которые не часто видны. К сожалению, люди с одним только этим типом не столь искусны в создании собственных уникальных идей. Эта форма одаренности - тип, который проверяется чаще всего.

Экспериментально-творческая подтеория

Эта форма интеллекта фокусируется на «способности быть интеллектуально гибким и новаторским.

Эмпирическая субтеория - это вторая стадия триархической теории. Эта стадия в основном касается того, насколько хорошо выполняется задача с точки зрения того, насколько она знакома. Штернберг разделяет роль опыта на две части: новизна и автоматизация.

Новая ситуация - это ситуация, с которой вы никогда раньше не сталкивались. Люди, которые умеют управлять новой ситуацией, могут взять на себя задачу и найти новые способы ее решения, которые большинство людей не заметит.

Процесс то, что было автоматизировано, выполнялось несколько раз и теперь может быть выполнено с минимальными усилиями или без дополнительных усилий. После автоматизации процесса его можно запускать параллельно с тем же или другими процессами. Проблема новизны и автоматизации заключается в том, в одном компоненте не гарантирует, что вы

Опытная субтеория также коррелирует с другим типом одаренности, предложенным Штернбергом. Синтетическая одаренность проявляется в творчестве, интуиции и изучении искусств. Люди с синтетической одаренностью не часто встречаются с самым высоким IQ IQ, потому что в настоящее время нет тестов, которые могли бы в достаточной мере измерить эти характеристики, но синтетическая одаренность особенно полезна при создании новых идей для создания и решения новых проблем.. Штернберг также ассоциировал с синтетической одаренностью еще одну из своих учениц, Барбару. Барбара уступила Алисе в тестах для поступления в школу, но была рекомендована в Йельский университет на основании ее исключительных творческих и интуитивных способностей. Позднее Барбара сыграла очень важную роль в создании новых идей для исследований.

Практико-контекстная субтеория

Третья субтеория интеллекта Штернберга, называемая практической или контекстной, «касается умственной деятельности, связанной с достижением соответствия контекст ". Посредством трех процессов адаптации, формирования и отбора люди создают идеальное соответствие между собой и своим окружением. Этот тип интеллекта часто называют «уличным умом».

Адаптация происходит, когда человек вносит изменения внутри себя, чтобы лучше приспособиться к своему окружению. Например, когда погода меняется и температура падает, люди адаптируются, надевая дополнительные слои одежды, чтобы оставаться в тепле.

Формирование происходит, когда человек меняет окружающую среду, чтобы лучше соответствовать своим потребностям. Учитель может использовать новое правило «поднимать руки», чтобы говорить, чтобы урок преподавался с наименьшими возможными помехами.

Процесс выбора предпринимается, когда обнаруживается совершенно новая альтернативная среда, которая заменяет предыдущую неудовлетворительную среду для достижения целей человека. Например, иммигранты оставляют свою жизнь в странах своей родины, где они терпят экономические и социальные трудности, и уезжают в другие страны в поисках лучшей и менее напряженной жизни.

Эффективность, с которой человек приспосабливается к своему окружению и справляется с повседневными ситуациями, отражает степень его интеллекта. Третий тип одаренности Штернберга, называемый практической одаренностью, включает в себя способность применять синтетические и аналитические навыки в повседневных ситуациях. Практически одаренные люди превосходны в своей способности добиваться успеха в любых условиях. Примером этого типа одаренности является «Селия». Селия не обладала выдающимися аналитическими или синтетическими способностями, но она «очень преуспела в выяснении того, что ей нужно сделать, чтобы добиться успеха в академической среде. Она знала, какие исследования ценятся, как размещать статьи в журналах, как произвести впечатление на людей на собеседованиях и тому подобное ". Контекстуальный интеллект Селии позволил ей использовать эти навыки с максимальной пользой.

Стернберг также признает, что индивидуум не ограничен в совершенстве только в одном из этих трех видов интеллекта. Многие люди могут обладать интеграцией всех трех видов интеллекта и иметь высокий уровень интеллекта.

Практический интеллект также является темой, затронутой Малкольмом Гладуэллом в его книге Выбросы: история успеха.

Критика

Психолог Линда Готфредсон критикует бессмысленный характер триархической теории. Кроме того, она утверждает, что абсурдно утверждать, что традиционные тесты интеллекта не измеряют практический интеллект, учитывая, что они показывают умеренную корреляцию с доходом, особенно в среднем возрасте, когда люди имели шанс реализовать свой максимальный карьерный потенциал, и даже более высокий. корреляция с профессиональным престижем, и что тесты IQ предсказывают способность не попасть в тюрьму и остаться в живых (все это квалифицируется как практический интеллект или «уличный ум »). Готфредсон утверждает, что то, что Штернберг называет практическим интеллектом, вовсе не является широким аспектом познания, а просто определенным набором навыков, которым люди учатся, чтобы справляться с конкретной средой (знание конкретной задачи).

Имеются данные, позволяющие предположить, что некоторые аспекты творчества (например, дивергентное мышление ) отделимы от аналитического интеллекта и лучше объясняются когнитивным процессом исполнительного функционирования. В частности, предполагается, что переключение задач и управление помехами играют важную роль в дивергентном мышлении. Более поздний метаанализ обнаружил лишь небольшие корреляции между IQ и творчеством.

См. Также
Ссылки
Библиография
  • Готфредсон Л. (2003). «Рассмотрение практической теории интеллекта: его утверждения и его доказательства». Интеллект. 31 (4): 343–397. doi : 10.1016 / s0160-2896 (02) 00085-5. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Sternberg, RJ (1985). Beyond IQ: A Triarchic Theory of Intelligence. Cambridge University Press. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Sternberg, RJ (1997). «Триархический взгляд на одаренность: теория и практика». In Coleangelo; Davis (eds.). Handbook of Gifted Education. Стр. 43–53. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Sternberg, RJ; Nokes, C.; Geissler, W.; Prince, P.; Okatcha, F.; Bundy, DA; Grigorenke, EL (2001). «Взаимосвязь между академическим и практическим интеллектом: тематическое исследование в Кении». Intelligence. 29 (5): 401–418. doi : 10.1016 / S0160-2896 (01) 00065-4.
  • Ким, К. Х. (2005). «Могут ли только умные люди быть креативными? Метаанализ». Журнал среднего образования для одаренных детей. 16 (2–3): 57. doi : 10.4219 / jsge-2005-473. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Последняя правка сделана 2021-06-11 11:10:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте