Архитектура Тибета

редактировать
Белый дворец Потала

Архитектура Тибета c содержит китайское и индийское влияние, но обладает многими уникальными особенностями, вызванными его адаптацией к холодному, как правило, засушливому высокогорному климату Тибетского плато. Здания обычно строятся из местных строительных материалов и часто украшаются символами тибетского буддизма. Например, в частных домах часто развешиваются буддийские молитвенные флаги с крыш.

Религиозные сооружения делятся на два основных типа: храмы, которые используются для религиозных церемоний и богослужений; и ступы (Chörtens ), которые являются мощами и символами. Храмы (гомпы ) бывают самых разных стилей, в основном отражающих местные архитектурные традиции. Дизайн тибетского Chörtens может быть разным, от округлых стен в Кхаме до квадратных четырехсторонних стен в Ладакхе. В некоторых регионах, особенно в округе Данба, можно увидеть высокие и впечатляющие каменные башни, многим из которых более века.

Светские постройки в Тибете включают частные дома, многоквартирные дома и магазины. Некоторые пастушьи семьи живут в палатках в течение части года, хотя люди, которые живут в палатках круглый год, становятся редкостью из-за государственных программ, поощряющих (или требующих) переезда пастухов в постоянное жилище. Усадьбы, принадлежавшие тибетской аристократии до 1949 года, практически исчезли с Тибетского плато; однако по крайней мере одно поместье Намселинг в округе Дрананг префектуры Лхока, датируемое XIV веком, было восстановлено.

Обычно тибетские постройки строятся из природных материалов, таких как камень, глина и дерево. С 1980 года также вошел в употребление бетон, но пока не получил широкого распространения. Самые желанные места для строительства находятся на возвышенности, обращенной на юг. Плоские крыши используются в большинстве частей центрального и западного Тибетского плато, где осадки незначительны; однако на восточном Тибетском плато, где летние дожди более сильные, в некоторых регионах популярны покатые крыши, покрытые шифером, черепицей или (все чаще) керамической черепицей. В благополучных сельскохозяйственных районах частные дома могут иметь до трех этажей. В пастбищах, где дома могут использоваться только часть года, они обычно имеют только один этаж.

Стены, построенные из камня или утрамбованной земли, могут иметь толщину до метра у основания. В больших сооружениях, таких как храмы и усадьбы, стены наклонены внутрь, чтобы создать иллюзию большей высоты. Окна обычно маленькие, потому что стены настолько тяжелые, что большие отверстия делают конструкцию слабой и неустойчивой. Раньше в окнах использовались деревянные решетки, покрытые бумагой, но сегодня почти повсеместно используется стекло.

Ташилхунпо показывает влияние монгольских стилей архитектуры

.

Содержание
  • 1 Жилой дом
  • 2 Объект всемирного наследия
  • 3 Традиционная архитектура
  • 4 Религиозная архитектура
  • 5 См. Также
  • 6 Внешние ссылки
  • 7 Ссылки
Жилые дома

Тибет издавна был обществом рабства, в котором политика и религия были объединены. Поляризация людей очень заметна. Жилища огромных крепостных и бедняков просты, они только укрывают ветер и укрывают дождь. Как тип здания, дом определенного масштаба может принадлежать только трем лордам и классу богатых. Из-за личности, официального и социального статуса собственника также очевидны различия в уровне достоинства и использовании жилых домов. Есть определенные правила оформления и декорирования. Самыми высококлассными резиденциями в прошлом, конечно же, были резиденции Далай-ламы и Панчен-ламы. Резиденции этих чиновников очень большие, большие по размеру и строгие по планировке. Главное здание - трех-четырехэтажное. Первый этаж - для работы по дому. Второй этаж - гостиная для всей семьи. Зал расположен на видном месте на втором этаже. Южный этаж главного корпуса используется для образования просторного двора. У генеральных чиновников и в усадьбе нет галереи.

объект всемирного наследия

дворец Потала, имеющий высоту 117 метров в высоту и 360 метров в ширину, обозначенный как a объект всемирного наследия в 1994 году и расширенный за счет района Норбулинка в 2001 году, считается наиболее важным примером тибетской архитектуры. Бывшая резиденция Далай-ламы, в тринадцати этажах, как говорят, было более тысячи комнат, используемых как для религиозных целей, так и в качестве (бывшей) резиденции тибетского правительства и дома Далай-ламы., который был главой государства Тибет до 1959 года. Он разделен на внешний Белый дворец, который служит административными и жилыми помещениями Далай-ламы, и внутренний Красный дворец, в котором находится Большой Западный зал, часовни, святыни, и буддийские писания.

Традиционная архитектура
Ерпа руины монастыря

Традиционная Кхам архитектура встречается в большинстве жилищ в Тибетской автономной префектуре Гарзе. Несмотря на то, что в регионе ранее велась большая лесозаготовка, древесина все еще заготавливается на месте из оставшихся насаждений и используется для строительства жилья. Повсюду в регионе горизонтальные деревянные балки поддерживают крышу и, в свою очередь, опираются на деревянные колонны. В некоторых областях, таких как уезд Дэге, уезд Байю и уезд Даву, Сычуань, дерево также используется для изготовления внешних стен в стиле бревенчатых домиков. Домашние интерьеры иногда обшивают деревом, а шкафы богато украшают. Ганзи известен своими красивыми деревянными домами, построенными в разных стилях и щедро украшенными деревянным орнаментом. Хотя в хорошо построенных домах используются различные материалы, больше всего бросается в глаза умелое столярное дело. Фермерские дома в Кхаме часто очень просторны, хотя первый (цокольный) этаж обычно используется для размещения сельскохозяйственных орудий и животных, а не для проживания людей. Полы, потолки и перегородки сделаны из дерева. Плотницкие навыки передаются от мастера к ученику.

Традиционным тибетским строительным практикам угрожает все более широкое использование бетона, который может быть дешевле натуральных материалов и требует меньших навыков. Некоторые тибетцы, стремящиеся к продвижению вверх, считают традиционные дома отсталыми, а в поселках и городах все чаще преобладают многоквартирные дома. Землетрясения также представляют угрозу для традиционных тибетских домов, которые часто имеют недостаточные горизонтальные стяжки для сохранения устойчивости колонн и крыши во время сейсмического события.

Религиозная архитектура
Монастырь Пальчо

Культурная революция в Китае привела к разрушению или утрате буддийских монастырей, как в результате преднамеренного разрушения, так и из-за отсутствия защиты и обслуживания. Начиная с 1980-х годов, тибетцы начали восстанавливать или восстанавливать поврежденные храмы и возрождать монастырские традиции.

Монастырь Таши Лунпо демонстрирует влияние монгольской архитектуры. Монастырь Чангжуг - один из старейших в Тибете, считается, что он был впервые построен в 7 веке во время правления короля Сонгцен Гампо (605? –650 н.э.). Джокханг также изначально был построен при Сонгстене Гампо. Монастырь Цурпху был основан первым Кармапой, Дюсумом Кхьенпой (1110–1193) в 1159 году после того, как он посетил это место и заложил фундамент для основания место там, делая подношения местным защитникам, дхармапала и genius loci. В 1189 году он повторно посетил это место и основал здесь свою главную резиденцию. Монастырь вырос до 1000 монахов. Монастырь Цодзонг Гонгба - небольшая святыня, построенная примерно в 14 веке нашей эры. Монастырь Пальчо был основан в 1418 году и известен своим кумбумом, на четырех этажах которого 108 часовен. Монастырь Чокоргьел, основанный в 1509 году Гендуном Гьяцо, 2-м Далай-ламой, когда-то в нем проживало 500 монахов, но был полностью разрушен во время Культурной революции.

Храм Рамоче важный храм в Лхасе. Первоначальный комплекс зданий находился под сильным влиянием архитектурного стиля династии Тан, так как он был построен китайскими архитекторами хань в середине VII века. Принцесса Вэньчэн взяла на себя этот проект и приказала воздвигнуть храм лицом на восток, чтобы показать ее тоску по дому.

Монастыри, такие как монастырь Кумбум, по-прежнему находятся под влиянием китайской политики. Монастырь Симбилинг был полностью разрушен в 1967 году, хотя в какой-то степени восстановлен. См. Список тибетских монастырей.

См. Также
Внешние ссылки
Ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-06-12 00:55:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте