Томас Ф. Торранс. MBE FRSE FBA | |
---|---|
Родился | Томас Форсайт Торранс. 30 августа 1913 года. Чэнду, Сычуань, Китай |
Умер | 2 декабря 2007 ( 2007-12-02) (94 года). Эдинбург, Шотландия |
Академическое образование | |
Alma mater | |
Академическая работа | |
Дисциплина | Богословие |
Томас Форсайт Торранс MBE FRSE FBA (30 августа 1913 - 2 декабря 2007), обычно обозначаемый как T. Ф. Торранс был шотландским протестантом теологом и священником. Торранс 27 лет проработал профессором христианской догматики в Нью-колледже в Эдинбургском университете. Он наиболее известен своей новаторской работой в области изучения науки и богословия, но его также уважают за его работу в области систематического богословия. Хотя он написал много книг и статей, продвигая свое собственное изучение богословия, он также отредактировал перевод нескольких сотен богословских сочинений на английский с других языков, включая английский перевод тринадцати томов, содержащих шесть миллионов слов церковной догматики. швейцарского теолога Карла Барта, а также комментарии к Новому Завету Жана Кальвина. Он был членом знаменитой семьи Торрансов теологов.
Торранс был признан одним из самых значительных англоязычных теологов 20 века. В 1978 году он получил премию Фонда Темплтона за прогресс в религии. Торранс оставался преданным священником на протяжении всей своей жизни, служа рукоположенным священником в Церкви Шотландии. Он сыграл важную роль в развитии исторического соглашения между реформатской и восточно-православной церквями по доктрине Троицы, когда было опубликовано совместное заявление о соглашении по этой доктрине был выпущен между Всемирным альянсом реформатских церквей и Православной церковью 13 марта 1991 года. Он ушел из Эдинбургского университета в 1979 году, но продолжал читать лекции и активно публиковаться. Несколько влиятельных книг о Троице были изданы после его ухода на пенсию; Тринитаристская вера: евангелическое богословие древней католической церкви (1988), Тринитарные перспективы: к доктринальному соглашению (1994) и Христианская доктрина о Боге, один - три человека (1996).
Торранс был сыном преподобного Томаса Торранса (1871–1959) и Энни Элизабет Торранс (1883–1980), обоих шотландских миссионеров Внутренней миссии Китая в Чэнду, Сычуань, Западный Китай ; назван в честь его прадеда Томаса Форсайта Торранса; и провел там первые 13 лет своей жизни. Он получил образование в университетах Эдинбурга, Оксфорда и Базеля. Он начал учиться в Эдинбурге в 1931 году, уделяя особое внимание классике и философии. В то время начали формироваться его собственные реалистические взгляды на философию, теологию и мораль, и, когда он перешел к изучению богословия на факультете богословия (Нью-колледж ) в 1934 году, это заставило его усомниться в правильности своих взглядов. теологическая методология Шлейермахера из-за отсутствия в ней реалистической научной объективности. Для Торранса такая объективность означала, что богословие должно позволять формировать все свои концепции уникальной природой объекта размышления. В этом отношении богословие не отличалось от науки; Что отличает науку от теологии, так это, конечно, разная природа объектов их отражения. В случае науки это был мир, созданный Богом; в случае теологии это был Бог-творец, примиритель и искупитель, который был не далеким Богом, а Богом, воплотившимся в своем Сыне во времени и пространстве, чтобы примирить мир с собой. Это понимание привело Торранса к тому, чтобы выступить против всех форм дуализма, потому что такое мышление всегда имело тенденцию удерживать Бога от взаимодействия с нами в истории тем или иным образом. Он также выступал против всех форм «субъективизма», потому что считал невозможным для людей познать Бога объективно, размышляя о себе. Торранс находился под сильным влиянием Хью Росс Макинтоша (1870-1936) и Дэниела Ламонта (1869-1950), первый подчеркивал центральную роль Христа и связь между богословием и миссией, и последний подчеркивает взаимосвязь между христианством и научной культурой.
Торранс был награжден стипендией Блэки в 1936 году для обучения на Ближнем Востоке. Не обошлось и без рискованных моментов, например, когда он был приговорен к смертной казни в Басре (Ирак) по обвинению в шпионаже. Ему удалось убедить власти в том, что он был студентом-богословом и ему было разрешено отправиться в Багдад, а затем в Сирию. В конце концов он вернулся в Шотландию, специализировался на систематическом богословии и получил диплом с отличием. После этого он учился у Карла Барта в Базеле. В 1946 году он обручился с Маргарет Эдит Спир и получил докторскую степень с отличием. С 1938 по 1939 год Торренс преподавал в Обернской богословской семинарии в северной части штата Нью-Йорк, и в конце концов ему предложили религиозную должность в Принстонском университете, на которую он не согласился, потому что решил вернуться домой в Шотландию с войной в Европе на горизонте. С 1939 по 1940 год Торранс учился в Ориэл-колледже в Оксфорде. Он был рукоположен в священники 20 марта 1940 года. Во время Второй мировой войны он оказывал пастырскую и практическую поддержку шотландским солдатам в Северной Африке и Северной Италии и спасся своей жизнью, неоднократно подвергаясь обстрелам. После войны Торранс вернулся в свой приход в Алите, а затем стал священником в церкви Бичгроув в Абердине, следуя по стопам своего бывшего любимого профессора Хью Росс Макинтош. Он женился на Маргарет Эдит Спир 2 октября 1946 года в приходской церкви Комб Даун, недалеко от Бата, Англия. Вскоре в семью Торранса вошли Томас Спир Торранс, который родился 3 июля 1947 года и сейчас работает экономистом и философом науки в Университете Хериот-Ватт в Эдинбурге; Иэн Ричард Торранс, который родился 13 января 1949 года и бывший президент Принстонской духовной семинарии в Нью-Джерси и профессор патристики; и Элисон Мета Элизабет Торранс, которая родилась 15 апреля 1951 года и работает врачом общей практики в Эдинбурге.
Торранс получил почетную докторскую степень в Университете Хериот-Ватт в 1983 году.
Как рукоположенный священник в Церкви Шотландии он служил Модератор Генеральной ассамблеи Шотландской церкви с 1976 по 1977 год, как и его сын Иан с 2003 по 2004 год. Как реформатский церковный деятель и богослов, Торранс стремился к экуменической гармонии с англиканами, лютеранами и восточно-православными. и католики на протяжении всей своей карьеры. В знак признания его экуменической работы с Восточной Православной Церковью, он был назначен почетным протопресвитером Александрийского Патриархата архиепископом Аксумским в 1973 году. Сам Торранс служил в реформатско-римско-католической комиссии по изучению Евхаристии, которая заседала в Ваудсхотене. в Нидерландах в 1974 году, в течение которого он установил личные отношения с католическим кардиналом и известным экуменистом Ивом Конгаром. Он представлял Церковь Шотландии в беседах с Англиканской церковью в период с 1949 по 1951 год и неустанно боролся за видимый союз Церкви, а не просто за духовный союз; он был созывающим Комиссии Церкви Шотландии по крещению с 1954 по 1962 год (с Джоном Хероном, отцом Аласдера Херона, исполняющим обязанности секретаря Комиссии); и присутствовал на встрече Всемирного совета церквей в Эванстоне, штат Иллинойс, в 1954 году.
Торранс провел коллоквиум в Швейцарии в марте 1975 года, на котором обсуждалась работа Карла Ранера о Троице, потому что он верил что работа Ранера открыла возможность для подлинного экуменического сближения между Востоком и Западом, католическими и евангельскими христианами. Торранс внес значительный вклад в реформатские и римско-католические дискуссии об оправдании верой и благодатью. В трудах Торранса есть много того, что могло бы лечь в основу значимого братского диалога между христианами и евреями. Торранс учился у швейцарского реформатского богослова Карла Барта в Базеле, завершив свою диссертацию на тему «Доктрина благодати апостольских отцов» в 1946 году, после того как он служил капелланом во время Второй мировой войны. В 1948 году он был редактором-основателем рецензируемого журнала Scottish Journal of Theology, который его сын Иэн продолжает редактировать вместе с Брайаном Спинксом из Йельского университета.
Одна из причин того, что богословие Торранса сейчас становится в центре внимания многих докторантов, заключается в том, что его богословие глубоко сосредоточено на Христе, которое никоим образом не было христомонистским (т.е. от богословия к христологии), но вместо этого объединил все христианские доктрины таким образом, чтобы предложить разумные и убедительные объяснения христианской веры. Эта интеграция доктрины началась для Торранса с Никейского омоусиона (тот факт, что вечный Сын был и остается единым в существе с Отцом и Духом в вечности и с нами в силу воплощения) и включала доктрины Троица, Сотворение, Воплощение, Искупление, Эсхатология, Пневматология, церковь и таинства а также богословие рукоположенного служения. Интерпретируя каждую из этих доктрин с точки зрения экуменически открытой доктрины Троицы, с которой по существу согласились бы большинство римско-католических и православных богословов, Торранс выработал понимание оправдания благодатью, которое точно продемонстрировало, как и почему Христос в его уникальности как Бог стал человеком, действуя из человеческой ситуации, отмеченной грехом и злом, победил грех, страдание, зло и смерть раз и навсегда как с божественной, так и с человеческой стороны. Это позволило Торрансу предложить богословие, которое одновременно было полным глубины и смысла, но в то же время радостным и обнадеживающим, потому что он знал, что Иисус был не просто моральным примером хорошей жизни, но самим Богом, который страдал от богоборчества, связанного с человеческой враждой против Бог на кресте из безусловной любви к человечеству, и сделал это эффективно именно потому, что он был воплощением Слова Божьего. Однажды он сказал, что если бы Иисус был просто человеком, умирающим на кресте, тогда христианство было бы безнравственным, предлагая изображение мстительного Бога вместе с изображением языческой попытки человека умилостивить Бога посредством человеческих жертв - форма самооправдания.. Но поместите Бога на крест, и вся картина изменится, потому что тогда можно было увидеть глубину дорогостоящей любви Бога, включающую тот факт, что Бог не был в стороне от человеческих страданий, но был готов испытать это страдание в своем собственном Сыне, чтобы преодолеть все что угрожает истинному человеческому существованию в общении с Богом. Все это было совершено и продемонстрировано в воскресении Христа и продолжает жить как часть нового творения в Церкви, поскольку община объединяется верой и надеждой с Вознесенным и пришествием Господа Духом Святым через участие в Таинствах. и через проповедь и обучение Евангелию.
Как показывает тот факт, что в 1978 году он был удостоен премии Фонда Темплтона за прогресс в религии, Торранс внес исключительный вклад в диалог между наукой и богословие. Его вклад в эту область привел к тому, что Алистер МакГрат заметил, что многие из тех богословов, которых он изучал, не казались обеспокоенными тем фактом, что они не знали из первых рук методы и нормы естествознания, а писали о тем не менее наука! Но с Торрансом все было иначе. «Работы Торранса имели просто историческое значение». П. Марк Ахтемайер описывает работу Торранса в этой области как «авторитетную и в высшей степени оригинальную». Кристофер Кайзер отметил, что если бы Эйнштейн был человеком века с точки зрения светских СМИ, то Торранса можно было бы квалифицировать как теолог века с точки зрения людей, склонных к науке. В своей новаторской книге «Теологическая наука» Торранс утверждал, что богословие и естествознание объединяет одну и ту же потребность понимать реальность через наши мысли, указывая за пределы нас самих и не позволяя нашим субъективным переживаниям и знаниям искажать объективную реальность, которую мы пытаемся осмыслить. Теологию и науку следует рассматривать как «союзников на общем фронте, где каждый сталкивается с одним и тем же коварным врагом, а именно с человеком, принимающим на себя роль Творца…». (Торранс, Теологическая наука, xiii). Торранс утверждал, что до тех пор, пока предполагается диалог между наукой и религией, «мы не избежим романтического натурализма». Вместо этого он настаивал на том, что мы должны сосредоточиться на диалоге между наукой и теологией и, таким образом, между «философией естествознания» и «философией теологической науки», потому что эти два метода объединяет «борьба за научный метод на правильной основе». и их собственные отличительные области »(Торранс, Теологическая наука, xiii). Торранс много сделал для развития этой дискуссии в своих книгах «Пространство, время и воплощение» и «Пространство, время и воскресение», где он показал связь между двумя науками, позволив теологии понять, что значит думать о Боге, действующем по-новому и особым образом. в созданном времени и пространстве, уважая при этом отличительную природу самого творения в его падшем и примиренном состоянии. Известно, что Торранс отстаивал недуалистический и немонистический взгляд на теологию и науку в школе известного физика и теолога Джона Филопона (490-570), чье мышление резко контрастировало с аристотелевским и неоплатоническим мышлением. который, по мнению Торранса, был вреден как для науки, так и для теологии. Такое мышление привело к представлениям о Боге как о неподвижном двигателе и, следовательно, о том, кто не был живым Богом, способным действовать в творении, не будучи обусловленным творением или ограниченным им. Торранс одобрял Эйнштейна, Максвелла и Поланьи в их попытках объединить мысль и реальность, опыт и идеи вместо того, чтобы разрывать их, и верил, что теологи могут учиться на этом. Торранс считал, что такое унитарное мышление в науке может помочь теологам преодолеть кантианский и картезианский дуализм. Его богословие демонстрирует, как именно он думал, что это должно быть сделано, особенно в том, что касается толкования Писания. Когда форма и бытие отделены, как это происходит, когда наши идеи отделены от объективной реальности, тогда становится невозможным познать Иисуса таким, какой он есть в себе; мы знаем Иисуса только таким, каким он казался своим последователям, и это оставляет дверь открытой для идеи, что Иисус может быть создан и воссоздан заново согласно вере людей. Это было особенно проблематично в отношении воскресшего Господа. Когда связь между идеей и реальностью перерезается, считается, что воскресение - это всего лишь мифологический способ размышления о смерти Иисуса, а не описание уникального события в его жизненной истории, которое позволило правильно понять его личность. и работайте, как записано в Священных Писаниях.
Научное богословие Торранса могло бы быть особенно полезным сегодня в дебатах о том, составляет ли избрание триединство Бога или триединый Бог избирает нас навеки, не исчерпывая Свое существо своими действиями для нас как Создатель, Примиритель и Искупитель. Мышление Торранса, вслед за Бартом, явно противоречит любой идее о том, что вечное существо Бога состоит из его отношений с нами в истории. И это как раз один из факторов, который делает его мышление столь привлекательным для многих сегодня. Больше, чем любой богослов двадцатого века, Торранс живо ощущал постоянное первосвященническое посредничество Христа в отношении человечества к Отцу через Святого Духа. Именно этот акцент позволил Торрансу серьезно отнестись к тому факту, что не может быть сотворенной замены человеку Иисусу в его продолжающемся существовании как воскресшего, вознесенного и пришествующего Господа, Который в своей истинной человечности и истинной божественности продолжает существовать даже сейчас и до своего второго пришествия, чтобы объединить людей по-человечески с собой как своим телом на земле (Церковь) через веру и по благодати. Его библейское и святоотеческое богословие будет служить экуменической церкви в течение многих лет, как и теология его наставника Карла Барта.