Турецкая баня | |
---|---|
Французский: Le Bain turc | |
Художник | Жан-Огюст-Доминик Энгр |
Год | 1852–59, видоизмененный в 1862 году |
Средний | Масло, холст, приклеенный к дереву |
Размеры | 108 см × 110 см (42 1/2 дюйма × 43 5/16 дюйма) |
Место | Musée du Louvre, Париж |
Присоединение | РФ 1934 |
Турецкая баня (Le Bain turc ) - картина маслом художника Жана-Огюста-Доминика Энгра, первоначально завершенная между 1852 и 1859 г., но видоизменено в 1862 г. На картине изображена группа обнаженных женщин у бассейна в гареме. Он имеет эротический стиль, который вызывает как Ближний Восток, так и более ранние западные стили, связанные с мифологической тематикой. Картина расширяет ряд мотивов, которые Энгр исследовал в более ранних картинах, в частности Купальщица Вальпинсона (1808) и La Большая одалиска (1814).
Работа подписана и датирована 1862 годом, когда Энгра было около 82 лет. Он изменил исходный прямоугольный формат и изменил картину на тондо. Сохранилась фотография его первоначального состояния, сделанная Чарльзом Марвиллом.
Картина известна своей тонкой окраской, особенно очень бледной кожей женщин, отдыхающих в уединении в зоне для купания. Фигуры они имеют почти абстрактную и "тонкую и извилистую" форму и временами кажутся лишенными скелета. Они расположены очень гармонично, круглой манерой, изогнутой компоновкой, которая усиливает эротичность картины. Ее заряд частично достигается за счет использование мотивов, которые включают подразумеваемую дымку восточного парфюма, и включение ваз, проточной воды, фруктов и драгоценностей, а также палитры, которая бежит Цвета от бледно-белого до розового, цвета слоновой кости, светло-серого и различных оттенков коричневого.
Энгр наслаждался иронией создания эротической работы в преклонном возрасте, нарисовав надпись своего возраста (AETATIS LXXXII, «в возрасте 82 лет») о работе - в 1867 году он сказал другим, что все еще сохраняет «весь огонь тридцатилетнего человека». Он писал эту работу не с живых моделей, а с croquis и нескольких своих более ранних картин, повторно используя фигуры «купальщицы» и «одалиски », которые он нарисовал или нарисовал как отдельные фигуры на кровати или рядом с ванной.
Фигура из Купальщица Вальпинсона выглядит почти так же, как центральный элемент более поздней композиции, но теперь играет на мандолине. Женщина на заднем плане с вытянутой рукой и с чашкой напоминает натурщика на его портрете мадам Муатессье (1856). Лицо женщины с поднятыми над головой руками в ближней правой части похоже на крокис (1818 г.) жены художника Дельфины Рамель, хотя ее правое плечо опущено, а правая рука поднята. Остальные тела расположены позади них в различных неосвещенных местах.
Энгр черпал вдохновение из самых разных живописных источников, включая академическое искусство XIX века, неоклассицизм и поздний маньеризм. Колоризация - это одна из «карающей прохлады», в то время как фигуры сливаются друг с другом, вызывая сексуальность, но в конечном итоге призваны показать умение Энгра игнорировать рациональную перспективу.
Энгр находился под влиянием современной моды на ориентализм, возродившейся после вторжения Наполеона в Египет. Уезжая в Италию в 1806 году, он скопировал в свои тетради текст, превозносящий «бани сераля Мухаммеда», в котором можно прочитать описание гарема, в котором человек «входит в комнату, окруженную диванами [...] и именно там многие женщины, предназначенные для этого использования, посещают султану в ванне, вытирая ее красивое тело и втирая в кожу нежнейшие духи; именно там она должна затем принять сладострастный отдых ".
Жан-Леон Жером, Женщины в бане, (La grande piscine de Brousse, Большая баня в Бурсе) Салон 1885 года. Эрмитаж, Санкт-Петербург Музей западного и восточного искусстваВ 1825 году он скопировал отрывок из «Письма с Востока» леди Мэри Уортли Монтегю, сопровождавшей своего мужа-британского дипломата в Османскую империю в 1716 году. Только во Франции ее письма переиздавались восемь раз между 1763 и 1857 годами, что усугубило увлечение востоковедом. Отрывок, скопированный Энгром, озаглавлен «Описание женской бани в Адрианополе » и гласит: «Я полагаю, что всего там было двести женщин. Красивые обнаженные женщины в разных позах... одни разговаривают, другие - в позе. их работа, другие пили кофе или пробовали сорбет, и многие беззаботно потягивались, в то время как их рабы (обычно восхищавшиеся девушки 17 или 18 лет) заплетали им волосы фантастической формы ". Однако обстановка в Турецкой бане мало похожа на общественные купальни, описанные леди Монтегю.
В отличие от Эжена Делакруа, посетившего алжирский гарем, Энгр никогда не ездил в Африку. или Ближний Восток, и показанные куртизанки по внешности больше европеоиды и европейцы, чем ближневосточные или африканские. Для Энгра восточная тема была, прежде всего, предлогом для изображения обнаженной женщины в пассивном и сексуальном контексте. Экзотических элементов в изображении немного: музыкальные инструменты, кадило и несколько украшений.
Первым покупателем художника был родственник Наполеона III, но он вернул его через несколько дней, так как его жена сочла его «неподходящим» («peu удобный "). Ее купил в 1865 году Халил Бей, бывший турецкий дипломат, который добавил ее в свою коллекцию эротических картин.
Эдгар Дега потребовал, чтобы Турецкая баня была показана на выставке Universelle (1855), в результате чего последовала противоположная реакция: Поль Клодель, например, сравнил его с «пирогом, полным личинок». В начале 20 века посетители хотели подарить Лувру Турецкую баню, но совет музея дважды отказывался от этого. После того, как национальные коллекции Мюнхена предложили его купить, Лувр наконец принял его в 1911 году благодаря подарку от Société des amis du Louvre, которому покровитель Морис Фенай предоставил для этой цели трехлетнюю беспроцентную ссуду в размере 150 000 франков.