Стеклянный ключ

редактировать
Роман Дашилла Хэммета 1931 года
Стеклянный ключ
Стеклянный ключ (обложка 1-го издания).jpg Обложка первого издания
АвторДашиелл Хэммет
СтранаСША
ЯзыкАнглийский
ЖанрКриминал
Опубликован1931 (Альфред А.. Knopf )
Тип носителяПечать (твердая обложка )
Страницы214
ПередМальтийским соколом
За ним следуетТонкий человек

Стеклянный ключ - роман американского писателя Дашиелла Хэммета. Впервые он был опубликован в виде сериала в журнале Черная маска в 1930 году, затем был собран в 1931 г. (в Лондоне; американское издание вышло через 3 месяца). В нем рассказывается история игрока и рэкетира Неда Бомонта, чья преданность Полу Мэдвигу, нечестному политическому боссу, заставляет его расследовать убийство сына местного сенатора, поскольку назревает потенциальная война между бандами. Хэммет посвятил роман своей бывшей возлюбленной Нелл Мартин.

две экранизации романа в США (1935 и 1942 ). Радиоадаптация с Орсоном Уэллсом в главной роли, вышедшая в эфир 10 марта 1939 года в рамках его сериала Campbell Playhouse. Книга также оказала большое влияние на фильм братьев Коэн '1990 года Перекрёсток Миллера, об игроке, который является правой рукой коррумпированного политического босса, и его причастности к пивоварению. бандитская война.

Премия Стеклянный ключ (на шведском языке Glasnyckeln), названная в честь романа, ежегодно с 1992 года вручается за лучший криминальный роман скандинавского писателя.

Содержание
  • 1 Краткое описание сюжета
  • 2 Персонажи
  • 3 Темы
    • 3.1 Бомонт по сравнению с другими героями Хэммета
    • 3.2 Великая депрессия, нравственность маленького городка и «удача»
  • 4 Стиль письма
  • 5 Прием
  • 6 Наследие
  • 7 Адаптации
    • 7.1 Фильм
    • 7.2 Радио
    • 7.3 Телевидение
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Краткое содержание сюжета

История вращается вокруг Неда Бомонта, игрока и лучшего друга криминального политического босса Пола Мэдвига. Нед находит тело сына сенатора на улице, и Мэдвиг просит его помешать расследованию Д.А., мотивируя это тем, что он хочет поддержать коррумпированного сенатора, чтобы жениться на его дочери Джанет. Нед отправляется в Нью-Йорк в поисках Берни, букмекера, который задолжал ему большую сумму из игрового долга, но в конечном итоге его избивают.

Кто-то отправляет серию писем людям, близким к преступлению, намекая, что Мэдвиг был убийцей. Подозрение в этом падает на дочь Мэдвига Опал, подругу жертвы. Политическая база Мадвига начинает рушиться, когда он отказывается освободить брата последователя из тюрьмы. Последователь идет к конкурирующему боссу мафии Шаду О'Рори, который устраняет свидетеля преступления брата. Затем Мэдвиг объявляет войну О'Рори, который предлагает подкупить Бомонта, чтобы разоблачить Мэдвига в газете. Бомонт отказывается, теряет сознание и будит пленника в темной комнате, где его ежедневно избивают.

Госпитализированный после побега, Бомонт говорит Мэдвигу и Джанет, что он устраивает ловушку для О'Рори; Затем он пытается встать с постели, чтобы помешать газете напечатать свое разоблачение. Бомонт противостоит О'Рори, издателю, и дочери Мэдвига Опал. Издатель кончает жизнь самоубийством после того, как Бомонт соблазняет свою жену.

Затем Бомонт берет интервью у Джанет и обнаруживает, что она написала письма и что сенатор знал об убийстве до того, как Бомонт нашел тело. Новая подсказка указывает на Мэдвига, и при столкновении он признается, но не может объяснить шляпу жертвы, деталь, которую Бомонт многозначительно повторяет на протяжении всего романа.

Этот тупик и растущий интерес Бомонта к Джанет, любовному увлечению Мэдвига, вызывают второй разрыв между мужчинами. Бомонт и Джанет объединяются, чтобы раскрыть убийство. Бомонт обнаруживает доказательства, доказывающие, что сенатор убил своего собственного сына, и передает его полиции. Бомонт противостоит Мэдвигу с его новым открытием, и двое уходят, не враги, но больше не друзья.

Персонажи
  • Нед Бомонт - игрок и детектив-любитель, который находит тело Тейлора Генри
  • Пол Мэдвиг - мошеннический политический босс, который поддерживает сенатора Генри, потому что он влюблен в Джанет; лучший друг Неда Бомонта
  • сенатор. Ральф Бэнкрофт Генри - переизбран; отец Тейлора и Джанет и убийца Тейлора
  • Джанет Генри - дочери сенатора Генри; ненавидит Мэдвига и влюбляется в Неда
  • Шад О'Рори - соперник Мэдвига, гангстер, который жестоко избил Неда за отказ помочь подставить Пола; убит Джеффом
  • Берни Деспэйном - игроком, который должен Неду денег и которого Нед подозревает в убийстве Тейлора Генри
  • Джека Рамсена - частного детектива, нанятого Недом, чтобы выследить Берни
  • Майкла Фарр - окружной прокурор, в кармане Пола Мэдвига
  • Джефф Гарднер - телохранитель О'Рори, который избивает Неда, а затем задушит О'Рори
Темы

Как отмечает литературный критик Джеймс Ф. Максфилд: «Хэммет использует объективный подход, просто сообщая о разговорах и описывая поверхностные действия своих персонажей, никогда прямо не представляя их мысли и чувства». Это оставляет некоторую двусмысленность в рассуждениях о действиях Неда Бомонта, например, о его подозрениях в отношении отца Джанет Генри. Это затрудняет определение характера отношений Неда с Джанет. Хотя есть разногласия по поводу того, будут ли они вместе в конце, тот факт, что отношения вообще есть, указывает на «другой тип героя».

Бомонт по сравнению с другими героями Хэммета

Нед Бомонт не соответствует ни популярному, знаменитому архетипу Юнга, ни более слабому, менее альтруистическому типу «героя» других работ Хаммета, но в целом отличается от того и другого.

Детективы Хэммета обычно избегают отношений, но Нед другой. Он не обладает той «невосприимчивостью» к эмоциональным связям, которую поддерживали предыдущие детективы автора, например Continental Op в Red Harvest Хэммета. Из-за предполагаемых отношений между Недом и Джанет, «Стеклянный ключ» развивает более традиционную сюжетную линию детективного «героя» и его прекрасной героини, заканчивающуюся поездкой на закат над Нью-Йорком.

По словам Максфилда, «Ни Оп, ни [детективный персонаж Хэммета] Сэм Спейд не ушли бы с Джанет, поскольку как детективы они оба стремились руководствоваться разумом, насколько это возможно. Но Бомонт - игрок, а не детектив, человек, привыкший рисковать. Точно так же, как он продолжает делать ставки, пока он проигрывает, он готов сделать еще один вид пари на Джанет, несмотря на большие шансы отношения заканчиваются плохо. Поскольку он готов принять риски, которые влекут за собой человеческие обязательства, Бомонт является, если не идеальным героем Хэммета, его наиболее совершенным человеческим героем ".

Великая депрессия, нравственность маленького городка и" удача "

Более очевидная тема в" Стеклянном ключе "проявляется в персонажах и их морали. Действие романа разворачивается в безымянном городе, более скромном месте - меньшем и менее сложном месте - чем его предыдущие романы. Таким образом, этот регион более подвержен коррупции. Здесь есть выборные должностные лица, общественные деятели и тому подобное, которые участвуют в заговорах, которые чаще всего считаются типичными для преступного мира. Из-за этого персонажи открыто демонстрируют больше анималистических качеств, чем в предыдущих романах Хэммета.

Персонажи, возможно, из-за объективности стиля письма, изображаются головорезами и почти дикими. Одна из причин их очевидного сползания к насилию, скорее всего, связана с ранним началом Великой депрессии, поскольку роман был опубликован в 1931 году. Утрата «удачи», как описано в романе («Что Хорошо, если мне повезло? »- спрашивает он.« С таким же успехом ты можешь принять свое наказание и покончить с этим ») - еще один решающий фактор в действиях персонажей. В этом отношении роман похож на более поздние романы эпохи Великой депрессии, такие как Почтальон всегда звонит дважды.

Стиль письма

Самобытный и новаторский стиль Хэммета способствовал появлению закаленного жанра. «Стеклянный ключ», написанный в более поздние нуарные годы Хэммета, является ярким примером его стилистической силы. Раймонд Чендлер, писатель и критик 20-го века, в «Стеклянном ключе» обсуждал понимание Хамметом современного мира: 181>Реалист в области убийств пишет о мире, в котором гангстеры могут править народами и почти править городами... где ни один человек не может безопасно пройти по темной улице, потому что закон и порядок - это то, о чем мы говорим, но воздерживаемся от практики;... Это не ароматный мир, это мир, в котором вы живете, и некоторые писатели с твердым умом и холодным духом отстраненности могут создавать из него очень интересные и даже забавные образцы?

Уильям Кеннеди, также писатель 20-го века и книжный критик, объяснил, что такого сложного в стиле письма Хэммета: «Стратегия Хаммета состоит в том, чтобы показать процесс обнаружения, мотивированный и влияющий на дружбу между двумя мужчинами. Из этих материалов Хэммет создает динамическая структура неуверенных, постоянно меняющихся человеческих отношений ».

В« Стеклянном ключе »Хэммет отказывается впускать читателя в умы персонажей. Возможно, Хэммет считал, что во всей художественной литературе не должно быть внутреннего монолога; в реальном мире люди понимают только действия и речь, и это все, что нам дают персонажи Хэммета. Держа читателей в неведении относительно истинных намерений его персонажей, он усиливает наше ощущение неоднозначной природы реальности. То есть, мы никогда не можем доверять, если персонаж делает то, что он делает из преданности или из эгоистичных намерений.

Прием

Существует общее мнение, что мальтийцы «Сокол» и «Стеклянный ключ» - две лучшие книги Хэммета. С годами Хэммет все более и более строго относился к своей художественной литературе, но признавал, что «Стеклянный ключ» был «не так уж и плох». Его восприятие было даже лучше, чем у предыдущего романа, равно как и продажи: через восемнадцать месяцев после публикации было продано 20 000 экземпляров. Некоторые предпочитали «Сокол», другие просто говорили, что Хэмметт написал три лучших детективных рассказа всех времен, а в газете «Нью-Йоркер» Дороти Паркер кричала, что «слишком мало криков о работе Дэшилла Хэммета».

Хэммет чувствовал, что законченная книга была его лучшей работой, тем не менее, потому что «подсказки были хорошо расставлены... хотя, казалось, никто не заметил». Рецензенты были менее оптимистичны. Дэвид Т. Базелон, писавший для «Комментарии», думал, что Хэммет попытался создать традиционный роман, в котором персонажи действуют из соображений лояльности, страсти или власти. Даже на этих благородных основаниях он нашел роман неудовлетворительным: «Мы никогда не знаем, является ли [] мотивом в раскрытии убийства верность, выполнение работы или любовь... эта двусмысленность отражает, я думаю, трудности Хэммета в написании романа без формулировок. - тот, в котором анализ мотивов является фундаментальным ». Другие критики писали, что роман был «наименее удовлетворительным для Хэммета» и что герой был «механическим, и его эмоции не проявлялись». Роберт Эденбаум, в основном по тем же причинам, назвал "Стеклянный ключ" Хэммета "наименее удовлетворительным романом... [в Хемингуэе] маска снимается каждый раз, когда персонаж остается один; он признается себе в своих страданиях... обнажает свою внутреннюю жизнь. Маска Хэммета никогда не снимается; персонаж Хэммета никогда не впускает вас внутрь. Вместо потенциального отчаяния Хемингуэя, Хэммет дает вам безупречный контроль и машинную эффективность ".

Луи Унтермейер писал: «Хэммет сделал нечто необычайно новое в истории убийства и тайны. Он заставил читателя так же заинтересоваться отношениями его людей друг к другу, как и разгадыванием истории». Сомерсет Моэм увидел в Неде Бомонте «любопытного, интригующего персонажа, которого любой романист с гордостью представил бы». И Раймонд Чендлер обнаружил «эффект движения, интриги, перекрестных целей и постепенного прояснения характера персонажа, что и есть детектив. история в любом случае имеет право быть о чем-то. Все остальное - бирюзовые пятна в гостиной ».

Наследие

Дэшиелл Хэммет и его роман «Стеклянный ключ» повлияли на многих других закаленных писателей. Раймонд Чандлер писал в своем часто цитируемом эссе «Простое искусство убийства », что Хэммет и другие закаленные писатели создали стиль, который удалил интриги головоломок типичных детективных романов и заменил их реализмом: » Где убийство совершается по причинам, а люди разговаривают и действуют как настоящие люди ». Чендлер утверждал, что именно благодаря этим авторам этот стиль развился и поднялся из общей формы на «новый уровень художественного содержания».

Вместе с романом Хэммета «Красный урожай» 1929 года, «Стеклянный ключ» послужил источником вдохновения для фильма братьев Коэн «Перекресток Миллера» 1990 года.

Экранизация 1942 года ненадолго появляется в финале 2 сезона сериала Босх во время разговора Босха с детективом по делу об убийстве его матери.

Адаптации

Фильм

Роман был адаптирован к фильму 1935 года Стеклянный ключ, режиссер Фрэнк Таттл и спродюсирован Автор E. Ллойд Шелдон, по сценарию Кэтрин Скола и Кубек Гласмон. Его распространяла Paramount Pictures. Джордж Рафт изображал главных героев как Эд [не Нед] Бомонт, Эдвард Арнольд как Пол Мэдвиг и Клэр Додд как Джанет Генри.

Другой фильм, также озаглавленный Стеклянный ключ, был выпущен в 1942 году режиссером Стюартом Хейслером и продюсером Бадди Г. ДеСильва, со сценарием Автор Джонатан Латимер. Его также распространяла Paramount Pictures. В фильме снимались Алан Лэдд в роли Эда [не Неда] Бомонта, Брайан Донлеви в роли Пола Мэдвига и Вероника Лейк в роли Джанет Генри. Ирландский мафиози Шад О'Рори, сыгравший главную роль как в романе, так и в первой экранизации (в которой его сыграл Роберт Глеклер ), был заменен во втором фильме средиземноморским гангстером, Ник Варна в роли мальтийского актера Джозефа Каллея.

Радио

Стеклянный ключ был адаптирован Говардом Э. Кохом для 10 марта 1939 года, эпизод Серия Орсона Уэллса CBS Radio Театр Кэмпбелла. В ролях были Уэллс (Пол Мэдвиг), Пол Стюарт (Нед Бомонт), Рэй Коллинз (Шад О'Рори), Майрон МакКормик (сенатор Генри), Эффи Палмер (миссис Мэдвиг), Элспет Эрик (Опал Мэдвиг), Элизабет Морган (телефонистка), Эверетт Слоан (Фарр), Говард Смит (Джефф), Лаура Бакстер (Джанет Генри) и Эдгар Барьер (Расти).

Еще одна адаптация Роберта Сенеделлы была представлена ​​в «Часе тайн» на ABC в июле. 7, 1946. Кеннет Уэбб был режиссером, а Эдвин Маршалл был продюсером.

Телевидение

Стеклянный ключ был адаптирован как часть телесериала Westinghouse Studio One сценаристом Уортингтоном Майнером и режиссером Джорджем Захари. Телевизионная версия с участием Дональда Бриггса, Лоуренса Флетчера и Джин Карсон первоначально транслировалась 11 мая 1949 года.

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-10 08:45:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте