Тамас | |
---|---|
Режиссер | Говинд Нихалани |
Продюсер |
|
Сценарий | Говинд Нихалани |
На основе | Тамаса. Бхишама Сахни |
В главной роли | |
Рассказывает | Балрадж Сахни |
Музыка | Ванрадж Бхатия |
Кинематография | В. К. Мурти. Говинд Нихалани |
Отредактировал | Сутану Гупта |
Распространял | Blaze Entertainment Pvt Ltd |
Дата выпуска | 1988 |
Продолжительность | 298 минут |
Страна | Индия |
Язык | Хинди |
Тамас (букв. Тьма) - период 1988 телевизионный фильм, сценарий и режиссер - Говинд Нихалани. Он основан на хинди романе с тем же названием Бхишама Сахни (1974), который получил автору премию Сахитья Академи в 1975 году. Действие фильма происходит на фоне охваченного беспорядками Пакистана во время раздела Индии в 1947 году, фильм рассказывает о тяжелом положении эмигрантов сикхов и индуистов семьи в Индию как следствие раздела. Впервые он был показан на национальной телекомпании Индии Doordarshan в виде мини-сериала, а затем в виде одноразового четырехчасового художественного фильма. На 35-й Национальной кинопремии он получил три награды, включая премию Наргис Датт за лучший полнометражный фильм о национальной интеграции. В августе 2013 года он был показан на History TV18 как сериал.
Натху, Чамар, заканчивает свою работу в своей мастерской, когда тэкедар (Панкадж Капур ) входит и просит его убить свинья для ветеринарного врача, которому она нужна по медицинским показаниям. Натху отказывается, говоря, что никогда раньше не убивал свиней и не имеет для этого необходимых навыков, предлагая вместо этого дубить шкуру, если это необходимо, при условии, что люди из свинарника убьют ее. Текедар настаивает, дает Натху 5 рупий и выходит из магазина, говоря, что к утру придет джамадар, чтобы забрать тушу.
Рано утром на следующий день Бакшиджи (А.К. Хангал ) и несколько членов политической партии идут в мусульманскую мохаллу, чтобы очистить канализацию в качестве пропаганды и поют патриотические песни. Их тепло принимают в мохалле, и жители присоединяются к ним при очистке канализации. Позже они сталкиваются с одним старым мусульманином и просят уйти для их же блага. Вскоре из соседних домов на членов группы летят камни, и они бегут с места происшествия. Затем члены партии обнаруживают, что кто-то бросил тушу свиньи на ступеньки мечети.
Опасаясь беспорядков в обществе, Бакшиджи и Хаят Бакш (Манохар Сингх ), представитель Мусульманской лиги, посещают заместителя комиссара Ричарда (Барри Джон ) в своего дома и призываем его принять превентивные меры, чтобы взять ситуацию под контроль. Ричард отклоняет предложения Бакшиджи и Хаята Бакша о развертывании полиции или введении комендантского часа, а вместо этого просит членов партии призывать свои общины к поддержанию мира и порядка.
Натху, увидев тушу свиньи в мечети и став свидетелем небольших волнений в городе, задается вопросом, была ли это та же свинья, которую он убил прошлой ночью. Возвращаясь вечером домой, он видит на улице текедаров. Натху пытается приблизиться к нему, но текедар поспешно убегает. Убедившись, что это была та же свинья, Натху чувствует себя ужасно виноватым, идет домой и признается во всем своей беременной жене Каммо (Дипа Сахи ). Вдалеке они видят горящие дома, и Натху винит себя в вспыхнувшем межобщинном насилии.
Чувствуя опасность, Натху решает покинуть город вместе с женой и матерью. Они отправляются пешком, Натху несет на спине свою старую искалеченную мать. Во время путешествия мать Натху умирает и должна быть сожжена в лесу без надлежащих погребальных обрядов, что еще больше опустошает убитого совестью Натху, который по своей наивности считает себя ответственным за холокост.
В соседней деревне Харнам Сингх (Бхишам Сахни ) и его жена Банто (Дина Патхак ) - единственная сикхская семья. Они тоже планируют поехать в дом своей дочери Джасбир (Уттара Баокар ) в сикхской деревне. Они идут пешком всю ночь, а на следующее утро добираются до деревни и выбивают дверь в поисках убежища. Дом принадлежит мусульманину Эхсану Али (Ифтехар ), который издавна был другом Харнам Сингха. Харнам Сингх и Банто прячутся в доме днем, но ночью их обнаруживает сын Эхсана и просит немедленно уйти. На следующее утро по пути они встречают Натху и его жену в лесу, и все вместе идут в гурудвару, где укрылись Джасбир и несколько других сикхов.
В гурудваре Теджа Сингх (Амриш Пури ), лидер совета сикхов, сообщает сикхам, что мусульмане постоянно собирают оружие, и сикхи должны делать то же самое. Позже той же ночью младший грантхи приходит к гурудваре и сообщает Теджа Сингху, что мусульмане знают, что сикхов мало и недостаточно вооружены, поэтому они требуют 2 лакха рупий за перемирие. Теджа Сингх и совет сикхов считают эту сумму слишком большой и отправляют грантхи и натху для переговоров с мусульманами. Теджа Сингх и члены совета наблюдают с террасы гурудвары, как Натху и грантхи приближаются к мусульманской толпе, окружены и атакованы. Разъяренные этим сикхи берутся за оружие и выходят на бой, выкрикивая сикхские лозунги. Вернувшись в гурудвару, Джасбир приводит сикхских женщин к коллективному самоубийству, прыгнув в колодец, некоторые с детьми на руках.
Ричард позже показан обращающимся к видным деятелям города, где он информирует собрание о мерах по оказанию помощи, предпринятых правительством, и предлагает лидерам сформировать Комитет Аман, чтобы разослать послание мира. Бакшиджи и Хаят Бакш назначены вице-президентами Комитета Аман. В конце митинга тэкедар выкрикивает лозунги общинного согласия.
Харнам Сингх, Банто и Каммо в лагере беженцев. Харнам Сингх просит государственного служащего помочь найти Натху, которого не видели с тех пор, как он отправился с младшим грантхи на переговоры с мусульманами. Сотрудник предлагает навести справки в больничной палатке, куда бы его могли госпитализировать, если бы его нашли в городе. Каммо просматривает мертвые тела, лежащие в ряд на земле, и обнаруживает среди них мертвое тело Натху, она падает в обморок, плача. У нее сразу же начались схватки, и медсестры доставили ее в больничную палатку. Харнам Сингх и Банто, сидящие снаружи палатки, слышат крики новорожденного изнутри палатки, смешанные с лозунгами «Аллаху Акбар» и «Хар Хар Махадев», доносящимися издалека.
Фильм основан на одноименном романе хинди автора Бхишама Сахни, который сам был иммигрантом из Пакистана. Роман был опубликован в 1974 году и в следующем году получил премию Сахитья Академи. Работая вторым режиссером в биографическом фильме Ричарда Аттенборо Ганди, Нихалани наткнулся на книгу во время посещения книжного магазина в Дели. Его привлек к этому титул «Тамас» (букв. Тьма). Пролистав несколько страниц, он понял, что речь идет о разделе. Сам будучи беженцем, приехавшим в Индию после раздела, он утверждал, что отчаянно хотел снять фильм по этому событию. Хотя он читал книги, посвященные этому событию, такие как Джута Сач, которые он считал «огромными» и «устрашающими», только когда он прочитал Тамаса, у него не хватило смелости снять фильм, основанный на событие. Сахни, который видел Аакроша Нихалани, был уверен, что последний сможет снять фильм по его роману.
Бхишам Сахни представил фильм в Вдобавок к главной роли напротив Дины Патак. Впоследствии Нихалани отобрал Амриш Пури, А. К. Хангал, Ом Пури, Панкадж Капур, заявив, что почти все они были молоды во время раздела и очень хорошо знали об этом событии. Дипа Сахи, Сурекха Сикри и Барри Джон были подписаны на другие важные роли. Ом Пури, сыгравший главную роль, попросили похудеть и отрастить бороду для своего персонажа. В фильме была сцена, где ему пришлось убить свинью.
Нихалани изначально хотел снимать фильм в Пенджабе, Пакистан, но из-за террористических атак фильм был снят в Мумбаи. Нихалани заявил, что ему было трудно найти продюсеров, пока он не встретил Лалит Биджлани из Blaze Films, который немедленно согласился продюсировать фильм, несмотря на то, что Нихалани предупредил его о спорах, которые возникли в истории.
Фильм транслировался как шестисерийный телесериал с по Дурдаршан и стал чрезвычайно популярным с самого первого эпизода. После выхода фильм вызвал много споров, поскольку действие происходило на фоне религиозного насилия. Было совершено нападение на офис Doordarshan в Хайдарабаде. Нихалани получал угрозы от неизвестных людей и находился под охраной полиции на восемь недель. 21 января 1988 года Высокий суд Бомбея запретил дальнейший просмотр сериала после того, как выслушал петицию городского бизнесмена Джаведа Сиддики, который в своей просьбе заявил, что сериал «отравит умы» людей". Однако два дня спустя суд отменил решение в пользу сериала, заявив, что он относился к «фундаменталистам» в обеих общинах одинаково. Суд также добавил: «Послание громкое и ясное, [...] направленное против болезни коммунализма, экстремисты оказываются разоблаченными, когда понимание приходит в обеих общинах, которые в конечном итоге объединяются как братья». Позже сериал был выпущен в кинотеатрах как одноразовый четырехчасовой художественный фильм. В августе 2013 года фильм был ретранслирован в виде восьмисерийного сериала на History TV18 в рамках празднования Дня Независимости.
Награда | Церемония награждения | Категория | Номинант | Результат |
---|---|---|---|---|
Национальной кинопремии | 1988 | Премия Наргис Датт за лучший полнометражный фильм на Национальная интеграция | Говинд Нихалани | Вон |
Лучшая актриса второго плана | Сурекха Сикри | Вон | ||
Лучшее музыкальное направление | Ванрадж Бхатия | Вон |