Ташкёпрю (Адана)

редактировать
Ташкёпрю
Taşköprü'nün Panoramik Fotoğrafı.jpg
Координаты 36 ° 59′10 ″ с.ш., 35 ° 20′07 ″ в.д. / 36.986111 ° N 35.335278 ° E / 36.986111; 35,335278 Координаты : 36 ° 59'10 ″ N 35 ° 20′07 ″ E / 36,986111 ° N 35,335278 ° E / 36,986111; 35.335278
КрестыРека Сейхан
РегионАдана, Турция
Официальное названиеTaşköprü
Характеристики
Дизайнарка мост
МатериалТуф, мрамор, сполия
Общая длина310 м
Ширина11,4 м
№ из пролетыпервоначально 21 арка
История
Окончание строительства120–135 гг. н.э.
Статистика
Ежедневное движение пешеходов (ранее также транспортных средств, до 2007 г.)
Taşköprü находится в Турции Taşköprü Taşköprü Местоположение Taşköprü, Адана, Турция

Taşköprü (итальянский : Ponte in pietra, английский: Каменный мост), исторически известный как Ponte Sarus, является Римский мост через реку Сейхан в Адане, построенный, вероятно, в первой половине II века нашей эры. Мост был ключевым звеном на древних торговых путях из Анатолии и Персии. До закрытия в 2007 году это был один из старейших мостов в мире, по которому ходили автомобили. С 2007 года здесь проходили только пешеходы, а сейчас здесь проводятся общественные и культурные мероприятия.

Среди названий, использовавшихся для моста в течение его истории, являются мост Сарос, мост Юстиниана, мост аль-Валид и Ташкёпру («Каменный мост» на турецком языке).

Содержание
  • 1 История
  • 2 Архитектура
  • 3 Сегодняшний день
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки
История

Taşköprü несет следы дополнений и реставрации несколькими цивилизациями. хеттский царь Хаттусили I, как сообщается, построил мост в Адане на пути к военной кампании в Сирии, хотя неясно, была ли это Адана первый мост через реку Сейхан (тогда известный как Сарус).

Ташкёпрю, с Аданой и Кизилдаг горами, с точки зрения Эдвина Джона Дэвиса, опубликованной в «Жизни в азиатской Турции» в 1879 году.

Виктор Ланглуа, посетивший Адану в 1852–1853 годах, приписывает нынешний мост императору Адриану, который правил с 117 по 138 год нашей эры и путешествовал по Анатолии с 120 по 135 год нашей эры, сдавая в эксплуатацию здания в многие места. Ланглуа сообщил, что на мосту была надпись с именем Адриана примерно за двадцать лет до его визита.

Согласно некоторым источникам, строительство моста связано с римским архитектором конца 4-го века по имени Авксентиус, который также построил мост в Риме в 384 г. н.э. Эта атрибуция основана на надписи на греческом, которая какое-то время служила алтарем греческой церкви Аданы и сейчас находится в коллекции резьбы по камню Археологического музея Аданы. Надпись из 12 строк написана на плите высотой 122 см, шириной 93 см и толщиной 12 см. Однако полное прочтение, похоже, связывает эту надпись с акведуком, питающим водяные колеса, а не со строительством моста.

Историк Прокопий Кесарийский записывает в «Зданиях Юстиниана», написанных на около 557 г. н.э., этот Юстиниан I, правивший в 527–565 гг., приказал восстановить мост:

Часть этой каменной кладки [опор], которая случайно оказалась под водой и поэтому была постоянно разрушаемый его мощным потоком, за неисчислимый промежуток времени был в основном разрушен. Таким образом, через некоторое время казалось, что весь мост упадет в реку. Каждый человек, переходящий мост, всегда молился о том, чтобы он оставался твердым хотя бы в момент его перехода. Но император Юстиниан выкопал для реки другое русло и на время заставил ее изменить свое русло; а затем вытащив кирпичную кладку, о которой я только что упомянул, из воды и удалив поврежденные части, он без промедления восстановил их, а затем вернул реку на ее прежний путь, который они называют «руслом». Так и было сделано.

Мост реставрировали много раз на протяжении веков. После реставрации в 742 г., в период Омейядов, он был переименован в Джиср аль-Валид в честь правящего халифа аль-Валида II. Еще одна реставрация произошла в 840 году, во время правления халифа ал-Мутасима. Другие источники сообщают о работе, проведенной при халифах Харун ар-Рашид и аль-Мамун. Нет письменных свидетельств о другой реставрации до 17 века.

Кафе Ajemi с Taşköprü на заднем плане, также Эдвин Джон Дэвис.

Мост ремонтировали несколько раз в Османский период. Самый старый из зарегистрированных османских ремонтов был произведен во время правления Ахмета III в 1713 году. В записях сохранился указ, изданный Османом-пашой, губернатором Аданы при Ахмете III, о ремонте старых частей моста. Шариатского суда Аданы.

В Этнографическом музее Аданы хранится надпись (инв. № 505 и 506), размещенная на мосту после реставрационных работ в 1847 году, во время правления османского султана Абдулмеджида I. Это говорит о том, что мост нуждался в восстановлении после того, как долгое время находился в плохом состоянии. Дальнейшие реставрационные работы были заказаны губернатором Османом-пашой во время правления султана Абдул Хамида II, о чем свидетельствует надпись в Археологическом музее Аданы (инв. № 2469). salname (официальный ежегодник) периода правления Абдулхамида II объясняет статус моста и его реставрацию:

На упомянутой реке Сейхан есть большой, прочно построенный, аккуратный мост из 22 арок.. Этот мост является редким образцом элегантности, со временем его тротуары и некоторые арки изношены, поэтому был построен аккуратный тротуар со стенами, чтобы люди и животные не падали и не погибали. Арки также были тщательно отреставрированы.

Панорамный вид Ташкёпрю.

Когда выращивание хлопка расширилось после правления Ибрагима-паши Египта над Дукуровой в середине XIX века рабочие-мигранты собирались на Ташкёпру на еженедельной ярмарке труда в течение весенних месяцев, чтобы нанимать надзиратели для подработки на полях региона. Это сделало мост настолько переполненным, что жители Аданы не могли его пересечь.

Архитектура

Несмотря на то, что на протяжении многих периодов строительства и реставрации использовались различные материалы, мост обычно строился из туфа, мрамора и сполии. В частности, восточная часть моста имеет много следов первоначальной постройки. Мост построен методом засыпки.

В Ташкёпрю состоится церемония открытия Театрального фестиваля Сабанджи весной 2009 г.

Текущая длина моста составляет 310 метров (1020 футов). Османский путешественник Эвлия Челеби записал во время своего визита длину 550 футов (170 м). Мост имеет 21 арку: 15 основных арок для переноса настила через реку и шесть небольших разгрузочных арок внутри больших опор. Мост был укорочен, так как участки подходов с обоих концов были заглублены во время работ по стабилизации берегов реки. Дорожное полотно вымощено булыжником и имеет ширину 11,4 метра (37 футов), включая тротуары. Скульптурное оформление моста включает в себя рельеф льва на северной стороне 11-й арки и различные изображения в виде звезды и полумесяца.

Гравюры, опубликованные в отчетах путешественников в Османскую империю, изображают проезжую часть слишком узкой, чтобы разместить рядом два конных экипажа. Считается, что палуба изначально была не более 3 метров в поперечнике и была расширена в начале 20 века. В результате работ по расширению были добавлены новые арки на нижней стороне моста. Неясно, когда были сделаны эти дополнения, но есть записи о масштабной реставрации Государственным дорожным агентством в 1948 году. После дополнений ширина проезжей части была увеличена примерно до 8 метров (26 футов) или 8,5 метров (28 футов).

Художественная выставка на Ташкёпру во время Театрального фестиваля Сабанджи

Брусчатка - тема многих народных песен - построена Аданой губернатором Сулейманом Бахри Паша (1899–1908). Павильон, поддерживаемый четырьмя колоннами, был построен на полпути через мост губернатором Махмутом Пашой, но позже был снесен.

Опоры, поддерживающие арки, со временем сильно изношены. Они показывают несколько интересных архитектурных приемов. Техника бугорка видна на нижней стороне восточных опор. На верхних поверхностях опор видны ступенчатые речки и опоры. Эти ступенчатые опоры - характерная черта римского строительства. Две из разгрузочных арок (пятая и седьмая арки с западного конца) имеют открытую сторону входа по потоку, но были заполнены на стороне выхода. Размеры арок у всех разные из-за сложной истории их строительства. Верхние грани опор теперь имеют треугольные водоразделы. Все они были перестроены во время одной из реставраций Османской империи, что объясняет их внешний вид сегодня.

Настоящее время

В 2007 году мост был закрыт для проезда моторизованных транспортных средств. С тех пор он стал местом проведения социальных и культурных мероприятий. Исследования 1996 и 2008 годов показали, что мост является местом, которое его жители чаще всего связывают с Аданой. Исследователи предполагают, что это больше связано с его функцией ориентира, чем с широко распространенным знанием его истории. Они предлагают использовать мост как «отправную точку для восстановления самобытности города».

См. Также
Ссылки
Источники
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Ташкёпрю.
Последняя правка сделана 2021-06-09 11:22:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте