Систематическое музыковедение - это обобщающий термин, используемый в основном в Центральной Европе для нескольких дисциплин и парадигм музыковедения. «Систематическое музыковедение традиционно воспринималось как междисциплинарная наука, цель которой - исследовать основы музыки с разных точек зрения, таких как акустика, физиология, психология, антропология, теория музыки, социология и эстетика». Наиболее важными дисциплинами сегодня являются музыкальная психология, социомузыкология (музыкальная социология), философия музыки (музыкальная философия), музыкальная акустика (физика музыки), когнитивная нейробиология музыки и компьютерные науки о музыке (включая звуковые и музыкальные вычисления, музыку информационный поиск и вычисления в музыковедении ). Эти субдисциплины и парадигмы имеют тенденцию решать вопросы о музыке в целом, а не о конкретных ее проявлениях. В «Справочнике систематического музыковедения» Springer разделы следуют основным темам в данной области: музыкальная акустика, обработка сигналов, музыкальная психология, психофизика / психоакустика и музыкальная этнология, а также с учетом последних тенденций исследований, таких как воплощение музыкального познания и медиа. Приложения. Другие темы, такие как теория музыки или философия музыки, включены в соответствующие разделы ".
В европейской трехсторонней модели музыковедения музыковедение рассматривается как сочетание трех широких дисциплин: этномузыкология, история музыки (или историческое музыковедение) и систематическое музыковедение. Этномузыкология и историческое музыковедение в первую очередь занимаются конкретными проявлениями музыки, такими как выступления, произведения, традиции, жанры, а также люди, которые их создают и взаимодействуют с ними (музыканты, композиторы, социальные группы). Систематическое музыковедение отличается тем, что не ставит эти специфические проявления на первый план, хотя, конечно, относится к ним. Вместо этого задаются более общие вопросы о музыке. На эти вопросы, как правило, можно ответить либо путем анализа эмпирических данных (основанных на наблюдениях), либо путем разработки теории - или, что лучше, путем сочетания того и другого. Мечта позитивистов XIX века об открытии «законов» музыки (по аналогии с «законами» в других дисциплинах, таких как физика; см. Adler, 1885) и об определении дисциплины систематического музыковедения в терминах таких законов, медленно испарилась.. Идеологические тенденции, порожденные модернизмом, а затем и постструктурализмом, коренным образом изменили характер проекта.
Поскольку систематическое музыковедение объединяет несколько родительских дисциплин, оно часто рассматривается как внутренне междисциплинарное или как система взаимодействующих дисциплин (отсюда и альтернативное название «системный»). Однако большинство систематических музыковедов сосредотачиваются только на одной или нескольких избранных из множества дисциплин. Систематические музыковеды, ориентированные на гуманитарные науки, часто обращаются к таким областям, как эстетика, философия, семиотика, герменевтика, музыкальная критика, медиаизучение, культурология, гендерные исследования и (теоретическая) социология. Те, кто ориентирован на науку, склонны рассматривать свою дисциплину как эмпирическую и ориентированную на данные и заимствовать свои методы и способы мышления из психологии, акустики, психоакустики, физиологии, когнитивной науки и (эмпирической) социологии.
Недавно появившиеся области исследований, которые, по крайней мере частично, относятся к сфере систематического музыковедения, включают когнитивное музыковедение, нейромузыкологию, биомузыкологию и музыкальное познание, включая познание воплощенной музыки. Как академическая дисциплина систематическое музыковедение тесно связано с практическими дисциплинами, такими как музыкальные технологии, поиск музыкальной информации и музыкальная робототехника.
Систематическое музыковедение менее унифицировано, чем родственные ему дисциплины историческое музыковедение и этномузыкология. Его содержание и методы более разнообразны и, как правило, более тесно связаны с родительскими дисциплинами, как академическими, так и практическими, помимо музыковедения. Разнообразие систематического музыкознания до некоторой степени компенсируется междисциплинарным взаимодействием внутри системы составляющих его субдисциплин.
Истоки систематического музыковедения в Европе восходят к Древней Греции; такие философы, как Пифагор, Аристотель, Платон и Аристоксен, задавали общие вопросы о музыке. Историческое музыковедение и этномузыкология - гораздо более молодые дисциплины, и относительная важность этих трех дисциплин значительно колебалась в течение последних нескольких столетий. Сегодня три широкие дисциплины музыковедения примерно равны по объему исследовательской деятельности.