Аристоксен Тарентский (греч. : Ἀριστόξενος ὁ αραντῖνος; родился ок. 375, fl. 335 до н.э.) был греческим перипатетическим философом и учеником Аристотеля. Большинство его сочинений, посвященных философии, этике и музыке, было утеряно, но один музыкальный трактат «Элементы гармонии» (греч.: Ἁρμονικὰ στοιχεῖα; Латиница : Elementa Harmonica ), сохранилась неполная, а также некоторые фрагменты, касающиеся ритма и метра. Элементы - главный источник наших знаний о древнегреческой музыке.
Аристоксен родился в Тарент, и был сыном ученого музыканта по имени Спинтарус (иначе Мнезиас). Он научился музыке у своего отца, а затем, получив наставления от Лампруса Эритрского и Ксенофила пифагорейца, он, наконец, стал учеником Аристотеля, с которым он, похоже, соперничал в разнообразии своих исследований. Согласно Суда, он обрушился на Аристотеля после его смерти, потому что Аристотель назначил Теофраста следующим главой перипатетической школы, положение, которого жаждал сам Аристоксен, достигнув большого успеха в качестве ученика Аристотеля. Этой истории, однако, противоречит Аристокл, который утверждает, что никогда не упоминал Аристотеля, но с величайшим уважением. Ничего не известно о его жизни после отъезда Аристотеля, кроме комментария в Elementa Harmonica относительно его работ.
Считается, что его сочинения состояли из четырехсот и пятьдесят три книги, посвященные философии, этике и музыке. Хотя его последние годы были в перипатетической школе и он надеялся стать преемником Аристотеля после его смерти, Аристонексус находился под сильным влиянием пифагореизма и был только последователем Аристотеля, поскольку Аристотель был последователем Платона и Пифагора. Таким образом, как говорит нам Софи Гибсон, «различные философские влияния» на Аристоксена включали его взросление в глубоко пифагорейском городе Тарас (Тарент), где также проживали два пифагорейца Архита и Филолай, а также музыкальное образование его отца (пифагорейское), которое он внушил своему сыну. Гибсон сообщает нам, что после влияния своего отца:
Вторым важным фактором, оказавшим влияние на развитие Аристоксена, был пифагореизм. Он родился в Таренте, городе, в котором жили и Архит, и Филолай. Можно видеть, что длительный период времени, который Аристоксен провел в пифагорейской среде, оказал неизгладимое влияние на содержание его писаний. Такие названия, как «Pythagorou bios», «Peri Pythaorou kai ton guorimon autou» и «Peri tou Pythagorikou biou», указывают на интерес Аристоксена к обществу. Более того, его работы по образованию свидетельствуют о влиянии Пифагора, особенно в их тенденции к консерватизму. Самое главное, что размышления о структуре музыки возникли в пифагорейской среде. Его внимание было сосредоточено на числовой взаимосвязи между нотами и, на самом дальнем этапе, превратилось в сравнение музыкальных, математических и космологических структур.
Однако Аристоксен не соглашался с более ранней пифагорейской музыкальной теорией в нескольких отношениях, опираясь на свою работу с идеями. Его личное. Единственная его работа, которая дошла до нас, - это три книги «Элементов гармонии», неполный музыкальный трактат. Теория Аристоксена имела эмпирическую тенденцию; в музыке он считал, что ноты гаммы следует оценивать не по математическому соотношению, как считали раньше пифагорейцы, а по слуху. Витрувий в своей De architecture перефразирует сочинения Аристоксена о музыке. На его идеи откликнулись и развили некоторые более поздние теоретики, такие как Архестрат, а его место в методологических дебатах между рационалистами и эмпириками комментировали такие писатели, как Птолемей Киренский.
Пифагорейский Теория о том, что душа есть «гармония» четырех элементов, составляющих тело, и поэтому смертная («совсем ничего», по словам Цицерона ), была приписана Аристоксену (фр. 118–121 Верли) и Дикаарх. Эта теория сравнима с теорией, предложенной Симмием в «Федоне» Платона.
В его Elements of Harmony (также Harmonics) Аристоксен попытался дать полное и систематическое изложение. музыка. Первая книга содержит объяснение родов греческой музыки, а также их разновидностей ; за этим следуют некоторые общие определения терминов, в частности, звук, интервал и система. Во второй книге Аристоксен делит музыку на семь частей, которые он принимает за: роды, интервалы, звуки, системы, тоны или модусы, мутации и мелопеи. Остальная часть работы посвящена обсуждению многих частей музыки в соответствии с порядком, который он сам предписал.
Хотя современные ученые часто считают, что Аристоксен отверг мнение Пифагорейцы утверждали, что арифметические правила были окончательной оценкой интервалов и что в каждой системе должно быть обнаружено математическое совпадение, прежде чем такая система может быть названа гармонической, Аристоксен широко использовал арифметическую терминологию, в частности, для определения разновидностей полутонов и dieses в своих описаниях различных родов.
В своей второй книге он утверждал, что «по слуху мы судим о величине интервала, и понимая, мы рассматриваем его многочисленные силы ». И далее он писал, «что природа мелодии лучше всего раскрывается чувственным восприятием и сохраняется в памяти; и что другого пути к познанию музыки нет»; и хотя, писал он, «другие утверждают, что это знание достигается путем изучения инструментов»; это, писал он, дико говорит, «ибо как тому, кто пишет ямбик, нет необходимости обращать внимание на арифметические пропорции ступней, из которых он состоит, так и тому, кто пишет фригийскую песню, не обязательно следить за соотношениями соответствующих звуков ". Однако это не следует истолковывать как означающее, что он постулировал упрощенную систему гармонии, напоминающую систему современной теории двенадцати тонов, и особенно не столь же умеренную систему. Он призывает нас подумать: «(а) в конце концов, с кем из людей, спорящих о оттенках родов, следует согласиться? Не все смотрят на одно и то же разделение при настройке хроматический или энгармонический, так почему же нота ditone из mesé должна называться lichanos, а не немного выше? "
Иногда утверждают, что природа Аристоксена масштабы и роды резко отклонялись от его предшественников. То, что Аристоксен использовал модель для создания гамм, основанную на понятии топоса или диапазона расположения высоты тона, является фактом, однако нет никаких оснований полагать, что он сам создал этот прецедент, поскольку он сам не заявляет об этом. В самом деле, идея нефиксированных положений высоты звука, которые покрывают определенные диапазоны, пределы которых могут быть определены фиксированными точками, является понятием, которое было популярно до современной фиксации на системах с фиксированным шагом, на что указывают теоретические системы высоты звука и интонации в стиле барокко.. Другой способ сформулировать это, хотя, возможно, и менее точный, состоит в том, что вместо использования дискретных соотношений для размещения интервалов он использовал непрерывно изменяемые величины.
Постулирование, что это привело к структурированию его тетрахордов и результирующим гаммам, имеющим «другие» качества созвучия, может быть объяснено только обращением к часто повторяющимся несоответствиям среди его интерпретаторов и современным предвзятым отношением к подтверждению. в пользу упрощенных теорий двенадцати тонов. Сам Аристоксен считал, что «(...) нельзя упускать из виду две вещи: во-первых, многие люди ошибочно полагают, что мы говорим, что тон в мелодии может быть разделен на три равные части. Они сделали эту ошибку, потому что сделали это. не осознавать, что одно дело использовать третью часть тона, а другое - разделить тон на три части и спеть все три. Во-вторых, мы принимаем, что с чисто абстрактной точки зрения не существует наименьшего интервала ».>
В третьей книге Аристоксен описывает двадцать восемь законов мелодической последовательности, которые представляют большой интерес для тех, кто интересуется классической греческой мелодической структурой.
Часть второй книги работы по ритмике и метрике, Elementa Ritmica, сохранилась в средневековой рукописной традиции.
Аристоксен был также автором работы «О первичной продолжительности» (хронос).
Фрагмент из пяти столбцов трактата о метре (P. Oxy. 9 / 2687 ) был опубликован в Grenfell и Книга Ханта Oxyrhynchus Papyri, т. 1 (1898 г.) и, вероятно, принадлежит Аристоксену.
В издании Верли представлены сохранившиеся свидетельства работ со следующими названиями (не включая несколько фрагментов неопределенного происхождения):