Симфония № 104 в ре мажоре ( Н. 1/104) является Йозеф Гайдн окончательным симфоническим «ы. Это последняя из двенадцати лондонских симфоний, известная (несколько произвольно, учитывая существование одиннадцати других) как Лондонская симфония. В Германии она широко известна как Симфония Саломона в честь Иоганна Петера Саломона, который организовал два тура Гайдна по Лондону, хотя это одна из трех из последних двенадцати симфоний, написанных для Оперных Концертов Виотти, а не для Саломона.
Произведение было написано в 1795 году, когда Гайдн жил в Лондоне, и премьера состоялась в Королевском театре 4 мая 1795 года в концерте с участием исключительно собственных сочинений Гайдна под управлением композитора. Премьера прошла успешно; Гайдн написал в своем дневнике: «Вся компания была полностью довольна, и я тоже. Я заработал 4000 гульденов в этот вечер: такое возможно только в Англии».
Произведение оценивается для двух флейт, двух гобоев, двух кларнетов в ля, двух фаготов, двух валторн в ре и соль, двух труб в ре, литавр и струнных.
Симфония открывается медленным и грандиозным вступлением ре минор, первые два такта которого следующие:
Открытие тактов первой частиЭто приводит к основному корпусу сонатной формы движения, в ре мажоре. Его вводная тема звучит следующим образом:
Вступительная тема основной части первой частиДвижение монотематично : вторая тема - это просто первая тема, перенесенная на ля мажор. Экспозиция находится в ре мажоре, со струнами, играющих первую тему. Тема переходит прямо в ля мажор с деревянными духовыми инструментами, образующими вторую тему. Экспозиция завершается кодеттой, после чего следует развитие, которое начинается си минор с использованием ритмического рисунка второй половины темы. Развитие заканчивается полным оркестром. В перепросмотре первая тема снова звучит ре мажор. Во второй теме использованы имитации деревянных духовых инструментов. Движение завершается кодой, тоже ре мажор.
Эта часть соль мажор открывается основной темой струнных. После этого короткий эпизод с выделением ля минор и ре минор приводит к измененному повторению основной темы как для струнных, так и для фагота. Отсюда, вторая часть начинается, который модулирует на различные другие клавиши, в том числе соль минор и B ♭ мажор, но по- прежнему имеют мелодию главной темы. После прихода на доминанту соль мажор возвращается музыка первого раздела. Остальная часть движения состоит из модификации первой части музыки с несколькими изменениями ритма и большей известностью ветра, особенно флейты.
Третья часть - менуэт и трио ре мажор. Секция менуэта состоит из округлой бинарной (A, B, A ') формы с вводной секцией, подчеркивающей тонику, в то время как вторая секция посещает относительный минор (си минор) и доминанту (мажор). Трио находится в B ♭ мажоре и широко использует гобой и фагот. Как и в менуэте, секция си этого трио подчеркивает относительный минор (в данном случае соль минор). Трио завершается переходом обратно к доминанте основной тональности в рамках подготовки к возвращению в менуэт.
Буйный финал, в быстром темпе и в форме сонаты, открывается в стиле народной музыки с использованием дрон-баса, и эта тема, как часто утверждается, возникла как хорватская народная песня; подробнее см. Гайдн и народная музыка. Раздел развития останавливается на доминанте основного ключа, что типично, но перепросмотр не происходит сразу. Вместо этого, развитие продолжается с участком в F ♯ несовершеннолетней, после чего перепросмотр ре мажор немедленно следует.