Лебедь Хеннесси

редактировать

Эдвард Свон Хеннесси (24 ноября 1866 - 26 октября 1929) был ирландско-американским композитором и пианистом, большую часть своей жизни прожившим в Париже. В своей довоенной фортепианной музыке он преуспел как миниатюрист в описательной, программной музыке. Присоединившись к группе бретонских композиторов, он заработал репутацию «кельтского» композитора, опираясь на свое ирландское наследие, писавший в стиле, уникальном как для французского, так и для ирландского контекста. Несмотря на то, что после 1950 года о нем почти забыли, его музыке аплодировали современные французские музыкальные критики, в том числе Анри Колле, Луи Вюймен, Эмиль Вильермоз и Люсьен Шевалье. В некоторых работах он использовал элементы джаза и черпал вдохновение из ярмарок и индустриального шума, предвосхищая тенденции, связанные с группой " Les Six ".

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Биография
  • 2 Музыка
  • 3 Избранные работы
    • 3.1 Камерная музыка
    • 3.2 Фортепианная музыка
    • 3.3 Голос и фортепиано
  • 4 Библиография
  • 5 записей
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
биография

Свон Хеннесси родилась в Рокфорде, штат Иллинойс, ирландка по происхождению, а выросла в Чикаго. Его отец, Майкл Дэвид Хеннесси (1837–1919), был уроженцем Корка, бывшим президентом Чикагской городской железной дороги, прежде чем он стал юристом в 1874 году. Матерью Хеннесси была Сара Дж. Свон (около 1833–1880), дочь Джозеф Роквелл Суон, судья Верховного суда Огайо и член-основатель Американской республиканской партии. До 1870 года семья переехала в Чикаго, где вырос Хеннесси. В «Словаре Бейкера» нет доказательств того , что он изучал «общие предметы» в Оксфорде, но он, возможно, некоторое время посещал одну из (частных) государственных школ, прежде чем продолжить музыкальные исследования в Германии в Штутгартской консерватории, 1879–1886 гг.. Хеннесси изучал композицию в англоязычном классе у американского учителя Перси Гётчиуса, а также игру на фортепиано у немецкого учителя Эдмунда Альвенса.

По окончании учебы Хеннесси переехал в Лондон (1886–92), где он был женат, имел двоих детей и развелся (1893). Затем последовали десять лет путешествий, включая Францию, Бельгию, Швейцарию и Ирландию, с базой в Италии, прежде чем он поселился в Париже около 1903 года. В июле 1909 года Хеннесси женился на Клэр, урожденной Пшибышевской (1883–1947). Гражданин Польши, которого он встретил в Брюсселе. Ее мать приходилась двоюродной сестрой писателю- символисту Станиславу Пшибышевскому. Сын пары Патрис Хеннесси (1910–1973) позже стал известным литератором и знатоком Французской революции.

Хотя Хеннесси не из Бретани, он был членом недолговечной Ассоциации композиторов Бретона до Первой мировой войны и продолжал общаться с их членами, включая Поля Ле Флема, Пола Ладмиро, Мориса Дюамеля, Луи Обера, Луи Вюйемена, Люсьена Одебера и других. на протяжении 1920-х гг. Общественное признание Хеннесси во Франции в основном началось с его ассоциации. В начале 1920-х годов Хеннесси также наслаждался коротким периодом, когда у него было несколько выступлений в Ирландии после первого исполнения его струнного квартета № 2, соч. 49 (1920 г.) на Всемирном конгрессе ирландской расы в январе 1922 года в Париже. Квартет посвящен памяти ирландского революционера Теренса МакСвини.

Хеннесси умер в 1929 году от эмболии после обычной операции; Композитор Жорж Миго произнес похоронную речь. Хеннесси и его семья похоронены на кладбище Монпарнас в Париже, подразделение 28, раздел III.

Музыка

Музыка Свона Хеннесси до 1900 года находилась под сильным влиянием его консервативного образования и пристрастия его учителей к музыке Роберта Шумана. Примерно во время своего переезда в Париж он также был поклонником Макса Регера. Хотя его более поздняя музыка показывает влияние нескольких современных стилистических направлений, он никогда не избавлялся от этого глубокого влияния немецких романтиков. В период с 1907 по 1913 год Хеннесси все больше писал в стиле импрессионистов, с многочисленными сериями фортепианных произведений и художественных песен в описательном и программном стиле, вдохновленном звуками его окружения, включая природу, движение и промышленность. Он также преуспел в юмористических и сатирических произведениях, похожих на Сати, но независимо от них. Один современный критик писал: «Il fut un humoriste d'une verve drue dont la drôlerie était faite à la fois d'observation et d'invention, de fantaisie et de Psyology». («Он был юмористом с большим энтузиазмом, чей юмор основывался на наблюдениях и изобретениях, фантазиях и психологии»). Однако, несмотря на положительные отзывы французской и немецкой музыкальной прессы, ему сначала не удалось добиться исполнения своей музыки.

Это изменилось только после его членства в Association des Compositeurs Bretons с 1912 года и интеграции элементов традиционной музыки Ирландии, Шотландии и Бретани в его композиции. Прерванная Первой мировой войной (которую он провел недалеко от Монтрё в Швейцарии), он развил свои кельтские наклонности, особенно в 1920-х годах. Многие произведения Хеннесси с названиями, оканчивающимися на такие слова, как «celtique», «gaélique» или «irlandais», вдохновлены традиционной народной мелодией и ритмами, но он редко цитирует настоящие народные произведения. В течение 20-х годов он написал большую часть своей камерной музыки, в том числе несколько дуэтов, трио и квартетов. Это принесло ему репутацию "кельтского" композитора до такой степени, что его оригинальная довоенная фортепианная музыка была забыта. Во французском некрологе он был назван «le barde de l'Irlande» и считается спасшим «l'ancienne mélodie celtique».

Хеннесси очень критически относился к современному авангарду, особенно к Арнольду Шенбергу, и написал множество саркастических и пессимистических писем и комментариев в музыкальной прессе. Для него выходом из того, что он считал кризисом, был поворот к региональным традициям народной музыки и их включение в музыкальные произведения искусства.

С тех пор, как Хеннесси жил в Париже, его музыку в основном издавал Э. Демец, а с 1923 года - Макс Эшиг (сменивший Деметса). Среди других издателей были Augener (Лондон) и Schott (Майнц).

Избранные работы

Для полного списка композиций см. Список композиций Swan Hennessy. Даты ниже - это годы публикации.

Камерная музыка

  • Lieder an den Mond. Романтические штучки, соч. 10, для скрипки, виолончели и фортепиано (Лондон: Augener amp; Co., 1888)
  • Соната в стиле ирландай, соч. 14, для скрипки и фортепиано (Лондон: Schott amp; Co., 1904; как Sonate en Fa (style irlandais): Майнц: Söhne Б. Шотта, 1905)
  • Prémier Quatuor (Сюита) [Струнный квартет № 1], соч. 46 (Париж: Э. Демец, 1913)
  • Deuxième Quatuor [Струнный квартет № 2], соч. 49 (1920) (Париж: Э. Демец, 1920)
  • Кельтская рапсодия, соч. 50, для скрипки и фортепиано (Париж: Э. Демец, 1915)
  • Petit trio celtique, соч. 52, для скрипки, альта, виолончели (Париж: Э. Демец, 1921)
  • Трио, соч. 54, для двух кларнетов и фагота (Париж: Э. Демец, 1921)
  • Вариации на тему шести нот, соч. 58, для флейты, скрипки, альта, виолончели (Париж: Max Eschig amp; Cie., 1924)
  • Quatre Pièces celtiques, соч. 59, для английского рожка, скрипки, альта и виолончели (Париж: Max Eschig amp; Cie., 1925)
  • Troisième Quatuor à cordes [Струнный квартет № 3], соч. 61 (Париж: Max Eschig amp; Cie., 1926)
  • Сонатина кельтская, соч. 62, для альта и фортепиано (Париж: Max Eschig amp; Cie., 1924)
  • Рапсоди гелик, соч. 63, для виолончели и фортепиано (Париж: Max Eschig amp; Cie., 1925)
  • Deux Morceaux, соч. 68, для альт-саксофона и фортепиано (Париж: Max Eschig amp; Cie., 1926)
  • Трио, соч. 70, для флейты, скрипки, фагота (Париж: Max Eschig amp; Cie., 1926)
  • Катр Морсо, соч. 71, для альт-саксофона или альта (соч. 71bis) и фортепиано (Париж: Éditions Max Eschig, 1929)
  • Quatrième Quatuor à cordes [Струнный квартет № 4], соч. 75 (Париж: Издания Макса Эшига, 1930)
  • Deuxième Sonatine, соч. 80, для скрипки и фортепиано (Париж: Propriété de l'auteur, 1929)
  • Сонатина, соч. 81, для виолончели и фортепиано (Париж: Propriété de l'auteur, 1929)

Фортепианная музыка

  • Вариации на оригинальную тему в ирландайском стиле, соч. 12 (Лондон: Augener amp; Co. 1902; переработанное издание как вариации на оригинальную тему в ирландском стиле, Augener amp; Co., 1903)
  • Au bord de la forêt, соч. 21 (Париж: Э. Деметс, nd [1907])
  • Этюд, соч. 25 (Париж: Э. Деметс, 1907 г.)
  • Nouvelles feuilles d'album, соч. 27 (Париж: Э. Демец, 1908 г.)
  • Variations sur un air irlandais ancien, Op. 28 (Майнц: Зоне Б. Шотта, 1908 г.)
  • Croquis de femmes, соч. 33 (Париж: Ф. Дердилли, Ш. Хае, преуспевающий, 1911 г.)
  • Маленькая сюита на ноты Ми До Ми Фа Си Ми, соч. 34 (Майнц: Зоне Б. Шотта, 1911)
  • Праздники. Deux Morceaux descriptifs, соч. 36 (Майнц: Зоне Б. Шотта, 1911)
  • En passant... (Этюды природы), соч. 40 (Париж: Э. Демец, 1912)
  • Вальс-каприсы, соч. 41 (Париж: Э. Демец, 1912)
  • Сонатина, соч. 43 (Париж: Э. Демец, 1912)
  • Sentes et chemins (Nouvelles études d'après nature), соч. 44 (Париж: Э. Демец, 1912)
  • Pièces celtiques, соч. 45 (Париж: Э. Демец, 1912)
  • Croquis parisiens, соч. 47 (Париж: Э. Демец, 1913)
  • Юмористические впечатления, соч. 48 (Париж: Э. Демец, 1913)
  • Сонатина кельтская, соч. 53 (Лондон: Evans amp; Co. 1924)
  • Épigrammes d'un solitaire, Op. 55 (Лондон: Evans amp; Co., 1924)
  • Trois Pièces exotiques, соч. 57 (Париж: Э. Демец, 1922)
  • Концертный этюд, соч. 60 (Париж: Max Eschig amp; Cie., 1924)
  • Рапсоди ирландайз, соч. 67 (Париж: Éditions Max Eschig, 1929 г.)
  • Banlieues... Шесть маленьких пьес, соч. 69 (Париж: Max Eschig amp; Cie., 1929)
  • À la manière de..., 5 томов (Париж: Éditions Max Eschig, 1927–198)

Голос и фортепиано

  • Лидия, соч. 23 ( Шарль Леконт де Лиль ) (Париж: Жюльен Амель, 1908)
  • Богоявление, соч. 26 ( Хосе-Мария де Эредиа ) (Париж: Жюльен Амель, 1908)
  • Две мелодии, соч. 30 ( Жозефин Сулари, Шарль Бодлер ) (Париж: Жюльен Амель, 1908)
  • Trois Chansons écossaises, соч. 31 (Шарль Леконт де Лиль) (Париж: Жюльен Амель, 1907)
  • Trois Chansons espagnoles, соч. 42bis ( Эммануэль фон Гейбель, Генрих Гейне ) (Париж: Э. Деметс, 1921)
  • Труа мелодии, соч. 56 (Шарль Бодлер, Альберт Самен, Жан Ажальбер ) (Париж: Éditions Max Eschig, 1925–32)
  • Труа мелодии на стихи Андре Делакура и Леконта де Лиль, соч. 66 (Париж: Max Eschig amp; Cie., 1926)
  • Trois Chansons celtiques, соч. 72 (Шарль Леконт де Лиль, Анатоль ле Браз, Пьер Сциз ) (Париж: Éditions Max Eschig, 1927)
  • Две мелодии, соч. 73 ( Поль Жеральди, Анатоль ле Браз) (Париж: Éditions Max Eschig, 1928)
  • Две мелодии, соч. 79 ( Поль Верлен, Проспер Бланшемен ) (Париж: Éditions Max Eschig, 1934)
Список используемой литературы
  • Анри Колле, "La Musique chez soi - XCVII. Œuvres de Swan Hennessy", Comœdia, 5 декабря 1921 г., стр. 4.
  • Люсьен Шевайе : "Un Entretien avec Swan Hennessy", в: Le Guide du Concert, 12 апреля 1929 г., стр. 791–793, онлайн здесь (по состоянию на 13 января 2020 г.).
  • Ги Фершо: «Хеннесси, Лебедь», в: Die Musik in Geschichte und Gegenwart (MGG), первое издание, изд. Фридрих Блюм, т. 6 (Кассель: Bärenreiter, 1957), cc. 152–153.
  • Марджори Бреннан: «Лебединая песня для одного из революционных героев Корка», в: «Irish Examiner», 31 октября 2016 г., стр. 16; онлайн здесь.
  • Аксель Кляйн: «Американец ирландского происхождения в Париже: Лебедь Хеннесси (1866–1929)», в: Journal of the Musicology in Ireland, vol. 13 (2017–18), стр. 47–78; онлайн здесь (по состоянию на 30 июля 2018 г.).
  • Майкл Dervan: "Swan Hennessy: Ирландия Great Затерянный Composer", в: The Irish Times, 27 марта 2019.
  • Аксель Кляйн: Птица времени. Музыка Лебедя Хеннесси (Майнц: Schott Music, 2019); ISBN   978-3-95983-593-0 ( твердая обложка ), ISBN   978-3-95983-594-7 ( мягкая обложка ).
  • А. Кляйн: «'Независимость n'est pas le meilleur chemin vers la gloire'. Ретроспектива Лебедя Хеннесси», в: Euterpe no. 36 (апрель 2021 г.), стр. 8–16.
Записи
  • Quatre Pièces celtiques, соч. 59, в аранжировке для английского рожка и органа в исполнении Манфреда Гота (английский рожок) и Ульриха Лейкама (орган) на: Kamp;M Records, CD [без даты].
  • Трио, соч. 54 для двух кларнетов и фагота в исполнении Trio d'Ance di Bolzano на: Rainbow RW 98107, CD (1999).
  • Quatre Pièces celtiques, соч. 59, в аранжировке для английского рожка и струнного оркестра в исполнении Рэйчел Толми (английский рожок), Ансамбль Бурбаки, на: Wirripang Wirr 018, CD (2008).
  • Трио, соч. 54 для двух кларнетов и фагота в исполнении Trio Pleyel, на: bremenradiohall records brh cd 1305, CD and downloads (2013).
  • Полные струнные квартеты 1–4 в исполнении RTÉ ConTempo Quartet на: RTÉ lyric fm CD 159, CD (2019). Содержит: Струнный квартет № 1 (Сюита), соч. 46; № 2, соч. 49; № 3, соч. 61; № 4, соч. 75; Серенада, соч. 65; Petit trio celtique, соч. 52.
  • Избранные произведения для фортепиано в исполнении Морица Эрнста на: Perfect Noise PN 2006, CD (2020). Содержит: Au bord de la forêt, Op. 21; Croquis de femmes, соч. 33; Праздники, соч. 36; En passant... (Этюды природы), соч. 40; Вальс-каприсы, соч. 41; Сонатина, соч. 43; Pièces celtiques, соч. 45; Croquis parisiens, соч. 47; Banlieues..., соч. 69; четыре отрывка из « À la manière de...»: Бородин, Шабрие, Дебюсси-Годар, Равель.
  • Произведения 1 для альта и фортепиано в исполнении Марцина Муравски (альт) и Анны Старжец-Макандасис (фортепиано) на Acte Préalable AP 490 (CD, 2020). Содержит: Berceuse, Op. 13; Деревня Ау, соч. 22; Вальс-каприсы, соч. 41; Кельтская рапсодия, соч. 50; Сонатина кельтская, соч. 62; Deux Morceaux, соч. 68; Pièce celtique, соч. 74.
использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-04-13 03:34:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте