Перси Гётчиус (10 августа 1853 г. - 29 октября 1943 г.) был американским теоретиком музыки и учителем, получившим международную известность в преподавание композиции.
Гётчиус родился в Патерсоне, Нью-Джерси. Его также поддерживал Урели Корелли Хилл, дирижер и скрипач, который был другом семьи Гетчиусов. Гётчиус был органистом Второй пресвитерианской церкви с 1868 по 1870 год и Первой пресвитерианской церкви с 1870 по 1873 год, а также пианистом Хорового общества Патерсона мистера Бенсона. Он отправился в Штутгарт, Вюртемберг (Германия) в 1873 году, чтобы изучать теорию в Королевской консерватории у Иммануила Фейсста, и вскоре стал профессором. В 1885 году король Вюртемберга Карл Фридрих Александр присвоил ему титул королевского профессора. Он много сочинял, рецензировал спектакли для прессы. Сиракузский университет присвоил Гетчиусу звание почетного доктора музыки на 1892–1893 учебный год. В 1892 году он поступил на работу в Консерваторию Новой Англии, Бостон, а четыре года спустя открыл студию в этом городе. В 1905 году он перешел в штат Института музыкального искусства (Джульярдская школа ) в Нью-Йорке, возглавляемого Фрэнком Дамрошом.
. Среди известных учеников Гётчиуса: Генри Коуэлл, Лиллиан Фукс, Ховард Хэнсон, Свон Хеннесси, Джулия Клампке, Уоллингфорд Риггер, Бернард Роджерс и Артур Шеперд. В 1917 году он был избран почетным членом Phi Mu Alpha Sinfonia братства, национального братства мужчин в музыке, отделением Alpha в Консерватории Новой Англии.
Гетчиус опубликовал несколько учебников по теории, в том числе:
Начиная с середины 20 века книги Гетчиуса в качестве текстов используются редко; хотя книги содержат оригинальные теоретические идеи и педагогические подходы, актуальные и сегодня.
Возможно, наиболее важной теорией, выдвинутой Гетчиусом, является теория естественной гармонической прогрессии, которая впервые появилась в «Теории и практике тональных отношений». Согласно теории Гетчиуса, триада V в ключе разрешается в тоническое триаду I из-за акустически совершенного интервала f ifth между корнем V и I:
Гетчиус считал, что, поскольку верхний тон пятой части является гармоникой нижнего, аккорд, основанный на верхнем тоне, требует «разрешения» "переходя к аккорду, основанному на нижнем тоне. Более того, эта теория распространяется на другие аккорды в тональности, так что нормальная тенденция аккорда (триада или септаккорд ) в тональности заключается в переходе к аккорду с корнем пятая нижняя.
Единственная слабость этой теории - то, что она не учитывает важность субдоминанта триады IV, аккорда, часто используемого в музыкальной практике. Хотя Гетчиус признает важность гармонии IV в других местах своих сочинений, кажется, что ей нет места в его теории гармонической прогрессии.
Моя фамилия произносится (или должна произноситься) get'she-us . Семья родом из Швейцарии (1714 г.), где звали Гётчи. Один из моих предков, середина 18 века, серьезный латинский ученый, добавил латинское окончание us.
— Перси Гетчиус, как он рассказал в Literary DigestГетчиус умер в Манчестере, Нью-Гэмпшир., куда он ушел в отставку в 1925 году.