Михайловский собор, Белград

редактировать
Кафедральный собор Святого Архангела Михаила
Саборна Црква Св. Архангела Михаила
Saborna crkva.jpg Саборна Црква
44 ° 49′05 ″ с.ш. 20 ° 27′08 ″ в.д. / 44,81806 ° с. Ш. 20,45216 ° в. / 44.81806; 20,45216 Координаты : 44 ° 49′05 ″ с.ш. 20 ° 27′08 ″ в.д. / 44,81806 ° с. Ш. 20,45216 ° в. / 44.81806; 20,45216
Место нахождения Белград
Страна Сербия
Номинал Восточное православие
Веб-сайт Saborna Crkva Официальный сайт
История
Положение дел Церковь
Основан 1837 г. ( 1837)
Учредитель (и) Дом Обреновича
Преданность Святой Михаил Архангел
Реликвии провел Король Урош III Деспот Стефан Штильянович Князь Милош I Князь Михайло Князь Милан
Архитектура
Функциональный статус Активный
Обозначение наследия Памятник культуры исключительной важности
Назначен 1979 г.
Архитектор (ы) Адам Фридрих Кверфельд
Стиль Неоклассицизм с элементами позднего барокко
Завершенный 1840 г.
Характеристики
Количество куполов 1

Кафедральный собор Святого Архангела Михаила ( сербская кириллица : Саборна Црква Св. Архангела Михаила, латинизированный : Saborna Crkva Sv. Arhangela Mihaila) - сербский православный собор в центре Белграда, Сербия, расположенный в старой части город, на пересечении улиц Краля Петра и Княжа Симе Марковича. Он был построен между 1837 и 1840 годами на месте более старой церкви, также посвященной архангелу Михаилу. Это одно из самых важных культовых сооружений в стране. Он широко известен как только Saborna Црква (Собор) среди жителей города. В 1979 году он был объявлен памятником культуры исключительной важности.

Кафедральный собор - один из немногих сохранившихся памятников Белграда первой половины 19 века. В то время, когда медленно возникали новые социальные и политические структуры, соборная церковь стала центральной опорой в борьбе за независимость от турецкого централизма до окончательной свободы от османского владычества.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История
    • 1.1 Старая церковь
    • 1.2 Современная церковь
  • 2 Реликвии и могилы
  • 3 Патриархат Сербской Православной Церкви
  • 4 Притяжение
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Источники
  • 7 Внешние ссылки
История

Старая церковь

На месте сегодняшней церкви была более старая церковь, посвященная Святому Архангелу Михаилу. Протестантский священник и писатель-путешественник Степан Герлах предоставил ценные записи о его внешнем виде в своих описаниях путешествий императорских делегатов в Стамбул в 1573–1578 годах. Несмотря на просторность, со всеми необходимыми церковными принадлежностями и мебелью, он не был достаточно большим, чтобы вместить всех христиан-граждан Белграда.

Коронация короля Петра I 21 сентября 1904 г.

Более поздние записи о существовании этой церкви были сохранены в основном писателями-путешественниками 17-18 веков. Во время австро-турецких конфликтов в начале 18 века он был разрушен, и австрийские власти дали явный приказ не восстанавливать поврежденные сербские храмы. Бывший митрополит Мойсий Петрович, ожидавший поддержки русского царя Петра Великого, который тем временем умер, начал восстановление церкви с ее основания, украсив ее новым иконостасом.

После Белградского мирного договора, заключенного в 1739 году, турки-османы снова вошли в Белград, и «как только они вошли в город, они выразили свой гнев по отношению к сербам и сербским реликвиям в этом случае». Впечатляющая резиденция сербского митрополита была снесена, а церковь «ограблена, а ее крыша снесена». Спустя несколько десятилетий, в начале 1798 года, церковь снова пострадала от пожара. Отремонтированный для служб, он служил до начала 1813 года, когда после разгрома Первого сербского восстания турки осквернили и ограбили его. Необходимые реставрационные работы были проведены после Второго сербского восстания.

После султанского хатишерифа в день Святого Андрея в 1830 году, который предоставил сербам свободу совершать религиозные службы, и по приказу князя Милоша Обреновича рядом со старой церковью была построена деревянная колокольня.

Для отливки колокола был зажжен большой костер, который горел три дня. Люди проходили мимо и бросали различные серебряные предметы, чтобы слепить их из плавящейся бронзы, чтобы колокола звучали «более серебристо». Этого события бывшие белградцы ждали «как чего-то великого и недосягаемого. Для них звон колоколов не был обычным религиозным обычаем. Колокола - символ ожидаемой веками победы». Решение князя Милоша было принято турками с сомнением и угрозой. До наших дней сохранился анекдот об угрозе белградского визиря Хусейн-паши Гаванозоглу (1827–1833) со ссылкой на герцога Петра Чукича, который отвечал за строительство колоколов, что он будет за это наказан. Герцог ответил: «Я знаю, я знаю эфенди- пашу, если я подниму их, я умру от турецкой руки, а если я не сделаю этого, я умру от руки моего господина принца Милоша. Я предпочитаю умереть от турецкой руки, чем из руки моего господина, как его непослушного слугу. ".

Сегодня на колокольне Вознесенской церкви (1863 г.) находится колокол старой соборной церкви, а также еще четыре исторических колокола, разных по размеру и происхождению. Этот колокол впервые прозвучал 15 февраля 1830 года, когда сербское княжество получило автономию. Разрушенная и отремонтированная старая церковь находилась в упадке до 22 июня 1836 года, когда после многочисленных дискуссий князь Милош приказал снести церковь и построить новую. Строительство нового соборного храма началось 28 апреля 1837 года. Его фундамент был освящен 15 июля 1837 года, современник описывается как исключительное событие, свидетелями которого стали митрополит Петар Йованович, высокопоставленные церковные сановники, княгиня Любица и ее преемники Милан и Михайло. крепостные, дети и «люди обоего пола». Ревели пушки, и люди говорили: «Церковь благословляет это счастливое и счастливое время». 8 ноября 1845 года в день престольного праздника церкви Святого Архангела Михаила митрополит Петр Йованович освятил законченный храм и отслужил в нем первую литургию.

Вид на Старый Град

Хотя автор проекта долгое время оставался спорным, можно сказать, что церковь была построена строителями из Панчево по проекту Франца Янке Фридриха Адама Керфельда.

Настоящая церковь

Собор был построен между 1837 и 1840 годами. Резной позолоченный иконостас выполнил скульптор Димитрий Петрович, а иконы на иконостасе, тронах, хорах и кафедрах, а также на стенах и арках написал Димитрий Аврамович., один из самых выдающихся сербских художников XIX века.

Кафедральный собор был одним из крупнейших религиозных сооружений в Сербии и после церкви Петра и Павла в Топчидере (1832–1834 гг.), Старейшим в Белграде.

Церковь имеет однонефную конструкцию с полукруглой апсидой с восточной стороны и притвором с западной стороны, над которым возвышается высокая колокольня. Внутреннее пространство разделено на алтарное пространство, неф и нартекс, в которых расположены баптистерий и лестница, ведущая на колокольню. В отличие от северного и южного фасадов, оформленных в простой и одинаковой манере, западный фасад подчеркнут отчетливым порталом и широкой входной лестницей. Архитектура кафедрального собора своим собранием и прекрасными пропорциями напрямую переняла стандарты неоклассических церквей с узнаваемой башней в стиле барокко, которые были построены в то же время в Австрии. Возможной моделью могла быть несколько более старая соборная церковь в Сремских Карловцах (1758 г.), которая также принадлежит к этой группе. Архитектура этой церкви использовалась как образец в сакральной архитектуре во время правления Милоша Обреновича.

Интерьер церкви

Роспись кафедрального собора была поручена одному из самых известных сербских художников XIX века Димитрию Аврамовичу (1815–1855), который в период с 1841 по 1845 год написал восемнадцать больших настенных композиций и почти пятьдесят икон для иконостасов. влияние исторической школы Вены и немецких назареев, но его отчетливое чувство драматической цветовой схемы и пластически-драматического ритма создавало узнаваемую сербскую манеру. Он создал уникальные монументальные композиции религиозного содержания на стенах соборной церкви, получившие высокую оценку в новейшей сербской живописи.

Помимо живописи, гравюры на иконостасе, хоре и кафедре, настенной росписи особую ценность представляет сокровищница, в которой хранятся предметы прикладного искусства - золотые изделия 18-19 веков, священнические одежды, кресты, отдельные иконы второй половины. XIX века и другие объекты культурно-исторического значения.

В непосредственной близости от церкви, на сегодняшней улице Задарской, на части улиц Краля Петра и Косанчичев Венац, находилось старое сербское кладбище. Его постепенное расширение включало церковный двор Кафедрального собора, который не был огорожен в течение первых десятилетий XIX века и служил кладбищем, где были захоронены выдающиеся сербские личности того времени.

Череп князя Караджорже хоронили в южной части церковного двора до 1837 года, когда его по желанию и распоряжению княгини Любицы вынесли и перевезли в Тополу. В мощи святого царя Урос и Санкт - деспот Стефан Стияновик († 1540), гробницы сербских правителей князя Милоша (1780-1860) и Михайло Обренович (1823-1868), а также могилы некоторых церковных сановников расположены в храм. Сербский писатель и просветитель Доситей Обрадович (1742–1811) и реформатор сербского языка Вук Караджич (1787–1864) были похоронены перед главным входом в церковь.

Первое Белградское певческое общество, исполняющее сербскую духовную музыку и действующее и сегодня, было основано в 1853 году при соборной церкви. Этим хором дирижировали все выдающиеся композиторы сербской музыки, такие как Иосиф Маринкович, Стеван Мокраньяц, Корнелье Станкович и другие.

Реликвии и могилы

Особой ценностью церкви является ее сокровищница, в которой находятся мощи сербских святых императора Стефана Уроша V, части мощей Лазаря Сербского, деспота Стефана Штильяновича, а также могилы Милоша Обреновича, Михайло Обреновича, митрополита Михайло, митрополита Инокихайла., Патриарх Гаврило V, Патриарх Викентий II, Вук Караджич, Доситей Обрадович.

Патриархат Сербской Православной Церкви
Собор

Здание Патриархией был построен в 1935 году по проекту архитектора Виктора Лукомского. Он расположен напротив Saborna Crkva. Здание имеет массивное квадратное основание и содержит монументальные формы. На главном фасаде выделяется портик с низкими колоннами и арочным порталом, над которым находится скульптурный герб Сербской Православной Церкви. В верхней части фасада находится мозаичная композиция, изображающая Иоанна Крестителя. В восточной части здания находится часовня, посвященная святому Симеону. В нем есть резной иконостас работы охридских мастеров с иконами, написанными в 1935 году Владимиром Предоевичем. Кафедральный собор Святого Архангела Михаила был объявлен памятником культуры исключительной важности в 1979 году и находится под защитой Республики Сербия. В этом же здании находятся библиотека и музей Сербской православной церкви.

достопримечательности

Собор - популярная туристическая достопримечательность Белграда; однако туристам лучше всего посещать церковь в будние дни, так как в выходные дни в церкви обычно проводятся свадьбы, крещения и т. д.

Смотрите также
использованная литература

Источники

внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-27 08:26:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте