Испанская колонизация Империи инков | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Испанская колонизация Америки | |||||||||
. Испанское завоевание Перу | |||||||||
| |||||||||
Воюющие | |||||||||
| Империя инков (1532–36). Государство неоинков (1537– 1572) | ||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
Франсиско Писарро. Диего де Альмагро. Гонсало Писарро. Эрнандо Писарро. Хуан Писарро. Эрнандо де Сото. Себастьян де Беналькаседар. Себастьян де Беналькаседар <4 де Альварадо. Франсиско де Толедо | Атауальпа (Военнопленный ). Викторина. Чалкучимак. Руминьяви. Манко Инка. Тупак Амару I | ||||||||
Сила | |||||||||
168 солдат (1532). Неизвестное количество местных вспомогательных войск. +3000 испанских солдат и десятки тысяч союзников из числа членов народов (1535) | 100000 солдат (1532). Десятки тысяч воинов (1535) | ||||||||
Жертвы и потери | |||||||||
7 700 000 человек погибло от 1533 до 1572 от эпидемий тифа и оспы (Выжило 600 000 человек) |
Испанское завоевание Империи инков, известное как Завоевание Перу, было одной из самых важных кампаний испанской колонизации Америки. После нескольких лет предварительных исследований и военных столкновений 168 испанских солдат под командованием конкистадора Франсиско Писарро, его братьев и их местных союзников захватили Сапа Инка Атауальпа в 1532 году Битва при Кахамарке. Это был первый шаг в долгой кампании, потребовавшей десятилетий борьбы, но закончившейся победой Испании в 1572 году и колонизацией региона в качестве наместничества Перу. Завоевание Империи инков (называемой «Тахуантинсую» или «Тавантинсуйу» на кечуа, что означает «Царство четырех частей»), привело к появлению дополнительных кампаний в настоящее время и Колумбия, а также экспедиции в бассейн Амазонки.
Когда испанцы подошли к границам Империи инков в 1528 году, она занимала значительную территорию и была самой крупной из четырех великих доколумбовых цивилизаций. Протянувшись к югу от реки Анкомайо, которая сейчас известна как река Патия, на юге современной Колумбии до реки Мауле, которая позже будет известна как Чили, и к востоку от Тихого океана до края амазонских джунглей, и покрывали одни из самых гористых мест на Земле. Менее чем за столетие инки расширили свою империю примерно с 400 000 км (150 000 кв. Миль) в 1448 г. до 1 800 000 км (690 000 кв. Миль) в 1528 г., как раз перед приходом испанцев. Эта огромная территория сильно различалась по культуре и климату. Из-за разнообразия культур и географии инкиилили управляют различными представителями государственных органов власти, за которыми наблюдали и управляли официальные лица инков. В конечном итоге находились под контролем Императора в соответствии с административными механизмами, установленными инками, все части империи подчинялись. По оценкам ученых, население Империи инков составляло более 16 миллионов человек.
Некоторые ученые, такие как Джаред Даймонд, полагают, что, хотя испанское завоевание, несомненно, было непосредственной причиной краха Империя инков, возможно, уже прошла свой пик и уже находится в процессе упадка. В 1528 году император Хуайна Капак правил Империей инков. Он мог проследить свою родословную до «незнакомого короля» по имени Манкоак, мифического основателя клана инков, который, согласно традиции, вышел из пещеры в регионе под названием Пакарик Тампу.
Уайна был сыном предыдущего правителя, Тупак Инка, и внуком Пачакути, императора, который своим завоеванием положил начало драматической экспансии Империи инков из ее культурных ценностей. и традиционная база в районе Куско. После вступления на престол Уайна Капак продолжил политику экспансии за счет завоеваний, ведя армии инков на север, на территории, которая сегодня является Эквадором. Хотя ему пришлось подавить несколько восстаний во время своего правления, к моменту его смерти его легитимность была столь же неоспоримой, как и верховенство власти инков.
Расширение привело к собственным проблемам. Многие части империи поддерживали самобытные культуры, и они в лучшем случае неохотно участвовали в имперском проекте. По-видимому, вызвали все большие трудности в эффективном управлении империей инками, что очень протяженность империи, это факт, что все сообщения и путешествия были сделаны пешком или на лодке.
Уайна Капакался на своих сыновей, чтобы поддержать свое правление. Хотя у него было много законных и незаконнорожденных детей (законное значение, рожденных от его сестры-жены при системе инков), исторически важны два сына. Принц Тупак Куси Хуальпа, также известный как Хуаскар, был сыном Койи Мамы Рахуа Оккло из королевской линии. Вторым был Атауальпа, внебрачный сын, который, вероятно, родился от дочери последнего независимого короля Куиту, одного из штатов, завоеванных Уайна Капак во время расширения Империи инков.. Эти два сына сыграли решающие роли в последние годы существования Империи инков.
Испанскому конкистадору Писарро и его людям очень помогло их предприятие вторжение, когда Империя инков была в разгаре войны за престол между принцами Хуаскаром и Атауальпой. Атауальпа, похоже, проводил больше времени с Уайна Капак в те годы, когда он был на севере с армией, завоевавшей Эквадор. Таким образом, Атауальпа был ближе и имел лучшие отношения с армией и ее ведущими генералами. Когда и Уайна Капак, и его старший сын и назначенный наследник, Нинан Куйочич, внезапно умерли в 1528 году от того, что, вероятно, было оспой, болезнью, завезенной испанцами в Америку, вопрос о том, кто станет императором, стал распахнутый. Уайна умер прежде, чем он смог назначить нового наследника.
На момент смерти Уайна Капака Уаскар находился в столице Куско, а Атауальпа находился в Куиту с помощью армии сил инков. Сам Уаскар провозгласил Сапа Инка (т.е. «Единственный Император») в Куско, но армия объявила о своей верности Атауальпе. Возникший спор привел к Гражданской войне инков.
Гражданская война между Атауальпой и Уаскаром ослабила империю непосредственно перед войной. его борьба с испанцами. Историки не уверены, могла ли объединенная империя инков победить испанцев в долгосрочной перспективе из-за таких факторов, как высокая смертность от болезней и связанных с ними социальных потрясений, а также превосходная военная технология конкистадоров, владевших лошадьми, собаками и металлом. доспехи, мечи, пушки и примитивное, но эффективное огнестрельное оружие. Атауальпа, похоже, был более популярен народа, и, безусловно, он был более ценим армией, ядро базировалось в недавно завоеванной северной провинции Киту.
В начале конфликта каждый брат контролал свои владения, при этом Атауальпа находился в безопасности на севере, а Уаскар контролировал столицу Куско и большую территорию на юге, включая территорию вокруг озера Титикака. Этот регион поставл большое количество войск для сил Уаскара. После периода дипломатической позы и борьбы за должность разразилась открытая война. Казалось, что Уаскар готов быстро завершить войну, так как верные ему войска взяли Атауальпу в плен, когда он был на фестивале в городе. Однако Атауальпа быстро сбежал и вернулся в Куиту. Там он смог собрать, по оценкам, не менее 30 000 солдат. Хотя Хуаскару удалось собрать примерно такое же количество солдат, они были менее опытными.
Атауальпа послал свои войска на юг под командованием двух своих ведущих генералов, Чалкучима и Квискис, которые одержали непрерывную серию побед, которые вскоре привели их к очень воротам Куско. В первый день битвы за Куско силы, верные Уаскару, быстро получили преимущество. Однако на второй день Уаскар лично возглавил необдуманную «внезапную» атаку, о которой генералы Чалькучима и Квискис знали заранее. В последовавшей битве Хуаскар был схвачен, и сопротивление полностью подавлено. Победившие генералы отправили весточку на север через посланника часки к Атауальпе, который двинулся на юг от Кито к королевским курортным источником за пределами Кахамарка. Посланник прибыл с новостями об окончательной победе в тот же день, когда Писарро и его небольшая группа авантюристов вместе с некоторыми союзниками из числа народов спустились из Анд в город Кахамарка.
Франсиско Писарро и его братья (Гонсало, Хуан и Эрнандо ) были привлечены новостями о богатом и сказочном королевстве. Они покинули тогда обедневшую Эстремадуру, как и многие иммигранты после них.
Здесь находится Перу с его богатствами;. Здесь Панама и ее бедность.. Выбирайте, каждый, что лучше становится храбрым кастильцем.
— Франсиско ПисарроВ 1529 году Франсиско Писарро получил разрешение от испанской монархии завоевать землю, которую они называли Перу.
Согласно историку Раулю Поррасу Барренечеа, Перу - это не кечуанское или карибское слово, но или гибрид. Писарро не знал, что, поскольку он лоббировал разрешение на организацию экспедиции, его предполагаемый противник был опустошен болезнями, распространенными на ранние континенты во время более ранних контактов с Испанией.
Когда Писарро в Перу в 1532 году, он обнаружил, что это сильно отличается от того, когда он был там всего пять лет назад. Среди руин города Тумбес он попытался разобраться в ситуации, сложившейся перед ним. От двух местных мальчиков, которых он научил говорить по-испански, чтобы переводить для него, Писарро узнал о гражданской войне и о болезни, разрушившей Империю инков.
После четырех долгих экспедиций Писарро основал первое испанское поселение на севере Перу, названное Сан-Мигель-де-Пьюра.
Франсиско Писарро встречается с Атауальпой, 1532 г., г.Когда были впервые замечены туземцами, Писарро и его люди были сочтены viracocha cuna или «богами» ". Туземцы описали инке людей Писарро. Они сказали, что Капитон был высоким, с густой бородой и полностью одетым. Мужчины ели не человеческое мясо, а овец, ягненка, утку, голубей и оленей и готовили мясо »Атауальпа боялся того, на что были способны белые люди. Посланники вернулись в Тангаралу, и Атауальпа послал Чинквинчару, воина орехона, к испанцам, чтобы тот тот человек, чтобы тот, чтобы тот был,
Путешествуя с испанцами, Чинквинчара вернулся в Атауальпу; они обсуждали, были ли испанцы богами, что они мужчины, потому что видел, как они ели, пили, одевались и поддерживали отношения с женщинами. ами. Он видел, что они не творили чудес. Чинквинчара сообщил Атауальпе, что их было немного, около 170–180 человек, и они связали пленников туземцев «железными веревками». Когда Атауальпа спросила, что делать с незнакомцами, Чинквинчара сказал, что их следует убить, потому что они были злыми в устройствах, которые забирали все, что хотели, были супай куна, или «дьяволами». Он рекомендовал заманить мужчин в ловушку в их спальных помещениях и сжечь их до смерти.
К этому моменту Писарро имел под своим командованием 168 человек: 106 пеших и 62 на лошадях. Писарро послал своего капитана Эрнандо де Сото пригласить Атауальпу на встречу. Сото поехал навстречу Атауальпе на его лошади, животном, которого Атауальпа никогда раньше не видел. Вместе с одним из своих молодых переводчиков Сото прочитал подготовленную речь Атауальпе, которая говорила, что они пришли как слуги Бога, чтобы научить их истине о Слове Бога. Он сказал, что он сказал, что предоставил нам свою защиту
, «заложить вечное согласие, братство и обеспечить насущное согласие между нами». ваш народ может узнать и получить его, потому что это будет успехом и спасением для всех ».
Атауальпа ответил только после того, как прибыл Эрнандо Писарро. Он ответил тем, что слышал от своих разведчиков, сказав, что Писарро и его люди убивали и порабощали количество людей на побережье. Писарро опроверг это сообщение, а Атауальпа, располагалась ограниченной информацией, неохотно отказался от этого вопроса. В конце встречи они договорились встретиться на следующий день в Кахамарке.
его победы и смерти его брата Хуаскар, Атауальпа постился в банях инков за пределами Кахамарка. Писарро и его люди достигли этого города 15 ноября 1532 года.
Писарро послал Эрнандо де Сото и Эрнандо Писарро в лагерь вождя инков. Эрнандо Писарро и Де Сото объяснили, что они были эмиссарами императора Испании Карла I, чтобы предлагать свои услуги и «передать ему доктрины истинной веры». Кроме того, они пригласили лидера инков навестить Писарро в его квартиру на площади Кахамарка. Атауальпа ответил, что его пост закончится на следующий день, когда он посетит Писарро. Когда Де Сото заметил интерес Атауальпы к своей лошади, он показал «превосходное искусство верховой езды» в непосредственной близости. Атауальпа проявил гостеприимство, подав закуски.
Конфронтация инков и испанцев в битве при Кахамарке унесла жизни тысяч местных жителейНа следующее утро Писарро устроил засаду вокруг площади Кахамарка, где они должны были быть встретиться. Когда прибыл Атауальпа примерно 6000 безоружных последователей, монах Винсенте де Вальверде и Фелипильо встретили их и продолжили «излагать доктрины истинной веры» (Requerimiento ) и искать его дань как вассал короля Карла. Неквалифицированный переводчик, вероятно, способ возникновения проблем в общении. Монах использует Атауальпе Библию в качестве подтверждения того, что он только что сказал. Атауальпа заявил: «Я не буду данником человеку».
Писарро призвал к атаке, начиная битву при Кахамарке 16 ноября 1532 года. Хотя исторические свидетельства, относящиеся к этим обстоятельствам, различаются, истинные испанцы Мотивы нападения, казалось, заключались в жажде добычи и явном нетерпении. Инки, вероятно, недостаточно понимали требования конкистадоров. И, конечно же, Писарро знал, что у них не будет ни малейшего шанса против армии инков, если они не захватят Императора.
По сигналу к атаке испанцы обстреляли уязвимую массу инков и устремились вперед в согласованных действиях. Эффект был разрушительным, шокированные инки оказали такое слабое сопротивление, что битву часто называли резней, когда инки потеряли 2000 человек убитыми. Писарро также использовал кавалерийские атаки против сил инков, которые оглушили их в сочетании с огнестрельным огнем.
Большая часть войск Атауальпы находилась в районе Куско вместе с Квискисом и Чалкучима, двумя генералами, которым он доверял больше всего. Это было серьезным недостатком для инков. Их гибель также была результатом неуверенности в себе и желания публично продемонстрировать бесстрашие и божественное владение ситуацией. Основная точка зрения состоит в том, что инки в конечном итоге потерпели поражение из-за плохого оружия, «открытой битвы» тактики, болезней, внутренних беспорядков, смелой тактики испанцев и пленения их императора. Хотя испанские доспехи были очень эффективны против большей части андского оружия, они не были непробиваемыми для булав, дубинок или пращей. Однако последовавшие за этим военные действия, такие как Миксонское восстание, война Чичимека и война Арауко, потребовали бы, чтобы конкистадоры объединились с дружественными племенами в этих более поздних экспедициях.
Битва началась с выстрела из пушки и боевого клича «Сантьяго! » Многие из пушек, которые использовали испанцы, было трудно использовать в частых рукопашных боях. Большинство туземцев адаптировались «партизански», стреляя по ногам конкистадоров только в том случае, если они оказались без брони.
Во время плена Атауальпы испанцы, хотя и были в меньшинстве, вынудили его приказать своим генералам отступить. угрожая убить его, если он этого не сделает. Согласно требованиям испанского посланника, Атауальпа предложил заполнить большую комнату золотом и пообещал испанцам в два раза большую сумму серебром. Хотя Писарро якобы принял это предложение и позволил золоту накапливаться, он не собирался отпускать инку; он нуждался в влиянии Атауальпы на своих генералов и людей, чтобы поддерживать мир.
Когда Атауальпа был схвачен во время резни в Кахамарке, к нему относились с уважением, позволили женам присоединиться к нему, а испанские солдаты научили его игре в шахматы. Франсиско Писарро послал своего брата Эрнандо собирал золото и серебро из храмов в Пачакамаке в январе 1533 года, после возвращения в марте захватил Чалькухимак в долине Хауя. Франсиско Пиццаро отправил аналогичную экспедицию в Куско, привезя много золотых листов из Храма Солнца. К февралю 1533 года Альмагро присоединился к Писарро в Кахамарке с дополнительными 150 мужчинами с 50 лошадьми.
Писарро удерживает Атауальпу за выкуп золотом и серебром; сокровища начали доставлять из Куско 20 декабря 1532 года и с тех пор неуклонно текли. К 3 мая 1533 г. Писарро получил все сокровища, которые просил; его плавили, очищали и превращали в бруски.
Одним из главных событий в завоевании Перу была смерть Атауальпы, последний Сапа Инки 29 августа 1533 года.В конце концов возник вопрос, что делать с Атауальпой; И Писарро, и сото были против его убийства, но другие испанцы громко требовали смерти. Ложные толкования переводчика Фелипилло сделали испанцев параноиками. Им сказали, что Атауальпа приказал секретные атаки, и его воины были спрятаны в окрестностях. Сото отправился с небольшой армией искать спрятанную армию, но суд над Атауальпой был проведен в его отсутствие. Среди обвинений были полигамия, кровосмесительные браки и идолопоклонство, которые не одобрялись католицизмом, но распространены в культуре и религии инков.
Люди, которые были против осуждения и убийства Атауальпы, утверждали, что его должны судить король Карл, поскольку он был верховным принцем. Атауальпа согласился принять крещение, чтобы не быть сожженным на костре, и в конце концов помочь с его армией и убить испанцев; он был крещен как Франциско. 29 августа 1533 г. Атауальпа был удушен и умер христианином. Он был похоронен с соблюдением христианских обрядов в церкви Сан-Франциско в Кахамарке, но вскоре был извлечен. Его тело, вероятно, по его предварительной просьбе, было доставлено к месту последнего упокоения в Кито. По возвращении де Сото он был в ярости; он не нашел никаких доказательств тайного сбора воинов Атауальпы.
Писарро двинулся со своей армией из 500 испанцев к Куско в сопровождении Чалкухимака. Последний был заживо сожжен в долине Хауйя по обвинению в тайном общении с Quizquiz и организации сопротивления. Манко Инка Юпанки присоединился к Писарро после смерти Тупака Уальпы. Войска Писарро вошли в самое сердце Тавантинсуйу 15 ноября 1533 года.
Беналькасар, лейтенант Писарро и товарищ Эстремадур, уже покинули Сан-Мигель со 140-футовыми солдатами и лошадьми на своей завоевательной миссии в Эквадор. У подножия горы Чимборасо, недалеко от современного города Риобамба (Эквадор), он встретил и разбил силы великого воина инков Руминьяви с помощью племен каньяри, которые служили проводниками и союзниками испанцев-завоевателей. Руминхуи отступил к Кито, и, преследуя армию инков, к Беналькасару присоединились пятьсот человек во главе с губернатором Гватемалы Педро де Альварадо. Жадный до золота, Альварадо отплыл на юг без разрешения короны, высадился на Эквадора и двинулся вглубь страны к Сьерре. Обнаружив, что Кито опустошен, Альварадо вскоре присоединился к объединенным испанским силам. Альварадо согласился продать свой флот из двенадцати кораблей, свои силы, а также оружие и боеприпасы и вернулся в Гватемалу.
После казни Атауальпы Писарроил брата Атауальпы, Тупак Уальпа, марионеточный правитель инков, но вскоре установил неожиданно умер, оставив Манко Юпанки у власти. Он начал свое правление как союзник испанцев и пользовался уважением в южных регионах империи, но на севере недалеко от Кито, где генералы Атауальпы собирали войска, все еще было много волнений. Смерть Атауальпы означала, что не осталось заложников, чтобы удержать эти северные армии от нападения захватчиков. Военно с генералами Атауальпы Руминьяхуи, Зоп-Зупахуа и Квиски, местные армии были окончательно разбиты, что фактически положило конец любому организованному восстанию на севере империи.
Манко Инка изначально имел хорошие отношения с Франсиско Писарро и несколько других испанских конкистадоров. Однако в 1535 году он остался в Куско под контролем братьев Писарро, Хуана и Гонсало, которые так жестоко обращались с Манко Инкой, что в конечном итоге восстали. Под предлогом обнаружения статуи из чистого золота в близлежащих долине Юкай Манко смог сбежать из Куско.
Испанцы казнили Тупака Амару I.Манко Инка надеялся использовать разногласия между Альмагро и Писарро в своих интересах и предприняли попытку вернуть Куско, начиная с апреля 1536 года. осада Куско продолжалась до следующей весны, и за это время армиям Манко удалось уничтожить четыре колонны помощи, посланные из Лимы. но в итоге потерпел неудачу в своей цели - изгнать испанцев из города. Руководство инков не имело полной поддержки со стороны всех подчиненных ему, кроме того, что его надежда возвращение Куско заставит неудачу. Манко Инка в конце концов ушел в Тамбо.
Существуют археологические свидетельства инцидента с восстанием. Останки примерно 70 мужчин, женщин и подростков были найдены на пути запланированной скоростной автомагистрали недалеко от Лимы в 2007 году. Судебно-медицинские данные свидетельствуют о том, что туземцы были убиты европейским оружием, вероятно, во время восстания в 1536 году.
После того, как испанцы восстановили контроль над Куско, Манко Инка и его армии отступили к крепости в Ольянтайтамбо, где он какое-то время успешно атаковал Писарро, базирующийся в Куско, и даже сумел победить испанцев в открытом
Когда стало ясно, что поражение неминуемо, Манко инка отступил дальше в горный регион Вилькабамба и основал небольшое государство неоинков, где Манко Инка и его преемники продолжали удерживать некоторую власть еще несколько десятилетий. Его сын, Тупак Амару, был последним Инкой. После смертельных столкновений он был убит испанцами в 1572 году.
В общей сложности на завоевание ушло около сорока лет. Было предпринято множество попыток инков вернуть себе империю, но ни одна из них не увенчалась успехом. Таким образом, испанское завоевание было достигнуто с помощью безжалостной силы и обмана, которые способствовали таким факторам, как оспа, а также большие коммуникативные и культурные различия. Испанцы разрушили большую часть культуры инков и представили испанскую культуру коренному населению.
Борьба за власть привела к длительной войне между Франсиско Писарро и Диего де Альмагро, в которой был убит Альмагро. Верные последователи Альмагро и его потомки позже отомстили за его смерть, убив Писарро в 1541 году. Это было сделано во дворце Франсиско Писарро смертельной битве этих убийц, большинство из которых были бывшими солдатами Диего де Альмагро, лишенными титула. и вещи после его смерти.
Несмотря на войну, испанцы не пренебрегали процесс колонизации. Испанская королевская власть на этих территориях была укреплена созданием Audiencia Real, типа апелляционного суда. Января 1535 г. была основана Лима, из которых должны быть организованы политические и административные учреждения. В 1542 году испанцы учредили вице-королевство Новой Кастилии, вскоре будет называться наместничеством Перу. Тем не, вице-королевство Перу было организовано до менее позднего вице-короля Франсиско де Толедо в 1572 году. Толедо положил конец коренному неоинковскому государству в Вилькабамбе., казнив Инку Тупак Амару. Он способствовал экономическому развитию, используя коммерческую монополию и увеличил добычу на серебряных рудниках Потоси, используя рабство, основанное на институте принудительного труда инков для обязательной государственной службы, называемое mita.
Интеграция Испанская культура в Перу была принесена не только Писарро и другими его капитанами. В их число входили иммигранты разных видов, такие как испанские купцы, крестьяне, ремесленники и испанки. Еще одним элементом, который использовался вместе с пленными инками для использования в таких областях, как сельское хозяйство и добыча серебра, были африканские рабы. Все эти люди принесли с собой свои образцы испанской культуры, интегрироваться в перуанское общество.
Приход испанцев также оказал неожиданное влияние на саму землю, недавние исследования показывают, что испанское завоевание инков изменило береговую линию Перу. Перед прибытием испанцев жителей засушливого северного побережья Перу облачили массивные песчаные гряды, похожие на песчаные дюны, с - вероятной случайной формой «брони», миллионами выброшенных раковин моллюсков, которые защищали гряды от эрозии почти за 4700 лет до наступления Эрозии. Испанское прибытие и произвело обширный гофрированный пейзаж, который виден из космоса. Эта случайная защита ландшафта быстро прекратилась, однако после того, как болезни, принесенные испанскими колонистами, уничтожили местное население, и после того, как колониальные власти переселили выживших вглубь страны, без людей, которые могли бы создать защитное покрытие, вновь созданные прибрежные гребни просто размылись и исчезли. По словам археолога Торбена Рика, части северного побережья Перу могут выглядеть совершенно естественными и нетронутыми, «но если вы перемотаете часы на пару тысячелетий, вы увидите, что люди активно формируют землю, создаваемую прибрежными системами гряд».
После завоевания испанцами от цивилизаций инков почти ничего не осталось, поскольку для новых завоевателей культура не имела такого значения, как золото. По существу были утрачены уникальные коренные дороги и системы связи. Единственное, что сохранилось от первоначальной культуры, - это очень небольшое количество сохранившихся артефактов и мельчайшие культурные аспекты, такие как язык, которые остались позади небольшого процента оставшихся инков. (выжил)
Долгосрочные последствия прибытия испанцев для населения Южной Америки были просто катастрофическими. В то время как это относится к каждой группе коренных американцев, в которую вторглись европейцы начиная с пятого века и далее, население инков резко и быстро сократилось после контакта. По оценкам, в некоторых частях империи, особенно в Центральных Андах, коэффициент убыли населения в период с 1520 по 1571 год составил 58: 1.
Самой серьезной причиной истребления местного населения были инфекционные заболевания.. Евразийские болезни Старого Света, которые долгое время были эндемичными на континенте, переносились колонистами и конкистадорами. Поскольку они были новыми для туземцев, у них не было приобретенного иммунитета, и у них был очень высокий уровень смертности. От болезней умерло больше, чем в любой армии или вооруженном конфликте. Поскольку у инков не было такой сильной письменной традиции, как у ацтеков или майя, историкам трудно оценить убыль населения или какие-либо события после завоевания. Но об этом иногда спорят и не менее спорят ученые. что инки начали заражаться этими болезнями за несколько лет до появления в этом регионе испанцев, поскольку, возможно, они были занесены в их империю торговцами и путешественниками. Вспышка, которая, как утверждается, была геморрагической оспой, достигла Анд в 1524 году. Хотя данные отсутствуют, испанские записи показывают, что население было настолько опустошено болезнью, что едва ли могло противостоять иностранным силам.
Историки расходятся во мнениях относительно того, была ли болезнь 1520-х годов оспой; Меньшинство ученых утверждает, что эпидемия возникла из-за местной болезни, называемой болезнью Кэриона. В любом случае, исследование, проведенное Н. Д. Куком в 1981 году, показывает, что Анды пострадали от трех отдельных сокращений населения во время колонизации. Первый - 30–50 процентов во время первой вспышки натуральной оспы. Когда произошла вспышка кори , произошло еще одно снижение на 25–30 процентов. Наконец, когда эпидемии оспы и кори произошли вместе, что произошло с 1585 по 1591 год, произошло снижение на 30–60 процентов. В совокупности это сокращение составило 93% от численности населения до контакта в регионе Анд. Смертность была особенно высока среди детей, что гарантировало, что последствия эпидемии распространятся на следующее поколение.
Помимо опустошения местного населения болезнями, они подверглись значительному порабощению, грабежам и разрушениям в результате войн. Испанцы забрали у местных туземцев тысячи женщин, чтобы использовать их в качестве слуг и наложниц. Когда Писарро и его люди захватили часть Южной Америки, они разграбили и поработили бесчисленное количество людей. Некоторые местные жители добровольно вступили в вассальную зависимость, чтобы победить инков. Местные группы, такие как Хуанка, Каньяри, Чанка и Чачапойя, сражались вместе с испанцами, выступая против правления инков. Основная политика испанцев по отношению к местному населению заключалась в том, что добровольная вассальная власть обеспечила бы безопасность и сосуществование, в то время как продолжающееся сопротивление привело бы к большему количеству смертей и разрушений.
Еще одним значительным влиянием на людей в Южной Америке было распространение христианства. Когда Писарро и испанцы подчинили себе континент и взяли его под свой контроль, они насильно обратили многих в христианство, утверждая, что научили их путям «единой истинной религии». С депопуляцией местного населения и капитуляцией Империи инков, испанская миссионерская работа после начала колонизации могла продолжаться беспрепятственно. Потребовалось всего одно поколение, чтобы весь континент оказался под христианским влиянием.
Пьеса Питера Шаффера Королевская охота за солнцем (1964) драматизирует завоевание инков. В пьесе Писарро, Атауальпа, Вальверде и другие исторические личности появляются как персонажи.
Завоевание также используется в качестве отправной точки для Мэтью Рейли роман Храм, где используется осада Куско. Упоминаются многие исторические личности, особенно Писарро, который упоминается как преследователь главного героя.
Инки представленной в третьей кампании в Age of Empires 3, где в Андах спрятан Затерянный город. Они также присутствуют в сетевой игре, в основном в областях, составляющих Чили и Аргентину.
Завоевание пародируется в сериале Симпсоны, в эпизоде «Lost Verizon », написанном Джоном Фринком.
Писарро и его Мои товарищи-конкистадоры фигурируют как антагонисты в мультсериале 1982 года Таинственные города из золота.
Я желаю вашему величеству понять мотив, который побуждает меня сделать это заявление - это спокойствие моей совести и Я разделяю чувство вины. Ибо мы разрушили своим злым поведением такое правительство, которым пользовались эти туземцы. Они были свободны от преступлений и правонарушений, как мужчины, так и женщины, которые они сделали, чтобы оставить золото или на сто тысяч песо в своем доме открытых дверей. Поэтому они когда они узнали, что мы воры и люди, которые пытались заставить своих жен и дочерей грешить вместе с ними, они презирали нас. Но теперь дела дошли до того, что в оскорблении Бога, из-за плохого примера, который мы подали им во всем, что эти туземцы, превратились в людей, которые не могут делать ничего хорошего... меня, потому что я тронут, чтобы сказать это, видя, последний, кто умер от конкистадоров ».
—Когда-либо случалось, в древности или в наше время, были совершены такие удивительные подвиги? через столько морей, на такие расстояния по суше, чтобы покорить невидимое и неизвестное? Чьи деяния можно сравнить с деяниями Испании? Даже древних греков и римлян.
— Франсиско Ксерес, Отчет об открытии ПеруКогда я намеревался написать для людей настоящего и будущего о завоеваниях и открытиях, сделанными нашими испанцами здесь, в Перу, я не мог не задуматься о том, что имел дело с величайшими делами, которые можно было сделать. возможно, напишите о всем творении, если говорить о светской истории. Где люди когда-либо видели эту вещь они видели здесь? И подумать только о том, что Бог должен открыть и завоевать все в наше время, чтобы открыть и завоевать все в наше время!
— Педро Сьеса де Леон, Хроники ПеруДома более двухсот шагов в длину и очень хорошо построены, окружены крепкими стенами, в три раза превышающими рост человека. Крыши покрыты соломой и деревом, опираясь на стены. Интерьер разделен на восемь комнат, построенных намного лучше, чем все, что мы видели раньше. Их стены сделаны из очень хорошо ограненных камней, и они имеют свой фонтан воды на открытом дворе, подаваемый на расстоянии по трубам для снабжения дома. Перед площадью, по направлению к открытой местности, каменная крепость соединена с ней лестницей, ведущей с площади в форт. В сторону открытой местности есть еще одна маленькая дверь с узкой лестницей, которая находится внутри внешней стены площади. Над городом, на склоне горы, там, где начинаются дома, на холме стоит еще один форт, большая часть которого высечена в скале. Он больше, чем другой, и окружен тремя стенами, поднимающимися по спирали.
— Франсиско Ксерес, Резня, Золото и Гражданская война