Каньяри

редактировать
Каньяри. Каньяри
6 век – 1533 год
Расположение Каньяра в Эквадоре Местоположение Каньяра в Эквадоре
Панорамный вид на часть руин Пумапунго в Куэнке, Эквадор. Панорамный вид части руины Пумапунго в Куэнке, Эквадор.
СтатусЦивилизация
СтолицаТумебамба
Общие языкиПервоначально Каньяри (ныне вымершие или находящиеся под серьезной угрозой), Кичва, Испанский
РелигияПолитеист
ПравительствоДвоевластие
Историческая эпохаИнтеграция
• Установлено6 век
• Прекращение существования1533
ПредшествовалоПреемник
Тункауан
Империя инков
Каньярские музыканты Каньярский ткач у своего ткацкого станка

Каньяри (в кичва : каньяри) - коренная этническая группа, традиционно населяющая территорию современных провинций Азуай и Каньяр в Эквадоре. Они произошли от независимой доколумбовой конфедерации племен с таким же названием. Исторические люди особенно известны своим сопротивлением Империи инков. В конце концов, завоеванные инками в начале 16 века, незадолго до прихода испанцев, каньяри позже объединились с испанцами против инков. Сегодня население каньяри, в которое входит множество метисов, исчисляется тысячами.

Раньше люди долгие годы защищали свою территорию от многочисленных армий инков. Тупак Юпанки завоевал Уанкабамбас, самый южный из союзников каньяри. Посредством войн и браков Империя инков под предводительством Уайна Капака на севере наконец завоевала их территорию. Каньяри были слабо ассимилированы в огромную империю, им было разрешено управлять своими делами, но они приняли новый язык для общения с инками.

Племя в основном занимало территорию Тумебамба (современный Куэнка ). Частично из-за влияния и мандата инков, строительство Каньяри, как сообщается, могло соперничать со строительством столицы инков Куско. Особой репутацией пользовалась впечатляющая архитектура Тумебамбы, которую часто называют «вторым Куско».

Во время гражданской войны инков между сыновьями Уайна Капака каньяри решили поддержать Уаскара, несмотря на то, что они располагались в северной части, унаследованной сыном и наследником Атауальпа. Первоначально генералы Уаскара Аток и добились успеха, победив армию Атауальпы, взяв в плен многих его солдат и захватив большие города Кахамарка и Тумебамба.

При поддержке верных отца генералов, Атауальпа сумел разгромить армию Хуаскаран в битвах при и Чимборасо. Это заставило нарушителей вернуться на юг. Он схватил и казнил генералов Уаскара и казнил сторонников каньяри, когда достиг Тумебамбы.

Содержание

  • 1 Происхождение
    • 1.1 Миф
  • 2 История
    • 2.1 Завоевание инков
    • 2.2 Гражданская война инков
    • 2.3 Испанское завоевание
  • 3 Территория
  • 4 Культура
    • 4.1 Язык
    • 4.2 Акцент
  • 5 Внешние ссылки
  • 6 Ссылки

Происхождение

Слово Cañari происходит от «кан», что означает «змея», и «ара», что означает «ара ". По мнению некоторых лингвистов, это означает, что каньяри верили, что их предками были змея и ара. Другое объяснение состоит в том, что они считали этих животных священными, о чем свидетельствуют рассказы и рисунки. В великой семье Каньяри были группы со своими культурами. Одним из них был Пелеус, который располагался в районе современного города Азоги и имел гегемонию над соседними племенами.

Согласно традиционной легенде, местонахождение Пелусиса было основано касиками Тенемазой и Карчипуллой. Эти фамилии сохранились в провинции.

Миф

Ученые обнаружили, что у каньяров была устная традиция о массивном потопе как часть их историй о сотворении мира, аналогичных рассказам Библия и Гильгамеш. Согласно мифу, было сказано, что произошло гигантское наводнение, в котором погибли все, кроме двух братьев, которые сидели на вершине высокой горы. После наводнения оба брата вернулись в свою хижину. Они обнаружили, что он был отремонтирован и снабжен готовой едой. Каждый день, возвращаясь в хижину, они находили готовую еду. Так продолжалось несколько дней, пока Уркокари (мужской холм), один из братьев, не решил остаться. Он узнал, что пищу готовила женщина с лицом ара. Он взял ее в жены, и они заново заселили мир.

История

После завоевания инков инки поселились в столице Каньяри, которая стала важным региональным центром. Сзади можно увидеть Храм Солнца периода инков.

Завоевание инков

Инки привезли с собой многочисленные армии, закаленные в боях и хорошо дисциплинированные; и сбежавшие в ужасе бежали в горы и холмы, где некоторые умерли от голода, вместо того чтобы подчиниться вторгшимся армиям инков.

Триумф над Палтас был еще более полным, потому что они сдались и были включены в «империю» инков. Несмотря на такую ​​послушность, Тупак Юпанки взял несколько тысяч из них и отправил их далеко от своих территорий в отдаленные провинции Коллао, и заселил землю Палтас с митимами из других провинций. Крепости, которые были построены на высокогорье Сарагуро, совсем не помогли им, потому что присутствие войск инков в долине дало им понять, что любое сопротивление будет бесполезным.

Победив и поработив Палтас, Тупак Юпанки продолжил завоевание Каньяри. Каньяри были многочисленны и в течение долгого времени, прежде чем молча готовились к защите своих земель и своей независимости: они отпраздновали союз всех вождей и избрали Думму вождем и, кроме того, имели значительную армию. Тупак Юпанки думал, что ему не следует терять время или давать каньярам пространство для дополнительных укреплений: он бросился на свои войска и атаковал врагов, надеясь победить их врасплох; но он ошибся, потому что каньяри знали об атаке и заняли все трудные перевалы. Таким образом, битва была ожесточенной, и инки поспешно отступили к Сарагуро, видя, что победить племена, столь же проницательные, сколь и воинственные, оказалось не так просто, как он предполагал.

Поражение инков вдохновило каньяри на новую храбрость, и, сочетая доблесть со стратегией, они тайно общались с Палтасом, подстрекая их к восстанию против инков: такое рискованное предприятие нервировало Палтас и после консультации Вместе со своими мудрецами, что им делать, они решили рассказать Тупаку Юпанки о планах Каньяри. Гордый Тупак Юпанки был оскорблен и решил не возвращаться в Куско, не покорив предварительно каньяри. Он послал за подкреплением со всей «империи» инков; и пока они прибывали, он построил укрепление вдоль границы между Палтасом и Каньяри.

Зная об этих приготовлениях инков и увидев начатые работы или приготовления к войне, моральный дух начал ослабевать, и сила, с которой было оказано сопротивление первому нападению, сменилась разочарованием. Они начали искать мирное решение и, наконец, отправили к инку гонцов, обвиненных в предложении подчиниться его «империи». Каньяри были известны своей непостоянством. Таким образом, инка сначала не поверил им, только после того, как принял меры для своей безопасности и потребовал, в качестве одной из этих мер, чтобы Думма и другие лидеры отправили своих собственных детей в качестве заложников, он поверил в это. Получив это заверение, Тупак Юпанки начал путешествие в провинцию Азуай; но прежде, чем войти туда лично, он послал своего самого доверенного чиновника, чтобы устроить достойное жилье и определить решимость каньяри и обнаружить любые планы предательства.

Каньяри торжественно встретили посланника инков и за очень короткое время построили дворец, в котором разместился бы их новый лорд; и когда он, наконец, появился на их земле, они вышли, чтобы встретить его, публично и торжественно проявив искреннее уважение и празднование. Каньяри были слабо ассимилированы в огромную империю, им было разрешено управлять своими делами, но они приняли новый язык.

Тупак Юпанки долгое время оставался в провинции Азуай, забрав значительное число местных жителей и переселив их в Куско ; он построил мосты на реках и приказал построить различные здания, как религиозные, так и нерелигиозные, желая заслужить расположение каньяри и сделать их подданными. Тупак Юпанки украсил город Тумебамба, где родился его сын Уайна Капак.

Он приказал построить две крепости: одну в, а другую в. Он построил в самом суровом месте горной цепи резиденцию для удобства своей армии и без всяких трудностей порабощения тех, кто жил в долине Алауса и Алауси. Так закончилось завоевание каньяри и включение их территории в «империю» инков.

Гражданская война инков

Во время гражданской войны между Хуаскаром и Атауальпой, сыновьями Уайны Капака, каньяри предпочел поддержать Уаскара, несмотря на то, что он располагался в северной части, унаследованной сыном и наследником Атауальпа. Первоначально генералы Уаскара Аток и добились успеха, разбив армию Атауальпы и захватив многих его солдат, включая захват больших городов Кахамарка и Тумебамба.

При поддержке отца лояльные генералы, Атауальпа сумел разбить армию Хуаскара в битвах при Чимборасо. Это заставило нарушителей вернуться на юг. Он схватил и казнил генералов Уаскара и казнил сторонников каньяри, когда достиг Тумебамбы. Каньяри были сильно наказаны, оставив только 12 тысяч от их первоначального населения в 50 тысяч.

Испанское завоевание

Когда Франсиско Писарро прибыл в Тумбес, он получил известие, что каньяри были против правительства Атауальпы. Каньяри надеялись, что испанский народ освободит их от инков, и Писарро включил каньяри в свои войска, чтобы противостоять Атауальпе и сопротивлению инков.

В 1536 году каньяри и испанские солдаты победили инков в битве при Саксайуамане. Каньяри продолжали играть важную роль при испанском правлении, часто вдали от их прародины. После того, как Писарро был убит в 1541 году, лидер каньяри по имени Франсиско Чильче заявил, что является повелителем (cacique ) большей части земель инков Киспигуанка в Священной долине около Куско.. Он отражал индийских соперников и претензии испанцев, которые искали землю в долине. Как союзники испанцев во время свержения Империи инков, каньяри имели законное право на испанскую власть. Чилче продолжал играть важную роль в 1570-е годы, когда он набрал 500 индийских солдат, чтобы сражаться с испанцами в их войне против последнего инки, Тупак Амару.

Территория

Каньяри были группой или конфедерацией объединенные племена, составлявшие народ; они населяли область от границ Азуая до Сарагуро, от гор Гуалакиса до пляжей и берегов канала. На территории Каньяри наиболее важными областями были Кожитамбо, Моллетуро, Гуапонделиг и Хатун Каньяр. После завоевания инков пришельцы переименовали два последних поселения в Тумебамба и Ингапирка соответственно. Расположенные в современных провинциях Азуай, Каньяр и Эль-Оро на территории современного Эквадора, руины и археологические остатки культуры каньяри и инков сохранились во многих из этих мест.

Тупак Юпанки переименовал Гуапонделиг в Тумебамба. Он построил дворец Пумапунго, из которого он управлял северным сектором империи инков. Годы спустя Уайна Капак вернулся на север империи, чтобы подавить восстание северных племен.

Самые большие известные руины конфедерации каньяри-инков:

) Из этих четырех наиболее известна Ингапирка. малоизвестен, хотя и расположен в центре города Куэнка, за реками Чобши и Якубиньяй, которые не изучались интенсивно и не раскопались профессиональными археологами.

Культура

Молодые женщины в типичной шляпе

Считается, что у народа каньяри была федеративная монархия. Каждый лидер имел гегемонию над своим отдельным племенем; однако в определенных кризисных ситуациях, таких как стихийные бедствия или войны, конфедерация племен объединялась и выберите единственного лидера.

У некоторых племен были матриархальные общества или системы родства. Когда инки женились на этих могущественных семьях, Они использовали брак, чтобы получить фактическую власть над некоторыми бандами каньяри.

Каньяри использовали лунный календарь и строили храмы круглой или луноподобной формы. В Ingapirca можно увидеть образцы круглых зданий каньяри, сопоставленные с прямоугольными зданиями инков. На сайте также есть каменные «календари». Эти устройства представляют собой камни с отверстиями, просверленными в них в разных положениях и под разными углами. Отверстия заполнены водой, чтобы отражать небесные тела. Каждый отражает в разное время, давая даты.

Целых десять диалектов каньяри, возможно, дожили до 21 века, но сохранившихся носителей очень мало. Исследователи смогли найти мало информации о языках или о том, как на них говорить. Большинство коренных жителей Эквадора утверждают, что говорят на кичва или испанском языке.

Язык

Считается, что язык каньяри практически исчез.

Во время завоевания инков каньяри выучили кечуа (Кичва). Этот язык народов-завоевателей обогатился многими просторечиями, усвоенными за счет употребления завоеванных народов. Например, названия определенных объектов или мест, таких как реки, горы и т. Д., Были поглощены языком кечуа без синонимического смысла.

Во время испанского колониализма миссионеры работали над переводом катехизиса на каньяри, чтобы евангелизировать это население. Однако ни одна копия этой рукописи не сохранилась. Со временем священники миссии обнаружили, что евангелизация на языке каждого народа становится очень сложной задачей. Испанские правители приказали каньяри выучить кичву, что способствовало неиспользованию каньяри. Отсутствие документации привело к потере знаний об этом языке.

Акцент

Акцент Куэнка считается пережитком оригинального языка каньяри. Его распространение находится в следах первоначальных поселений каньяри, и более распространено в сельских общинах, где характерное произношение сильнее. Противоположность мысли, что его происхождение происходит от диалекта кечуа, заключается в том, что присутствие не распространяется за пределы провинций Каньяр и Азуай, в то время как кичва присутствует вне этих. Акцент Куэнка также присутствует в северо-западной Аргентине, и теория предполагает, что он мог произойти от mitimaes, принесенных инками во время экспансионистских войн. Акцент «кантадито» также присутствует в некоторых местах Боливии.

Внешние ссылки

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-14 13:19:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте