Sonorism

редактировать

соноризм (польский: соноризм) - это подход к музыкальной композиции, связанный с рядом известных польских композиторов. Ученый Юзеф Михал Хоминьский ввел термин «сонористика» (польский: sonorystyka), чтобы описать стремление исследовать чисто звуковые явления в композиции, и от этого термина произошел «соноризм» для описания авангардного стиля в композиции. Польская музыка 1960-х годов с акцентом на тембр (Хоминский 1961). Как движение, соноризм зародился в 1950-х годах в авангарде польской музыки (Granat 2008, §i). Музыка, которая подчеркивает соноризм как композиционный подход, имеет тенденцию фокусироваться на конкретных характеристиках и качествах тембра, текстуры, артикуляции, динамики и движения в попытке создать более свободная форма. Этот стиль в первую очередь ассоциируется с экспериментальным музыкальным движением, возникшим в Польше в середине 1950-х и процветавшим в 1960-х.

Соноризм делает упор на открытие новых типов звуков традиционных инструментов, а также на создание текстур путем комбинирования различных, часто нетрадиционных инструментальных звуков необычными и уникальными способами. Термин сонористика используется для описания этого нового подхода, который выходит за рамки простого введения индивидуального цвета, причуд и экспериментов. Он был направлен на установление новых структурных функций в композиции, таких как использование нефункциональных аккордов для звуковых эффектов и подчеркивание звукового аспекта текстов в вокальной музыке (Granat 2008).

Содержание
  • 1 История
  • 2 Композиторы, связанные с сонористической композицией
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки
История

Соноризм уходит корнями в националистическое движение 1920-х годов под названием «польский колоризм», самым известным представителем которого является Кароль Шимановский. Соноризм как таковой был разработан в 1950-х и 1960-х годах как средство обретения свободы от строгого сериализма, в частности, Кшиштофом Пендерецким, а также в ряде произведений Гражины Бацевич, Хенрик Горецкий, Казимеж Сероцкий, Войцех Килар, Витольд Салонек, Витольд Рудзинский, Збигнев Буярский, Збигнев Пенерски и Зигмунт Краузе, среди прочих (Гранат 2008 ; Раппопорт-Гельфанд 1991, 68–69).

Композиторы, связанные с сонористической композицией
См. Также
Ссылки
  • Хоминьски, Юзеф. 1961. "Сонористическая техника как предмет систематического обучения". Музыка 6, вып. 3: 3–10.
  • Гранат, Збигнев. 2008. «Сонористика, соноризм». Grove Music Online, отредактированный Дином Рутом (22 октября).
  • Раппопорт-Гельфанд, Лидия. 1991. Музыкальная жизнь в Польше: послевоенные годы, 1945–1977, перевод с русского Ирины Ласофф. Монографии по психобиологии 10; Монографии по музыковедению 10. Амстердам: OPA; Нью-Йорк, Филадельфия, Лондон, Париж, Монтрё, Токио и Мельбурн: издательство Gordon and Breach Science Publishers. ISBN 978-2-88124-319-6.
Дополнительная литература
  • Дроба, Кшиштоф. 2005. "Соноризм польский". В Kompozytorzy polscy 1918–2000: praca zbiorowa. 1: Eseje, отредактированный Мареком Подхайски. Prace Specjalne / Akademia Muzyczna im. Станислава Монюшки w Gdansku 66. Гданьск и Варшава: Wydawnictwo Akademii Muzycznej im. С. Монюшки. ISBN 9788389444820.
  • Дзенбовска, Эльжбета. 1979. «Концепция действительного облика музыкального произведения» / «Koncepcja realnego kształtu dzieła muzycznego». Музыка 24, вып. 4: 5-16.
  • Гранат, Збигнев. 2009. «Открытие заново« сонористики »: новаторская теория с полей музыковедения». В интеллектуальной истории музыки, под редакцией Здравко Блажекович и Барбара Доббс Маккензи, 821–33. Нью-Йорк: Международный репертуар музыкальной литературы. ISBN 978-1-932765-05-2.
  • Гвиздаланка, Данута. 2009. Historia muzyki: podrecznik dla szkól muzycznych. Чехия. 3, XX век. Краков: Polskie Wydawnictwo Muzyczne SA. ISBN 9788322408926.
  • Харли, Мария Анна. 1998. "Польская школа соноризма и ее европейский контекст". В «Встречных течениях и контрапунктах: подношения в честь Бенгта Хамбреуса, 70 лет», под редакцией Пер Ф. Броман, Нора Энгебретсен и Бо Альфонсе, 62–77. Skrifter из Musikvetenskapliga Avdelningen 51. Göteborg: Göteborgs Universitet. ISBN 91-85974-45-5.
  • Линдстедт, Ивона. 2006. «О методах анализа сонористической музыки в контексте музыкальной сонологии Юзефа М. Хоминьского». Музыковедение сегодня 3: 93–125.
  • Малиновский, Владислав. 1957. "Проблема сонористики с Митах Карола Шимановского" [Проблема сонористики в мифах Шимановского]. Музыка 2, вып. 4: 31–44.
  • Мирка, Данута. 1996. "Некоторые семиотические проблемы сонористического стиля Кшиштофа Пендерецкого". В «Музыкальной семиотике в процессе роста», под редакцией Ээро Тарасти, Пола Форселла и Ричарда Литтлфилда, 73–82. Acta Semiotica Fennica 4; Исследования Индианы в библейской литературе 4. Иматра и Блумингтон: Международный институт семиотики; Издательство Индианского университета. ISBN 978-0-253-32949-3 (ткань); ISBN 0-253-21009-7 (pbk).
  • Мирка, Данута. 2003. "Соноризм Пендерецкого против сериализма". Исследования у Пендерецкого 2 (Пендерецкий и авангард): 199–209.
  • Сковрон, Збигнев. 2003. «Тенденции европейского авангарда 1950-х и 1960-х годов». Этюды у Пендерецкого 2 (Пендерецкий и авангард): 179–89.
  • Томас, Адриан. 2008. Польская музыка времен Шимановского. Музыка в двадцатом веке 19. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139441186.
  • Витковска-Заремба, Эльжбета (ред.). 2008. Сонористическое наследие - к новым парадигмам в теории музыки, эстетике и композиции, с введением Збигнева Граната. Музыка: Kwartalnik poświęcony history i teorii muzyki 53, no. 1; нет. 208: 1-139.
  • Войтович, Ева. 2017. «Феномен струнного квартета в творчестве краковских композиторов 1960-х годов». Звуки, общества, значения: нуманистические подходы к музыке, под редакцией Римы Повилионене, 33–46. Чам, Швейцария: Springer International Publishing AG. ISBN 978-3-319-47059-7 (ткань); ISBN 978-3-319-47060-3 (электронная книга).
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 10:09:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте