Войцех Килар

редактировать
Польский композитор
Войцех Килар
Войцех Килар 2.jpg Войцех Килар в 2006 г.
Родился17 июля 1932 г.. Львов, Польша
Умер29 декабря 2013 г. (2013-12-29) (81 год). Катовице, Польша
ГражданствоПольский
Род занятийКомпозитор
Супруг (ы)Барбара Помяновска. (м. Апрель 1966 г. - ноябрь 2007 г., ее смерть)

Войцех Килар (польский: ; 17 июля 1932 г. - 29 декабря 2013 г.) был польским композитором классической и музыкой для кино.. Его музыка к фильмам завоевала множество наград, в том числе приз за лучшую музыку к Ziemia obiecana (Земля обетованная) в 1975 году, за которой последовал приз Prix Louis Delluc в 1980 году за музыку к фильму Le Roi et l'Oiseau / Король и пересмешник, и награда на Cork международном кинофестивале за музыку к фильму From A Far Country (1981) о жизни Папа Иоанн Павел II.

Один из его величайших успехов пришел к тому, что в 1992 году он получил оценку Фрэнсис Форд Коппола Дракула Брэма Стокера, получивший ASCAP Премия Американского общества композиторов, авторов и продюсеров в Лос-Анджелесе, номинирована также на Премию Сатурна за лучшую музыку в научно-фантастическом, фантастическом фильме или фильме ужасов в Сан-Франциско в 1992 году. В 2003 году он выиграл César Award за лучший музыкальный фильм, написанный для The Pianist, на 28-й церемонии вручения награды César Awards в 2003 году во Франции, за которую он также получил BAFTA nom нация. В саундтреке к фильму был использован его «Переезд в гетто 31 октября 1940 года», а остальные 10 треков были написаны Фредериком Шопеном. Музыка в фильме включает произведения Бетховена и Баха.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Образование
    • 1.2 Музыкальная карьера
    • 1.3 Болезнь и смерть
  • 2 Работы
  • 3 Награды
    • 3.1 Список главных наград
  • 4 Музыка из фильмов
  • 5 Концертная музыка
    • 5.1 Оркестровая
    • 5.2 Оркестровая с инструментальными и вокальными солистами или аккомпанемент
    • 5.3 Хоровой
    • 5.4 Камерный
    • 5.5 Фортепианный
  • 6 Симфонические стихотворения
    • 6.1 Кшесаны
    • 6.2 Костелец
    • 6.3 Седой туман
    • 6.4 Орава
  • 7 Политические взгляды
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
Биография

Войцех Килар родился 17 июля 1932 года в Львове (тогда Польша ; с 1945 г. Львов в УССР, ныне Украина ). Его отец был гинекологом, а мать была актрисой театра. Килар провел большую часть своей жизни с 1948 года в городе Катовице на юге Польши, женился (с апреля 1966 года по ноябрь 2007 года) на пианистке Барбаре Помяновской. Килару было 22 года, когда он встретил 18-летнюю Барбару, свою будущую жену.

Образование

После изучения фортепиано и гармонии он переехал из Кракова в Катовице в 1948 году, где он закончил среднюю музыкальную школу в классе Владиславы Маркевичуны, после чего поступил в Государственный музыкальный колледж (ныне Музыкальная академия) в Катовице, где он изучал фортепиано и композицию у Болеслава Войтовича, окончил его с отличием и дипломом в 1955 году. Продолжил учебу в аспирантуре в Государственный музыкальный колледж (ныне Музыкальная академия) в Кракове с 1955 по 1958 год. В 1957 году он принял участие в Международных летних курсах новой музыки в Дармштадте. В 1959–60 стипендия французского правительства позволила ему изучать композицию у Нади Буланже в Париже.

Музыкальная карьера

Войцех Килар, 28 октября 2005 г.

принадлежал Килар (вместе с Болеслав Шабельский, его ученик Хенрик Горецкий и Кшиштоф Пендерецкий ) к движению польской авангардной музыки шестидесятых годов, иногда называемому Новая польская школа. В 1977 году Килар был одним из основателей общества Кароля Шимановского, базирующегося в горном городке Закопане. Килар много лет возглавлял Катовицкое отделение Ассоциации польских композиторов, а с 1979 по 1981 год был заместителем председателя национального правления этой ассоциации. Он также был членом Репертуарного комитета Международного фестиваля современной музыки «Варшавская осень». В 1991 году польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси снял биографический фильм о композиторе под названием Войцех Килар.

Получив признание критиков как классический композитор, Килар снял свой первый отечественный фильм в 1959 году и продолжил писать музыку для некоторых из самых известных польских режиссеров, в том числе Кшиштофа Кесьлевского, Кшиштоф Занусси, Казимеж Куц и Анджей Вайда. Он работал над более чем 100 названиями в своей стране, в том числе всемирно признанными названиями, такими как Bilans Kwartalny (1975), Spirala (1978), Constans (1980), Imperativ (1982), Rok Spokojnego Słońca (1984) и ycie za ycie (1991), а также несколько других в Франции и в других частях Европы. Он сделал свой англоязычный дебют с адаптацией Фрэнсиса Форда Копполы Дракулы. Другие его особенности английского языка - Роман Полански, трио Death and the Maiden (1994), Девятые ворота (1999) и Пианист (2002) и Джейн Кэмпион Портрет леди (1996) - были характерны его фирменным шлифованием басов и виолончелей., глубоко романтические темы и минималистичные аккорды.

Помимо работы в кино, Килар продолжал писать и публиковать чисто классические произведения, в том числе рожковую сонату, пьесу для духового квинтета, несколько пьес для камерного оркестра и хора., нашумевшая эпопея (известная как музыка из трейлера к фильму Список Шиндлера и основная тема Терренса Малика Рыцарь Кубков ), Концерт для Фортепиано с оркестром, посвященное Питеру Яблонскому и его главному произведению, Сентябрьской симфонии (2003).

Почти полностью отказавшись от авангардной музыки технических средств, он продолжал использовать упрощенный музыкальный язык, в котором значительные массивы звука служат фоном для выделенных мелодий. Это происходит в тех композициях, которые ссылаются на народную музыку (особенно на народные мелодии польских горцев Горалов ), а также в патриотических и религиозных произведениях.

Болезнь и смерть

Летом 2013 года у Килар проявились признаки плохого самочувствия, такие как обморок и повышенное кровяное давление, но приписали эти симптомы его проблем с сердцем. Однако в сентябре он упал на улице. Он был помещен в больницу, где у него была диагностирована опухоль мозга, хотя новости о его болезни были опубликованы только после его смерти. Ему была сделана успешная операция по удалению опухоли, которая не вызвала серьезных побочных эффектов; Килар был очень оптимистичен и продолжил работать после операции. Кроме того, он прошел лучевую терапию в течение шести недель, в результате чего 81-летний Килар был физически истощен.

В начале декабря 2013 года Килар покинул больницу, чтобы вернуться в свою резиденцию в Катовице. Поскольку у него не было детей, о нем заботилась его племянница. Его также регулярно навещал католический священник, и он дважды принимал Святое Причастие в течение рождественского сезона. Его состояние ухудшилось 28 декабря, и утром в воскресенье, 29 декабря 2013 года, Килар скончался. После кремации его тела похороны Килара состоялись 4 января 2014 года в соборе Христа Царя в Катовице. После службы его прах был похоронен вместе с прахом его жены.

Произведения

Позже Килар сочинил симфоническую музыку, камерные произведения и работает для сольных инструментов. В январе 2001 года в Национальной филармонии в Варшаве состоялась мировая премьера его Missa pro pace (написанного для полного симфонического оркестра, смешанного хора и квартета солистов). Произведение написано к столетию Варшавской филармонии. В декабре 2001 г. он снова был исполнен в Аудитории Павла VI в присутствии Папы Иоанна Павла II. Его композиция 1984 года Angelus была использована в фильме Город ангелов ; Орава с 1988 года нашла свое применение в постановке Santa Clara Vanguard 2003 года, "Pathways".

Большую часть своей жизни в творчестве Килара преобладала музыка для фильмов с небольшим, но постоянным потоком концертных работ. После 2000 года он обратился к «музыке исключительного авторства». Начиная с его Сентябрьской симфонии (Симфония № 3), четырехчастной полномасштабной симфонии, написанной для друга композитора Антони Вита, Килар вернулся к абсолютной музыке. Сентябрьская симфония была первой симфонией композитора после Симфонии для струнных 1955 года (наряду с другой студенческой симфонией), и Килар считал ее своей первой зрелой симфонией (сочиненной в возрасте 71 года).

С 2003 года Килар стабильно продюсирует масштабные концертные работы. Его Плач (2003) для смешанного хора без аккомпанемента, его Симфония № 4 Sinfonia de Motu (Симфония движения) 2005 года, написанная для большого оркестра, хора и солистов, его Magnificat Mass из 2006 года, Симфония №5 Адвентская симфония 2007 года и еще одна большая месса, Te Deum, премьера которой состоялась в ноябре 2008 года. По словам Килара, он сказал, что, по его мнению, открыл философский камень, и что «нет ничего прекраснее, чем одинокий звук или вечное согласие, что это была глубочайшая мудрость, ничего подобного нашим трюкам с сонатными аллегросами, фугами и гармониками ». Произведения Килара исполнялись несколькими крупными международными оркестрами, в том числе Philadelphia Orchestra, Cleveland Orchestra и New York Philharmonic.

Awards
, удостоенным Войцеха Килара. Медаль имени Пера Артема ад Деум в 2009 году Войцех Килар, композитор. Звезда на Аллее звезд в Лодзь в Польше, «Аллее славы»

Войцех Килар получил множество наград за свою творческую деятельность и достижения, в том числе призы от Лили Буланже Фонд в Бостоне (1960), министр культуры и искусства (1967, 1975), Ассоциация польских композиторов (1975), провинция Катовице (1971, 1976, 1980), и город Катовице (1975, 1992). Он также был награжден Премией Первой степени Польской Республики (1980), премией Фонда Альфреда Юржиковского в Нью-Йорке (1984), Солидарность Независимый комитет профсоюзов по культуре Премия искусств (1989), Войцеха Корфанти (1995), премия "Lux ex Silesia", врученная архиепископом и митрополитом Катовицким (1995), и Sonderpreis des Kulturpreis Schlesien des Landes Niedersachsen (1996)).

Музыка Килара к фильмам также принесла ему много наград. Он получил приз за лучшую оценку музыки к Ziemia obiecana (Земля обетованная) (реж. Анджей Вайда ) на Фестивале польских фильмов в Гданьске в 1975. За этим последовала Prix Louis Delluc, которую Килар был награжден в 1980 году за музыку к анимационному фильму Le Roi et l'Oiseau / Король и пересмешник, (реж. Поль Гримо ). Годом позже он получил награду на Корк международном кинофестивале за музыку к Папье Яну Павлу II / Папе Иоанну Павлу II / Da un paese lontano: Papa Giovanni Paulo II (реж. Кшиштоф Занусси ).

Возможно, его наибольшим успехом он добился, получив оценку Фрэнсиса Форда Копполы Дракула, за который Килар разделил награду 1993 ASCAP от Американское общество композиторов, авторов и продюсеров в Лос-Анджелесе (вместе с 7 другими людьми и 5 другими фильмами), а также было номинировано на Saturn Award за лучшую музыку в науке. фантастика, фэнтези или фильм ужасов в Сан-Франциско в 1993 году.

В 2003 году он выиграл César Award за лучшую музыку, написанную для фильма, за Пианист на 28-й церемонии вручения награды César Awards во Франции в 2003 году, за которую он также получил номинацию BAFTA. На опубликованном саундтреке к этому фильму он сочинил «Перемещение в гетто 31 октября 1940 года» (длительность: 1 минута 52 секунды), а остальные 10 треков были созданы Фредериком Шопеном ; музыка в реальном фильме также включает пьесы Бетховена и Баха.

Польский государственный комитет кинематографии удостоил Килара награды за заслуги перед жизнью в 1991 году, а в 1976 году он был награжден Кавалерским крестом Ордена Polonia Restituta. В ноябре 2008 года Килар был награжден Большим крестом Ордена Polonia Restituta.

Список главных наград

Избранная музыка из фильмов
Концертная музыка

Оркестровая

  • Малая увертюра (1955), для Молодежного фестиваля, 1955
  • Симфония для струнных (Симфония № 1, 1955)
  • Памяти Белы Бартока, для скрипки, духовых и ударных (1956)
  • Riff 62 (1962)
  • Generique (1963)
  • Springfield Sonnet (1965)
  • Krzesany, для оркестра (1974)
  • Косцелец 1909, для оркестра (1976)
  • Орава, для струнный оркестр (1986)
  • Choralvorspiel (Хоровая прелюдия), для струнного оркестра, (1988)
  • Реквием отца Кольбе, для симфонического оркестра (1994)
  • Симфония № 3 «Сентябрьская симфония» " для оркестра (2003)
  • Ricordanza" (2005)
  • Uwertura uroczysta [Торжественная увертюра] для оркестра (2010)

Оркестровый, с инструментальными и вокальными солистами или в сопровождении

  • Концертная симфония, для фортепиано с оркестром (Симфония № 2, 1956)
  • Прелюдия и Рождественский гимн, для четырех гобоев и струнного оркестра (1972)
  • Богуродзица, для смешанного хора и оркестра (1975)
  • Hoary Fog (Siwa mgła), для баритона и оркестра (1979)
  • Exodus, для смешанного хора и оркестра (1981)
  • Виктория, для смешанного хора and orchestra (1983)
  • Angelus, для симфонического оркестра, сопрано и смешанного хора (1984)
  • Фортепиано o Концерт № 1 (1996)
  • Missa Pro Pace, для оркестра, хора и солистов (2000)
  • Симфония № 4 «Sinfonia de Motu» (Симфония движения), для оркестр, хор и солисты (2005)
  • Magnificat, для оркестра, хора и солистов (2007)
  • Симфония № 5 «Адвентская симфония», для оркестра, хора и солистов ( 2007)
  • Te Deum, для оркестра, хора и солистов (2008)
  • Veni Creator, для смешанного хора и струнных (2008)
  • Концерт для фортепиано №2 ( 2011)

Хоровой

  • Плач, для смешанного хора без аккомпанемента (2003)
  • Пасхальный гимн для хора (2008)

Палата

  • Сонатина для флейты (1951)
  • Деревянный духовой Квинтет (1952)
  • Роговая соната (1954)
  • Тренинг 68, для кларнета, тромбона, виолончели и фортепиано (1968)
  • Орава, аранжировка. для 8 виолончелей
  • Орава, обр. для 12 саксофонов (2009)

Фортепиано

Многочисленные сольные фортепианные пьесы

Симфонические стихи

Кшесаны

Кшесаны - симфоническая поэма завершено в 1974 году.

Премьера поэмы состоялась в Варшаве во время Международного фестиваля современной музыки «Варшавская осень» 24 сентября 1974 года. Композитор посвятил пьесу Национальной Филармония. Произведение является отсылкой к народной музыке из Подхале. Первоначально Кшесаны - это народный танец Подгальского края. Произведение было завершено 14 июля 1974 года. Впервые исполнено 24 сентября 1974 года. Поэма представляет собой монолитное произведение. Наряду с Косцелецом 1909, Седым Туманом и Оравой, Кшесаны - это своего рода "Килариан Татра полиптих".

Костелец

Костелец 1909 - симфоническая поэма, завершенная в 1976 году.

Премьера состоялась в Варшаве 5 ноября 1976 года. Войцех Килар написал пьесу по случаю 75-летия Национальной филармонии в Варшаве и 100-летия со дня рождения Мечислав Карлович. Композиция была посвящена дирижеру Витольду Ровицкому. Костелец 1909, наряду с Кшешанами, Седым Туманом и Оравой, представляет собой своего рода «Киларианский Татранский полиптих». Произведения относятся к традиции Подхале музыки. Композитор выделил три раздела-темы: tema della montagna (горная тема), tema dell’abisso chiamante (тема бездны) и tema del destino (тема судьбы). Произведение вдохновлено трагической смертью польского композитора-романтика Мечислава Карловича. Карлович погиб 8 февраля 1909 года в снежной лавине у подножия Малых Косьцелец в Татрах.

Седый туман

Седой туман ( Польское название: Siwa mgła ) - вокально-симфоническая поэма, завершенная в 1979 году.

Основана на песне горцев Подхале. Автор посвятил произведение оперному певцу. Наряду с Кшешанами, Косьцелец 1909 и Оравой, Седой туман является своего рода «Киларианским татранским полиптихом». Произведения относятся к традиции музыки Подхале. Музыка сопровождается пением баритона. Текст - традиционная польская горская песня. Это цельная деталь. Мировая премьера состоялась в Быдгощ 14 октября 1979 года. Затем партию баритона исполнил Анджей Бахледа-Куруш, Симфонический оркестр Краковской филармонии дирижировал Ежи Катлевич.

Орава

Орава - симфоническая поэма для камерного струнного оркестра, завершенная в 1986 году.

Премьера поэмы состоялась в Закопане 10 марта 1986 г. Польским камерным оркестром дирижировал. Это четвертая пьеса Килара, относящаяся к традиции музыки Подхале. Наряду с Косцелец 1909, Седым Туманом и Кшешанами, Орава является своеобразным «Киларианским татранским полиптихом». Имеются аранжировки для струнного квартета, двенадцати саксофонов, трио аккордеонистов, восьми виолончелей и др.

Политические взгляды

Во время избирательной кампании 2007 г. в Национальное собрание Республики Польша, Войцех Килар сделал ряд заявлений о своей поддержке партии Закон и справедливость.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Войцехом Киларом.
Последняя правка сделана 2021-06-21 13:02:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте