Социальный класс в Древнем Риме

редактировать
Пример римских мужчин высшего класса.

Социальный класс в Древнем Риме был иерархическим с множественными перекрывающимися социальными иерархиями. Относительное положение человека в одном из них могло быть выше или ниже, чем в другом, что усложняло социальный состав Рима.

Статус свободнорожденных римлян во время республики был установлен:

Различные римские классы допускали разные права и привилегии, включая голосование права, права брака и т. д.

Содержание
  • 1 Патриции и плебеи
    • 1.1 Патриции
    • 1.2 Плебеи
  • 2 класса, основанные на собственности
  • 3 класса на основе пола
    • 3.1 Pater Фамилии
    • 3.2 Женщины
  • 4 Рабство и вольноотпущенники
    • 4.1 Рабы
    • 4.2 Свободные мужчины
  • 5 Неримские граждане
    • 5.1 Латинские права
      • 5.1.1 Старые латинские права
      • 5.1.2. Латинские права после 338 г. до н.э.
    • 5.2 Перегрини
  • 6 Ссылки
Патриции и плебеи

Традиционно патриций относится к членам высшего класса, а плебей относится к низшему классу. Экономическая дифференциация в Риме привела к тому, что небольшое количество семей накопило большую часть богатства в Риме, что уступило место созданию классов патрициев и плебеев. Однако после этого первоначального различия разделение между патрициевскими и плебейскими семьями было строго наследственным, основанным на социальном статусе.

тога, изображенная здесь на статуе, восстановленной с головой Нервы, было отличительной одеждой римских граждан мужского пола.

Плебеи составляли большинство римских граждан. Хотя патриции часто представлены как богатые и влиятельные семьи, которым удалось обеспечить власть над менее удачливыми плебейскими семьями, плебеи и патриции среди сенаторского класса часто были одинаково богатыми. Поскольку гражданские права плебеев расширились в период среднего и позднего Римской республики, многие плебейские семьи достигли богатства и власти, в то время как некоторые традиционно патрицианские семьи впали в нищету и безвестность. Независимо от того, насколько богатой стала плебейская семья, они не поднялись, чтобы попасть в ряды патрициев. Ко второму веку до н.э. разделение между патрициями и плебеями утратило большую часть своего различия и начало сливаться в один класс.

Патриции

Патриции считались высшим классом в раннеримское общество. Они контролировали лучшие земли и составляли большинство в римском сенате. До 444 г. до н. Э. Плебей редко - если не невозможно - быть сенатором. Распространенным типом социальных отношений в Древнем Риме была система clientela, в которой участвовали покровитель и клиент (ы), которые оказывали друг другу услуги и были вовлечены в прочные деловые отношения. Патриции чаще всего были покровителями, и у них часто было несколько плебейских клиентов. Покровители оказывали своим клиентам множество услуг в обмен на обещание поддержки, если покровитель пойдет на войну. Эта система патронажа была одним из тех классовых отношений, которые наиболее тесно связывали римское общество, а также защищали социальные привилегии патрициев. Клиентела продолжала свое существование в позднеримском обществе, охватывая почти все время существования Древнего Рима. Патриции также полностью контролировали Цензор, который контролировал перепись, назначал сенаторов и контролировал другие аспекты социальной и политической жизни. Благодаря этой должности патриции могли поддерживать свою иерархию над плебеями.

Плебеи

Плебеи были низшим классом, часто фермерами, в Риме, которые в основном обрабатывали землю, принадлежавшую патрициям. Некоторым плебеям принадлежали небольшие участки земли, но это было редкостью до II века до нашей эры. Плебеи были связаны с патрициями через систему патронажа clientela, согласно которой плебеи помогали своим покровителям-патрициям на войне, повышали их социальный статус и собирали приданое или выкуп. В 450 г. до н. Э. Плебеям было запрещено вступать в брак с патрициями, но этот закон был отменен в 445 г. до н. Э. Плебейским трибуном . В 444 г. до н.э. был создан офис Военного трибуна с консульскими полномочиями, который позволял плебеям, прошедшим через этот офис, работать в Сенате после истечения их годичного срока. Плебеи оставались по большей части зависимыми от представителей высшего социального класса на протяжении всего существования Древнего Рима через систему клиентел или другими способами, по возможности присоединяясь к власть имущим.

Собственность- Основанные классы

Римское общество также было разделено на основе собственности в Центуриатском собрании. Центуриатное собрание отвечало за объявление войны, за избрание магистратов с империумом и за рассмотрение избранных дел.

Статуя члена класса наездника из 176 г. н.э. Считается, что эта статуя находится на Капитолийском холме в Риме и является единственной сохранившейся конной статуей.

Только римлянам, которые были достаточно богатыми, чтобы позволить себе собственные доспехи, разрешалось служить в армии. который состоял как из патрициев, так и из плебеев. Пока гражданин мог позволить себе броню, он мог быть солдатом. Центуриатное собрание было разделено на группы в зависимости от того, насколько богатый человек был и насколько он способен предоставить свои доспехи и оружие.

Центуриатское собрание
КлассКоличество

Веков / голосов

ПереписьСнаряжение
Конники 18Лошадь, полная доспехи, различное оружие
Класс I80100000 As Полная броня, некоторое оружие
Класс II2075000 КакПочти полная броня, некоторое оружие
Класс III2050,000 КакНемного брони, немного оружия
Класс IV2025000 AsМаленькая броня, немного оружия
Класс V3011000 AsБез доспехов, одно оружие
Пролетариат 5Нет
Всего столетий / голосов193

Наездники и Класс I имели 98 голосов между собой, таким образом, они могли перевесить голоса вместе взятых низших классов у которого было всего 95 голосов. Это было средством для более богатых классов сохранить контроль над армией и общественной жизнью. Вместо того чтобы рисковать восстанием низших классов из-за их отсутствия влияния в Собрании, голоса распределялись таким образом, чтобы высшие классы всегда могли перевесить голоса низших.

Гендерные классы

Pater Familias

Римское общество было патриархальным в чистом смысле слова; глава семьи мужского пола был pater familias, он обладал особыми юридическими полномочиями и привилегиями, которые давали ему юрисдикцию (patria potestas) над всеми членами его семьи. Отцы отвечали за воспитание своих сыновей. Кроме того, взрослые сыновья часто женились и продолжали жить в семейном домашнем хозяйстве со своими отцовскими фамилиями, пока их отец не умер, и они не взяли на себя ответственность за отцовские семьи. Pater familias также могли выполнять ритуал эмансипации (эмансипации) - процесс, который трижды подряд освобождает сына, чтобы предоставить сыну его собственные законные полномочия, свободные от pater familias.

Картина Лукреция, идеальная римская женщина из римской сказки «Смерть Лукреции».

Женщины

Свободные женщины в Древнем Риме были гражданами (cives), но не мог голосовать или занимать политическую должность. Женщины находились под исключительным контролем своих pater familias, которыми были их отец, муж или иногда их старший брат. Женщины и их дети получили социальный статус своих отцовских семей. Женщины не были включены в политическую сферу, и они не имели большого влияния вне дома. Однако женщины из более богатых семей обладали большей политической властью, чем женщины из более бедных семей, поскольку они могли оказывать свое влияние за кулисами публичных политических действий.

Существовали три ранних формы брака, которые передали римских женщин от одного отца. фамилии к другому. Первый, coemptio, представлял покупку невесты. Для этой самой старой формы брака требовалось пять свидетелей и должностное лицо, и она рассматривалась как деловая сделка. Второй, usus, произошел после одного года близости между мужчиной и женщиной. Если женщина не покидала мужчину в течение трех ночей по истечении года, она становилась его собственностью, а он становился ее pater familias. Если женщина уезжает до того, как истекут три ночи, она вернется к своей семье. Отношения сохранятся, но мужчина не станет ее отцом. Последняя форма брака, confarreatio, была наиболее близкой к современному браку. Confarreatio - это религиозная церемония, в ходе которой жених и невеста делили хлеб перед религиозными деятелями и другими свидетелями.

К концу II века н.э. браки sine manu были стандартной формой брака. Посредством брачного sine manu женщины не подпадали под юрисдикцию своих новых мужей или отцов. Они контролировали свою собственность (обычно приданое) после смерти отца. Мужчины по-прежнему должны были подписывать любые документы от имени своих женщин, но теперь в браке было две экономических единицы. Более того, развод мог быть инициирован как мужчиной, так и женщиной, часто с трехкратного произнесения «Я развожусь с вами» при свидетелях.

Правовой статус матери как гражданки повлиял на гражданство ее сына. Фраза ex duobus civibus Romanis natos («дети, рожденные от двух римских граждан») указывает на то, что римская женщина считалась имеющей статус гражданки, в отличие от peregrina.

Рабство и вольноотпущенники

Рабы

Рабы (servi) не были гражданами, и у них не было даже правового статуса, присущего свободным иностранцам. Рабы считались собственностью, и их покупали и продавали, как и любой другой товар в Риме. По большей части рабы происходили от должников и военнопленных, особенно женщины и дети, захваченные во время осад и других военных кампаний в Греции, Италии, Испании и Карфагене. В более поздние годы Республики и в Империю больше рабов пришло из недавно завоеванных областей Галлии, Британии, Северной Африки и Азии. Незначительный. Многие рабы были созданы в результате завоевания Греции Римом, но греческая культура в некоторых отношениях считалась более высокой, чем римская: отсюда знаменитое замечание Горация Graecia capta ferum victorem cepit («Захваченная Греция забрала своего дикого завоевателя» пленник"). Считается, что римский драматург Теренс был доставлен в Рим в качестве раба. Таким образом, рабство рассматривалось как обстоятельство рождения, несчастья или войны; он определялся с точки зрения правового статуса или, скорее, его отсутствия, и не ограничивался этнической или расовой принадлежностью, не определялся ею и не рассматривался как неизбежное постоянное условие. Рабство было более заметным в римской древности, чем где-либо еще в древнем мире, за исключением Греции.

Рабы, не имевшие навыков или образования, выполняли сельскохозяйственный или другие формы ручного труда. Больше рабов выполняли сельскохозяйственный труд, чем какой-либо другой вид работы. Тех, кто проявлял насилие или непослушание, или кто по какой-либо причине считался опасным для общества, мог быть приговорен к работе на шахтах, где они страдали в бесчеловечных условиях. Рабовладельцам разрешалось вернуть своих рабов за их деньги обратно, если они были обнаружены дефектными, или если продавец утаил что-либо, что могло повлиять на производительность раба. Рабов, которые оказывались больными или неисправными, часто продавали за очень небольшую цену. Хозяева время от времени манумит больных или пожилых рабов, чтобы сэкономить деньги, если они не получат достаточно денег от своей продажи, потому что это было дешевле, чем кормление и жилье бесполезного раба. Поскольку рабы по закону были собственностью, их владельцы могли избавиться от них в любое время.

Все дети, рожденные от рабынь, были рабами. Рабы, имевшие образование или навыки, позволяющие зарабатывать на жизнь, часто освобождались после смерти их хозяина как условие его воли. Рабам, которые вели дела для своих хозяев, также разрешалось зарабатывать и копить деньги для себя, и некоторые могли покупать свою свободу, в то время как третьи получали свободу от своих хозяев, хотя это было редкостью.

Освобожденные люди

Освобожденные люди (liberti ) были освобожденными рабами, которые после освобождения становились полноправными римскими гражданами, однако они не считались равными другим гражданам из-за их прежнего статуса рабов или их происхождение от бывших рабов, таким образом, они присоединились к рядам плебеев низшего класса. Только через несколько поколений потомки бывших рабов смогут подняться по служебной лестнице (иногда становясь всадниками или сенаторами). Статус либерти развивался по всей республике по мере увеличения их числа. Благодаря военной службе и другим видам деятельности, например, ремесленничеству и предпринимательству, освобожденные люди часто копили огромные состояния в более поздней республике. Несмотря на удачу этих многих liberti, в Древнем Риме большинство освобожденных были плебеями и работали фермерами или торговцами.

Неримские граждане
Оратор, ок. 100 г. до н.э., этруско -римлян бронзовая скульптура, изображающая Ауле Метеле (лат. Aulus Metellus), этрусского человека в римском тога, занимаясь риторикой ; на статуе есть надпись этрусским алфавитом

Latin Right

Latin Rights или Jus Latii - права, данные латинским союзникам и латинским колониям Рима.

Старые латинские права

Латинские союзники получили право вступать в брак, вести дела и заключать контракты с полноправными римскими гражданами, а также право переезжать из союзного латинского города в Рим (или наоборот). наоборот). Дети полноправных римских граждан и латинских матерей могли унаследовать римскую собственность и гражданство своих отцов через Латинскую лигу до 338 г. до н. Э. Лица с латинскими правами имели привилегированный статус над другими римскими союзниками, которые не были полноправными римскими гражданами.

Latin Rights Post-338 до н.э.

Граждане 5 латинских городов (Арисия, Ланувий, Педум, Nomentum и Antium) получили полное римское гражданство в 338 г. до н.э., после окончания Латинской войны. Остальным латинским союзникам было предоставлено ограниченное римское гражданство, они получили привилегии Старых латинских прав, но не получили права голоса или получения римской собственности, если они не переехали на постоянное место жительства в город Рим.

Перегрини.

Свободно рожденные иностранцы были известны как перегрини. Перегрини действовал в соответствии с законами, действовавшими в их провинциях, когда они были захвачены Римом. Август (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) ввел законы, которые позволяли Перегрини становиться гражданами через службу в римской армии или позже. городской совет. Права гражданина передавались по наследству, поэтому дети Перегрини, ставшие гражданами, также были гражданами при рождении. Различия между римскими гражданами и перегрини продолжались до 212 г. н.э., когда Каракалла (211 г. - 217 г. н.э.) предоставил полное римское гражданство всем свободным людям в империи с провозглашением конституции Антонина.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 07:48:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте