Римский цензор

редактировать
Римский магистрат, ответственный за перепись и мониторинг общественной морали

цензор (при любом время их было двое) был магистратом в Древнем Риме, который отвечал за ведение переписи, наблюдение общественной морали и наблюдение за некоторыми аспектами государственных финансов

Власть цензора была абсолютной: ни один судья не мог возражать против его решений, и только другой цензор, который его сменил, мог отменить эти решения.

Цензорное регулирование общественной морали является источником современного значения слов «цензура» и «цензура».

Содержание

  • 1 Ранняя история магистратуры
  • 2 Выборы
  • 3 Атрибуты
  • 4 Отмена
  • 5 Обязанности
    • 5.1 Перепись
      • 5.1.1 Перепись за пределами Рима
      • 5.1.2 Другое использование переписи
    • 5.2 Режим морума
      • 5.2.1 Наказания
    • 5.3 Управление финансами государства
      • 5.3.1 Надзор за общественными работами
    • 5.4 Lustrum
  • 6 Статистика переписи
    • 6.1 Источники
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Ранняя история магистратуры

Впервые перепись была учреждена Сервием Туллием, шестым королем Рима, ок. 575–535 гг. До н. Э. После отмены монархии и основания республики в 509 г. до н.э. консулы несли ответственность за перепись до 443 г. до н.э. В 442 г. до н.э. консулы не были избраны, но вместо них были назначены трибуны с консульскими полномочиями. Это было движение плебеев, чтобы попытаться достичь более высоких магистратур: только патриции могли быть избраны консулами, в то время как некоторые военные трибуны были плебеями. Чтобы предотвратить возможность получения плебеями контроля над переписью, патриции лишили консулов ​​и трибунов права проведения переписи и назначили для этого двух магистратов, называемых цензорами (цензорами), избранных исключительно из патрициев в Риме. 120>

Магистратура продолжала контролироваться патрициями до 351 г. до н.э., когда Гай Марций Рутил был назначен первым плебейским цензором. Двенадцать лет спустя, в 339 г. до н.э., один из публилианских законов требовал, чтобы один цензор был плебеем. Несмотря на это, ни один плебейский цензор не проводил торжественного очищения людей («lustrum »; Ливий Periochae 13) до 280 г. до н.э. В 131 г. до н.э. оба цензора впервые были плебеями.

Причина наличия двух цензоров заключалась в том, что два консула ранее проводили перепись вместе. Если один из цензоров умирал во время его пребывания в должности, его заменял другой, как и консулы. Это случилось только однажды, в 393 году до нашей эры. Однако галлы захватили Рим в этот lustrum (пятилетний период), и впоследствии римляне расценили такую ​​замену как «преступление против религии». С этого момента, если один из цензоров умирает, его коллега уходит в отставку, и вместо них выбираются два новых цензора.

Первоначально должность цензора была ограничена восемнадцатью месяцами по закону диктатора Мамерк Эмилий Мамерсин ; Таким образом, в V и IV веках до нашей эры эта должность имела меньшее значение. Однако во время цензуры Аппия Клавдия Цека (312–308 гг. До н.э.) престиж цензуры сильно возрос: Цекус построил первую в истории римскую дорогу (Виа Аппиа ) и первый римский акведук (Aqua Appia ), оба названные в его честь; он изменил организацию римских племен и был первым цензором, составившим список сенаторов ; и он также выступал за основание римских колоний (colonia ) в Лациуме и Кампании для поддержки римских военных усилий во Второй Самнитской войне. Благодаря этим усилиям и реформам Аппий Клавдий Цек смог удерживать цензуру в течение всего lustrum (пятилетний период); и должность цензора, на которую впоследствии были возложены различные важные обязанности, в конечном итоге достигла одного из самых высоких политических статусов в Римской республике, уступая только статусу консулов ​​.

Выборы

Цензоры были избраны в Центуриатном собрании, которое заседало под председательством консула. Бартольд Нибур предполагает, что цензоры сначала были избраны Куриатным собранием, и что Выборы Ассамблеи были подтверждены Центуриатом, но Уильям Смит полагает, что «у этого предположения нет никаких оснований, и его истинность полностью зависит от правильности взглядов [Нибура] относительно избрания консулов». Оба цензора должны были быть избраны в один и тот же день, и, соответственно, если голосование за второго не было завершено в тот же день, выборы первого были признаны недействительными и должно было быть проведено новое собрание.

Собрание по выборам цензоров проводилось под эгидой, отличной от , чем при выборах консулов ​​и преторов, поэтому цензоры не считались их коллегами, хотя они также обладали maxima auspicia. Собрание было проведено новыми консулами вскоре после начала их полномочий; и цензоры, как только они были избраны и цензурная власть была предоставлена ​​им декретом Центуриатского собрания (lex centuriata), полностью заняли свои должности.

В качестве общего принципа только те, кто имел право на должность цензора, были те, кто ранее был консулом, но было несколько исключений. Сначала не было закона, запрещающего человеку подвергаться цензуре дважды, но единственным человеком, который был избран на эту должность дважды, был Гай Марций Рутил в 265 г. до н.э. В том же году он издал закон, согласно которому никто не может быть избран цензором дважды. Вследствие этого он получил когномен из Censorinus.

Атрибуты

Цензура отличалась от всех других римских магистратур продолжительностью полномочий. Первоначально цензоры избирались на весь люструм (период в пять лет), но уже через десять лет после его учреждения (433 г. до н.э.) их должность была ограничена восемнадцатью месяцами по закону диктатора Мамерк Эмилий Мамерцин. Цензоры также были уникальны по рангу и достоинству. У них не было imperium, и соответственно не было ликторов. Их чин был предоставлен им Центуриатским собранием, а не куриями, и в этом отношении они уступали по силе консулам и преторам

. Несмотря на это, цензура была считается высшим достоинством в государстве, за исключением диктатуры; это была «священная магистратура» (sanctus magistratus), которой было дано глубокое почтение. Высокий ранг и достоинство, которые получила цензура, объяснялись различными важными обязанностями, постепенно возлагаемыми на нее, и особенно тем, что она обладала режимом morum, или общим контролем над поведением и нравственностью граждан. Осуществляя эту власть, они руководствовались исключительно своими собственными взглядами на долги и не несли ответственности перед какой-либо другой властью в штате.

Цензоры обладали официальной табуреткой, называемой "курульным стулом. "(sella curulis), но есть некоторые сомнения относительно их официальной одежды. Хорошо известный отрывок Полибия описывает использование образов на похоронах; мы можем заключить, что консул или претор носил пурпурную кайму toga praetexta, тот, кто победил вышитую toga picta, и цензор - пурпурную тогу, свойственную ему, но другие писатели говорят их официальная одежда такая же, как и у других высших магистратов. Похороны цензора всегда проводились с большой помпой и пышностью, и, следовательно, "цензурные похороны" (funus censorium) назначались даже императорам.

Отмена

Цензура продолжала существовать в течение 421 года, с 443 г. до н.э. по 22 г. до н.э., но в течение этого периода многие люстры проходили мимо без какого-либо выбора цензора. Согласно одному заявлению, эта должность была упразднена Луцием Корнелием Суллой. Хотя авторитет, на котором зиждется это утверждение, не имеет большого значения, сам факт вероятен, поскольку в течение двух люстр, прошедших от диктатуры Суллы до первого правления Гнея Помпея (Помпея), переписи населения не проводилось. консульство (82–70 до н.э.), и любое строгое «навязывание морали» было бы сочтено неудобным для аристократии, поддерживавшей Суллу.

Если бы Сулла отменил цензуру, это было бы во всяком случае восстановлен в консульстве Помпея и Марка Лициния Красса. Его власть была ограничена одним из законов трибуна Публия Клодия Пульхера (58 г. до н.э.), который предписывал определенные регулярные формы разбирательства перед цензорами при исключении человека из римского сената, и потребовал, чтобы цензоры согласились применить это наказание. Однако этот закон был отменен в третьем консульстве Помпея в 52 г. до н.э. по настоянию его коллеги К. Цецилий Метелл Сципион, но служба цензуры так и не восстановила свою прежнюю власть и влияние.

Во время гражданских войн, последовавших вскоре после этого, цензоры не были избраны; только после долгого перерыва они были назначены снова, а именно в 22 г. до н. э., когда Август приказал Луцию Мунацию Планку и Эмилию Лепиду Павлу занять эту должность.. Это был последний раз, когда назначались такие магистраты; в будущем императоры исполняли обязанности своей должности под именем («префект морали»).

Некоторые императоры иногда брали имя цензора, когда проводили перепись римского народа; Так было с Клавдием, который назначил старшего Луция Вителлием своим коллегой, и с Веспасианом, у которого также был коллега в лице его сына Тит. Домициан принял титул «вечного цензора» (censor perpetuus), но последующие императоры не подражали этому примеру. В правление Деция мы обнаруживаем, что старший Валериан был назначен цензурой, но Валериан никогда не был избран цензором.

Обязанности

Обязанности цензоров можно разделить на три класса, все из которых были тесно связаны друг с другом:

  1. Перепись, или регистр граждан и их имущества, в который было включено чтение списки Сената (lectio senatus) и признание лиц, имеющих право на звание конного (признание конного);
  2. Regimen Morum, или сохранение публики мораль; и
  3. Управление финансами государства, к которому относились надзор за общественными зданиями и возведение всех новых общественных работ.

Первоначальная деятельность цензуры была вначале значительной более ограниченный вид и почти полностью ограничивался проведением переписи, но обладание этой властью постепенно принесло с собой новую власть и новые обязанности, как показано ниже. Общий взгляд на эти обязанности кратко изложен в следующем отрывке Цицерона: «Censores populi aevitates, soboles, familias pecuniasque censento: urbis templa, vias, aquas, aerarium, vectigalia tuento: populique partes in tribus distribunto: exin pecunias, aevitates, ordines Patiunto: equitum, peditumque prolem descriptionunto: caelibes esse prohibento: mores populi regunto: probrum in senatu ne relinquunto ». Это можно перевести как: «Цензоры должны определять поколения, происхождение, семьи и собственность людей; они должны (охранять / защищать) городские храмы, дороги, воды, казну и налоги; они должны разделить людей на три части; затем они должны (разрешить / одобрить) свойства, поколения и звания [народа]; они должны описать потомство рыцарей и пехотинцев; они должны запретить быть холостыми; они направлять поведение людей; они не должны игнорировать злоупотребления в Сенате ».

Перепись

Перепись, первая и основная обязанность цензоров, всегда проводилась на Марсовом поле, а с 435 г. до н.э. здание под названием Вилла Публика, которое было построено для этой цели второй парой цензоров, Гаем Фурием Пакилом Фусусом и Марком Геганиусом Макерином.

Отчет о формальностях с которой была открыта перепись, приводится во фрагменте книги, сохранившейся Варроном. После осуществления покровительства граждане были вызваны глашатаем для явки перед цензорами. Каждое колено созывалось отдельно, и имена в каждом колене, вероятно, были взяты согласно спискам, ранее составленным трибунами колен. Каждый paterfamilias должен был лично предстать перед цензорами, которые сидели на своих курульных стульях, и первыми брались те имена, которые считались хорошим предзнаменованием, например Валерий, Сальвий и т. Д.

Перепись проводилась в соответствии с суждением цензора (ad Arbitrium censoris), но цензоры установили определенные правила, иногда называемые легесами. censui censendo, в котором упоминались различные виды собственности, подлежащей переписи, и способы оценки их стоимости. Согласно этим законам, каждый гражданин должен был дать отчет о себе, своей семье и своей собственности под присягой, «объявленной от всего сердца».

Сначала он должен был назвать свое полное имя (преномен, номен и когномен ) и его отца, или, если он был Либертус ("вольноотпущенник"), то его покровитель, и он был также обязан указать свой возраст. Затем его спросили: «Вы, искренне заявляя, что у вас есть жена?» и если он женат, он должен сообщить имя своей жены, а также количество, имена и возраст своих детей, если таковые имеются. Одинокие женщины и сироты были представлены их опекунами; их имена заносились в отдельные списки, и они не включались в общую сумму глав.

После того, как гражданин указал свое имя, возраст, семью и т. д., он должен был дать отчет обо всех его собственность, поскольку она подлежала переписи. Переписи (censui censendo) подлежали только такие вещи, как собственность согласно закону. Поначалу кажется, что каждый гражданин просто назвал стоимость всей своей собственности в целом, не вдаваясь в подробности; но вскоре стало практикой давать подробное описание каждого предмета, а также общую стоимость целого.

Земля составляла самый важный предмет переписи, но государственная земля, владение которой только принадлежал гражданину, исключался как не являющийся собственностью Киритария. Если мы можем судить по практике имперского периода, был обычай давать самые подробные характеристики всех таких земель, которыми гражданин владел согласно квиритарианскому закону. Он должен был указать название и местоположение земли, а также указать, какая часть ее была пахотной, какой луг, какой виноградник и какие оливковые земли; а также земли, описанной таким образом, он должен был дать свою оценку ее стоимости.

Рабы и крупный рогатый скот составляли следующую по значимости позицию. Цензоры также обладали правом требовать возврата предметов, которые обычно не выдавались, например, одежды, драгоценностей и экипажей. Некоторые современные писатели сомневались в том, что цензоры обладали властью устанавливать более высокую оценку собственности, чем сами граждане, но если вспомнить дискреционный характер полномочий цензоров и почти существующую необходимость, чтобы Чтобы предотвратить мошенничество, чтобы право взимать дополнительную плату было передано в чьи-то руки, мы вряд ли можем сомневаться в том, что цензоры обладали такой властью. Более того, прямо заявлено, что однажды они внесли непомерную дополнительную плату за предметы роскоши; и даже если они не занесли в свои книги собственность человека по более высокой цене, чем он ее вернул, они достигли той же цели, заставив его уплатить налог на собственность по более высокой ставке, чем другие. Налог обычно составлял одну тысячу на имущество, внесенное в книги цензоров, но однажды цензоры вынудили человека заплатить восемь тысяч в качестве наказания.

Лицо, добровольно отказавшееся от участия в торгах. перепись считалась подмогой и подлежала строжайшему наказанию. Сервий Туллий, как говорят, угрожал таким людям тюремным заключением и смертью, а в период республиканцев он мог быть продан государством в качестве раба. В более поздний период республики одно лицо, отсутствующее в переписи, могло быть представлено другим лицом и, таким образом, было зарегистрировано цензорами. Неизвестно, приходилось ли солдатам, отсутствовавшим на службе, назначать представителя. В древние времена внезапные вспышки войны не позволяли провести перепись, потому что большое количество граждан обязательно отсутствовало. Из отрывка из Ливия предполагается, что в более поздние времена цензоры отправляли в провинции уполномоченных с полномочиями проводить там перепись римских солдат, но, похоже, это был особый случай. Напротив, это вероятно из-за того, как Цицерон ссылается на отсутствие Архия из Рима в армии под командованием Лукулла, как достаточная причина того, что он не был включен в перепись, эта служба в армии была уважительным поводом для отсутствия.

После того, как цензоры получили имена всех граждан с указанием количества их имущества, они должны были составить списки племен, а также классов и веков; ибо по законодательству Сервия Туллия положение каждого гражданина в государстве определялось размером его собственности (Comitia Centuriata ). Эти списки составляли важнейшую часть Tabulae Censoriae, под названием которой были включены все документы, так или иначе связанные с выполнением цензурных обязанностей. Эти списки, поскольку они были связаны с финансами государства, хранились в эрариуме, который был храмом Сатурна; но постоянным хранилищем всех архивов цензоров в прежние времена был Атриум Либертатис, недалеко от Виллы Публика, а в более поздние времена храм нимф.

Помимо разделения граждан на племена, столетия, и классы, цензоры должны были также составить списки сенаторов на последующие пять лет или до назначения новых цензоров; вычеркивание имен тех, кого они считали недостойными, и добавление к телу тех, кто был достоин. Таким же образом они провели проверку наездников, получивших лошадь из государственных средств (equites equo publico), и добавляли и удаляли имена по своему усмотрению. Они также подтвердили princeps senatus или назначили нового. Сам принцепс должен был быть бывшим цензором.

После заполнения списков подсчитано количество граждан и объявлена ​​общая сумма. Соответственно, мы обнаруживаем, что в отчете о переписи обычно указывается и количество граждан. В таких случаях о них говорят как о capita («головы»), иногда с добавлением слова civium («граждан»), а иногда и нет. Следовательно, быть зарегистрированным в переписи было то же самое, что «иметь голову» (caput habere).

Перепись за пределами Рима

Перепись иногда проводилась в провинциях, даже при республике. Император послал в провинции специальных офицеров, называемых Censitores, для проведения переписи; но иногда эту обязанность выполняли имперские легаты. Сенситорам помогали подчиненные офицеры, называемые Censuales, которые составляли списки и т. Д. В Риме перепись все еще проводилась при империи, но старые церемонии, связанные с ней, больше не проводились, а церемония люстрации проводилась. не выполнялось после Веспасиана. Правоведы Паулюс и Ульпиан каждый писали труды по переписи в имперский период; и несколько выдержек из этих работ даны в главе Дайджеста (50 15).

Другое употребление слова «перепись»

Слово «перепись», помимо общепринятого значения «оценки» состояния человека, имеет в Риме другое значение; это может относиться к:

  • сумме собственности человека (отсюда мы читаем о census senatorius, поместье сенатора; census equestris, поместье eques ).
  • , списки цензоров.
  • налог, который зависел от оценки в ходе переписи. Лексиконы предоставят примеры этих значений.

Regimen morum

Сохранение общественной морали (moden morum, или в империи cura morum или praefectura morum) была второй по важности ветвью обязанностей цензоров и делала их должность одной из самых почитаемых и самых страшных в римском государстве; поэтому они также были известны как Castigatores («каратели»). Естественно, это выросло из права, которым они обладали исключать людей из списков граждан, ибо, как хорошо было замечено, «они, в первую очередь, были бы единоличными судьями по многим вопросам. на самом деле, например, имел ли гражданин квалификацию, требуемую законом или обычаем для получения звания, которое он заявлял, или э. э. он когда-либо выносил какой-либо судебный приговор, что сделало его печально известным: но оттуда, согласно римским представлениям, переход был легким к решению вопросов права; например, действительно ли гражданин достоин сохранения своего звания, не совершил ли он какое-либо действие, столь же унизительное, как те, которые повлекли за собой наказание по закону ".

Таким образом, цензоры постепенно предположили, по крайней мере, номинальный полный контроль над всей общественной и частной жизнью каждого гражданина. Они были созданы как хранители общественной морали; они должны были не просто предотвращать преступления или отдельные акты безнравственности, но, скорее, поддерживать традиционный римский характер, этику и привычки (mos majorum) - режим морум также включал в себя эту защиту традиционных способов, которая называлась во времена империи cura («надзор») или префектура («повеление»). Наказание, наложенное цензорами при осуществлении этой ветви их обязанности назывались nota ("отметка, буква"), notatio или animadversio censoria ("цензурный упрек"). Нанося его, они руководствовались только своими сознательными убеждениями в отношении долга; они должны были принять oa что они будут действовать без предвзятости ни пристрастия, ни пристрастия; и, вдобавок к этому, они были обязаны в каждом случае указывать в своих списках напротив имени виновного гражданина причину назначенного ему наказания Subscriptio censoria.

Эта часть цензоров. «офис наделил их своеобразной юрисдикцией, которая во многих отношениях напоминала выражение общественного мнения в наше время; ибо существует бесчисленное множество действий, которые, хотя и признаются всеми как вредные и аморальные, все же не подпадают под действие позитивных законов страны; как часто говорят, «безнравственность не равно беззаконию». Даже в случаях реальных преступлений позитивные законы часто предусматривают наказание только за конкретное преступление, в то время как по общественному мнению преступник, даже после того, как он понес наказание, по-прежнему лишен дееспособности для определенных почестей и отличий, которые предоставляются только лицам безупречного характера.

Следовательно, римские цензоры могли заклеймить человека своим «цензурным знаком» (nota censoria), если он был осужден за преступление в обычном суде и уже понес за это наказание. Следствием такого примечания было только, а не позор. Бесчестье и цензурный приговор не были судом или res judicata, поскольку его последствия были недолговечными, но могли быть удалены следующими цензорами или lex (примерно «закон»). Кроме того, цензурная отметка недействительна без согласия обоих цензоров. Таким образом, бесчестье было лишь временным понижением статуса, которое, по-видимому, даже не лишало магистрата его должности и, конечно же, не дисквалифицировало лиц, работающих под ним, для получения магистратуры, для назначения в качестве судей претором ., или для службы в римских армиях. Mamercus Aemilius Mamercinus, таким образом, несмотря на упреки цензоров (animadversio censoria), был сделан диктатором.

Человек мог быть заклеймен цензурным знаком в различных случаях, что и было бы невозможно указать, так как во многих случаях это зависело от усмотрения цензоров и их взгляда на дело; а иногда даже одна группа цензоров не обращала внимания на правонарушение, за которое их преемники сурово наказывали. Но преступления, за которые зафиксировано наказание цензорами, имеют троичный характер.

  1. Такие, которые имели место в частной жизни людей, например,.
    1. Жить в безбрачии в то время, когда человек должен был вступить в брак, чтобы обеспечить государство гражданами. Обязанность вступать в брак часто навязывалась гражданам цензорами, а отказ выполнить ее наказывался штрафом (aes uxorium ).
    2. Расторжение брака или обручения ненадлежащим образом или по недостаточным причинам.
    3. Неподходящее поведение по отношению к жене или детям, а также грубость или чрезмерное снисходительность по отношению к детям и непослушание последних по отношению к своим родителям.
    4. Чрезмерный и роскошный образ жизни или экстравагантность траты денег. Зарегистрировано очень много случаев такого рода. Позднее были сделаны leges sumptuariae, чтобы сдержать растущую любовь к роскоши.
    5. Небрежность и небрежность при обработке полей.
    6. Жестокое обращение с рабами или клиентами.
    7. Осуществление недостойной репутации профессии или занятия, например, игра в театрах.
    8. Охота на наследие, ограбление сирот и т. Д.
  2. Правонарушения, совершенные в общественной жизни в качестве государственного служащего или повторно t магистраты,.
    1. если магистрат действовал не таким образом, чтобы соответствовать его достоинству офицера, если он был доступен для взяток или подделки покровительства.
    2. Неподходящее поведение по отношению к магистрату или попытка ограничить его власти или отменить закон, который цензоры считали необходимым.
    3. Лжесвидетельство.
    4. Пренебрежение, непослушание и трусость солдат в армии.
    5. Соблюдение equus publicus (лошадь, содержащаяся патрицианской конной милицией за государственный счет) в плохом состоянии.
  3. Разнообразные действия или занятия, которые считались вредными для общественной морали, могли быть запрещены указом, а те те, кто действовал вопреки указам, были заклеймлены нотами и унизились. Перечень правонарушений, которые могли быть наказаны цензурой с позором, см. Нибур.

Человек, который был заклеймен цензурой nota, мог бы, если бы он считал себя обиженным, попытаться доказать свою невиновность перед цензоры, и если ему это не удастся, он может попытаться заручиться защитой одного из цензоров, чтобы заступиться за него.

Наказания

Наказания, применяемые цензорами, обычно различались в зависимости от должности, которую занимал человек, хотя иногда человек самого высокого ранга мог понести все наказания сразу, будучи униженным до низший класс граждан. Но обычно их делят на четыре класса:

  1. Motio («удаление») или ejectio e senatu («исключение из сената»), или исключение человека из рядов сенаторов. Это наказание могло быть либо простым исключением из списка сенаторов, либо человек мог одновременно быть исключен из племен и понижен до ранга эрарианина. Последний курс, по-видимому, применялся редко; обычный способ наложения наказания был прост: цензоры в своих новых списках опускали имена тех сенаторов, которых они хотели исключить, и, читая эти новые списки публично, незаметно опускали имена тех, кого больше не должно было быть. сенаторы. Следовательно, выражение praeteriti senatores («сенаторы, вышедшие из-под контроля») эквивалентно e senatu ejecti (исключенные из сената).. Однако в некоторых случаях цензоры не соглашались с этим простым способом действий, а обращались к сенатор, которого они заметили, и публично отчитал его за его поведение. Однако, поскольку в обычных случаях бывший сенатор не был дисквалифицирован из-за своего позора за то, что он занимал какую-либо из магистратов, открывающих путь сенату, он мог при следующей переписи снова стать сенатором.
  2. The ademptio equi, или отнятие финансируемой государством лошади у наездника. Это наказание также могло быть простым или сочетаться с исключением из племен и понижением до уровня эрарианца.
  3. Motio e tribu, или исключение человека из его племени. Это наказание и понижение до звания эрарианца изначально были одинаковыми; но когда с течением времени было проведено различие между сельскими или деревенскими племенами и городскими племенами, motio e tribu перевело человека из деревенских племен в менее респектабельные городские племена, и, если дальнейшая деградация до ранга aerarian сочетался с motio e tribu, об этом всегда прямо говорилось.
  4. Четвертое наказание называлось referre in aerarios или facere aliquem aerarium и могло быть наложено на любого человека, которого цензоры считали заслуживающим этого. Эта деградация, собственно говоря, включала в себя все другие наказания, поскольку всадник не мог стать аэрарием, если он не был ранее лишен своей лошади, а член деревенского племени не мог стать аэрарием, если он не был ранее исключен из него.

Именно этот авторитет римских цензоров в конечном итоге превратился в современные значения терминов «цензура» и «цензура », т. Е. Чиновники, которые проверяют опубликованные материалы и запрещают публикацию материалов, признанных противоречащими друг другу. "общественной морали", как этот термин интерпретируется в данной политической и социальной среде.

Управление финансами государства

Управление финансами государства было другой частью офиса цензуры. Во-первых, tributum, или налог на имущество, должен был уплачиваться каждым гражданином в соответствии с суммой его собственности, зарегистрированной в переписи, и, соответственно, регулирование этого налога, естественно, подпадало под действие закона. юрисдикция цензоров. Они также контролировали все другие доходы государства, vectigalia, такие как десятина, уплачиваемая за государственные земли, соляные работы, рудники, таможня и т. Д..

Цензоры обычно продавали с аукциона лицу, предложившему наивысшую цену, за место для сбора десятины и налогов (сбор налогов ). Этот аукцион назывался venditio или locatio и, по-видимому, проводился в марте месяце в общественном месте в Риме. Условия, на которых они были сданы в аренду, вместе с правами и обязанностями покупателей, были указаны в законах. censoriae, которые цензоры публиковали в каждом случае до начала торгов. Для дальнейших подробностей см. Публикани.

Цензоры также обладали правом, хотя, вероятно, не без согласия Сената, устанавливать новые vectigalia и даже продавать землю, принадлежащую государству. Таким образом, казалось, что цензоры должны были выдвинуть бюджет на пятилетний период и позаботиться о том, чтобы доходов государства было достаточно для его расходов в течение этого времени. Отчасти их обязанности напоминали обязанности современного министра финансов. Однако цензоры не получали доходов государства. Все государственные деньги были внесены в эрариум, который полностью находился под юрисдикцией сената; и все выплаты производились по приказу этого органа, который нанял квесторов в качестве своих сотрудников.

Надзор за общественными работами

В одном важном отделе, общественных работах, цензорам было поручено расходовать государственные деньги (хотя фактические платежи, несомненно, производились квесторами ).

Цензоры осуществляли общий надзор за всеми общественными зданиями и сооружениями (Opera Publica), и для покрытия расходов, связанных с этой частью их обязанностей, сенат голосовал им определенную сумму денег или определенные доходы, которыми они были ограничены, но которые они могли одновременно использовать по своему усмотрению. Они должны были следить за тем, чтобы храмы и все другие общественные здания находились в хорошем состоянии, чтобы частные лица не вторгались в какие-либо общественные места и чтобы акведук, дороги, водостоки и т. Д. были должным образом приняты меры.

Ремонт общественных работ и поддержание их в надлежащем состоянии были сданы цензорами на публичных аукционах участнику самой низкой цены, так же как vectigalia были переданы наивысшей цене. участник торгов. Эти расходы назывались, и поэтому мы часто находим vectigalia и ultrotributa в противопоставлении друг другу. Лица, заключившие контракт, назывались кондукторами, mancipes, redemptores, susceptores и т. Д.; и обязанности, которые они должны были выполнять, были указаны в. Цензоры должны были также контролировать расходы, связанные с поклонением богам, даже, например, кормление священных гусей в Капитолии; эти различные задачи также выпускались по контракту. Для цензоров было обычным делом тратить большие суммы денег («безусловно, самые крупные и обширные» в государстве) на свои общественные работы.

Помимо поддержания существующих общественных зданий и сооружений в надлежащем состоянии, цензоры также отвечали за строительство новых, для украшения или использования, как в Риме, так и в других частях Италии, таких как храмы, базилики, театры, портики, форумы, стены городов, акведуки, гавани, мосты, клоаки, дороги и т. Д. работы либо выполнялись ими совместно, либо они делили между собой деньги, предоставленные им сенатом. Они были переданы подрядчикам, как и другие работы, упомянутые выше, и когда они были завершены, цензоры должны были убедиться, что работа была выполнена в соответствии с контрактом: это называлось opus probare или in acceptum referre.

Первая в истории римская дорога, Виа Аппиа и первый римский акведук, Аква Аппиа, все были построены в цензура Аппия Клавдия Цека, одного из самых влиятельных цензоров.

эдилы аналогичным образом руководили общественным в зданиях, и нелегко точно определить соответствующие обязанности цензоров и эдилов, но в целом можно отметить, что надзор эдилов носил скорее полицейский характер, тогда как надзор цензоров был более финансовым в предмет.

Lustrum

После того, как цензоры выполнили свои различные обязанности и провели пятилетнюю перепись, последовало lustrum, торжественное очищение людей. Когда цензоры вошли в их офис, они жеребьевкой выяснили, кто из них должен произвести это очищение; но оба цензора, конечно, были обязаны присутствовать на церемонии.

Спустя долгое время после того, как римская перепись прекратилась, латинское слово lustrum сохранилось и было принято в некоторых современных языках в производном смысле пятилетнего периода, то есть половины десятилетия.

Статистика переписи

ПереписьКоличество римских гражданЭкономический кризисВойныЭпидемии
508 г. до н.э.130,000
505–504 гг. До н.э.
503 г. до н.э.120,000
499 или 496 г. до н.э.
498 г. до н.э.150,700
493 г. до н.э.110,000
492–491 г. до н.э.
486 г. до н.э.
474 г. до н.э.103,000474 г. до н.э.474 г. до н.э.
465104,714
459 г. до н.э.117,319
456 г. до н.э.
454 г. до н.э.454 г. до н.э.
440–439 г. до н.э.
433 г. до н.э.433 г. до н.э.
428 г. до н.э.428 г. до н.э.
412 г. до н.э.412 г. до н.э.
400 г. до н.э.
396 г. до н.э.
392 г. до н.э.152,573392 г. до н. Э.392 г. до н. Э.
390 г. до н. Э.390 г. до н. Э.
386 г. до н. Э.
383 г. до н. Э.383 г. до н. Э.
343–341 г. до н. Э.
340 г. до н. Э.165 000340–338 г. до н.э.
326–304 г. до н. Э.
323 г. до н. Э.150 000
299 г. до н. Э.
298–290 г. до н. Э.
294 г. до н. Э.262 321
293/292 г. до н. Э.
289 г. до н. Э.272 200
281 г. до н. Э.
280 г. до н. Э.287 222280–275 г. до н. Э.
276 г. до н. Э.271224276 г. до н.э.?
265 г. до н.э.292,234
264–241 г. до н.э.
252 г. до н.э.297,797
250 г. до н.э.250 г. до н.э.
247 г. до н.э.241,712
241 г. до н.э.260,000
234 г. до н.э.270,713
216 г. до н.э.216 г. до н.э.
211–210 г. до н.э.211–210 гг. До н.э.
209 г. до н.э.137,108
204 г. до н.э.214000204 г. до н.э.
203 г. до н.э.
201 г. до н.э.
200 г. до н.э.200–195 г. до н.э.
194 г. до н.э.143,704
192–188 г. до н.э.
189 г. до н.э.258,318
187 г. до н. Э.
182–180 г. до н. Э.
179 г. до н. Э.258 318
176–175 г. до н. Э.
174 г. до н. Э.269 015
171–167 г. до н. Э.
169 г. до н.э.312,805
165 г. до н.э.
164 г. до н.э.337,022
159 г. до н.э.328,316
154 г. до н.э.324000
153 г. до н.э.
147 г. до н.э.322000
142 г. до н.э.322,442142 г. до н.э.
138 г. до н.э.
136 г. до н.э.317,933
131 г. до н.э.318,823
125 г. до н.э.394,736
123 г. до н.э.
115 г. до н.э.394,336
104 г. до н.э.
87 г. до н.э.
86 г. до н.э.463,000
75 г. до н.э.
70 г. до н.э.910,000
67 г. до н.э.
65 г. до н.э.
54
49–46 г. до н.э.
43 г. до н.э.
28 г. до н.э.4,063,000
23–2223–22
8 г. до н.э.4 233 000
5–6
10
14 г. н.э.4 937 000

Источники

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Эта статья включает текст из публикации, находящейся сейчас в общественном достоянии : Смит, Уильям, изд. (1870). Словарь греческих и римских древностей. Лондон: Джон Мюррей. Отсутствует или пусто |title=()

Последняя правка сделана 2021-06-04 09:19:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте